г. Киров |
|
02 августа 2012 г. |
Дело N А28-11373/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноперовой С.В.,
при участии в судебном заседании:
заявителя конкурсного управляющего Перминова В.А., представителя Алалыкина Д.В., действующего на основании доверенности от 07.11.11,
представителя уполномоченного органа Никулиной И.В., действующей на основании доверенности от 28.02.12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Перминова Владимира Анатольевича
на определение Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2012 по делу N А28-11373/2010-251/20-313, принятое судом в составе судьи Шаклеиной Е.В.,
по заявлению Федеральной налоговой службы
о включении требования в сумме 23 930 499 руб. 17 коп. в реестр требований кредиторов Кировского областного государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Кировлес" (ИНН: 4345217040, ОГРН: 1074345062461, г. Киров)
установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Кировского областного государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Кировлес" (далее - КОГУП "Кировлес", должник) Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об установлении требования в общей сумме 23 930 499,17 руб. и включении в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2012 заявленные требования признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника в сумме 23 875 174,08 руб., из них: по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 4 195 149,61 руб., в том числе налог - 3 129 215,76 руб., пени - 1 036 529,85 руб., штраф - 29 404,00 руб.; по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 437 768,24 руб., в том числе взнос - 1 183 324,75 руб., пени - 254 443,49 руб., по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 793 718,56 руб., в том числе недоимка - 760 117,86 руб., пени - 33 557,01 руб., штраф - 43,69 руб., по уплате исполнительского сбора в сумме 1 325 079,93 руб., по уплате капитализированных платежей в сумме 16 123 457,74 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Конкурсный управляющий Перминов Владимир Анатольевич (далее - конкурсный управляющий Перминов В.А., заявитель) с принятым определением Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2012 не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить в части признания обоснованным требований ФНС России по уплате капитализированных платежей в сумме 16 123 457,74 руб. и разрешить вопрос по существу (принять новый судебный акт об удовлетворении требований ФНС России по уплате капитализированных платежей в сумме 11 239 363,01 руб. (16 123 457,74 руб. - 4 884 094,73 руб.), в остальной части оставить судебный акт без изменения.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда первой инстанции недостаточно обоснованны. Заявитель выражает несогласие с судебным актом в части удовлетворения требований ФНС России в сумме 4 884 094,73 руб., составляющих дополнительные расходы на медицинскую и социальную реабилитацию пострадавших. Заявитель указывает, что приказ ГУ-КРО ФСС РФ от 28.01.2011 N 59-А официально опубликован не был, не имеет правовых последствий, не подлежит применению.
Уполномоченный орган в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В пояснениях к отзыву на апелляционную жалобу заявитель указал, что постановлением ФСС РФ от 30.10.07 N 260 утверждены Правила подготовки актов ФСС РФ, имеющих нормативный характер, и их государственной регистрации, пунктом 21 которых предусмотрено опубликование актов Фонда, признанных Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, в журнале "Вестник государственного социального страхования" и (или) еженедельной информационно-аналитическом журнале "Социальный мир" и размещение на официальном web-сайте Фонда, пунктом 22 Правил предусмотрено вступление в силу актов Фонда по истечении 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен самим актом, по пункту 25 Правил акты направляются для исполнения только после их регистрации и официального опубликования, в оспариваемом приказе не определен иной порядок вступления в силу, данный приказ вступает в силу и исполняется после его официального опубликования, сведения об опубликовании приказа в деле отсутствуют.
ООО "Жилье" ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2012 в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2011 по делу N А28-11373/2010 КОГУП "Кировлес" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Перминов В.А.
Сведения о вынесении указанного судебного акта опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 12.11.2011 N 212.
Наличие на стороне должника неисполненных обязательств, в том числе по капитализации повременных платежей, послужило основанием для обращения ФНС России в Арбитражный суд Кировской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав заявителя жалобы и представителя уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2012 в обжалуемой части исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона) и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права отделения фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед работниками должника.
Между тем Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о социальном страховании порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало Постановление N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера таких платежей.
Во исполнение этого постановления Фонд социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Согласно пункту 2 данной Методики размер капитализируемых платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию включает в себя: размер капитализируемых платежей на ежемесячные страховые выплаты пострадавшим; размер капитализируемых платежей на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья; размер капитализируемых платежей на обеспечение ежемесячными страховыми выплатами лиц, имеющих право на их получение в случае смерти пострадавших в результате наступления страховых случаев.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требование уполномоченного органа в части, касающейся капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, может быть включено в реестр требований кредиторов должника.
Судом первой инстанции установлено, что расчет размера дополнительных расходов произведен уполномоченным органом в соответствии с Методикой и с применением нормативов установленных приказом ГУ - КРО ФСС РФ от 28.01.2011 N 59-А, которым установлены нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию на одного пострадавшего при ликвидации (банкротстве) предприятий на 2011 год.
Доказательств признания спорного приказа недействующим суду не представлено; расчет размера платежей конкурсным управляющим не оспорен, доказательств возможности и обоснованности применения при расчете иных нормативов суду не представлено.
При таких обстоятельствах, заявленные ФНС России были правомерно признаны обоснованными в сумме 16 123 457,74 руб. капитализированных платежей.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя о неприменении приказа ФСС от 28.01.2011 N 59-А в связи с отсутствием его официального опубликования подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, государственной регистрации и официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
Из письма Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2001 N 07/8410-ЮД следует, что данный документ в государственной регистрации не нуждается.
Приказ регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 28.01.2011 N 59-А издан на 2011 год в целях использования (применения) при расчете средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; спорный приказ не затрагивает прав, свобод, обязанностей человека и гражданина и не относится к числу нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации и официальному опубликованию.
Ссылка заявителя жалобы на постановление ФСС РФ от 30.10.07 N 260 не может быть признана состоятельной, т.к. касается правил подготовки актов ФСС РФ, а не его региональных отделений.
Таким образом, оспариваемый судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2012 по делу N А28-11373/2010-251/20-313 оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего Перминова Владимира Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
О.П. Кобелева |
Судьи |
Т.Е. Пуртова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11373/2010
Должник: Профсоюз КОГУП, основанное на праве хозяйственного ведения "Кировлес"
Кредитор: Департамент лесного хозяйства Кировской области, Кировское областное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Кировлес", КОГУП "Кировлес", ОАО "Сбербанк России" в лице Кировского отделения N 8612
Третье лицо: В/у Перминов В. А., Ген.директор КОГУП "Кировлес", Департамент государственной собственности Кировской области, ЗАО "ВяткаТорф", Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову, Конкурсный управляющий Перминов Владимир Анатольевич, НП "Национальная Ассоциация по реструктуризации и несостоятельности (СНО)", ООО "Краснополянский Жилкомхоз", Правительство Кировской области, Управление федеральной налоговой службы по Кировской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, Арбитражный управляющий КОГУБ "Кировлес" Перминов Владимир Анатольевич, Вятский филиал ФГУП "Рослесинфорг", ГУ "ЦУКС МЧС России", Департамент лесного хозяйства Кировской области, Департамент экологии и природопользования Кировской области, ИП Галимов Зейнальабид Абдулгамидович, ИП Кадочников А. В., ИП Магсумзянов Нияз Нурисламович, ИП Мороз Дмитрий Дмитриевич, Казанский филиал ФГУП "Рослесинфорг", Кировская областная организация профессионального союза работников лесных отраслей РФ, Можгалес - филиала АУ УР "Удмуртлес", МУП "Управляющая компания", ОАО "Донауровский лес", ОАО "Коммунэнерго", ОАО "Нововятский лыжный комбинат", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Сбербанк России" в лице Омутнинского отделения N 4397, Объединенная профсоюзная организация КОГУП "Кировлес" Кировской областной организации профессионального союза работников лесных отраслей Российской Федерации (России), ООО "АРС", ООО "Барс", ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", ООО "Донауровский лес", ООО "Жилье", ООО "Слободской мебельный комбинат", ООО "ТПП "ЧИШМЭ", ООО "Управляющая компания "Лесные технологии", ООО "Урал-Сервис", ООО "Частное охраннное предприятие Агентство "Амон", ООО "Юрьянские коммунальные системы", ООО ПКФ "Автоспектр", ООО Производственно-строительная коммерческая фирма "Лебяжье-лес", ООО СП "Янтарь", ФГУП "Рослесинфорг"
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6148/19
29.12.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5621/17
25.08.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5222/17
14.04.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1515/17
10.02.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-11373/10
26.04.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-954/16
22.12.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9936/15
15.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7615/14
10.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7333/13
03.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7335/13
28.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8521/13
17.01.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8436/12
14.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7475/12
13.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7478/12
16.10.2012 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-11373/10
27.09.2012 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-11373/10
02.08.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3256/12
03.07.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2821/12
30.11.2011 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-11373/10
29.11.2011 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-11373/10
19.10.2011 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-11373/10
19.10.2011 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-11373/10