Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I
Перевозка пассажиров
Основные положения
1. Железные дороги должны обеспечивать потребность населения в пассажирских перевозках, безопасность пассажиров при пользовании железнодорожным транспортом, необходимые удобства для пассажиров, высокую культуру обслуживания их на вокзалах и в поездах, своевременную перевозку и сохранность багажа пассажиров.
Работники железных дорог должны быть вежливыми и предупредительными к пассажирам, проявлять заботу и внимание к ним, принимать меры к устранению недостатков в обслуживании пассажиров независимо от того, по чьей вине из работников транспорта они допущены.
2. Действие настоящих Правил распространяется на перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР *(1), открытым для общего пользования.
3. Пассажиры перевозятся между всеми железнодорожными станциями и остановочными пунктами, открытыми для посадки и высадки пассажиров.
Об открытии и закрытии станций и остановочных пунктов, изменении их наименований и характера выполняемых ими коммерческих операций публикуется в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР и в Тарифном руководстве N 4.
4. Расписание движения пассажирских поездов (в том числе пригородных) объявляется в афишах и различных справочниках. О всех изменениях в расписании движения пассажирских поездов своевременно объявляется для сведения пассажиров.
5. Перевозки пассажиров в международных сообщениях производятся по правилам, устанавливаемым специальными тарифными руководствами. Перечень соглашений и руководств, на основании которых совершаются международные пассажирские перевозки, приведен в приложении 1.
В смешанных сообщениях железнодорожного с другими видами транспорта перевозка пассажиров и багажа производится на основании соглашений Министерства путей сообщения с соответствующими транспортными министерствами (приложения 2 и 3).
Организация продажи проездных документов (1) и работа билетных касс
6. Продажа проездных документов на сети железных дорог в крупных железнодорожных узлах производится с помощью автоматизированной системы "Экспресс-2", а там, где ее нет, организуется, как правило, на основе централизованного управления распределением мест в пассажирских поездах, что позволяет сосредоточить учет имеющихся мест в поездах, исключить случаи отправления поездов со свободными местами при наличии ожидающих выезда пассажиров и широко развивать услуги по продаже железнодорожных билетов (приложение 4).
Пассажирам оказываются следующие виды услуг: продажа проездных документов на местные и дальние поезда, в том числе по заказам на линейных станциях, на пригородных остановочных пунктах; продажа проездных документов на обратный выезд и на выезд от другой станции (2); прием заказов в пунктах пересадки на оформление проездных документов в транзитных поездах, прием заказов в пути следования на выезд со станции пересадки и др. Заказы на проездные документы принимаются по телефону или при личной явке. Проездные документы могут быть доставлены по месту жительства или работы, в гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, пляжи (через специальные киоски), а также в места проведения съездов, конференций, совещаний и т.д.
Продажа проездных документов в кассах, не оборудованных терминалами системы "Экспресс", осуществляется до отправления поезда в следующие сроки:
от 30 до 1 сут - с личной явкой;
от 45 до 5 сут - по заказам пассажиров (на проезд "туда", "обратно", от другой станции, с доставкой на дом, предприятие и т.д.); при этом сроки окончания продажи проездных документов на обратный выезд и на выезд от другой станции на проезд в местном сообщении могут быть сокращены руководством дороги.
При функционировании системы "Экспресс-2" сроки продажи проездных документов следующие:
от 45 до 1 сут - с личной явкой;
от 45 до 5 сут - по заказам пассажиров (на проезд "туда", "обратно", от другой станции, с доставкой на дом, предприятие и т.д.).
Прием заказов по групповым заявкам производится от 60 до 18 суток. Доставка проездных документов на дом, предприятие и т.д. осуществляется в сроки, назначаемые агентом железной дороги в зависимости от сложности заказа.
Сроки продажи проездных документов на проезд в прямом сообщении могут быть изменены только с разрешения Главного пассажирского управления МПС *(2).
Продажа проездных документов на обратный выезд осуществляется с пунктов формирования или оборота составов.
Проездные документы на проезд "туда" оформляются только от станции приобретения.
Проездные документы в беспересадочные вагоны в первую очередь продаются пассажирам, следующим до пункта назначения этих вагонов или пунктов, расположенных на участке отклонения от основного маршрута следования поезда.
На промежуточных станциях, находящихся на участках, где осуществляется централизованное управление продажей железнодорожных проездных документов, прием заказов и продажа проездных документов на места в транзитные поезда прекращаются за 3 часа до прибытия такого поезда на станцию по расписанию.
На станциях и остановочных пунктах, открытых для продажи проездных документов на проезд в местном сообщении, должны продаваться проездные документы до всех станций и остановочных пунктов, расположенных по маршруту следования поездов, имеющих стоянки на таких станциях.
7. В зависимости от размера и характера пассажиропотоков открываются кассы: по продаже билетов на все поезда в любой кассе, по направлениям или видам сообщений, на поезда, отправляющиеся за 2 часа до отправления поезда. При необходимости на крупных вокзалах выделяются специализированные кассы: для пассажиров с детьми, военнослужащих, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, пассажиров, следующих по путевкам (в летний период).
Время работы билетных касс устанавливается начальником станции (вокзала) в зависимости от местных условий.
На крупных внеклассных станциях (вокзалах) продажа проездных документов производится без закрытия билетных касс для перерыва на обед и смену дежурств.
Порядок работы пригородных касс устанавливается начальником станции (вокзала), исходя из действующего расписания движения пригородных поездов.
Билетные кассы должны быть открыты на всех станциях и остановочных пунктах, где продают 50 проездных документов и более в сутки. На станциях и остановочных пунктах с пассажиропотоком менее 50 пассажиров в сутки порядок продажи проездных документов устанавливается распоряжением начальника отделения с учетом местных условий.
8. В помещениях вокзалов должны быть вывешены для сведения пассажиров расписания отправления и прибытия пассажирских поездов, таблицы стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа до станций с наибольшим пассажиропотоком, объявления о времени работы билетных и багажных касс, наличии свободных мест в поездах, месте нахождения книги жалоб и предложений, ставки комиссионных сборов и указатели размещения вокзальных помещений.
В помещениях вокзалов, а также на перронах и платформах, предназначенных для посадки и высадки пассажиров, запрещается производить кино- и фотосъемку без разрешения администрации станции (вокзала).
Выдача проездных документов
9. Документом на право проезда по железным дорогам является проездной документ установленной Министерством путей сообщения формы с указанием фамилии на лицевой стороне документа. Оформление проездного документа производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (паспорт, военный билет, служебное удостоверение с фотографией и печатью и т.п.), а детей в возрасте до 16 лет - свидетельство о рождении (3).
Проездной документ выдается за наличный расчет или по предъявлении документов, подтверждающих право на получение проездных документов в кредит по безналичному расчету или бесплатно.
10. Преимущественное право на приобретение проездных документов в билетных кассах предоставляется:
а) пассажирам с детьми в возрасте до 10 лет, а также пассажирам, сопровождающим больных детей старше 10 лет, следующим на санаторнокурортное лечение по путевкам, предъявляемым в кассу;
б) прокурорам, следователям, врачам, работникам ветсаннадзора, пожарной и лесной охраны, МО, КГБ *(3), МВД (в том числе милиции, фельдъегерской службы) (4) при неотложных поездках по делам службы в пределах обслуживаемых ими районов или до станций, указанных в командировочных удостоверениях;
в) лицам, следующим по телеграфному заверенному вызову;
г) работникам рефрижераторных поездов;
д) работникам газовой, химической, нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, геологии, госгортехнадзора, газового надзора, котлонадзора, госатомэнергонадзора, следующим на ликвидацию аварий и пожаров, военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ) (5);
е) водителям-перегонщикам автомобилей по предъявлении путевого листа с отметкой о сдаче автомобиля.
Перечисленным выше лицам при их согласии выдают проездные документы в общие вагоны сверх наличия мест, кроме лиц, указанных в пункте "а". В исключительных случаях им разрешается проезд без занятия места с оплатой по общему тарифу.
Продажа проездных документов в вагоны беспересадочных сообщений производится в первую очередь пассажирам, следующим до станций, расположенных на участках отклонения от главных направлений, а для остальных пассажиров - только при наличии в них свободных мест в день отправления поезда.
Правом внеочередного приобретения проездных документов в билетных кассах по предъявлении удостоверений личности и командировочных удостоверений пользуются:
а) По предъявлении удостоверений:
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, орденами Трудовой Славы трех степеней и орденами "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней;
участники Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны;
депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации, лицо сопровождающее депутата Совета Федерации - инвалида 1 группы или депутата Государственной Думы Российской Федерации - инвалида 1 группы, помощники депутатов Совета Федерации и Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, главы администраций автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (6);
инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;
инвалиды всех категорий I группы;
лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (7);
бывшие несовершеннолетние узники фашизма (8);
лица, награжденные знаком "Почетный железнодорожник", бывшие работники спецформирований НКПС;
сотрудники налоговой полиции (9);
инвалиды боевых действий на территориях других государств (10);
военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (10);
ветераны боевых действий на территориях других государств (10);
лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 7 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда", и лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (10).
б) По предъявлении удостоверений личности и командировочных удостоверений:
- прокурорские работники (11);
- судьи (12);
- спасатели и специалисты Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям (13);
- специалисты Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы, следующие для организации поиска и спасения экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, оказания помощи при авариях, а также для выполнения работ при стихийных бедствиях (14);
- сотрудники санитарной авиации, следующие для оказания экстренной помощи населению, в удостоверениях которых проставлен штамп "Скорая помощь - вне очереди";
- работники Российской Федеральной авиационно-космической службы поиска и спасания при следовании их для организации поисково-спасательных работ (15);
- работники Государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных управлений (16);
- сотрудники федеральных органов Правительственной связи и информации (16);
- специалисты службы экстренной медицинской помощи (17);
- личный состав караулов, в том числе ведомственной военизированной охраны, а также сопровождающим специальные грузы специалистам предприятий (18);
- должностные лица таможенных органов Российской Федерации (19);
- государственные инспекторы труда (20).
В июне-августе на вокзалах внеклассных пассажирских станций продажа проездных документов лицам, следующим по путевкам (курсовкам) в санатории, дома отдыха и турбазы, организуется в специальных кассах.
11. При продаже проездных документов в вагоны (плацкартные, купейные, мягкие) с нумерованными местами пассажирам, приобретающим два проездных документа и более, предоставляется, как правило, равное количество верхних и нижних мест. Исключение может быть сделано начальником станции (вокзала) инвалидам, больным или престарелым.
Выдача проездных документов пассажирам сверх имеющегося в вагоне числе мест не допускается (кроме лиц, перечисленных в параграфе 10) (21).
Каждый пассажир имеет право занимать при проезде в общих, областных и плацкатрных вагонах только одно место независимо от количества приобретенных им проездных документов, а в спальных или купейных вагонах дополнительно одно место с оплатой по полному тарифу.
Проводник общего, областного и плацкартного вагона при отборе проездных документов на хранение обязан взять у пассажира проездные документы в количестве соответствующем числу едущих. Сведения об остальных незанятых местах передаются через начальника поезда да станцию для реализации по установленной технологии. В спальном и купейном вагонах учет мест ведется по количеству предъявленных проездных документов, но не более двух на одного проезжающего пассажира. Отметки на проездных документах, приобретенных пассажиром сверх установленной нормы, проводником вагона не делаются; выплата денег по ним не производится (22).
Перевозка организованных групп туристов и пассажиров
12. Железные дороги осуществляют продажу проездных документов предприятиям, организациям и учреждениям по их заявкам для перевозки отдельных групп пассажиров.
Письменные заявки на места в поездах для обеспечения выезда отдельных групп пассажиров (10 человек и более) принимаются железными дорогами от учреждений, предприятий, туристских и других организаций не менее чем за 18 дней до отправления поезда. Заявка должна быть подписана руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером и заверена печатью. В ней указываются: наименование предприятия (организации), количество мест, номер поезда, категория вагона, дата выезда и станция назначения. Места предоставляются согласно заявке. При недостатке мест в поезде и вагонах, указанных в заявке, с согласия организации могут быть предоставлены места в другом поезде или вагонах других категорий.
Если в заявке указано о предоставлении отдельных вагонов, оплате подлежат все места в вагоне согласно трафарету. При отказе организации от оплаты части мест последние передаются в кассы для общей продажи.
Когда группа пассажиров следует с пересадкой в пути, станция оформления обязана оформить ей проездные документы от станции пересадки.
Резервирование мест в поездах по телеграммам организаций или отдельных лиц объединенными дорожными и отделенческими бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах (ОДБ и ЛБК) и начальниками станций (вокзалов) не допускается.
Не позднее чем за 12 дней до отправления поезда организация должна приобрести заказанные проездные документы, оплатив стоимость проезда наличными деньгами, чеками из лимитированных книжек или платежными поручениями с акцептом Банка России.
Если за 12 дней до отъезда проездные документы не были получены, заявку аннулируют и места передают в общую продажу (кроме мест для рабочих организованного набора).
В случае предъявления заявки на проездные документы (места) начальнику станции (вокзала) позднее 12 суток до отправления поезда ему разрешается через ОДБ (ЛБК) оформить по возможности выезд группы. При этом перевозка должна быть оплачена в течение суток с момента предъявления заявки.
При наличии групповой заявки на железнодорожные проездные документы для проезда "туда" и "обратно" обратные проездные документы выделяются после оплаты стоимости железнодорожных проездных документов на проезд "туда".
Приобретенные организациями проездные документы кассами возврата на вокзалах не принимаются. Вопрос о возврате организациям платежей за неиспользованные проездные документы рассматривается в претензионном порядке.
13. Пассажир имеет право приобрести проездной документ в вагон и поезд любой категории до любой станции по маршруту следования поезда. При отсутствии прямого поезда до станции назначения пассажира ему может быть оформлен второй проездной документ от другой станции (пункта пересадки) при наличии места в поезде и при условии, что эта станция является пунктом формирования или оборота состава (вагона).
Пассажиру, следующему в вагоне с переменным трафаретом, выдают проездной документ, соответствующий роду вагона и категории поезда не далее станции смены трафарета.
При оформлении поездки пассажиру, имеющему право на льготы и следующему с пересадками, билетный кассир первоначальной станции отправления на льготном или бесплатном билете делает отметку о полном маршруте следования такого пассажира от первоначальной до конечной станции с учетом пунктов пересадки. При этом поездка оформляется по кратчайшему направлению следования пассажирских поездов по маршруту не более чем с тремя пересадками. В пункте пересадки льготный или бесплатный проездной документ на дальнейший путь следования оформляется в обмен на использованный до пункта пересадки льготный или бесплатный проездной документ.
Поездка пассажира должна начинаться только от станции, указанной в проездном документе.
Использованный бесплатный или льготный проездной документ может быть предъявлен в пункте пересадки для дальнейшего оформления проезда в течение 24 часов с момента прибытия поезда, в котором следовал пассажир (23).
14. При пассажире может ехать бесплатно один ребенок в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места.
Для занятия отдельного места ребенку не старше 5 лет приобретается соответствующий детский проездной документ.
При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до 5 лет, а также на каждого ребенка от 5 до 10 лет покупают детские проездные документы.
Для детей старше 10 лет должны приобретать проездные документы, как для взрослых.
Дети в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых к проезду в пассажирских поездах не допускаются, за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы.
В общем вагоне с местами для сидения каждому ребенку, имеющему детский проездной документ, должно быть предоставлено место наравне со взрослыми пассажирами,
15. Признан не действующим в системе МПС России - указание МПС России от 4.03.92 г. N Г-2360.
16. Признан не действующим в системе МПС России - указание МПС России от 4.03.93 г. N С-176 у.
17. Признан не действующим в системе МПС России - указание МПС России от 4.03.93 г. N С-176-у.
18. В пригородном сообщении производится продажа билетов: для разовых поездок в один конец ("туда") и обратных ("туда" и "обратно");
различного вида абонементных билетов, в том числе льготных абонементных, "выходного дня" всем гражданам; абонементных билетов учреждениям, предприятиям и организациям (24).
Абонементные билеты продаются в порядке, установленном управлением железной дороги (24).
19. Утерянные и испорченные (разорванные, обгоревшие, подмокшие и т.д.) пассажирами проездные документы не возобновляются и уплаченные за них деньги не возвращаются. Проездные документы действительны только по отношению к лицу, начавшему по ним путь следования. Перепродажа проездных документов запрещается.
20. Железная дорога имеет право отказать в выдаче проездного документа в случаях, когда:
- в поезде (за исключением пригородных) не имеется свободных мест;
- пассажир находится в состоянии, при котором может быть нарушено спокойствие других пассажиров.
Сроки годности проездных документов
21. Проездные документы, выданные пассажирам, следующим в беспересадочном сообщении, действительны на время следования поезда или вагона беспересадочного сообщения, с которым следует пассажир до пункта назначения, в соответствии с компостером, наложенным на проездном документе.
Абзацы 2 и 3 признаны не действующими в системе МПС России - указание МПС России от 4.03.93 г. N С-176 у.
22. Единичный пригородный билет, а также купоны "туда" обратных билетов действительны на выезд в течение дня их выдачи билетными кассами. Обратные пригородные билеты действительны по купону "обратно" в течение одних суток, не считая дня выдачи, а также общевыходных и праздничных дней.
Если окончание сроков годности пригородного билета (разового, обратного или абонементного) застанет в пути, билет сохраняет годность до прибытия пассажира на станцию назначения.
23. Срок годности билетов месячных, двухмесячных, трехмесячных, сезонных (четырехмесячных), полугодовых и годовых указываются в билетах и исчисляются, начиная с даты их действия и кончая тем же числом (исключительно) соответствующего месяца и года.
24. Начальник станции или вокзала обязан продлить срок годности проездного документа (путем отметки об отсрочке на самом проездном документе) в следующих случаях:
при непредоставлении пассажиру места в поезде (кроме пригородного) - на время до отправления следующего поезда, в котором пассажиру будет предоставлено место;
в пунктах пересадки при опоздании согласованных поездов - на все время задержки пассажира до предоставления ему возможности продолжить поездку;
при болезни пассажира - на все время болезни при предъявлении справки лечебного учреждения. В указанных выше трех случаях на проездном документе ставится: "Срок годности проездного документа продлен до ... включ ... число ... мес ... год " (подпись) (штамп станции);
при остановке пассажира в пути - на срок не более 10 суток;
при неиспользовании вовремя приобретенных бесплатных или льготных проездных документов участниками и инвалидами Великой Отечественной войны - на любой срок, но не позднее, чем до 31 декабря текущего года.
Продление срока годности проездных документов в других случаях не допускается. Срок годности пригородных, в том числе и абонементных билетов не продляется.
Условия проезда
25. Каждый пассажир обязан иметь при себе проездной документ, (в том числе абонементный), хранить его в течение всего времени поездки и предъявлять по требованию лиц, производящих контроль (за исключением случаев, когда проездной документ хранится у проводников вагона) и соблюдать установленные Правила проезда (приложение 5, 6).
Начальнику поезда (механику-бригадиру) разрешается, в виде исключения, при наличии свободных мест в поезде допустить посадку на них пассажиров, не успевших приобрести проездные документы в кассе и предъявляющих телеграмму, заверенную ответственным лицом о необходимости срочного выезда (о смерти, болезни, аварии и т.д.), а также в случаях не вызывающих сомнения в необходимости экстренного выезда. При этом посадка производится только в штабной вагон с последующим оформлением проезда по квитанции разных сборов (формы ГУ-57) в течение 1 часа с момента отправления поезда из пункта формирования и в течение 30 мин. - с промежуточной станции без взимания штрафа. Если за указанный срок проездные документы не будут оформлены, пассажир считается безбилетным" (25).
Если проездной документ приобретен на промежуточной станции, номер места в вагоне не указывается.
Свободные и освобождающиеся в пути следования места могут быть заняты пассажирами только с разрешения проводников вагонов. При этом нижние полки предоставляются в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам, больным и престарелым пассажирам.
30. В случае неправильного оформления кассой проездных документов пассажиру или выдачи ему проездного документа без наличия свободных мест в вагоне, продажи двух проездных документов на одно место начальник поезда (механик-бригадир) и проводник вагона обязаны допустить пассажира в вагон и совместно с работниками вокзала принять меры к предоставлению ему места в поезде и к исправлению неправильно оформленных проездных документов.
Если неправильное оформление проездных документов (в том числе без наличия мест или продажи нескольких проездных документов на одно место обнаружено в поезде, то начальник поезда (механик-бригадир) составляет акт в двух экземплярах. Первый экземпляр направляют в резерв проводников, второй - в отделение дороги, по вине работников которого допущен брак в работе, для расследования и принятия мер.
Начальник станции (вокзала) производит расследование каждого случая неправильного оформления проездных документов и принимает соответствующие меры.
31. Пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток. Поднятие и опускание верхних полок по просьбе пассажиров выполняют проводники вагонов.
32. Пассажир, следующий до одной из промежуточных станций в вагоне со спальными местами, при желании продолжить путь в том же вагоне (кроме вагонов с переменным трафаретом) должен заблаговременно заявить об этом через проводника вагона начальнику поезда (механику-бригадиру), который с согласия ОДБ (ЛБК) оформляет пассажиру дальнейший проезд по квитанции формы ГУ-57. В противном случае утрачивается право на сохранение за пассажиром спального места в этом вагоне.
33. Если срок годности проездного документа оканчивается в пути до прибытия пассажира на станцию назначения, пассажир обязан по окончании срока годности проездного документа приобрести в кассе новый или оформить дальнейший проезд непосредственно у начальника поезда (механика-бригадира) по квитанции ГУ-57.
Пассажир, предъявляющий в кассу проездной документ с недостаточным сроком годности для проезда до указанной в проездном документе станции назначения, должен оплатить по квитанции доплат стоимость проезда от станции, где истекает срок годности проездного документа, до станции назначения как за новую поездку. В этом случае квитанция (форма ГУ-57) выдается до станции назначения или пересадки.
Об истечении срока годности проездного документа пассажира предупреждает проводник или контролер-ревизор поезда.
Пассажир, предъявивший в поезде проездной документ, срок годности которого истек, считается безбилетным.
34. Проводники вагонов обязаны предупредить пассажиров не позднее чем за 30 мин о подходе поезда к станции назначения или пересадки.
Проводники вагонов со спальными местами отвечают за проезд пассажирами станции назначения и пересадки согласно маршруту, указанному в проездном документе. О каждом случае проезда составляют акт за подписью начальника поезда (механика-бригадира), проводника вагона и пассажира, заверенный штемпелем станции. Этот акт дает пассажиру право возвратиться до станции назначения или пересадки бесплатно. Если пассажир изберет новое направление, то в этом случае на основании акта, который отбирают, взыскивается по квитанции формы ГУ-57 разница в провозной плате по развернутому тарифу.
35. Пассажир, отставший от поезда, должен заявить об этом начальнику станции (или уполномоченному на это лицу), который возобновляет годность проездного документа на следующий поезд путем наложения нового компостера.
Если у отставшего от поезда пассажира остались в вагоне его вещи (или проездной документ), начальник станции обязан сразу же дать телеграмму начальнику поезда (механику-бригадиру) о снятии оставленных вещей или передаче проездного документа на станцию по указанию пассажира. Начальник поезда (механик-бригадир) по получении телеграммы срочно принимает меры к сохранению вещей и проездного документа отставшего пассажира и сдает их по акту на станцию, указанную в телеграмме, уведомив об этом станцию нахождения пассажира. На основании, этого уведомления пассажиру, если у него проездной документ остался в вагоне, предоставляется право бесплатного проезда до станции, где оставлены его вещи и проездной документ. На право проезда пассажиру выдается бесплатно новый проездной документ (общий или плацкартный). Плата за телеграмму по оказанию помощи пассажиру, отставшему от поезда, не взыскивается.
Проводник, обнаруживший, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от поезда, обязан немедленно заявить об этом начальнику поезда (механику-бригадиру) и составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт должен быть подписан начальником поезда (механиком-бригадиром), проводником и двумя пассажирами.
36. В случае прибытия поезда, с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения после отправления из узла поезда, согласованного для переприцепки этого вагона, пассажирам по их желанию предоставляют возможность выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места в соответствии с имеющимися проездными документами.
Последнее предложение абзаца 1 признано не действующим в системе МПС России - указание МПС России от 4.03.93 г. N С-176у.
Аналогичный порядок действует и для пассажиров, следующих с пересадкой в пути следования и имеющих проездные документы на согласованный поезд от станции пересадки, приобретенные в пункте первоначального приобретения.
37. Начальник станции обязан возобновить действительность проездного документа при опоздании пассажира на поезд (кроме пригородного), если об этом заявлено в течение 3 ч с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ. При этом пассажир должен доплатить стоимость плацкарты (28). В случае отказа пассажира от поездки ему возвращают внесенные платежи за вычетом стоимости плацкарты.
При опоздании на поезд вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, в течение 3 суток с момента отправления поезда разрешается возобновить пассажиру проездные документы с доплатой стоимости плацкарты или выплатить ему стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
Для возобновления действительности проездного документа компостерные знаки погашаются и ставится штамп следующего содержания: "Действительность проездного документа восстановлена ... число ... месяц ... год (подпись)".
38. Пассажир, желающий выехать с поездом, отправляющимся ранее поезда, на который ему выдан проездной документ, имеет право обратиться в общем порядке в кассу станции для наложения на проездной документ нового компостера. Ранее приобретенные проездные документы сохраняют свое действие, если пассажир следует в поезде и вагоне той же категории и по тому же маршруту. Если пассажир следует в поезде и в вагоне высшей категории или по другому маршруту, взимается разница в стоимости проезда.
Первоначальные компостерные знаки на проездном документе погашаются крестообразно с надписью "компостер погашен". Надпись должна быть заверена подписью и штемпелем станции. Указывают дату и часы погашения.
При желании пассажира следовать в поезде или вагоне низшей категории неиспользованные доплаты (за плацкарту и скорость) возврату не подлежат.
Срок годности проездного документа в таких случаях исчисляют с 24 ч суток, обозначенных новым компостером. Освободившиеся места должны быть переданы в кассу для продажи.
39. В случаях, когда проездные документы пассажира после отправления поезда остались у провожающего, последний не позднее чем через 3 ч с момента отправления поезда может сдать эти документы начальнику станции или вокзала, который за счет провожающего дает телеграмму (телефонограмму) начальнику поезда и начальнику станции по пути следования, на которой за время стоянки поезда возможно выдать новые проездные документы. В телеграмме должны быть указаны: фамилия, инициалы пассажира, проездной документ которого остался у провожающего, номер поезда, вагона и места, в котором следует пассажир, станция назначения и номера проездных документов (билет, квитанция доплат и т.д.), предъявленных на станции отправления.
На основании этой телеграммы (телефонограммы), заверенной в соответствии с разделом 4 телеграфных правил МПС, станция, получившая телеграмму (телефонограмму), выдает бесплатно новые проездные документы, прилагая телеграмму (телефонограмму) при отчете как оправдание о выдаче проездного документа.
Если в течение 4 ч после отправления пассажира с начальной станции не будет получена телеграмма от начальника станции отправления, пассажир обязан уплатить штраф, как за безбилетный проезд, а на дальнейший проезд приобрести проездной документ или оставить поезд.
Начальник станции, подавший телеграмму (телефонограмму) о выдаче безденежного проездного документа, обязан принятые от провожающего проездные документы представить с копией своей телеграммы (телефонограммы) в службу бухгалтерского учета и финансов, приложив их к очередному отчету о продаже проездных документов. В конце отчета продажи проездных документов в этом случае делается надпись: "представлены проездные документы, оставленные у провожающих, всего в количестве ...штук согласно копиям телеграмм (телефонограмм)".
Проездные документы, предъявленные после 3 ч, но не позднее
суточного срока после отправления поезда, подлежат погашению путем
наложения на них штемпеля станции с отметкой: "Действие проездного
документа прекращено на ст. ......... час ......... число ...........
месяц......... подпись.........................".
В этом случае внесенные платежи (за вторично приобретенные проездные документы) могут быть получены обратно лишь в претензионном порядке при условии представления при заявлении как погашенных, так и вновь приобретенных проездных документов.
Предоставление постельных принадлежностей и других услуг в поездах
40. В вагонах со спальными местами постельные принадлежности пассажирам выдают на весь путь следования за отдельную плату, которая взимается проводниками вагонов. Комплект постельных принадлежностей состоит из 2-х простыней, одной наволочки и одного полотенца.
По желанию пассажира проводник может заменить использованное постельное белье в пути следования за плату.
Проводники вагонов обязаны доставлять комплекты спальных принадлежностей на места пассажиров, а также приготовлять постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми. За 30 мин до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки проводник убирает постельное белье.
Плата за пользование матрацем, подушкой и одеялом включена в стоимость плацкарты и дополнительно с пассажира не взимается.
За пользование комплектом спальных принадлежностей в поезде взимается плата в размере 10000 руб. (30) в плацкартном и купейном вагоне и 12000 руб. в вагоне СВ (29).
В плацкартном и купейном вагоне фирменных поездов, прошедших аттестацию в МПС, плата за пользование постельными принадлежностями взимается в размере 13000 руб., а в вагоне СВ - 14500 руб.
41. При утере, порче постельных принадлежностей или их сильном загрязнении, требующем химической чистки, с пассажира взыскивается стоимость белья или его химической чистки согласно расценочной ведомости, утвержденной Министерством путей сообщения. На каждый случай частичного, полного, повреждения или утраты предметов внутреннего оборудования вагонов составляют акт с участием лица, причинившего повреждение, начальника поезда и проводника вагона.
42. Проводники вагонов со спальными местами пассажирских поездов всех категорий, а также вагонов с местами для сидения скорых поездов обязаны не менее трех раз в день обеспечивать пассажиров по их просьбе чаем по установленной цене.
Пассажирские вагоны дальних и местных поездов, а также вагоны для пассажиров с детьми пригородных поездов снабжают кипяченой охлажденной водой.
Азартные игры в поездах и на вокзалах не допускаются.
43. В пассажирских вагонах местных и дальних поездов курение разрешается в тамбуре вагона с некотловой стороны.
В вагонах пригородных поездов, в том числе и тамбурах, курение запрещается.
Нарушение этого правила влечет предупреждение или наложение штрафа в размере одной десятой минимального размера оплаты труда.
Остановки в пути
44. Пассажир имеет право в пути следования один раз сделать остановку с продлением срока годности проездного документа в одном пункте не более чем на 10 сут.
Пассажир обязан предъявить свой проездной документ начальнику
станции, начальнику вокзала или дежурному по вокзалу в течение 4 ч с
момента прибытия на станцию поезда, с которым он следовал, для наложения
на проездном документе мастичного штемпеля: "Станция....................
остановка с продлением срока годности проездного документа
................. (часы, число, месяц, год)................ подпись"(32).
Проездной документ, имеющий штемпель остановки, может быть оформлен для продолжения поездки до станции назначения, если в оставшийся срок годности можно доехать до этой станции.
Абзац 4 признан не действующим в системе МПС России - указание МПС России от 4.03.93 г. N С-176 у.
При желании возобновить прерванную поездку с той же станции, на которой была сделана остановка, пассажир должен закомпостировать проездной документ на той станции, где была сделана отметка об остановке. При отсутствии на проездном документе после остановки нового компостера пассажир считается безбилетным, но имеет право закомпостировать проездной документ в кассе ближайшей станции, если срок годности данного проездного документа еще не истек.
Пассажир, сделавший остановку в пути с продлением срока годности проездного документа, не вправе больше прерывать свою поездку.
Перерыв поездки по пригородному билету не допускается, если это не вызывается условиями движения поезда.
Абзац 7 признан не действующим в системе МПС России - указание МПС России от 4.03.93 г. N С-176 у.
Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны при проезде по бесплатным или льготным проездным документам разрешается в пути следования дополнительно делать две остановки (не считая остановки, предусмотренной Уставом железных дорог Союза ССР) со сроком пребывания в каждом пункте до 10 сут.
Сопровождающему (не более одного лица) инвалида или участника Великой Отечественной войны также разрешается в пути следования делать дополнительные остановки.
45. При остановке пассажира в пути следования доплата за спальное место теряет свою действительность и стоимость ее пассажиру не возвращают. Доплата за скорость сохраняет свое действие наравне с билетом. При дальнейшем следования пассажира после остановки в пути поездом или в вагоне нижеоплачиваемой категории ранее произведенные доплаты не возвращаются.
46, 47, 48 признаны не действующими в системе МПС России - указание МПС России от 4.03.93 г. N С-176 у.
Изменение условий проезда
49. Пассажир имеет право в пути изменить условия своего проезда в данном поезде и перейти в вагон высшей категории, если в нем имеется свободное место. Об этом пассажир должен заявить начальнику поезда (механику-бригадиру) через проводника вагона.
На участках с централизованным руководством продажей билетов перевод пассажиров в вагоны высшей категории производится с разрешения ОДБ (ЛБК).
50. Переход по желанию пассажира в вагон высшей категории должен быть им оплачен и оформлен в билетной кассе одной из станций по пути следования поезда, где по времени его стоянки предоставится возможным это сделать, или непосредственно у начальника поезда (механика-бригадира). В этом случае пассажиру выдают соответствующую квитанцию доплат или квитанцию формы ГУ-57. Занятие вышеоплачиваемого места допускается после его оплаты.
51. При переходе в вагон высшей категории взимается доплата, размер которой определяется как разница в стоимости проезда в вагонах соответствующих категорий за расстояние между станцией, где пассажир занял место в вагоне, и станцией, до которой он желает следовать в вагоне выбранной им категории.
Переход пассажира по его желанию в пути следования в вагон нижеоплачиваемой категории допускается без производства каких-либо перерасчетов и возврата ранее сделанных платежей.
52. В случае непредоставления места в вагоне согласно купленному проездному документу железная дорога обязана предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено место, оплачиваемое ниже стоимости купленного им проездного документа, ему возвращается разница в стоимости проезда в порядке, установленном в § 286 настоящих Правил. При отказе пассажира от предложенной ему замены места железная дорога возвращает пассажиру стоимость проезда.
При невозможности предоставить место в этом же поезде железная дорога обязана по требованию пассажира предоставить ему соответствующее место в другом поезде, при этом имеющиеся у пассажира проездные документы необходимо перекомпостировать.
53. При отцепке вагона по технической неисправности в пути следования или в пункте формирования и оборота начальник станции обязан принять меры к прицепке другого вагона взамен отцепленного и перевести в него пассажиров, если же прицепка невозможна - разместить пассажиров на свободные места этого же поезда, хотя бы и более высокой категории.
При переводе в вагон высшей категории преимущества предоставляются пассажирам с детьми, больным, лицам преклонного возраста, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Вынужденный переход (перевод) пассажиров в вагон или поезд высшей категории по вине железной дороги в каждом случае оформляют актом за подписью начальника поезда (механика-бригадира) и работника станции, где этот переход был совершен. Акт сохраняют до конца рейса поезда и затем передают в резерв проводников.
При переводе в вагон высшей категории доплата с пассажиров не взимается, а в низшей категории выплачивается разница в стоимости проезда порядком, предусмотренном § 286 настоящих Правил. Пассажиры, не размещенные в том же поезде, должны быть отправлены с ближайшим отходящим по времени поездом в соответствии с имеющимися у них проездными документами.
54. При отцепке вагона пассажир, уплативший за пользование постельными принадлежностями, получает их вновь бесплатно на основании акта, составленного проводником отцепленного вагона за подписью начальника поезда (механика-бригадира) и заверенного штемпелем станции. Акт является для проводника вагона оправдательным документом бесплатной выдачи постельных принадлежностей.
55. При переводе пассажиров из отцепленного вагона в другие вагоны переноска ручной клади пассажиров и оказание им помощи при переноске, в необходимых случаях, являются обязанностью работников железных дорог и организуются начальником поезда (механиком-бригадиром) совместно с начальником станции с принятием при этом необходимых мер предосторожности и обеспечения безопасности пассажиров.
Разрешение споров
56. Все споры и недоразумения, возникающие между пассажирами и работниками железной дороги, находящимися при исполнении своих обязанностей, разрешаются:
на станции - начальником станции или начальником вокзала;
в поездах вовремя движения - начальником поезда (механиком-бригадиром).
Отказ в перевозке
57. Железная дорога вправе отказать в перевозке или удалить пассажира из поезда, когда:
а) пассажир при посадке в поезд или в пути следования находится в нетрезвом состоянии, нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. Отказ в посадке в поезд или удаление такого пассажира производится проводником вагона или другим должностным лицом железнодорожного транспорта, а при неподчинении - работником милиции. Такому лицу на проездном документе делается отметка "Отказано в перевозке на основании § 57 (пункт "а") Тарифного руководства N 5". При этом плату за проезд (непроследованное расстояние) и перевозку багажа не возвращают;
б) пассажир находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и если при этом нет возможности поместить его отдельно. В этом случае пассажира из поезда удаляют при обязательном участии врачебно-медицинского персонала и лишь на той станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения. В этом случае начальник станции возвращает пассажиру стоимость проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты (33) или делает отметку об остановке и продлении срока годности проездного документа согласно § 24 настоящих Правил.
58. Если пассажир не пожелает, чтобы его багаж следовал в поезде до станции его назначения, багаж по предъявлении квитанции выдают на станции удаления пассажира из поезда или в случае невозможности выгрузки следует до ближайшей станции и с первым обратным поездом его возвращают на станцию, где был удален пассажир. Багаж в случае удаления пассажира из поезда по причине болезни возвращается бесплатно на основании телеграммы начальника станции (вокзала), где пассажир оставил поезд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.