г. Хабаровск |
|
07 августа 2012 г. |
А73-4019/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радикс-Дент"
на решение от 7 июня 2012 года
по делу N А73-4019/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Радикс-Дент" (ОГРН 1042700280282, ИНН 2725034321)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - административный органа) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Радикс Дент" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 7 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Радикс Дент" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы, ссылается на нарушение административным органом положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части нарушения срока уведомления о проведении проверки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Ходатайство ООО "Радикс Дент" отклонено апелляционным судом ввиду следующего.
В силу части 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства мотивировано тем, что директор общества и его представитель находятся в очередном отпуске. В обоснование ходатайства, заявителем представлены электронные билеты. Вместе с тем, доказательств невозможности направления в Шестой арбитражный апелляционный суд другого представителя обществом не представлено.
Министерство здравоохранения Хабаровского края в письменном отзыве доводы жалобы считает необоснованными, полагает, что они были предметом исследования в суде первой инстанции, просит жалобу оставить без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Радикс Дент" на основании лицензий от 13.10.2010 N ЛО-27-01-000469 осуществляет медицинскую деятельность по оказанию стоматологических услуг по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск ул. Тихоокеанская, 204, оф. 603 (стоматологический кабинет).
На основании распоряжения министра здравоохранения Хабаровского края от 13.02.2012 N 111-р проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности по месту осуществления медицинской деятельности. В ходе проверки было выявлено нарушение требований подпункта "д" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.012007 N30 (далее - Положение), а именно: ООО "Радикс-Дент" при осуществлении медицинской деятельности не обеспечивается своевременное повышение квалификации специалистов (не реже одного раза в 5 лет).
Так на момент проверки в организации осуществляет профессиональную медицинскую деятельность Качкина М.А., не имеющая действующего сертификата специалиста по специальности "стоматология терапевтическая" (Диплом ПВN 461628 от 22.06.1989 по специальности "стоматология", выдан Хабаровским государственным медицинским институтом. Удостоверение об окончании интернатуры по специальности "стоматология терапевтическая" от 30.06.1990 N 162, выдано Хабаровским государственным медицинским институтом; Свидетельство о повышении квалификации по специальности "стоматология терапевтическая" от 23.11.2006 рег. N2564/1133, сертификат специалиста по специальности "стоматология терапевтическая" от 23.11.2006 N 1451, 202, 4602, выданы ГОУВПО "Дальневосточный государственный медицинский университет". Срок действия сертификата истек 23.12.2011).
В нарушение требований подпункта "и" пункта 5 Положения, обществом не соблюдаются Правила предоставления платных медицинских услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 (далее - Правила), пункт 11 Правил, а именно: не оформляются договоры о предоставлении платных медицинских услуг, что является нарушением.
Кроме того, в ходе проверки было выявлено отсутствие у ООО "Радикс-Дент" оформленных договоров с пациентами Цыбренок О.Ф. 1964 г.р, Чукановым ПН. 1984 г.р., Мирончуком Н.И. 1956 г.р, получившими медицинские услуги в период с 09.02.2012 по 10.03.2012.
В нарушение требований подпункта "л" пункта 5 Положения, статей 20, 22 Федерального закона от 21.112011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обществом при осуществлении медицинской деятельности не обеспечивается надлежащее ведение медицинской документации, а именно:
- в ходе проверки медицинской документации пациентов Цыбренок О.Ф., Чуканова П.Н., Мирончука Н.И., Горбуновой Я. А. выявлено отсутствие информированного добровольного согласия пациентов на проведенные медицинские вмешательства;
- в медицинских картах пациентов Цыбренок О.Ф., Чуканова П.Н., Горбуновой Я.А. не отражена информация о дозах медицинского облучения полученных при проведении рентгенологических (радиовизиографических) исследований. Сведения о прохождении данными пациентами рентгенологических исследований (09.02.2012,13.02.2012 и 14.02.2012 соответственно) содержатся в медицинской документации и электронной информационной базе данных, входящей в состав программного обеспечения радиовизиографа, имеющегося у ООО "Радикс-Дент".
Кроме того, в нарушение требований подпункта "ж" пункта 5 Положения, выявлено несоблюдение обществом санитарные правила, а именно:
- в нарушение подпунктов 2.4.7, 2.5.1 пункта 2 Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010) СП 2.6.1.2612-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.042010 N 40, подпункта 2.5 пункта 2, подпункта 7.1.1 пункта 7 СанПиН 2.132630-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.052010 N 58, обществом при выполнении работ (услуг) по "рентгенологии" не проводится учет и регистрация доз облучения пациентов и персонала, отсутствуют карточки учета индивидуальных доз облучения персонала по результатам индивидуального дозиметрического контроля, документы, подтверждающие учет индивидуальных доз облучения пациентов, приказ о допуске сотрудников к работе с НИИ и отнесении их к персоналу группы "А" и приказ о лице, ответственном за радиационную безопасность. У сотрудников, работающих с рентгеновским аппаратом (Романец О.М., Качкина М.Л.), отсутствуют документы, подтверждающие прохождение ими обучения правилам работы на аппарате;
- в нарушение подпунктов 8.3.12 - 8.3.13 пункта 83 главы V "Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям" СанПиН 2.13.2630-10 обществом не проводится контроль качества предстерилизационной очистки изделий путем постановки азопирамовой или амидопириновой пробы на наличие остаточных количеств крови. На момент проверки отсутствует журнал регистрации результатов азопирамовой или амидопириновой пробы, а также документы, подтверждающие приобретение и расход соответствующих реактивов;
- в нарушение требований подпункта "г" пункта 5 Положения, обществом для выполнения работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности (медицинская деятельность), привлечены специалисты, не имеющие послевузовского профессионального образования и (или) дополнительного образования и сертификата специалиста, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), а именно:
Для выполнения медицинских работ (услуг) по стоматологии терапевтической, в соответствии со штатным расписанием ООО "Радикс-Дент", на должность врача-стоматолога-терапевта принята Сусина (Серга) Н.В., не имеющая послевузовского профессионального образования и (или) дополнительного образования и сертификата специалиста по специальности "стоматология терапевтическая", что не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к врачам-специалистам, утвержденным приказами министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (Приказ о приеме на работу от 01.09.2009 N 4; Диплом ВСГ2782103 от 20.06.2008 по специальности "стоматология", квалификация - врач, выдан ГОУВПО "Дальневосточный государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию"; Удостоверение о прохождении интернатуры по специальности "стоматология общей практики" от 30.06.2009 г. N 195; Сертификат по специальности "стоматология общей практики" от 30.06.2009 А N 3366966, выданы РЭУ ВПО "Дальневосточный государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию").
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.03.2012.
По вышеуказанным фактам в отношении ООО "Радикс-Дент" должностным лицом Министерства здравоохранения Хабаровского края составлены протоколы по признакам административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Установив признаки административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении общества и в присутствии его законного представителя - директора Качкиной М.А, 26.03.2012 составлены протоколы.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 4 указанной статьи, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно положениям пункта 1 Постановления Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (далее - Постановление РФ от 13.01.1996 N 27), настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее именуются - медицинские учреждения), и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей (пункт 2).
Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (пункт 3).
В силу пункта 11 указанного Постановления, предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет, в том числе: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан (пункт 1); права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья (пункт 4).
В соответствии с частью 1 статьи 20 указанного Федерального закона, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Частью 6 данной статьи установлено, что лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 7 данной статьи, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
Часть 8 указанной статьи предусматривает, что порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям (часть 2)
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация (часть 3).
Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (часть 4).
Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Кроме того, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" утверждены "СП 2.6.1.2612-10. ОСПОРБ-99/2010. Санитарные правила и нормативы..." (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.08.2010 N 18115).
В силу пункта 1.1. данных санитарных правил, основные санитарные правила и нормативы обеспечения радиационной безопасности (далее - СП 2.6.1.2612-10) устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ), на которые распространяется действие СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" (далее - НРБ-99/2009) (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 14.08.2009, регистрационный N 14534).
Согласно пункту 1.2 СП 2.6.1.2612-10, правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1.3 СП 2.6.1.2612-10, правила распространяются на все юридические и физические лица, проектирующие, добывающие, производящие, хранящие, использующие, транспортирующие радиоактивные вещества и другие источники излучения, перерабатывающие и захоранивающие радиоактивные отходы, осуществляющие монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также юридические и физические лица, от деятельности которых зависит уровень облучения людей природными источниками излучения, и организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами.
В силу пункта 2.4.1. СП 2.6.1.2612-10, радиационный контроль является частью производственного контроля и должен охватывать все основные виды воздействия ионизирующего излучения на человека.
Согласно пункту 2.4.7. СП 2.6.1.2612-10, радиационный контроль организаций и территорий предусматривает проведение контроля и учета индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения. Контроль и учет доз облучения персонала и населения должен проводиться с учетом требований Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения (далее - ЕСКИД).
Пунктом 2.5.1. СП 2.6.1.2612-10 установлено, что администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна обеспечивать, в числе прочего,
- систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории организации, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
- контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала;
- подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения;
- проведение инструктажа и проверку знаний персонала в области радиационной безопасности.
Согласно пункту 8.3.1 "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (СанПиН 2.1.3.2630-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2010 N 18094), изделия медицинской техники и медицинского назначения после применения подлежат дезинфекции независимо от дальнейшего их использования (изделия однократного и многократного применения). Дезинфекцию можно проводить физическими и химическими методами. Выбор метода зависит от особенностей изделия и его назначения.
В соответствии с пунктом 8.3.11 СанПиН 2.1.3.2630-10, при наличии в стоматологической медицинской организации более трех стоматологических кресел предстерилизационную очистку и стерилизацию проводят в специально выделенных помещениях - стерилизационных (автоклавных), с выделением "чистых" и "грязных" зон и соблюдением поточности.
В остальных случаях предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения допускается проводить в кабинетах, для чего в них должно быть установлено необходимое оборудование.
Предстерилизационную очистку изделий осуществляют после дезинфекции или при совмещении с дезинфекцией в одном процессе (в зависимости от применяемого средства): ручным или механизированным (в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному оборудованию) способом.
Согласно пункту 8.3.12. СанПиН 2.1.3.2630-10, качество предстерилизационной очистки изделий оценивают путем постановки азопирамовой или амидопириновой пробы на наличие остаточных количеств крови, а также путем постановки фенолфталеиновой пробы на наличие остаточных количеств щелочных компонентов моющих средств (только в случаях применения средств, рабочие растворы которых имеют pH более 8,5) в соответствии с действующими методическими документами и инструкциями по применению конкретных средств.
В соответствии с пунктом 8.3.13. СанПиН 2.1.3.2630-10, контроль качества предстерилизационной очистки проводят ежедневно. Контролю подлежат: в стерилизационной - 1% от каждого наименования изделий, обработанных за смену; при децентрализованной обработке - 1% одновременно обработанных изделий каждого наименования, но не менее трех единиц. Результаты контроля регистрируют в журнале.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 утверждено, действовавшее на момент выявления нарушений, Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение от 22.01.2007 N 30).
Пунктом 4 Положения от 22.01.2007 N 30 установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению.
Согласно пункту 5 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе:
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) (подпункт "г");
- повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет (подпункт "д");
- соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности (подпункт "ж");
- соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке (подпункт "и");
- ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации (подпункт "л")
Согласно пункту 6 Положения от 22.01.2007 N 30, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
С 01.05.2012 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").
В пункте 4 данного Положения изложены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия).
К указанным требованиям, в частности относятся, наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (пункт "д"); наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (пункт "и").
Согласно пункту 5 данного положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
В силу пункта 6 указанного положения, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Часть 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пункт 1).
Судом установлено и подтверждаются материалами дела выявление нарушения подпунктов "г", "д", "ж", "л" "Положения о лицензировании медицинской деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, при этом нарушение подпунктов "г" и "ж" является грубыми нарушением и квалифицируется по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения, являются нарушениями лицензионных требований и условий, как в соответствии с Положением, действовавшим на момент выявления нарушения, так и в соответствии с вновь вступившим в силу постановлением.
Кроме того, выявленные грубые нарушения, являются грубыми и в соответствии с пунктом 6 Положения от 16 апреля 2012 N 291, поскольку, по мнению суда, данные нарушения подпадают под действие подпункта "д" пункта 4, подпунктов "а" и "б" пункта 5 указанного Положения, и создают угрозу здоровью людей.
Поскольку изменения в законодательстве не повлекли ухудшения положения лицензиата, суд первой инстанции правомерно применил правило части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которому, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Факт административных правонарушений и вина общества доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вместе с тем, подлежит отклонению как необоснованный довод апелляционной жалобы о нарушении административным органом Положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно: о не извещении общества о проведении проверки.
Материалами дела подтверждается факт направления административным органом 14.02.2012 в адрес общества Распоряжения N 111-р от 13.0-3.2012 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя", которое получено обществом 15.02.2012, о чем свидетельствует отчет с сайта "Почта России". Также на Распоряжении от 13.02.2012 N 111-р имеется подпись директора Качкиной М. А., которая подтвердила получение данного документа в момент начала проверки 20.03.2012, а также по почте. Кроме того, проверка проведена в присутствии директора общества Качкиной М. А., что свидетельствует об отсутствии существенных нарушений требований указанного Федерального закона.
Представленное в суд апелляционной инстанции письмо ОСП "Хабаровского почтамт" УФПС Хабаровского края Филиала ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 71.1.11.2.7-62/1043 не свидетельствует о том, что является ответом на заявление директора ООО "Радикс-Дент" Качкиной М.А. от 01.06.2012 вход.N4690 и не может подтверждать факт нарушения административным органом положений Федерального закона N 294-ФЗ о направлении уведомления о проведении плановой проверки.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данные административные правонарушения.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07 июня 2012 года по делу N А73-4019/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бюро Анализа и Систематизации коммерческой информации" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб., ошибочно уплаченную платежным поручением от 13.06.2012 N 494.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4019/2012
Истец: Министерство здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ООО "Радикс-Дент"