г. Самара |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А55-5499/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Захаров И.В., доверенность от 26 марта 2012 г. N 08, Садонцева Н.В., доверенность от 24 января 2012 г. N 05;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Литвинова И.Г., доверенность от 21 декабря 2011 г. N 466;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Глобал", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 мая 2012 г.
по делу N А55-5499/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобал" (ИНН 6319723132, ОГРН 1076319023285), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобал" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения от 18 ноября 2011 г. N 12-1/0391/11-а об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0924005:512, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, рядом с домом N 177, площадью 80 кв.м., под установку временного павильона "Автомойка" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
При этом Общество просило обязать Министерство в установленный законом срок с момента вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав заявителя путем обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0924005:512, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, рядом с домом N 177, площадью 80 кв.м., под установку временного павильона "Автомойка" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией в аренду с указанием условий предоставления посредством направления соответствующего обращения в газету "Волжская коммуна", а также размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области; принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды вышеназванного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 мая 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 не предусмотрено право Министерства имущественных отношений Самарской области определять наличие (отсутствие) зеленых насаждений на испрашиваемых в аренду земельных участках по результатам их осмотра государственным автономным учреждением Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости".
СНиП 2.07.01-89* устанавливает требования к размещению объектов капитального строительства, к которым не относится временный объект - павильон.
Кроме того, заявитель считает, что Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404 не определяют порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также регламент взаимодействия органов исполнительной власти и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 февраля 2011 г. общество с ограниченной ответственностью "Антала" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 80, 00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, рядом с домом N 177, под установку временного павильона "Автомойка" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Письмом от 18 ноября 2011 г. N 12-1/0391/11-а заинтересованное лицо отказало ООО "Антала" в предоставлении вышеназванного земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду послужили следующие обстоятельства.
По сведениям государственного автономного учреждения Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости" в ходе осмотра указанного участка было выявлено, что испрашиваемый ООО "Антала" земельный участок расположен на территории газона. Размещение на испрашиваемом земельном участке временного павильона является нарушением п. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области", п. 4.12 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404.
19 декабря 2011 г. общество с ограниченной ответственностью "Антала" прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником по всем обязательствам реорганизованного общества является общество с ограниченной ответственностью "Глобал".
Не согласившись с указанным решением заинтересованного лица, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок предоставления земельных участков).
В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а также отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка (п. 2.2 Порядка предоставления земельных участков).
В силу п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, что 18 мая 2011 г. Министерством в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара направлен запрос N 12-1/0391/11-а о предоставлении сведений о соответствии испрашиваемого вида использования данного участка типу территориальной зоны, в которой он находится, а также сведения о том, находится ли земельный участок в красных линиях.
Повторный запрос о предоставлении указанных сведений направлен Министерством 08 августа 2011 г.
20 октября 2011 г. специалистами государственного автономного учреждения Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости", при участии представителя заявителя, проведен осмотр земельного участка.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2012 г. Министерству было предложено представить акт осмотра N 901.
В судебном заседании 08 августа 2012 г. акт осмотра N 901, представленный Министерством во исполнение судебного акта, был приобщен к материалам дела.
Осмотром установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, находится на газоне, о чем 20 октября 2011 г. составлен акт N 901. Замечания участников осмотра земельного участка в акте осмотра отсутствуют.
Указанный акт осмотра земельного участка N 901 содержит указание на приложение к акту фотоматериала, копии доверенности представителя заявителя, копии извещения о проведении осмотра, копии квитанции об оплате почтовых услуг.
К приобщенному в материалы дела акту N 901 приложена фототаблица, в которой указано, что она является приложением к акту осмотра испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 63:01:0924005:512.
Таким образом, суд приходит к выводу, что данные документы являются надлежащими доказательствами того, что испрашиваемый земельный участок находится на газоне.
Пунктом 1 ст. 6 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" предусмотрено, что не допускается размещение объектов некапитального характера на территории дворов жилых зданий, в арках зданий, на территориях, занятых зелеными насаждениями, детских, спортивных, спортивно-игровых площадках, транспортных стоянках, остановочных павильонах транспорта общего пользования (за исключением сблокированных с остановочным павильоном), в охранной зоне подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
При этом п. 1 ст. 20 названного Закона предусмотрено, что ограничения на размещение объектов некапитального характера, предусмотренные статьей 6 настоящего Закона, учитываются при размещении указанных объектов после вступления настоящего Закона в силу.
Довод заявителя о том, что государственное автономное учреждение Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости" не является уполномоченным органом по проведению осмотров земельного участка, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с приказом Министерства от 20 июня 2011 г. N 1695 "Об утверждении Порядка взаимодействия при выполнении заявок министерства имущественных отношений Самарской области на проведение осмотра земельных участков с целью определения их фактического использования в рамках исполнения Государственного задания Самарской области на оказание услуг (выполнение работ)" государственное автономное учреждение Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости" правомочно проводить такие осмотры.
Одним из оснований отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка указан п. 4.12 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Между тем названный довод Министерства, положенный в обоснование оспариваемого отказа, суд признает необоснованным, поскольку СНиП 2.07.01-89* устанавливает требования к размещению объектов капитального строительства, к которым не относится временный павильон "Автомойка".
С учетом изложенного, поскольку испрашиваемый земельный участок объективно не может быть предоставлен заявителю для целей предполагаемого им использования в силу прямого запрета, установленного Законом Самарской области от 04 марта 2011 г. N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области", оспариваемое решение Министерства не противоречит закону или иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах заинтересованное лицо обоснованно отказало в предоставлении заявителю земельного участка, поскольку у него имелась информация о наличии препятствий для такого предоставления под испрашиваемые цели, а суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 мая 2012 г. по делу N А55-5499/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5499/2012
Истец: ООО "Глобал"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара