г. Самара |
|
13 августа 2012 г. |
Дело N А55-13838/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Самарасвязьинформ" - Рубанова Е.А., по доверенности от 24.05.2012 года N 32,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Якушева А.А., по доверенности от 25.06.2012 года N 4858,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 августа 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2012 года по делу N А55-13838/2012, судья Стенина А.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарасвязьинформ", г. Самара, (ОГРН 1026301424192),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарасвязьинформ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит: признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии решения об образовании земельного участка и непринятии мер по согласованию, утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 11.3, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (для передачи в собственность под выкуп части земельного участка (площадью 580 кв.м.), находящегося в собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, 24, кадастровый номер 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв.м.); обязать ТУ Росимущество в Самарской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об образовании земельного участка площадью 580 кв.м. из земельного участка находящегося в собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, 24, кадастровый номер 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв.м., и принять меры по согласованию, утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 11.3, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 04 июня 2012 года признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, выразившееся в непринятии решения об образовании земельного участка и непринятии мер по согласованию, утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 11.3, 36 Земельного кодекса РФ (для передачи в собственность под выкуп части земельного участка (площадью 580 кв.м.), находящегося в собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, 24, кадастровый номер 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв.м.).
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и принятия мотивированного решения с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ЗАО "Самарасвязьинформ", ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Податель апелляционной жалобы указывает, что ЗАО "Самарасвязьинформ" было уведомлено письмом исх. N 02/1935 от 03.04.2012 г. о том, что полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков территориальным органом Росимущества не делегированы, а также что Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Обращает внимание на то, что согласно пунктам 1. 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления и могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Учитывая, что Территориальное управление исключительно по поручению Росимущества вправе принимать решение о разделе земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность физических и юридических лиц, Территориальное управление не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, кроме того, законодателем не возложена обязанность на органы государственной власти принимать решение об образовании земельных участков.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 02.08.2012 г. N 1328. Отмечает, что ТУ Росимущество обладает полномочиями по образованию земельных участков. В соответствии с пунктами 1, 4, 5.35(1), 5.35(3) Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Росимущество и его территориальные управления образуют единую федеральную систему органов, осуществляющих распоряжение федеральной собственностью. Таким образом, единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является ТУ Росимущества в Самарской области. Отмечает, что раздел земельного участка является обязанностью, а не правом органа государственной власти, поскольку нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ. Действительно, главой 1.1 Земельного кодекса РФ напрямую не определена обязанность государственного органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, осуществлять раздел земельного участка. Однако, непринятие решения о разделе земельного участка нарушает исключительное право заявителя на приобретение прав на земельный участок, определенный статьей 36 Земельного кодекса РФ. Заявитель считает, что бездействие государственного органа противоречит статье 36 Земельного кодекса РФ. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой перечень утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Как установлено материалами дела закрытое акционерное общество "Самарасвязьинформ" является собственником объектов недвижимого имущества: пристрой к зданию АТС N 41/42 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 28.12.2010, серия 63-АЕ N 185085); здание (пристрой к АТС 41/42) (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 25.11.2002 г., серия 63-АА N 711306), которые расположены на земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, 24, и находящемся в собственности Российской Федерации (кадастровый номер 63:01:0109002:8, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19.04.2004 г. N 128534 63-АБ). Земельный участок находится у заявителя на праве аренды согласно договору аренды земельного участка от 10.06.1999 г. N001592з.
На указанном земельном участке также расположен объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности г.о. Самара: нежилое здание (дизельная подстанция), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2001 г. Серия 63-АА N 102467.
ЗАО "Самарасвязьинформ" 10.08.2011 года обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о выкупе части земельного участка, расположенного под объектами недвижимости, находящимися в собственности заявителя.
Письмом от 26.08.2011 г. N 26/1239 ответчик сообщил заявителю о необходимости представления дополнительных документов для принятия решения об образовании земельного участка в соответствии с письмом Росимущества от 17.06.2010 г. N ПП-10/16812.
Заявитель письмом от 30.11.2011 года N 2481 направил в адрес ответчика дополненный пакет документов с целью образования и выкупа земельного участка под объектами недвижимости, находящимися в собственности ЗАО "Самарасвязьинформ".
Письмом от 02.02.2012 г. N 24/877 ответчик потребовал от заявителя представить:
кадастровые паспорта образуемых земельных участков; правоудостоверяющие документы не земельный участок; схему раздела земельного участка; обоснование площади и границ земельных участков, исходя из схемы раздела; подтверждение расположения (отсутствия) объектов недвижимости на образованных земельных участках: актуальные выписки из ЕГРП; кадастровые паспорта; заключения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области либо БТИ в части наличия либо отсутствия объектов недвижимого имущества на конкретном земельном участке; предложения по использованию образованных земельных участков; информацию об отсутствии (наличии) правообладателей в отношении земельного участка, подлежащего разделу.
Заявитель посчитав, что все необходимые документы им были представлены и ответчик был полномочен совершить необходимые действия для принятия решения по существу заявленных требований, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
04 июня 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно посчитал, что принятие решения о разделе спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности относится к полномочиям Управления Росимущества, которое, не рассмотрев заявление Общества, представившего все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 того же Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
При этом для принятия решения об образовании таких земельных участков необходимы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, статья 36 Земельного кодекса РФ закрепляет нормы, подлежащие применению при обращении указанных лиц.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам земельных отношений может быть отнесен только сформированный земельный участок.
Формирование земельного участка осуществляется путем его кадастрового учета (статья 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа " государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации в целях предоставления заявителю в собственность земельного участка, не сформированного и не состоящего на кадастровом учете, уполномоченный государственный орган обязан принять меры для согласования и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и обеспечить заявителю возможность изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
Следовательно, заявитель, имеющий как собственник объекта недвижимости право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил заинтересованному лицу пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, а заинтересованное лицо, в нарушение требований пункта 6 названной статьи в установленный срок не приняло соответствующего решения по заявке заявителя.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия территориального Управления определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению имуществом от 29.09.2009 года N 278.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче Федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Суд апелляционной инстанции считает,что Управление Росимущества наделено правом по принятию решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этого участка в целях реализации заявителем, являющимся собственником объекта недвижимости, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на выкуп данного участка.
Аналогичные выводы содержатся в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований закрытого акционерного общества "Самарасвязьинформ".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющимися в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2012 года по делу N А55-13838/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13838/2012
Истец: ЗАО "Самарасвязьинформ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9346/13
24.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8115/13
07.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-502/13
15.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-502/13
13.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-502/13
22.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-502/13
23.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7852/12
13.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8755/12
04.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13838/12