г. Пермь |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А50-5215/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.
при участии:
от заявителя - ООО "Элемент-Трейд-Н.Тагил" (ОГРН 1069674064844, ИНН 6674182189): Бутусов А.А., предъявлен паспорт, доверенность от 15.09.2011;
от заинтересованного лица - 19 отдела надзорной деятельности по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю: не явились;
от заинтересованного лица - Главного Управления МЧС России по Пермскому краю: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 мая 2012 года
по делу N А50-5215/2012,
принятое судьей Вшивковой О.В.
по заявлению ООО "Элемент-Трейд-Н.Тагил"
к 19 отделу надзорной деятельности по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю, Главному Управлению МЧС России по Пермскому краю
оботмене постановлений о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд-Н.Тагил" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений 19 отдела надзорной деятельности по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее - административный орган, заинтересованное лицо) N N 6, 7 и 8 от 01 марта 2012 года о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление N 6 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в части назначения наказания и постановление N 8 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, вынесенные 01 марта 2012 года главным государственным инспектором 19 отдела надзорной деятельности по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю в отношении ООО "Элемент-Трейд-Н.Тагил".
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо - Главное Управление МЧС России по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что рассмотрение в одном судебном заседании одного заявления о признании незаконным нескольких решений по делам об административных правонарушениях с принятием одного судебного решения незаконно. Ссылается на отсутствие оснований для применения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, поскольку административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В свою очередь ссылается на незаконность судебного акта по тем мотивам, что административным органом была нарушена процедура привлечения к административной ответственности и в постановлении отсутствует анализ вины общества.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах отзыва на апелляционную жалобу настаивал. Считает, что применение судом ч.2 ст.4.4 КоАП РФ является законным и обоснованным. Полагает, что постановление административного органа, в связи с недоказанностью вины в совершении вменяемых ему правонарушений, а также отсутствием доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, подлежит отмене.
Заинтересованные лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 2777 от 02 августа 2011 года административный орган провел внеплановую выездную проверку соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в эксплуатируемых помещениях по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, 5 (л.д. 79-84).
По итогам проверки административный орган 26 августа 2011 года оформил соответствующий акт N 277 (л.д. 85-86), в котором зафиксировано, что заявителем допущены нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 (далее - Правил, ППБ 01-03), строительных норм и правил, 15 сентября 2011 года составил протоколы об административном нарушении N 253, 254, 255 (л.д. 47-52), а 27 сентября 2011 года вынес постановление N 255 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности (л.д. 53-57).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01 декабря 2011 года по делу N А50-21298/2011 указанное постановление было признано незаконным и отменено в связи с ненадлежащим уведомлением заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 45-46).
Административный орган 21 февраля 2012 года вновь составил протоколы об административном правонарушении (л.д. 94-95, 111-112, 127-128), а 01 марта 2012 года вынес постановления N N 6, 7, 8 (л.д. 9-15), согласно которым ООО "Элемент-Трейд-Н.Тагил" привлечено к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в минимальном размере за каждое правонарушение по 150 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения; основанием для отмены постановления N 8 о назначении административного наказания послужили выводы суда о существенных нарушениях порядка привлечения к административной ответственности. Кроме того, суд указал, что при привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ административный орган неверно определил административное наказание, в связи с чем, отменил постановление N 6 о назначении административного наказания в части назначенного наказания, постановление N 7 о назначении административного наказания с учетом доказанности в действиях заявителя правонарушений, предусмотренных и ч.1 ст.20.4 и ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, в отношении примененной к заявителю санкции сто пятьдесят тысяч рублей отмене не подлежит.
Не усматривая оснований для отмены обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Часть 1 упомянутой статьи предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена административная ответственность частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушение требований пожарной безопасности по вышеуказанным частям ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (действовали в спорный период).
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Перечисленные в постановлениях N N 6, 7, 8 от 01.03.2012 нарушения заявителем требований ППБ 01-03, санитарных норм и правил, суд первой инстанции обоснованно посчитал установленными, согласившись с доводами административного органа.
Факт наличия установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколами об административном правонарушении и иными материалами административного дела, а также не оспаривается и самим заявителем. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя событий административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции также пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества вины в совершении вменяемых административных правонарушениях.
Согласно ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вина заявителя в совершении вменяемых административных правонарушений, выразившаяся в бездействии, отсутствии надлежащего и своевременного контроля за соблюдением правил и норм пожарной безопасности, установлена административным органом и подтверждена материалами дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил пожарной безопасности.
Таким образом, апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что состав административного правонарушения в действиях общества установлен и доказан.
Доводы заявителя об отсутствии в оспариваемых постановлениях анализа субъективной стороны административного правонарушения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, отклоняются как не соответствующие материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются собранными в рамках административного дела доказательствами, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ административный орган, рассматривающий дело, должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
В п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в целях Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 Кодекса).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, само по себе доказательством надлежащего извещения не является. При этом, участие в деле об административном правонарушении защитника по общей доверенности, при наличии надлежащих доказательств уведомления законного представителя привлекаемого лица, свидетельствует о соблюдении административным органом процедуры привлечения к ответственности.
Из материалов дела усматривается, что о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении в области пожарной безопасности 21 февраля 2012 года административный орган уведомил заявителя путем направления определений о вызове лиц, которые, как следует из почтовых уведомлений, вручены заявителю 03 февраля 2012 года (л.д. 91-93, 108-110, 124-126).
Протоколы об административном правонарушении составлены в присутствии представителя общества, который действовал на основании доверенности от 10 августа 2011 года (л.д. 113), в которой предусмотрено право доверенного лица представлять интересы заявителя в производстве об административном правонарушении со всеми процессуальными правами.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у административного органа оснований для составления протоколов об административном правонарушении в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя заявителя.
Информацию о времени и месте рассмотрении дел об административном правонарушении административный орган указал в соответствующих протоколах об административном правонарушении, которые вручены представителю общества по доверенности от 10 августа 2011 года, о чем свидетельствуют подписи на протоколах об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Кодекс об административных правонарушениях не содержит конкретных требований о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При данных обстоятельствах несостоятельны доводы заявителя по делу о ненадлежащем уведомлении законного представителя общества со ссылкой на общий характер доверенности представителя общества и отсутствие доказательств отправки именно определения о вызове на рассмотрение дела.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно отмечено, что в протоколе об административном правонарушении от 21 февраля 2012 года, в котором зафиксировано совершение заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, административный орган указал дату рассмотрения дела об административном правонарушении 27 сентября 2011 года (л.д. 128).
Поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих, что заявитель уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ 01 марта 2012 года, административный орган не представил, суд первой инстанции пришел к верному выводу о существенном нарушении прав привлекаемого лица к административной ответственности, что является основанием для отмены постановления N 8 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Поскольку в действиях общества, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, содержатся признаки составов правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, то при привлечении его к административной ответственности административный орган должен был руководствоваться ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Вменяемые обществу административные правонарушения образованы одними фактическими обстоятельствами и вытекают из одного действия как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений частей 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании проведенной проверки и выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности последним вынесены три постановления по делу об административном правонарушении и общество трижды привлечено к административной ответственности за одно совершенное деяние без соблюдения при назначении наказания требований ч. 2 ст. 4.4 Кодекса.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отменил постановление N 6 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в части назначенного наказания; постановление N 7 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности с учетом доказанности в действиях заявителя правонарушений, предусмотренных и ч.1 ст.20.4 и ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и с учетом примененной к заявителю санкции сто пятьдесят тысяч рублей отмене не подлежит.
С учетом обстоятельств рассматриваемого дела суд апелляционной инстанции считает обоснованным и поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания выявленных правонарушений малозначительными и применения положений ст. 2.9 КоАП.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы, приведенные административным органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения. Изложенные в отзыве на апелляционную жалобу возражения общества не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иных безусловно влекущих отмену судебного акта доводов лицами, участвующими в деле, не приведено.
С учетом изложенного выше, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 мая 2012 г. по делу N А50-5215/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5215/2012
Истец: ООО "Элемент-Трейд-Н.Тагил"
Ответчик: 19 ОНД по ГУ МЧС России по ПК, 19 Отдел надзорной деятельности по г. Чусовому Пермского края управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю
Третье лицо: Главное Управление МЧС России по Пермскому краю, ГУ МЧС России по ПК
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16795/12
05.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16795/12
06.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10506/12
15.08.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7116/12
15.05.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-5215/12