Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV
Ответственность, штрафы и возврат платежей
Ответственность и штрафы
273. Железная дорога несет ответственность перед пассажирами, а пассажиры - перед железной дорогой на основании Устава железных дорог СССР и изданных Министерством путей сообщения Правил.
274. Железная дорога несет полную ответственность за сохранность принятого к перевозке багажа и грузобагажа с момента приема к перевозке до выдачи согласно установленным правилам.
275. Железная дорога не несет материальной ответственности перед пассажиром за несвоевременное прибытие или отправление поезда. По просьбе пассажира ему выдается справка об опоздании поезда.
276. При несоблюдении установленных правил перевозки ручной кладью предметов, перевозка которых запрещена, владелец их уплачивает штраф в размере одной десятой минимального размера оплаты труда (114), а в надлежащих случаях привлекается к уголовной ответственности.
277. Безбилетный проезд пассажиров, влечет наложение штрафа в размере одной десятой минимального размера оплаты труда (115).
278. Провоз ручной клади сверх установленной нормы и провоз без оплаты домашних животных и птиц в дальних и местных поездах влечет наложение штрафа в размере одной десятой минимального размера оплаты труда (115). Уплата штрафа не освобождает пассажира от оплаты стоимости провоза излишней ручной клади.
При обнаружении у пассажира излишнего веса ручной клади контролирующий должен составить акт на проводника вагона, допустившего в вагон пассажира с ручной кладью сверх установленной нормы. Акт направляют по месту работы проводника через отделение дороги.
279. При непредоставлении пассажиру спального места в соответствии с имеющимся у него проездным документом и при отказе пассажира от предложенной ему замены места железная дорога возвращает полностью все провозные платежи.
280. За опоздание в доставке багажа железная дорога уплачивает штраф в размере 10% провозной платы за каждые сутки опоздания, считая неполные сутки за полные. Сумма штрафа не должна превышать 50% провозной платы.
Время опоздания доставки багажа исчисляется с 24 ч дня, в который должен прибыть багаж.
Уплата штрафа за опоздание в доставке багажа производится начальником станции назначения (116) на основании акта, составленного по требованию пассажира работниками железнодорожного транспорта.
В актах, составляемых на выплату денег, должны быть следующие данные: номер багажной квитанции, время приема багажа к перевозке, время прибытия багажа, дата срока доставки багажа, сумма, взысканная за перевозку, количество суток просрочки, сумма штрафа, подлежащая выплате, фамилия, имя, отчество и местожительство (со слов) получателя багажа, наименование документа, подтверждающего личность, дата его выдачи, кем выдан и номер.
Указанием МПС РФ от 25 декабря 1997 г. N В-1475У в параграф 281 настоящих Правил внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1998 г.
281. В случае утраты пассажирского багажа с объявленной ценностью деньги уплачиваются начальником станции из станционной выручки в суточный срок в размере объявленной ценности, уплаченной провозной платы, а в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости. Если на багаж ценность не объявлялась, то возмещение производится начальником станции из станционной выручки немедленно в размере 9 руб. за килограмм.
При предъявлении пассажиром претензии в большем размере вопрос об удовлетворении ее разрешается (при условии предъявления пассажиром доказательств) управлением железной дороги отправления или назначения, куда начальник станции пересылает все документы.
Возврат платежей
282. Начальник станции обязан возвратить деньги за не использованные проездные документы и за несостоявшуюся перевозку багажа в следующих случаях:
а) при не предоставлении пассажиру места в поезде (кроме пригородного) согласно приобретенному проездному документу. В этом случае по требованию пассажира станция отправления составляет акт, на основании которого ему немедленно возвращаются полностью деньги за проездные документы и за несостоявшуюся перевозку багажа под расписку на оборотной стороне акта.
Когда пассажиру в том же поезде предоставлено место в вагоне низшей категории, станция возвращает разницу между полученной суммой за проезд и действительной стоимостью в том вагоне, в котором предоставлено место.
б) при возврате неиспользованных проездных документов в кассу железнодорожной станции не позднее чем за 24 часа до отправления поезда выплатить полную стоимость;
менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 6 часов до отправления поезда выплатить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
менее чем за 6 часов до отправления поезда выплатить стоимость билета. Стоимость плацкарты в этом случае не возвращается.
При возврате проездных документов на обратный выезд и из пунктов пересадки в пунктах их приобретения не позднее чем за 3 суток до отправления поезда пассажиру выплачивается полная стоимость проезда, а при возврате позднее этого срока, но до отправления поезда - стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездных документов на обратный выезд в пунктах обратного отправления действуют условия, аналогичные возврату прямых проездных документов (117).
Возврат денег за неиспользованные проездные документы, оформленные вручную, производится под расписку по распоряжению начальника вокзала или дежурного администратора на основании устного заявления пассажира. Предъявленные проездные документы начальником вокзала или дежурным администратором погашаются путем перечеркивания, на них проставляется штамп "оплатить с удержанием", подпись, дата и часы предъявления. При возврате пассажиром в специализированную кассу возврата, оборудованную терминалами системы "Экспресс-2", неиспользованных проездных документов, оформленных через эту систему, отметка администратора не требуется.
Кассир (после отметки администратора) имеет право вернуть пассажиру провозные платежи одновременно только за три проездных документа до одной станции назначения. При предъявлении проездных документов сверх этого количества, но не более 9, возврат денег разрешается с ведома начальника станции (вокзала), их заместителей или дежурного помощника начальника вокзала после проверки ими проездных документов. Возврат денег по групповым заявкам (10 чел. и более) производится в претензионном порядке через управление дороги. Возврат денег за проездные документы, приобретенные по групповым заявкам (10 чел. и более) за наличный расчет для проезда школьников, производится по предъявлению заявления руководителя группы с указанием места жительства и номера документа, удостоверяющего личность.
Претензии о возврате денег по квитанциям доплат, выданным к разовым и воинским билетам, рассматриваются управлениями железных дорог по предъявлению, кроме квитанции, также и проездных документов, к которым были произведены доплаты.
Выплаты денег по квитанциям доплат ко всем видам проездных документов, оформленным через систему "Экспресс-2" и возвращаемым в кассу, оборудованную терминалом системы, производятся непосредственно в кассе станции (вокзала) без сдачи пассажиром проездного документа, к которому они выданы.
Заполнение ведомости (расписки), расчет суммы, подлежащей возврату, и выдача денег производятся кассиром, которому дано указание возвратить деньги.
в) при возврате денег по проездным документам, на которых наложены два и более компостера или имеется штамп об остановке с продлением срока годности;
г) при оставлении пассажиром поезда ввиду болезненного состояния.
Станция, на которой пассажир прекратил поездку, обязана составить акт и по требованию пассажира на основании этого акта возвратить ему деньги за проездные документы за вычетом стоимости плацкарты (118).
Если пассажир пожелает продолжить поездку, то начальник станции обязан продлить или выдать пассажиру новые проездные документы до места назначения, приложив к отчету отобранные проездные документы в качестве оправдательного документа на бесплатную выдачу новых. Кроме того обеспечивается отправление этого пассажира с первым отходящим поездом;
д) при перерыве движения поездов, вызвавшем отказ пассажира от продолжения поездки.
Станция, на которой пассажир был застигнут перерывом движения поездов, по заявлению пассажира возвращает деньги на все проездные документы за непроследованное расстояние;
е) при опоздании на поезд (кроме пригородного) вследствие болезни или несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ, возобновить без дополнительной оплаты проездные документы (кроме стоимости плацкарты) (118) на другой поезд или получить обратно с разрешения начальника станции стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (118), а в остальных случаях при опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение 3 часов с момента его отправления - с доплатой или, соответственно, за вычетом стоимости плацкарты (118) (по § 37);
ж) при прекращении поездки в пути следования выплатить обратно стоимость проездных документов (кроме стоимости плацкарты) за непроследованное расстояние, руководствуясь § 282.
Возврат стоимости проезда за непроследованное расстояние производится только по проездным документам, срок годности которых позволяет доехать до станции назначения.
Время прекращения поездки должно быть удостоверено начальником станции (вокзала) наложением на проездном документе отметки "Действие проездного документа прекращено", даты и штемпеля станции.
Возврат денег при прекращении поездки производится распоряжением начальника станции по заявлению пассажира порядком, предусмотренным в пункте "б" § 282. Запрещается производить отметки о прекращении действия проездных документов на станциях, не являющихся попутными станциями отправления или обратного выезда по отношению к предъявленному проездному документу.
з) при возврате предприятиям, организациям и учреждениям приобретенных ими по указанным в § 12 заявкам проездных документов в кассу железнодорожной станции менее чем за 7 суток, но не позднее чем за 3 суток до отправления поезда, удерживается 50 процентов стоимости плацкарты (118), а при возврате проездных документов (в том числе на обратный выезд) позднее чем за 3 суток до отправления поезда удерживается стоимость плацкарты (118).
Удержание сумм из стоимости проезда независимо от сроков возврата проездных документов (но до отправления поезда) не производится при отмене поезда, указанного в проездном документе, или задержке его отправления из пункта следования пассажиров более чем на один час, при несостоявшейся отправке пассажиров из-за непредоставления им указанных в проездном документе мест и несогласия воспользоваться другими местами, при болезни пассажира.
При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поезда, не предусмотренным расписанием, возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние.
Возврат платежей по неиспользованным проездным документам, направленным почтой, производится в претензионном порядке. Срок подачи заявления в этом случае исчисляется от даты его первоначальной регистрации в управлении дороги (119).
Возврат управлениями железных дорог денег учреждениям, предприятиям, туристским и другим организациям за неиспользованные проездные документы производится при наличии на проездных документах отметок о времени их погашения станциями или вокзалами (число, часы) и сдачи неиспользованных мест.
Возврат платежей по проездным документам, оформленным по безналичному расчету через систему "Экспресс-2", производится управлением дороги в претензионном порядке при условии обязательного возврата мест в систему.
По проездным документам, вызывающим сомнения в их действительности, вопрос о возврате платежей во всех случаях решается управлением дороги в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензий - 3 месяца.
Возврат платежей по неиспользованным проездным документам, оформленным от другой станции, производится на условиях возврата платежей по проездным документам, оформленным на обратный выезд (пункт "б" § 282) (120).
В случае опоздания согласованных поездов выданный пассажиру проездной документ, оформленный от другой станции (121), сохраняет свою действительность и подлежит перекомпостированию на ближайший поезд, следующий до станции назначения, указанной в проездном документе.
При отказе пассажира от поездки и возврата им проездных документов ввиду опоздания пассажирских поездов по вине железных дорог провозные платежи и комиссионные сборы возвращаются полностью. Комиссионный сбор за операцию по возврату при этом не взимается.
Допускается трехкратная (122) замена выданного через систему "Экспресс-2" бесплатного проездного документа. Для оформления новой поездки владелец бесплатного проездного документа должен возвратить ранее приобретенный проездной документ в кассу возврата до отправления поезда. После операции возврата через систему "Экспресс-2" кассир возвращает владельцу бесплатный проездной документ с отметкой "компостер снят, дата, часы" и специальный бланк возврата, дающий право на оформление новой поездки.
Когда по групповому проездному документу отправилось неполное количество участников группы, то ее руководитель обязан до отправления поезда предъявить групповой проездной документ начальнику станции (вокзала) отправления для отметки об этом. Неиспользованные места должны быть переданы в кассу.
В пути следования (на вокзалах и в поездах) отметки в групповых проездных документах о проезде меньшего количества пассажиров, чем указано в них, не производятся и деньги за непроследованное расстояние не возвращаются.
Возврат платежей за проездные документы, приобретенные по групповой заявке по безналичному расчету или за наличный расчет (123) (кроме групп школьников), производится в претензионном порядке только за расчетный счет организации или учреждения, приобретавших проездные документы.
При отказе от поездки в пункте пересадки группы полностью начальник станции (вокзала) имеет право не менее чем за 5 часов до отправления согласованного поезда прекратить действие группового проездного документа. Платежи за непроследованное расстояние возвращаются в претензионном порядке железной дорогой, на станции которой сделана отметка о прекращении действия проездного документа (124).
Возврат платежей за неиспользованные проездные документы производится в день (до 24.00) их предъявления к оплате.
Возврат денег за неиспользованные пригородные билеты не производится.
283. Начальник станции возвращает деньги за неиспользованное время по пригородным абонементным билетам в следующих случаях:
увольнение с места работы;
призыв в Вооруженные силы Российской Федерации;
перемена места работы;
перемена места жительства;
длительная командировка по делам службы (свыше месяца);
болезнь;
смерть владельца билета.
Возврат денег производится немедленно после подачи начальнику станции письменного заявления с приложением соответствующих документов за время, начиная с момента возврата билета и до конца срока его годности.
Размер суммы, которая должна быть возвращена, определяется путем деления стоимости билета на количество дней:
По годовому билету - на 360 дней
По полугодовому билету - на 180 дней
По сезонному билету - на 120 дней
По трехмесячному - на 90 дней
По двухмесячному - на 60 дней
По месячному - на 30 дней
Полученная стоимость проезда одного дня умножается на фактическое количество дней, оставшихся до истечения срока годности билета.
284. При возврате проездных документов (кроме билетов в пригородном сообщении) с пассажира взимается установленный комиссионный сбор (§ 199).
В случаях возврата проездных документов, предусмотренных в пунктах "а", "г" и "д" § 282 комиссионный сбор не взимается.
285. При возврате пассажиру денег в случае прекращения поездки в пути следования согласно § 282 подлежащая возврату часть провозных платежей определяется следующим образом: из полной стоимости плаченных проездных документов вычитается стоимость проезда за проследованное расстояние. Из полученной разницы вычитается стоимость плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние в размере указанном в § 171. Полученная в итоге сумма подлежит возврату пассажиру (125).
286. В случаях перевода пассажира по вине железной дороги в нижеоплачиваемый вагон выплата разницы в стоимости проезда по желанию пассажира должна быть произведена на станции отправления или назначения поезда по предъявлении акта или соответствующей справки (с указанием номера поезда, вагона, проездных документов, числа, месяца, станции перевода и фамилии пассажира). Акт или справку выдает начальник поезда (механик-бригадир) и заверяет штемпелем станции.
При переводе пассажиров в нижеоплачиваемый вагон выплата разницы в стоимости проезда производится на станции отправления в день отправления поезда, на станции назначения - в день прибытия поезда.
Пассажир, не воспользовавшийся своим правом получить разницу в стоимости проезда на станции отправления или на станции назначения, может в течение шестимесячного срока потребовать уплаты ее в претензионном порядке.
287. Во всех случаях возврата станцией денег за неиспользованные проездные документы и несостоявшуюся перевозку багажа все проездные документы отбираются у пассажира и служат оправдательными документами для выплаты денег из станционной выручки.
288. Возврат денег пассажирам во всех других случаях, не предусмотренных настоящими Правилами, может быть произведен только управлением железной дороги отправления или прибытия пассажира в претензионном порядке. В этих случаях при заявлении о возврате денег должны прилагаться неиспользованные проездные документы, а в соответствующих случаях и другие документы и справки.
Претензии о возврате денег за непроследованное расстояние рассматриваются той железной дорогой, на станции которой пассажиром была прервана поездка.
Претензии о возврате денег за несостоявшиеся поездки в арендованных вагонах рассматриваются управлением железной дороги, с которым был заключен договор на аренду вагонов.
289. Все претензии, вытекающие из перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, предъявляются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Уставом железных дорог Союза ССР и Правилами перевозок грузов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.