г. Челябинск |
|
02 августа 2012 г. |
Дело N А07-22262/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тенгри" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2012 года по делу N А07-22262/2011 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Тенгри" - Головкина О.А. (доверенность от 30.07.2012 N 108),
государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Уфимского филиала N 12 - Никулин А.Ю. (доверенность от 23.04.2012 N 76).
Общество с ограниченной ответственностью "Тенгри" (далее - заявитель, ООО "Тенгри", страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в лице Уфимского филиала N 12 (далее - заинтересованное лицо, фонд): о признании недействительными решения от 07.02.2011 N 11918 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и решения от 04.10.2011 N 8562 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; взыскании долга перед страхователем - ООО "Тенгри" в сумме 211 457 руб. 75 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.04.2012 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Тенгри" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Тенгри" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции допустил неправильное применение норм материального права при принятии решения, а, выводы, изложенные в обжалуемом решении не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В частности, ООО "Тенгри" указывает на наличие следующих обстоятельств:
- ООО "Тенгри" в установленные сроки было зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации;
- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) обществом с ограниченной ответственностью "Тенгри" рассчитаны, начислены и выплачены пособия, подлежащие обязательному социальному страхованию;
- в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) ООО "Тенгри" предоставило страховщику документы, содержащие достаточные сведения и являющиеся основанием для выплаты страхового обеспечения;
- ООО "Тенгри" своевременно и в полном размере производило уплату установленных налогов и взносов;
- в арбитражный суд первой инстанции были представлены все документы, подтверждающие выплату начисленных работнику Каримовой Л.А. пособий по социальному страхованию (расходные кассовые ордера, кассовая книга ООО "Тенгри" за 2009 год, выписка из расчетного счета за 2009 год);
- "по решению суда, Каримова Л.А. в силу ее состояния (беременности) была принята на работу 01.06.2009, за день до этого уволилась по собственному желанию из НП "ЭО Тенгри", что является не верной и не единственной причиной трудоустройства в ООО "Тенгри". Об этом при рассмотрении дела в зале заседания суда представитель ООО "Тенгри" неоднократно заявлял. В частности, Каримова Л.А. в силу сложившихся обстоятельств была вынуждена переехать в Уфу, работая прежде в Белорецком районе у партнера нашей организации НП "ЭО Тенгри". Между ООО "Тенгри" (турагентом) и НП "ЭО Тенгри" (туроператором) заключен агентский договор, по которому наша организация обязуется осуществлять реализацию туристического продукта, участвуя в его создании и реализации, проработав непосредственно у прямого туроператора, Каримова Л.А. при трудоустройстве в ООО "Тенгри" являлась ценным работником. ООО "Тенгри" как юридическое лицо было зарегистрировано 07.08.2008. На момент принятия на работу Каримовой Л.А. ООО "Тенгри" не имело в своем штате работников. Туристическая деятельность носит сезонный характер, по этой причине в конце второго квартала 2009 года возникает необходимость в менеджере по туризму, так как спрос на туристические путевки увеличился. ООО "Тенгри" осознанно приняло на работу Каримову Л.А., стоящую на учете по беременности, так как после планирующегося спада принятия заявок по реализации туристического продукта Каримова Л.А. должна была уйти в отпуск по беременности и родам. Все вышеуказанные обстоятельства принятия на работу Каримовой судом не были приняты во внимание";
- отсутствие штатного расписания на дату принятия сотрудницы на работу не может являться одним из поводов для отказа в удовлетворении заявленных требований;
- "размер заработной платы был установлен в трудовом договоре 01.06.2009 в размере 4,3 минимальных размера оплаты труда на день выплаты заработной платы";
- "что касается вывода суда об отсутствии ведения трудовой деятельности Каримовой Л.А. нужно отметить, что каких-либо дополнительных документов или иных доказательств в период рассмотрения дела истребовано не было. Заключение договоров, по которым в течение работы, не произошло поступление денежных средств, не является подтверждением отсутствия ведения трудовой деятельности Каримовой Л.А. У ООО "Тенгри" не был запрошен содержательный отчет работы сотрудницы и выводы судом были сделаны только на основании выписки по расчетному счету и кассовой книги. Суд не принял во внимание, то что согласно должностной инструкции менеджера по туризму и заключенного трудового договора в должностные обязанности входят и иные обязанности кроме заключения договоров на оказание туристических услуг. Квалификация и деловая активность Каримовой Л.А. подтверждается наличием опыта работы у туроператора и рекомендациями, данными на нее организацией НП "ЭО Тенгри". Таким образом, доводы суда о том, что заключение трудового договора с Каримовой Л.А. свидетельствуют об отсутствии иной необходимости кроме получения средств фонда на выплату пособия, являются несостоятельными и неверными";
- "То обстоятельство суда, что оплата труда директора не производилась, также не может служить основанием для отказа в выделении средств на обеспечение страхового случая. Работа безвозмездно или на общественных началах законодательством РФ не запрещена. На начальных этапах существования организации руководитель в праве самостоятельно выбрать вариант ведения деятельности, направленный на перспективу получения прибыли, создание рабочих мест, выплату работникам достойной заработной платы".
В представленном отзыве на апелляционную жалобу фонд просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на непредставление обществом с ограниченной ответственностью "Тенгри" доказательств реального осуществления Каримовой Л.А. трудовых функций и создании искусственной ситуации в целях необоснованного получения средств фонда.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - общества с ограниченной ответственностью "Тпенгри". По результатам проведенных контрольных мероприятий заинтересованным лицом составлен акт камеральной проверки от 24.01.2011 N 11918 (т. 2, л.д. 7, 8).
В ходе проведенной камеральной проверки фондом оценивались следующие документы общества с ограниченной ответственностью "Тенгри": листки временной нетрудоспособности по беременности и родам Каримовой Л.А.; справка-расчет среднего заработка по начислению пособия по временной нетрудоспособности; реестр и справка о доходах за 2009 г.; трудовая книжка, трудовой договор Каримовой Л.А.; табели учета рабочего времени за июнь, июль 2009 г.; штатное расписание от 01.01.2009, 01.01.2010, 01.06.2010, приказ от приеме работника на работу; расходные кассовые ордера на выплату пособия; банковские выписки за период с 03.02.2009 по 30.11.2010; заявление о предоставлении отпуска до 1,5 лет; приказ о предоставлении отпуска; справка-расчет среднего заработка за последние 12 месяцев предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком; листок нетрудоспособности по беременности и родам с приложением размера выплаченного пособия; свидетельство о рождении; справка с места работы отца о том, что он не находится в отпуске по уходу за ребенком и не получает пособие по уходу за ребенком; заявление на выплату пособия при рождении ребенка; справка о рождении; свидетельство о рождении; справка с места другого родителя о том, что пособие ему не выплачивалось; заявление на выплату пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности; справка из женской консультации.
В акте камеральной проверки фондом зафиксированы следующие обстоятельства, свидетельствующие по мнению заинтересованного лица о создании ООО "Тенгри" искусственной ситуации, направленной на необоснованное получение выплат за счет средств фонда:
- по результатам рассмотрения представленных документов страхователем последнему были направлены требования о представлении дополнительных документов, а именно: штатного расписания до 01.06.2009, банковских выписок о движении денежных средств за расчетный период (требование от 15.06.2010); штатного расписания, приказа о приеме на работу, расчетных ведомостей по начислению заработной платы за расчетный период; положения о премировании, приказов на выплату премий, банковских выписок о получении заработной платы за расчетный период, налоговых деклараций с отметками налогового органа за расчетный период (требование от 13.08.2010); реестра и справок о доходах физических лиц за 2009 год с прежней работы Каримовой Л.А. с отметкой налогового органа (требование от 16.12.2010);
- "страхователем были представлены не все требуемые документы. Представлены: штатное расписание и справка формы 2-НДФЛ с прежнего места работы, банковские выписки за период 02.03.2009 - 30.11.2010, согласно которой за период с 01.06.09 по 31.07.09 должна была начисляться заработная плата Каримовой Л.А. Поступлений на расчетный счет за данный период не было вообще. Перечислений на лицевой счет Каримовой Л.А. не осуществлялось. По расчетным ведомостям Ф-4 ФСС также видно, что до принятия Каримовой Л.А. и после ухода ее в декретный отпуск заработная плата никому не выплачивалась. Учитывая вышесказанное страхователем создана искусственная ситуация направленная на неправомерное получение средств из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации".
Фондом 07.02.2011 вынесено решение N 11918 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (т. 1, л.д. 82, 83). Данным решением частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 36 100 руб. 25 коп. (п. 1). Пунктом 2 указанного решения обществу с ограниченной ответственностью "Тенгри" отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 167 327 руб. 09 коп.
Также Фондом была проведена камеральная проверка ООО "Тенгри" правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт от 05.09.2011 N 8562 (т. 1, л.д. 85, 86).
В ходе проведенной камеральной проверки фондом оценивались следующие документы общества с ограниченной ответственностью "Тенгри": расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходам на выплату страхового обеспечения по состоянию на 25.08.2011; заявление на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет сотрудника Каримовой Л.А.; приказы о предоставлении отпусков по беременности и родам за период с 22.07.2009 по 08.12.2009, дополнительного отпуска по беременности и родам за период с 09.12.2009 по 24.12.2009, отпуска по уходу за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и выплате ежемесячного пособия за период 25.12.2009 по 02.04.2011 сотруднику Каримовой Л.А.; листки нетрудоспособности серий ВФ N N 6657830, 6804438 с приложением расчета размера выплаченного пособия по беременности и родам сотруднику Каримовой Л.А.; справка о сумме заработка и справка-расчет среднего заработка сотрудника Каримовой Л.А.; реестр выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет сотруднику Каримовой Л.А.; трудовая книжка Каримовой Л.А.; справка и свидетельство о рождении Рязанцева Артема Владимировича; трудовой договор б/н от 01.06.2009 Каримовой Л.А.; должностная инструкция Каримовой Л.А.; реестр сведений о доходах физических лиц за 2009 г. по ООО "Тенгри"; справка о доходах физического лица за 2009 г. сотрудника Каримовой Л.А.; справка о неиспользовании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет Рязанцевым Вадимом Ивановичем, выданная ООО "Торговое предприятие "Магазин N 62"; табели учета рабочего времени за 06.2009 и 07.2009 по ООО "Тенгри"; расходные кассовые ордера о получении пособий: от 14.08.2009 N 4 на сумму 100 356 руб. 20 коп.; по беременности и родам (дополнительно): от 15.01.2010 N 1 на сумму 11 469 руб. 28 коп.; по уходу за ребенком до 1,5 лет: от 07.07.2010 N 13 на сумму 54268 руб. 18 коп.; от 13.08.2010 N 74 на сумму 8471 руб. 51 коп.; от 14.09.2010 N 81 на сумму 8471 руб. 51 коп.; от 14.10.2010 N 89 на сумму 8471 руб. 51 коп.; от 15.11.2010 N 1 на сумму 8471 руб. 51 коп.; от 31.12.2010 N 59 на сумму 8471 руб. 51 коп.; от 31.01.2011 N 1 на сумму 8471 руб. 51 коп.; от 28.02.2011 N 2 на сумму 8471 руб. 51 коп.; от 31.03.2011 N 3 на сумму 8471 руб. 51 коп.; от 02.04.2011 N 4 на сумму 564 руб. 76 коп.
В данном акте камеральной проверки заинтересованное лицо сослалось на наличие следующих обстоятельств: "По представленным документам на возмещение расходов по выплате пособий по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет за период 25.12.2009 по 31.10.2010 по Каримовой Л.А. проведена камеральная проверка по результатам которой было принято решение N 11918 от 07.02.2011 об отказе в возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам на сумму 111825,48 руб. и возмещении суммы произведенных расходов по выплате пособия по уходу за первым ребенком до достижения им 1,5 лет из расчета МРОТ за указанный выше период в количестве 11 выплат на сумму 24181,10 руб."
Фондом 04.10.2010 вынесено решение N 32 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (т. 1, л.д. 88), которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 38 916 руб. 18 коп. за период с ноября 2010 года по апрель 2011 года; страхователю предложено произвести корректировку сумм расходов на выплату страхового обеспечения.
Как следует из имеющихся в деле документов, общество с ограниченной ответственностью "Тенгри" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы 07.08.2008 за основным государственным регистрационным номером 10802750002609 (т. 2, л.д. 14 - 22), состоит на учете в качестве страхователя в государственном учреждении - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан с 13.08.2008 (регистрационный номер страхователя 0275005530) (т. 1, л.д. 14).
Приказом от 01.06.2009 N 1 Каримова Лилия Ахатовна принята на работу в общество с ограниченной ответственностью "Тенгри" на должность менеджера по туризму согласно штатному расписанию, с установлением ненормированного рабочего дня согласно трудовому договору (т. 1, л.д. 15).
Трудовой договор заключен между ООО "Тенгри" (работодателем) и Каримовой Л.А. (работником) 01.06.2009 и в числе прочего предусматривал установление работнику заработной платы в размере 4,3 минимальных размеров оплаты труда на день выплаты с установлением уральского коэффициента (т. 1, л.д. 16).
Согласно должностной инструкции менеджера по туризму общества с ограниченной ответственностью "Тенгри" (т. 1, л.д. 19), в должностные обязанности менеджера по туризму включены: предложение клиенту имеющегося выбора вариантов проведения отдыха, дача рекомендаций и советов по выбору мест отдыха, дача консультаций об особенностях социально-демографических и природно-климатических условий отдыха; проведение мини-рекламы выбранного места, описание его достоинств и преимуществ; предоставление путеводителей, карт, схем, планов местности; заключение договора на оказание туристских услуг; организация взаимодействия с транспортными предприятиями, гостиницами и турагентствами; дача необходимых рекомендаций по соблюдению правил безопасности в стране (регионе) пребывания; оформление необходимых туристических документов.
Действительно, при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции страхователем в материалы дела в числе прочих представлены следующие документы:
- выписка из трудовой книжки Каримовой Л.А. (т. 1, л.д. 17), из содержания которой следует, что Каримова Л.А., до приема на работу в ООО "Тенгри", в период с 01.12.2008 по 31.05.2009 работала менеджером по туризму в некоммерческом партнерстве "Экологическое объединение Тенгри" и была уволена 31.05.2009 по собственному желанию. До работы в НП "ЭО Тенгри" Каримова Л.А. работала лаборантом-исследователем ботанического сада-института УНЦ РАН на 0,4 ставки (с 22.11.2004 по 30.09.2005) и продавцом-консультантом садового центра "Флорант" ИП Плотникова В.В. (с 01.10.2007 по 02.10.2008);
- агентский договор N 1, заключенный 30.09.2009 между НП "ЭО Тенгри" (туроператором) и ООО "Тенгри" (турагентом), в соответствии с которым турагент принял на себя обязательства по поручению и в интересах туроператора, действуя с третьими лицами от своего имени, осуществлять реализацию туристического продукта туроператора, а, туроператор принял на себя обязательства по выплате турагенту за совершение названных действий вознаграждения в порядке и на условиях настоящего договора (т. 2, л.д. 155 - 157).
В то же время, наличие у заявителя указанных документов не свидетельствует о том, что у ООО "Тенгри" имеется право на получение страхового возмещения.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на социальное обеспечение.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
На основании п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу условий пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая. Основанием для выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Между тем, формальное наличие у страхователя документов, на основании которых он претендует на получение страхового возмещения (в том числе платежных) не означает безусловную обязанность фонда по выплате соответствующих сумм страхователю, исходя из условий пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ.
Наличие положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не означает, что, применительно к данной ситуации, со страхователя снимается обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований.
В рассматриваемой ситуации обществом с ограниченной ответственностью "Тенгри" в действительности создан формальный документооборот, направленный на создание искусственных условий для получения страхового возмещения, что подтверждается следующими фактами:
1) отсутствие в штатном расписании должности менеджера по туризму в момент оформления Каримовой Л.А. на указанную должность, при том, что по состоянию на момент рассмотрения спора в арбитражном суде первой инстанции данная должность остается вакантной;
2) оформление Каримовой Л.А. на должность менеджера по туризму непосредственно перед наступлением страхового случая;
3) отсутствие у ООО "Тенгри" фактической возможности осуществления выплат наемным работникам, и отсутствие таким образом, необходимости приема на должность менеджера по туризму Каримовой Л.А. Согласно имеющимся в материалах дела документам, доказательств осуществления обществом с ограниченной ответственностью "Тенгри" выплат руководителю заявителя Емельяновой А.И., не имеется, в отношении данного лица в налоговый орган по месту учета ООО "Тенгри" справки формы 2-НДФЛ не представлялись. При этом суд первой инстанции обоснованно критически отнесся к доводам представителя ООО "Тенгри" о том, что руководитель общества Емельянова А.И. осуществляла соответствующие функции "на общественных началах", - исходя из условий ст. ст. 129 - 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции также критически относится к доводам заявителя о том, что безвозмездное выполнение функций руководителя ООО "Тенгри" Емельянова А.И. осуществляла по причине отсутствия у общества достаточных денежных средств. В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Исходя из анализа движения денежных средств по расчетному счету ООО "Тенгри", согласно имеющейся в материалах настоящего дела банковской выписки (т. 3, л.д. 3, 4) следует, что фактически активная предпринимательская деятельность обществом не осуществлялась, оплата туристической путевки в сумме 14 400 руб. была осуществлена единожды, 30.04.2009, то есть до приема Каримовой Л.А. на должность менеджера по туризму. Суд первой инстанции, проанализировав движение денежных средств по расчетному счету ООО "Тенгри" также обоснованно указал на то, что оплата заявителем 01.09.2009 сумм 100 000 руб. и 20 000 руб. осуществлена заявителем НП "ЭО Тенгри" по договору субаренды нежилого помещения (т. 3, л.д. 11, 12), а не в связи с исполнением условий агентского договора. Суд апелляционной инстанции, указывая на экономическую нецелесообразность приема на работу Каримовой Л.А., при этом не вступает в противоречие с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П, поскольку оценивает оформление правоотношений между ООО "Тенгри" и Каримовой Л.А., не исключительно, с точки зрения экономической целесообразности (отсутствие денежных средств, необходимых для оплаты труда наемного работника, отсутствие ведения активной предпринимательской деятельности со стороны ООО "Тенгри"), но также с точки зрения реальной возможности выполнения Каримовой Л.А. соответствующих трудовых функций. Между тем, как следует из документов, представленных в материалы настоящего дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, документирование расчетов с Каримовой Л.А. оформлялось обществом с ограниченной ответственностью "Тенгри" следующим образом: оформлением договора денежного займа в сумме 500 000 руб. на срок до двух лет между Емельяновой А.И. и ООО "Тенгри" 01.07.2009 (т. 2, л.д. 144) и приходного кассового ордера (т. 1, л.д. 24), с возвратом указанной суммы Емельяновой А.И. 20.07.2010 платежным поручением N 16 (т. 1, л.д. 25), оформление выдачи денежных средств Каримовой Л.А. посредством заполнения кассовой книги (т. 2, л.д. 86 - 92). При этом иных операций в кассовой книге общества с ограниченной ответственностью "Тенгри" не зафиксировано. К представленной ООО "Тенгри" выписке из оборотно-сальдовой ведомости по счету 51 за 2009 год (т. 1, л.д. 22), суд апелляционной инстанции относится критически, учитывая, что данная выписка не подписана уполномоченным представителем заявителя, а, что касается аналогичной выписки за 9 месяцев 2011 года (т. 1, л.д. 26), то, данная выписка не отвечает признаку относимости доказательств (ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации);
4) непредставление заявителем, в нарушение условий ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, документального подтверждения выполнения Каримовой Л.А. функций менеджера по туризму. В силу условий ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (абз. 1 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим ссылки заявителя в апелляционной жалобе на то, "каких-либо дополнительных документов или иных доказательств в период рассмотрения дела истребовано не было. Заключение договоров, по которым в течение работы, не произошло поступление денежных средств, не является подтверждением отсутствия ведения трудовой деятельности Каримовой Л.А. У ООО "Тенгри" не был запрошен содержательный отчет работы сотрудницы и выводы судом были сделаны только на основании выписки по расчетному счету и кассовой книги. Суд не принял во внимание, то что согласно должностной инструкции менеджера по туризму и заключенного трудового договора в должностные обязанности входят и иные обязанности кроме заключения договоров на оказание туристических услуг. Квалификация и деловая активность Каримовой Л.А. подтверждается наличием опыта работы у туроператора и рекомендациями, данными на нее организацией НП "ЭО Тенгри", - судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку, соответствующих документов (доказательств) в суд апелляционной инстанции со ссылкой на абз. 1 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, страхователем не представлено.
Следует также отметить, что защиту своих интересов общество с ограниченной ответственностью "Тенгри" выстраивает преимущественно на пояснениях представителя, не подкрепляя данные какой-либо доказательственной базой, а, следовательно, являющихся документально неподтвержденными.
Совокупность вышеперечисленных обстоятельств, по мнению суда апелляционной инстанции является достаточной для признания действий страхователя, направленными исключительно на незаконное получение средств Фонда социального страхования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществу с ограниченной ответственностью "Тенгри" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 1000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2012 года по делу N А07-22262/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тенгри" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тенгри" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22262/2011
Истец: ООО "Тенгри"
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования в лице Уфимского филиала N12, ГУ РО ФСС РФ по РБ Уфимский филиал N 12