г. Хабаровск |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А04-2435/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Песковой Т. Д., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Благовещенской таможни на решение от 11 мая 2012 года по делу N А04-2435/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Стовбуном А.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Григорова Владимира Алексеевича (ИНН 280105632003, ОГРН 304280112600025)
к Благовещенской таможне
о признании недействительным действия и обязании вернуть таможенные платежи
третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 1 по Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Григоров Владимир Алексеевич (далее - предприниматель, декларант) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным действий Благовещенской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные или взысканные таможенные пошлины, налоги, что следует из письма "О рассмотрении обращения" от 28.12.2011 за N 20-12/12003 в части ДТ N 10704050/191009/П006086 (далее - ДТ N 6086) и обязании возвратить излишне оплаченные таможенные платежи в размере 20 754, 34 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Амурской области.
Решением суда от 11 мая 2012 года заявленное требование удовлетворено, действия таможни признаны не соответствующими Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой полагает решение отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
В апелляционной жалобе таможня полагает, что оспариваемое письмо таможни не является решением в области таможенного дела и не может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Таможенный орган указывает, что заявление о возврате таможенных платежей подано предпринимателем в Благовещенскую таможню преждевременно, поскольку на момент рассмотрения этого заявления не был решен вопрос о статусе денежных средств, за возвратом которых обратился предприниматель, в связи с чем, у таможни отсутствовали основания для возврата таможенных платежей.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
В исполнение контракта, заключенного с иностранной компанией предприниматель ввез товар на таможенную территорию России по ТД N 6086, а также определил таможенную стоимость товара на основании первого метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В обоснование применения данного метода предприниматель представил в таможенный орган документы согласно Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536, в том числе контракт, счет-фактуру, товарно-транспортную накладную и ДТС-1.
Полагая, что представленными документами предприниматель не подтвердил заявленную таможенную стоимость, Благовещенская таможня предложила определить таможенную стоимость с использованием другого метода.
В связи с чем, предприниматель откорректировал таможенную стоимость ввезенного товара по шестому (резервному) методу, что привело к ее увеличению. Таможенные платежи оплачены предпринимателем в полном объёме, товар выпущен таможней в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Вместе с тем, 22.12.2011 ИП Григоров В.А. направил в Благовещенскую таможню заявление о возврате (зачете) денежных средств, в том числе по ГТД N 6086, к которому приложил копии паспорта, ИНН, ОГРНИП, а также приложения NN 1 и 2, в которых указаны реквизиты платежных документов и спорная декларация.
Письмом от 28.12.2011 N 20-12/12003 таможня со ссылкой на Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", сообщила заявителю, что до решения в установленном законом порядке вопроса относительно статуса спорных денежных средств - являются ли излишне уплаченными (излишне взысканными), не имеется правовых оснований для обращения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и, соответственно, у таможенного органа не возникает обязанности рассматривать поданное обращение в порядке, установленном главой 17 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Не согласившись с данными действиями, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, который удовлетворил требования в полном объеме.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 данного Закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пункт 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится.
Как установлено материалами дела, декларант обратился в Благовещенскую таможню с заявлением о возврате, по его мнению, излишне уплаченных платежей. Однако таможенный орган информировал предпринимателя о преждевременности такого обращения до решения вопроса относительно статуса спорных денежных средств - являются ли излишне уплаченными (излишне взысканными).
Проверяя законность данного ответа в порядке главы 24 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции обоснованно расценил его как ненормативный акт, препятствующий возврату декларанту таможенных платежей.
Возражения заявителя жалобы на правомерность применения таможней в данном случае норм Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" признаются несостоятельными.
Согласно статье 1 названного Закона, он регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
По материалам дела установлено, что декларантом подано не обращение, а непосредственно заявление о возврате излишне уплаченных в связи с корректировкой таможенной стоимости таможенных платежей по форме, утвержденной приложением N 2 к Приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520.
Следовательно, таможенный орган обязан принять решение в соответствии с действующим таможенным законодательством, а именно статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Исследуя основания, указанные Благовещенской таможней в оспариваемом решении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что таможней необоснованно указывается на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Проверка доводов предпринимателя о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости, следовательно, рассматривая заявленное требование о признании незаконными действий таможни по отказу в возврате таможенных платежей в сумме 20 754, 34 руб., суд должен проверить законность данного решения.
Статьей 89 ТК ТС определено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств ТС и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
На основании части 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2).
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (действовавшим в период спорных отношений) также предусмотрено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 данного Закона, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Согласно части 3 статьи 2 названного Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право, осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Апелляционной коллегией судей установлено, что оспариваемое решение о корректировке таможенной стоимости и доводы таможни о невозможности принятии заявленной обществом таможенной стоимости товаров, определенной первым методом, обоснованы тем, что при проведении проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, в результате сравнительного анализа заявленной таможенной стоимости установлено, что она отличается от ценовой информации содержащейся в базе данных таможни по сделкам с однородными и идентичными товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ.
При проведении проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов, установлено, что документы, представленные декларантом в качестве подтверждения заявленной стоимости (внешнеторговый контракт, счета-фактуры, ТТН) не содержат следующую информацию:
- перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о сортности, товарных знаках, марках, моделях, артикулов, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, цены за единицу товара;
- название производителя товаров;
- требования к качеству, порядок предъявления претензий к продавцу;
- счета-фактуры не содержит подписи продавца, условий поставки, в цене сделки не выделены транспортные расходы, а также отсутствуют банковские реквизиты сторон.
Между тем, из представленных декларантом при таможенном оформлении документов, перечень которых Приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536, усматривается, что они являются достаточными для подтверждения примененного им метода, поскольку подтверждают цену сделки, содержат сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
Условия контракта не предусматривают формирование цены товаров в зависимости от их марок, моделей и артикулов. Их указание в контракте носит информационный характер и не обязательно для целей определения таможенной стоимости. Отсутствие указанных сведений и описание потребительских характеристик товара не могут рассматриваться как основание для признания заявленных о товаре сведений недостоверными.
То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Поскольку предприниматель надлежаще оформленными документами подтвердил правомерность определения ею таможенной стоимости товара по спорной ГДТ по первоначально заявленному методу, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости товара.
Довод заявителя жалобы о том, что декларант самостоятельно скорректировал таможенную стоимость товара, а таможенный орган лишь согласился с ней, судом второй инстанции отклоняется, поскольку действия предпринимателя по корректировке обусловлены действиям таможенного органа по непринятию метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром.
Поскольку данное решение таможни повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, то вывод арбитражного суда о том, что права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены, является обоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 11 мая 2012 года по делу N А04-2435/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2435/2012
Истец: индивидуальный предприниматель Григоров Владимир Алексеевич
Ответчик: Благовещенская таможня
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Амурской области