г. Москва |
|
18 июля 2012 г. |
Дело N А40-135971/11-147-1237 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей: |
Попова В.И., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Мальцевым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Префектуры СВАО города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2012 по делу N А40-135971/11-147-1237, судьи Дейна Н.В.
по заявлению ООО "Классик-Транс" (ОГРН 1027739283990, 127644, Москва, ул.Лобненская, д.18, стр.4)
к Префектуре СВАО города Москвы (ОГРН 1037700088403, 129010, Москва, пр-кт Мира, д.18)
об обжаловании бездействия, при участии:
от заявителя: |
Симаков А.В. по дов. от 05.07.2012, Кручинин Е.В.; |
от ответчика: |
Николаев А.А. по дов. от 06.07.2012 N Д-99/12; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Классик-Транс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) к Префектуре СВАО г. Москвы (далее - ответчик, префектура) об оспаривании бездействия, выраженного в не включении торговых объектов, расположенных по адресу: Москва, ул. Ярославская, вл. 8-10 в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) и обязании ответчика внести в схему размещения нестационарных торговых объектов указанные торговые объекты организации заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из нарушения ответчиком ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), повлекшего нарушение прав общества, имевшего на момент утверждения схемы действующий договор аренды земельного участка, на котором расположены торговые нестационарные торговые объекты заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, префектура обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В частности, указывает на неправильное применение судом ч.6 ст.10 Закона N381-ФЗ, отсутствие незаконного бездействия префектуры, утвердившей схему, в порядке, установленном Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в г.Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (далее - Порядок), утвержденного постановлением правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, после получения необходимых согласований.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) от заявителя не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. На вопрос суда пояснил, что после 25.04.2011 общество не подавало заявление и документы для внесения изменений в утвержденную схему, в аукционе не участвовало, не располагает доказательствами того, что после 04.10.2011 договор аренды земельного участка 19.06.2001 N М-020506688 не был прекращен по инициативе Департамента земельных ресурсов (далее - ДЗР). Суд приобщил к материалам дела поступившие, через канцелярию суда письменные объяснения общества в порядке ст.81 АПК РФ, а также в целях правильного рассмотрения дела в порядке ч.2 ст.268 АПК РФ приобщил к делу приложенные к письменным объяснениям общества копии решения Муниципального собрания "Алексеевское" г. Москвы от 24.02.2011 N 44/5, ответа заместителя префекта СВАО г. Москвы от 27.05.2011 N 6/3646.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений, приложенных к ним документов, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что принятое по данному делу решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием изложенных выводов обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель на основании договора аренды земельного участка, зарегистрированного 03.10.2001 N 77-01/02-05/2001-2471 арендовал два обособленных земельных участка площадью 46 кв.м. и 54 кв.м., имеющих ориентиры - г.Москва, ул.Ярославская, вл. 8-10 для использования под эксплуатацию комплекса нестационарных торговых павильонов, с выкупом права аренды земельного участка.
Распоряжением Префектуры от 25.04.2011 N 243 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории СВАО города Москвы. В данную схему не были включены указанные торговые объекты общества (т.1, л.д.52-89).
27.05.2011 заместитель префекта СВАО уведомил общество о том, что на территории Алексеевского района полностью ликвидирован существовавший ранее дефицит обеспеченности населения предприятиями торговли и питания. В соответствии с названным Порядком в районе проводится работа по реорганизации нестационарной мелкорозничной сети. Москомархитектурой города Москвы совместно с управами районов на территории Алексеевского района разработана схема нестационарных торговых объектов на территории данного района с учетом существующих потребностей населения, действующих нормативов обеспеченности, создания благоприятных условий для дальнейшего развития территории, исключая негативное влияние на пешеходную и транспортную инфраструктуру. Схеме рассмотрена и согласована муниципальным Собранием внутригородского муниципального образования Алексеевского района (протокол N 44/5 от 24.02.2011). На аукцион будет выставлено 23 адреса для размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли.
04.07.2011 уведомил общество о расторжении договора аренды земельного участка.
В дальнейшем организация обратилась в Префектуру с заявлением о включении павильонов в схему размещения торговых объектов, по результатам рассмотрения обращения Комиссией по вопросам работы предприятий потребительского рынка и услуг округа принято решение от 28.09.2011 (протокол N 8) о согласии внести принадлежащие обществу объекты в схему размещения торговых объектов при условии предоставления полного пакета документов, оформленного в установленном законом порядке (т.1, л.д.29).
07.11.2011 ДЗР отозвал уведомление от 04.07.2011 (т.1, л.д.128).
16.11.2011 ДЗР уведомил общество о расторжении договора аренды земельного участка с 04.10.2011, указав, что уведомление от 04.07.2011 следует считать действительным, а письмо от 07.11.201 утрачивает силу (т.1, л.д.47).
27.11.2011 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия префектуры, выразившееся в невключении принадлежащих ему нестационарных торговых объектов в схему и обязании ответчика совершить действия по их включению в схему.
Письмом от 11.01.2012 N 6/12770/11 заместитель префекта СВАО г. Москвы уведомил общество о том, что проводится работа по актуализации схемы, в рамках которой рассматривается вопрос возможности сохранения торговых объектов общества. Вопрос о включении данных павильонов в схему будет вынесен на рассмотрение Межведомственной комиссии при Правительства Москвы. В случае принятия положительного решения с обществом будут заключены договора на размещение павильонов в порядке, установленном постановлением правительства Москвы от 28.06.2011 N 279-ПП "Об утверждении административного регламента подготовки и выдачи префектурами административных округов города Москвы договора на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельства о размещении нестационарного торгового объекта по принципу "Одного окна" (т.1, л.д.112).
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
При этом в силу ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772, и указанным Порядком.
Согласно п.1 ст.10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно ч.6 ст.10 Закона N381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В силу п.п.8,9 Правил основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством РФ ограничения в ее обороте. Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном п.п.4-8 настоящих Правил для включения объектов в схему размещения.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора установил, что на момент утверждения схемы организация заявителя эксплуатировала павильоны, имел место действующий договор аренды находящихся в муниципальной собственности земельных участков от 19.06.2011, прошедший регистрацию в установленном законом порядке, по которому земля предоставлена обществу в аренду для использования под эксплуатацию комплекса торговых павильонов, с выкупом права аренды земельного участка (т.1, л.д.14-26).
Данный договор, согласно уведомления ДЗР от 16.11.2011, прекратил действие с 04.10.2011 (т.1, л.д.47). Доказательств иного заявителем суду в порядке ч.1 ст.65 АПК РФ не представлено.
В соответствии с ч.3 ст.10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Учитывая указанные выше обстоятельства, а также положение ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ, суд пришел к выводу, что при утверждении схемы префектурой допущено незаконное бездействие, выраженное в не включении принадлежащих обществу нестационарных торговых объектов в схему.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанные выше выводы суда первой инстанции являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к обстоятельствам дела, на основании нижеследующего.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно ч. 1 ст. 10 названного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом ч. 2 ст. 6 Закона N381-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержден постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
В соответствии с указанным Порядком Москомархитектура по предложениям префектур административных округов города Москвы разрабатывает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в разрезе административных округов/районов города Москвы и в случае необходимости доработки проекта схемы вносит в указанный проект необходимые изменения (п. 13).
После разработки проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов в разрезе административных округов/районов города Москвы Москомархитектура в течение 5 рабочих дней направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в префектуру административного округа города Москвы (п. 14).
Согласно пункту 15 Порядка после получения проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов префектура административного округа города Москвы в срок до 3 рабочих дней размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (с указанием адреса и срока не менее 14 календарных дней для направления замечаний и предложений) и направляет на согласование: в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы; в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае размещения объектов на природных и озелененных территориях); в Департамент культурного наследия города Москвы (в случае размещения объектов в границах территорий и зон охраны объектов культурного наследия).
В силу пункта 17 Порядка одновременно с направлением проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на согласование в организации, указанные в пункте 15 настоящего Порядка, префектура административного округа города Москвы направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в муниципальные Собрания внутригородских муниципальных образований.
После получения всех виз согласований префект административного округа города Москвы в срок до 3 рабочих дней направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы.
Согласно пункту 20 Порядка при наличии неучтенных замечаний согласующих организаций и замечаний, поступивших от граждан и организаций в установленный на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет срок, к проекту схемы размещения нестационарных торговых объектов прикладывается лист разногласий с обоснованием принятого решения.
Одобренный Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в срок до 3 рабочих дней утверждается распоряжением префекта административного округа города Москвы (п. 22).
В соответствии с п. 23 Порядка для включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов (внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов) префектура административного округа города Москвы направляет в Правительство Москвы либо в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, заявку с указанием предлагаемых изменений и обоснованием необходимости внесения таких изменений, в том числе с указанием: а) нормативов и фактических показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории административного округа/района; б) цели использования нестационарных торговых объектов, включаемых в схему размещения, - специализацию нестационарных торговых объектов; в) видов нестационарных торговых объектов, планируемых к включению в схему размещения; г) планируемых сроков (период) размещения нестационарных торговых объектов.
При этом в силу положений пунктов 25 и 26 Порядка Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы по поручению Правительства Москвы либо федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривают заявку префектуры административного округа города Москвы в течение 30 рабочих дней и принимают решение о согласовании включения нестационарных торговых объектов (внесении изменений) в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
Решение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы либо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, о согласовании включения нестационарных торговых объектов (внесении изменений) в схему размещения в письменном виде направляется в префектуру административного округа города Москвы и в срок до 3 рабочих дней утверждается распоряжением префекта административного округа города Москвы.
В настоящем случае, как установлено судом и усматривается из материалов дела, Префектурой СВАО города Москвы с учетом указанного порядка 25.04.2011 вынесено распоряжение N 243, которым утверждена подготовленная Москомархитектурой и согласованная со всеми необходимыми организациями, рассмотренная на Межведомственной комиссии по вопросам потребительного рынка при Правительстве Москвы (далее - МВК) схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Северо-Восточного административного округа города Москвы и схемы размещения нестационарных торговых объектов сезонной сети на территории ОАО "ГАО "ВВЦ" (том 1 л.д. 52-89). Указанное распоряжение обществом в установленном действующим законодательством порядке не оспаривалось.
К полномочиям префектуры относится направление предложения либо заявки в установленном порядке другому исполнительному органу, а также утверждение разработанной Москомархитектурой схемы либо решения МВК о согласовании включения в схему мест размещения нестационарного торгового объекта, после прохождения указанной выше процедуры.
При этом включение места торговли в схему размещения осуществляется без участия собственников нестационарных торговых объектов, то есть разработка, согласование и утверждение схемы является процедурой, призванной обеспечить устойчивое развитие территории и достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч.1 ст.10 Закона N 381-ФЗ).
Тот факт, что по состоянию на 25.04.2011 (дата утверждения схемы) договор арендуемых обществом земельных участков был действующим, не свидетельствует о том, что расположенные на них нестационарные торговые объекты подлежали безусловному включению в схему, поскольку к этому времени в силу ст.610 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) данный договор считался заключенным на неопределенный срок и мог быть расторгнут в порядке п.3 ст.450 ГК РФ, что было сделано ДЗР письмом от 16.11.2011.
Ссылка заявителя и суда первой инстанции на ч.6 стт.10 Закона N 381-ФЗ является несостоятельной, поскольку принятое по результатам названной процедуры распоряжение Префектуры СВАО г. Москвы от 25.04.2011 N 242 в установленном действующим законодательством порядке не оспаривалось и недействительным не признано. Кроме того, сам по себе факт утверждения префектурой схемы автоматически не повлек пересмотр мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до 25.04.2011, поскольку, как усматривается из материалов дела, после утверждения схемы проводилась работа по реорганизации нестационарной мелкорозничной сети и актуализации схемы. С учетом протокола Комиссии по вопросам работы предприятий потребительского рынка и услуг округа от 28.09.2001 N 8, с учетом имеющихся согласований, принималось решение согласиться с внесением торговых объектов общества в схему при условии представления обществом полного пакета документов, оформленного в установленном законом порядке (т.1, л.д.29), однако обществом данные документы, необходимые для рассмотрения вопроса о внесении изменений в утвержденную схему, представлены не были.
Доказательств иного заявителем суду в порядке ч.1 ст.65 АПК РФ не представлено.
После рассмотрения, согласования и утверждения схемы общество в установленном порядке не приняло необходимых и достаточных мер для внесения в нее изменений, не приняло участия в аукционе для размещения нестационарных торговых объектов.
Требование обязать префектуру включить торговые объекты общества в схему является неправомерным и необоснованным, поскольку этот вопрос носит процедурный характер и не может быть решен ответчиком самостоятельно.
При таких обстоятельствах факт нарушения прав и законных интересов заявителя имеющимися в материалах дела документами не подтвержден.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Судебные расходы распределены в порядке ст.110 АПК РФ относятся на заявителя, с учетом того, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ префектура освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.04.2012 по делу N А40-135971/11-147-1237 - отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Классик-Транс" (ОГРН 1027739283990) о признании незаконным бездействия Префектуры СВАО г.Москвы, выраженном в не включении торговых объектов, расположенных по адресу: Москва, ул.Ярославская, вл.8-10 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории СВАО г.Москвы и обязании Префектуры СВАО г.Москвы внести изменения в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории СВАО г.Москвы путем внесения указанных торговых объектов ООО "Классик-Транс" (ОГРН 1027739283990) по вышеназванному адресу в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории СВАО г.Москвы в установленном законом порядке - отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135971/2011
Истец: ООО "Классик-Транс"
Ответчик: Префектура СВАО г. Москвы, Префектура СВАО города Москвы