город Ростов-на-Дону |
|
13 августа 2012 г. |
дело N А53-13380/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Захаровой Л.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 10.04.2012 N 4 - Теняева С.Е., удостоверение,
от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 09.08.2012 N 29 - Парфенов М.С., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2012
по делу N А53-13380/2012 по заявлению Администрации Первомайского района г. Ростов-на-Дону
к заинтересованному лицу - Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое судьей Ерёминым Ф.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Первомайского района г. Ростов-на-Дону (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области (далее - административная инспекция, административный орган) о признании незаконным постановления начальника N Р-352 от 22.02.2012 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Решением суда от 28.05.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что администрацией не совершено административного вмененное правонарушение, поскольку заинтересованное лицо не доказало, что Администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону допустила невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил организации благоустройства в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в том числе и установленных вышеупомянутыми Правилами либо какими другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, что имеется вина администрации в совершении правонарушения, что администрация относится к субъектам, перечисленным в вышеупомянутых Правилах, несущих ответственность за их невыполнение.
Ростовский межрайонный отдел Административной инспекции Ростовской области обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, ссылаясь на то, что администрация района, будучи юридическим лицом, в ведении которого находится содержание и благоустройство дорог местного значения и территорий районов, обеспечение санитарного благополучия населения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
В судебном заседании представитель административного органа настаивал на доводах апелляционной жалобы. Представитель администрации выразил согласие с принятым судебным актом, указал, что администрация не является субъектом вменяемого правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении надлежит установить лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, в административную инспекцию поступили обращения с жалобами на ненадлежащую организацию вывоза твердых бытовых отходов по ул. Стальского в г. Ростове-на-Дону.
14.02.2012 главным специалистом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области Маркиным Ю.П. с участием представителей Департамента ЖКХ г. Ростова-на-Дону и Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону составлен акт N 1 об обнаружении признаков административного правонарушения с приложением фототаблицы и схемы места обнаружения правонарушения (л.д. 41-44).
16.02.2012 главным специалистом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области Маркиным Ю.П. составлен протокол об административном правонарушении N Р-352, согласно которому 14.02.2012 в 10 часов 00 минут в г. Ростове-на-Дону по ул. Стальского, 52 обнаружен факт ненадлежащего исполнения установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил организации контроля за благоустроительными и дорожными работами, а именно: не организованы должным образом работы по санитарной очистке территории района. Возле дома N 52 по ул. Стальского территория загрязнена твердыми бытовыми отходами, отходы хранятся вне мусоросборников.
По факту выявленных нарушений в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, и 22.02.2012 начальником Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области Ирхиным Л.Н. вынесено постановление N Р-352 о привлечении администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону к административной ответственности по ст. 5.1. Областного закона N 273-ЗС в виде предупреждения.
Решением начальника Административной инспекции Ростовской области (вышестоящим органом) постановление от 22.02.2012 N Р-352 оставлено без изменения.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация не является субъектом административного правонарушения, поскольку местными правовыми нормами, нарушение которых вменяется администрации, она не указана в качестве лица, несущего ответственность за их нарушение, поскольку является органом, осуществляющим контроль за выполнением работ по содержанию и благоустройству территорий и организацию работ по санитарной очистке территорий.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод неправомерным по следующим основаниям.
Статьёй 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
В силу пункта 24 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 N 211, к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 51 Устава города Ростова-на-Дону администрация района, являясь территориальным органом администрации города, осуществляющим отдельные исполнительно-распорядительные функции администрации города, обладает собственной компетенцией. Руководителем районной администрации является ее глава.
Администрация района имеет статус юридического лица, обладает правами по созданию собственных структурных подразделений. Структура районной администрации разрабатывается на базе типовой городской структуры главой районной администрации и утверждается мэром города.
Расходы на содержание районной администрации утверждаются главой администрации района и включаются в смету расходов района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Устава города Ростова-на-Дону администрация района как территориальный орган администрации города осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные функции администрации города, закрепленные за районной администрацией настоящим Уставом, нормативно-правовыми актами городской Думы и мэра города, Положением об администрации района.
К полномочиям администрации района относится содержание и благоустройство дорог местного значения и территорий районов, обеспечение санитарного благополучия населения (пункт 2.7 статьи 53 Устава города Ростова-на-Дону).
В соответствии с пунктом 3.1 Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону, принятых Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.12.2007 N 330, организацию работ по санитарной очистке территорий осуществляют администрации районов в пределах их административных границ, в том числе организуют очистку территорий общего пользования; устанавливают системы удаления отходов (контейнерная, бесконтейнерная), схемы сбора отходов; координируют действия организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, владельцев индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов в области обращения с отходами; информируют юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам сбора и вывоза отходов.
Уборку территорий за границами контейнерной площадки организуют собственники земельных участков и (или) организации, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении земельные участки (пункт 5.3 указанных Правил).
Пунктом 11.1 Правил предусмотрено, что за их неисполнение граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону, являющаяся самостоятельным субъектом, к полномочиям которого относится содержание и благоустройство дорог местного значения и территорий районов, обеспечение санитарного благополучия населения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Как следует из материалов дела, в ходе проверки специалистами Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области установлен факт ненадлежащего выполнения установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил организации контроля за благоустроительными и дорожными работами, а именно: в Ростове-на-Дону на улице Стальского, 52, не организованы должным образом работы по санитарной очистке территории района. Возле дома N 52 по ул. Стальского территория загрязнена твердыми бытовыми отходами, отходы хранятся вне мусоросборников. Согласно протоколу об административном правонарушении администрации Первомайского района вменяется необеспечение на указанной территории надлежащего выполнения установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил организации благоустройства территории, а именно: ненадлежащим образом осуществлена организация работ по санитарной очистке территории общего пользования от твердых коммунальных отходов, бытовых отходов, отходов производства и потребления, ненадлежащим образом организованы сбор, вывоз твердых коммунальных отходов, бытовых отходов, отходов производства и потребления населения района.
Вина юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех предусмотренных законом и необходимых мер для соблюдения правил благоустройства.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях администрации состава вмененного ей правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявленных администрацией требований о признании незаконным и отмене постановления от 22.02.2012 N Р-352 надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2012 по делу N А53-13380/2012 отменить. В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области от 22.02.2012 N Р-352 отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13380/2012
Истец: Администрация Первомайского района г. Ростов-на-Дону, Администрация Первомайского р-на г. Ростова-на-Дону
Ответчик: Ростовский межрайонный отдел Административной инспекции РО, Ростовский межрайонный отдел Административной инспекции Ростовской области