г. Москва |
|
13 августа 2012 г. |
Дело N А41-5512/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Адаурова Е.О., доверенность от 10.01.2012 N 13,
от заинтересованного лица: Подейко В.А., доверенность от 01.08.2012, от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области (ОСП по городскому округу Железнодорожный УФССП по Московской области), при участии третьего лица - Елина С.В., об оспаривании постановлений должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление, ОСП по городскому округу Железнодорожный УФССП по МО) с требованиями:
- признать незаконным, вынесенное судебным приставом-исполнителем Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 02.11.2011;
- обязать заинтересованное лицо принять к исполнению Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 72 от 26.10.2011.
Решением от 04.04.2012 Арбитражный суд Московской области признал незаконным, вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 02.11.2011.
Не согласившись с принятым решением заинтересованное лицо обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что арбитражным судом первой инстанции дело разрешено с нарушением порядка, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что представитель пенсионного фонда при рассмотрении дела 04.04.2012 отказался от заявленного требования об обязании заинтересованного лица принять к исполнению постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 72 от 26.10.2011, просил признать незаконным, вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 02.11.2011, что отражено в протоколе судебного заседания от 04.04.2012 (л.д. 33) и отмечено в решении суда первой инстанции.
Между тем решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2012 по делу N А41-5512/12 не содержит сведений о результате рассмотрения судом требования заявителя об обязании заинтересованного лица принять к исполнению постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N72 от 26.10.2011.
Определением от 03.07.2012 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А41-5512/12 по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении, о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представителем пенсионного фонда в судебном заседании заявлено об отказе от требования в части обязать заинтересованное лицо принять к исполнению Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 72 от 26.10.2011. В части признания незаконным вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 02.11.2011 заявитель просит удовлетворить.
В обоснование заявленных требований Пенсионный фонд ссылается на то, что согласно части 14 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации) решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества может быть вынесено при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу об отмене решения Арбитражного суда Московской области от 04.04.2012 по делу N А41-5512/12, прекращении производства по делу в части обязания заинтересованного лица принять к исполнению постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) от 26.10.2011 N 72, и отказе в удовлетворении требований о признании незаконным, вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 02.11.2011 в отношении ИП Елиной С.В.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. При этом согласно части 5 указанной статьи арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа истца (заявителя) от иска и принятия его судом производство по делу прекращается. При этом принятый по делу судебный акт подлежит отмене.
С учетом того, что отказ от части заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, суд апелляционной инстанции считает возможным принять частичный отказ пенсионного фонда в части обязания заинтересованного лица принять к исполнению постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 72 от 26.10.2011 и производство по делу в указанной части прекратить.
Как следует из материалов дела, в целях принудительного взыскания с предпринимателя Елиной С.В., обусловленного образованием и непогашением недоимки и пени по страховым взносам, пенсионный фонд направил в адрес ОСП по городскому округу Железнодорожный УФССП России по Московской области исполнительный документ - постановление от 26.10.2011 N 72, справку об отсутствии сведений относительно открытых должнику счетов (л.д. 5-6).
Рассмотрев вышеуказанное постановление и приложенный к нему документ, 02.11.2011 СПИ ОСП по городскому округу Железнодорожный УФССП России по Московской области Трофимовой В.М. вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и возврате исполнительного документа без исполнения, поскольку исполнительный документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, следовательно, не является исполнительным (л.д.4).
Статьей 329 АПК РФ предусмотрена возможность оспаривания постановления Главного судебного пристава Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Закон возлагает функцию принудительного исполнения требований исполнительных документов в Российской Федерации на службу судебных приставов и непосредственно на судебных приставов-исполнителей, определяя порядок и процедуру совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и Федеральном законе от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом, судебный пристав исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 13 Закона о судебных приставах, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статья 13 Закона об исполнительном производстве определяет закрытый перечень требований, предъявляемых для всех исполнительных документов.
В силу содержания статьи 31 Закона об исполнительном производстве основанием для принятия решения об отказе в возбуждении исполнительного производства является его несоответствие требованиям статьи 13 Закона, а также, в случае если предъявленный документ не является исполнительным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю являются: акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Часть 14 статьи 19 указанного закона устанавливает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Статья 20 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации в части 2 предусматривает, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 7 статьи 20 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Таким образом, в силу изложенных норм Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов принудительное взыскание страховых взносов производится судебным приставом-исполнителем на основании поступившего к нему постановления органа Пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
Пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве относит к исполнительным документам, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Из данных норм следует, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения к ним документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
При отсутствии таких документов, акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе постановление органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, не могут признаваться исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю.
Исходя из системного толкования приведенных норм Закона, предусматривающих принятие решения о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов не только при отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах плательщика в банке, но и при отсутствии открытых счетов в банках, и Закона об исполнительном производстве, при отсутствии у организации счетов в банках, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств являются исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, только если к ним приложен документ, подтверждающий отсутствие у организации открытых счетов в банке.
Согласно Приложению N 2 к Правилам ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 (далее по тексту - Правила ведения ЕГРИП), ЕГРИП содержит сведения о банковских счетах юридического лица, выписка из ЕГРИП является документом, подтверждающим наличие (либо) отсутствие у юридического лица счетов в банке.
Таким образом, при отсутствии у предпринимателя открытых счетов в банке, постановление органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов будет являться исполнительным документом, принимаемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, только, если к нему приложен документ, подтверждающий отсутствие у предпринимателя открытых счетов в банке, в частности выписка из ЕГРИП, содержащая такие сведения.
Как следует из материалов дела, при обращении в службу судебных приставов с соответствующим заявлением о возбуждении исполнительного производства Пенсионным фондом представлена справка, в которой указано, что в результате проверки сведений о плательщике страховых взносов на основании выписки из ЕГРИП, полученной из регистрирующего органа, информация о счетах Елиной С.В. в территориальном органе Пенсионного фонда отсутствует.
Между тем обозначенная справка не может быть принята судом в качестве надлежащего доказательства отсутствия у предпринимателя расчетных счетов, поскольку данный документ свидетельствует о проведении органом Пенсионного фонда соответствующей проверки по установлению обозначенных сведений на основании выписки из ЕГРИП, которая не подтверждает отсутствие счетов, а свидетельствует лишь об отсутствии соответствующих сведений (отсутствии соответствующей строки).
Доказательств того, что Пенсионным фондом принимались какие-либо меры для получения необходимых ему сведений для осуществления непосредственных функций, в том числе и от налогового органа, в материалах дела не содержится.
Изложенное свидетельствует о том, что при обращении с заявлением о возбуждении исполнительного производства органом Пенсионного фонда не было представлено документального подтверждения проведения действий по обращению взыскания на денежные средства плательщика страховых взносов, не приложено инкассовых поручений, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета предпринимателя, о неисполнении требований органа Пенсионного фонда в связи с отсутствием на его счетах денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований и, кроме того, не представлено сведений об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов предпринимателя, на которые могло быть обращено взыскание.
В силу пункта 31 Правил ведения ЕГРИП сведения о конкретном предпринимателе могут быть представлены любому лицу на основании соответствующего запроса бесплатно либо за плату.
Доказательства невозможности запроса у налогового органа сведений о предпринимателе и представления сведений об отсутствии в банках счетов должника на момент предъявления постановления судебному приставу-исполнителю отсутствуют.
Согласно пункт 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Соответственно, постановление органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, к которому не приложены указанные в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве документы (сведения об отсутствии у плательщика страховых взносов счетов в банках), является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление от 02.11.2011 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Указанная позиция подтверждается также судебной практикой арбитражных судов, которая исходит из того, что органы контроля за уплатой страховых взносов (налоговые органы) не имеют право принимать решения о взыскании недоимки за счет имущества плательщика страховых взносов (налогоплательщика) до принятия мер, направленных на установление наличия (отсутствия) денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов (налогоплательщика) в банках (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 7551/11, постановление ФАС ЗСО от 22.09.2011 по делу N А46-718/2011, постановление ФАС МО от 31.01.2011 по делу N КА-А40/17759-10-П, постановление ФАС МО от 18.10.2010 по делу N КА-А40/15012-09).
Руководствуясь статьями пункта 6.1 статьи 268, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2012 по делу N А41-5512/12 отменить.
Принять отказ государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области от требования об обязании заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области (ОСП по городскому округу Железнодорожный УФССП по Московской области) принять к исполнению постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) от 26.10.2011 N72, в данной части производство по делу - прекратить.
В удовлетворения требования заявителя отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5512/2012
Истец: ГУ - УПФ РФ N7 по г. Москве и Московской области, ГУ- УПФ РФ N7 по г. Москве и МО
Ответчик: ОТДЕЛ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
Третье лицо: Управление ФССП по Московской области ОСП по городскому округу Железнодорожный