г. Москва |
|
13 августа 2012 г. |
N А40-4374/12-148-40 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Веклича Б.С., Румянцева П.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2012 г. по делу N А40-4374/12-148-40, принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
заявлению ООО "Лесстандарт" (612600, Кировская область, г. Котельнич, ул. Лермонтова, д. 27)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550, 125373, Москва, Подоходный пр-д, дом. 3, стр. 2)
третье лицо: ИФНС N 13 по г. Москве (Москва, ул. Малая Филевская, 10, стр. 3)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Подгорный П.А. по доверенности от 22.06.2012 N 07-17/071873;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Лесстандарт" с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС N 46 по г. Москве от 21.06.2011 N222997А о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн", обязании налогового органа исключить запись из ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн".
В качестве третьего лица привлечена ИФНС России N 13 по г. Москве.
Решением суда от 25.05.2012 г. признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 21.06.2011 N222997А о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн". Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве исключить запись из ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн". При этом суд исходил из того, что у налогового органа отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн".
С решением суда не согласилась МИ ФНС России N 46 по г. Москве и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части обязания Инспекции исключить запись из ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн". В обоснование своих требований Инспекция ссылается на то, что законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей реестра.
Представители заявителя и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г.. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14.06.2011 в МИ ФНС N 46 по г. Москве поступило заявление ООО "Лизинг-Лайн" о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением документов, указанных в п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе, ликвидационного баланса Общества по состоянию на 07.06.2011.
21.06.2011 МИ ФНС N 46 по г. Москве было принято решение N222997А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Лизинг-Лайн" в связи с его ликвидацией.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ООО "Лесстандарт", посчитав нарушенными свои права как кредитора ликвидируемого общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 20 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ (далее - Закон о регистрации) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ч. 2).Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Порядок ликвидации юридического лица определен статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.
С учетом положений ст. 63 ГК РФ, ст. 21 Закона о регистрации суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2011 по делу N А40-132478/10-105-1162, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 с ООО "Лизинг-Лайн" в пользу ООО "Лесстандарт" взыскании 720 000 рублей.
При этом в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции при объявлении резолютивной части решения по делу N А40-132478/10-105-1162 участвовал представитель ООО "Лизинг-Лайн" Перепечин Д.В., что свидетельствует о том, что, имея информацию о наличии кредиторской задолженности перед ООО "Лесстандарт", подтвержденную вступившими в законную силу судебными актами, ликвидатор ООО "Лизинг-Лайн" в ликвидационном балансе названную задолженность не отразил, в связи с чем, судом первой инстанции установлено, что представленные в налоговый орган заявление и ликвидационный баланс содержат недостоверные сведения.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн".
В связи с этим суд пришел к выводу о незаконности решения МИ ФНС N 46 по г.Москве от 21.06.2011 N 222997А о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн".
В соответствии с п.3 ч.4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции обязал Инспекцию исключить запись из ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн".
В соответствии со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 ФЗ Закона о регистрации, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Суд апелляционной инстанции с учетом конкретных обстоятельств по делу не находит оснований для отмены решения суда в указанной части, поскольку указание в решении суда на обязание исключить запись из ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Лизинг-Лайн" не лишает возможности Инспекцию исполнить решение суда путем внесения соответствующей записи в государственный реестр принимая во внимание, что судом признано незаконным решение Инспекции о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации (постановление ФАС МО от 26.04.2012 г. по делу N А40-22837/11-57-192).
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене в обжалуемой части не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2012 г. по делу N А40-4374/12-148-40 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4374/2012
Истец: ООО "Лесстандарт"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве
Третье лицо: ИФНС России N 13 по г. Москве