Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 20 сентября 2001 г. N 918
Типовое положение об оперативной таможне
I. Общие положения
1. Оперативная таможня (далее - Таможня) является специализированной таможней, входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации, осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством соответствующего регионального таможенного управления (РТУ).
Руководство деятельностью Таможни в части организации, координации и осуществления оперативно-разыскной деятельности осуществляет Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК), а в части осуществления таможенных расследований и дознания - Управление таможенных расследований и дознания (УТРД).
Методическое обеспечение деятельности структурных подразделений Таможни осуществляют по направлениям работы соответствующие функциональные подразделения ГТК России.
2. Территорией региона деятельности Таможни является территория региона деятельности соответствующего регионального таможенного управления.
3. Создание, реорганизацию и ликвидацию Таможни осуществляет ГТК России. Внесение изменений в организационно-штатную структуру, штатное расписание, нормативы штатной численности, а также перераспределение имеющейся штатной численности правоохранительных подразделений Таможни осуществляется только по согласованию с ГУБК и УТРД.
4. Деятельность Таможни осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации и иным законодательством, а также настоящим положением.
5. Работа Таможни основывается на основных конституционных принципах, сочетания гласных и негласных методов и средств, а также системности и централизации.
6. Таможня, являясь головным органом в регионе своей деятельности по организации и осуществлению таможенными органами борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела, в том числе оперативно-разыскной деятельности, таможенных расследований и дознания, обеспечивает организацию, координацию, контроль деятельности по указанным направлениям и соответствующее руководство таможенными органами в регионе деятельности.
7. Таможня решает возложенные на нее задачи самостоятельно и через таможенные органы в регионе деятельности (далее - таможенные органы региона), а также во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами, территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, гражданами.
8. Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.
9. Таможня финансируется из федерального бюджета, а также из других предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.
10. Таможня обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.
11. Административные здания Таможни и расположенные в нем помещения являются режимными объектами.
12. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности Таможня осуществляет самостоятельно в соответствии с порядком, установленным ГТК России.
II. Основные задачи Таможни
13. Участие в разработке мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, и их реализация в части, относящейся к таможенному делу.
14. Организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенного законодательства.
15. Организационно-методическое руководство деятельностью правоохранительных подразделений таможенных органов региона по вопросам, отнесенным к компетенции Таможни, ее координация и контроль за ней, организация повседневной работы, планирование оперативно-служебной деятельности, информационное, техническое и методическое обеспечение и др.
16. Организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции Таможни.
17. Подбор и расстановка кадров Таможни и правоохранительных подразделений таможенных органов региона.
III. Основные функции Таможни
18. Сбор, обобщение, анализ информации о событиях и действиях, создающих угрозу таможенному делу Российской Федерации, подготовка предложений об их устранении, участие в соответствии со своими полномочиями в реализации мер, направленных на устранение угроз экономической безопасности Российской Федерации в регионе деятельности.
19. Разработка и осуществление системы мер, направленных на активизацию борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в области таможенного дела.
20. Организация и осуществление оперативно-разыскной деятельности в пределах своей компетенции. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической безопасности государства. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иными правонарушениями в области таможенного дела, а также выявление, установление и розыск лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
21. Планирование, организация и осуществление оперативно-разыскных мероприятий, участие в проведении оперативно-технических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию контрабанды и иными правонарушениями в области таможенного дела.
22. Разработка мер конспирации и проведение непосредственного контроля за соблюдением правил конспирации таможенными органами при проведении оперативно-разыскных мероприятий по линии борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в области таможенного дела.
23. Производство в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, в пределах своей компетенции.
24. Оказание методологической помощи и последующий контроль за выполнением таможенными органами региона, в пределах их компетенции, функций органов дознания и координация соответствующей работы. Анализ и обобщение практики и результатов дознания, оказание практической помощи таможенным органам в производстве дознания по наиболее сложным делам.
25. Ведение производства по делам о нарушении таможенных правил и административных правонарушениях в области таможенного дела, а также по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, осуществление контроля за соблюдением законности при производстве и их рассмотрении в таможенных органах региона.
26. Обеспечение соблюдения законности сотрудниками Таможни и правоохранительных подразделений таможенных органов региона при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, производстве дознания по уголовным делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и их рассмотрении, при исполнении постановлений по делам о НТП.
27. Организация планирования и отчетности по итогам оперативной и служебной деятельности в правоохранительных подразделениях таможенных органов региона, в том числе рассмотрение представленных проектов планов основных мероприятий оперативно-служебной деятельности на полугодие, вынесение по ним соответствующих заключений, утверждение планов, а также контроль за ходом их подготовки и выполнения, представлением отчетов.
28. Организация и осуществление мероприятий по борьбе с организованной преступностью в сфере таможенного дела.
29. Участие в мероприятиях по обеспечению режима секретности, в том числе обеспечение реализации системы мер по защите информации в структурных подразделениях Таможни и правоохранительных подразделениях таможенных органов региона.
30. Участие в организации розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следственных и судебных органов, по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. Непосредственное его осуществление.
31. Организация и осуществление экспертно-криминалистической работы при производстве по делам о НТП и при проведении дознания по уголовным делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов, обеспечение взаимодействия с региональной таможенной лабораторией, экспертными учреждениями министерств и ведомств, а также исследовательскими организациями.
32. Организация деятельности кинологических подразделений таможенных органов и контроль за ней.
33. Выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере таможенного дела, их обобщение и анализ, разработка мер по их предупреждению и устранению.
34. Создание информационных систем, ведение оперативно-справочного учета, уголовной статистики и оперативного архива по результатам оперативно-разыскной деятельности, статистики по делам о НТП; составление архива оперативно-служебных документов.
35. Формирование, пополнение и использование единого автоматизированного банка данных правоохранительной системы таможенных органов региона.
36. Обобщение и анализ правоприменительной практики Таможни и таможенных органов региона, представление в ГТК России аналитических материалов и документов. Направление в структурные подразделения ГТК России в соответствии с их компетенцией, а также в соответствующее РТУ информации по вопросам, относящимся к компетенции Таможни, в том числе о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях.
37. Выявление проблем в сфере борьбы с таможенными правонарушениями и потребностей в правовом регулировании этой деятельности, подготовка предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации и ведомственной нормативной, и правовой базы в таможенном деле и направление их в соответствующее РТУ и ГТК России.
38. Осуществление контроля за единообразным и точным исполнением структурными подразделениями Таможни и правоохранительными подразделениями таможенных органов региона законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России, регламентирующих организацию и осуществление оперативно-разыскной деятельности, производство дознания и ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил в таможенных органах Российской Федерации.
39. Издание на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, нормативных правовых актов ГТК России и в пределах своей компетенции приказов и иных правовых актов и документов.
40. Передача материалов в органы следствия и прокуратуры, рассмотрение жалоб и заявлений. Защита прав, имущественных и иных интересов Таможни в судах различных инстанций при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам вытекающим из административно-правовых отношений; участие в судопроизводстве.
41. Определение потребности структурных подразделений Таможни и правоохранительных подразделений таможенных органов региона в технических средствах поиска и контроля, автотранспорте, оргтехнике, криминалистической технике, специальной литературе и др. Принятие мер по их обеспечению, в том числе направление в вышестоящие таможенные органы соответствующих заявок и предложений.
42. Работа по подбору, специальной проверке, изучению, подготовке и воспитанию собственных кадров. Проведение аттестации сотрудников Таможни на соответствие занимаемой должности при представлении к назначению на вышестоящие должности, присвоению специальных званий и в других случаях. Представление в вышестоящие таможенные органы материалов к награждению сотрудников Таможни государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации.
43. Участие в подборе и расстановке кадров на должности первых заместителей начальников таможен по правоохранительной работе, а также руководителей оперативно-разыскных подразделений, подразделений дознания и таможенных расследований в таможенных органах. Согласование кандидатур на руководящие должности правоохранительных подразделений таможенных органов региона.
44. Планирование и контроль за организацией первичной профессиональной, боевой и физической подготовки сотрудников Таможни и оперативных подразделений таможенных органов региона.
45. Планирование расходов на содержание и развитие Таможни, представление в установленном порядке в вышестоящие таможенные органы, в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией, проекта сметы расходов на содержание и развитие Таможни. Обеспечение целевого использования выделенных средств.
46. Осуществление бухгалтерского учета и отчетности, обеспечение соблюдения планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины.
47. Участие в реализации поставленных ГТК России задач в области международного сотрудничества; внесение на рассмотрение руководства соответствующего РТУ и ГТК России предложений об их развитии и укреплении.
48. Выполнение других функций, возложенных на Таможню законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России и соответствующего РТУ.
IV. Права Таможни
49. Таможня имеет право:
- издавать в пределах своей компетенции акты распорядительного характера, обязательные для исполнения таможенными органами, территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
- требовать и безвозмездно получать, в предусмотренных законодательством случаях, от таможенных органов Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на Таможню задач и функций;
- привлекать для оказания содействия в сфере таможенного дела, а также при осуществлении оперативно-разыскных и неотложных следственных действиях сотрудников таможенных органов региона, специалистов и экспертов других правоохранительных и контролирующих органов и организаций;
- зашифровывать в целях конспирации личность сотрудников Таможни, ведомственную принадлежность подразделений, помещений, транспортных средств Таможни, а также личность граждан, оказывающих конфиденциальное содействие таможенным органам региона;
- принимать в пределах своей компетенции к производству уголовные дела, возбужденные таможенными органами либо поручать производство дознания другому таможенному органу региона и осуществлять контроль за производством дознания;
- привлекать лиц к ответственности за нарушение таможенных правил, осуществлять предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации процессуальные действия по делам о нарушении таможенных правил;
- принимать к производству и рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, производство которого вел таможенный орган, либо передавать дело для производства и (или) рассмотрения в любой другой таможенный орган;
- продлевать согласно установленному ГТК России порядку сроки производства по делам о нарушении таможенных правил, находящимся в производстве таможенных органов;
- ходатайствовать перед соответствующим РТУ и перед Управлением контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ГТК России об отмене вынесенных таможенными органами постановлений по делам о нарушении таможенных правил;
- заключать в пределах своей компетенции с организациями и гражданами хозяйственные договоры в пределах выделенных денежных средств.
V. Заключительные положения
50. Положение об оперативной таможне, структура и штат оперативной таможни утверждает ГТК России.
51. Оперативную таможню возглавляет начальник, являющийся одновременно первым заместителем (заместителем) начальника соответствующего РТУ.
Начальник оперативной таможни, его первый заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности приказом ГТК России по представлению соответствующего РТУ, согласованному с ГУБК и УТРД.
52. Заместители начальника оперативной таможни, главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля), начальник юридического отдела и начальник кадровой службы назначаются на должность и освобождаются от должности приказами соответствующего РТУ по представлению начальника оперативной таможни, согласованному с соответствующими функциональными подразделениями ГТК России.
53. Начальники структурных подразделений оперативной таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами оперативной таможни по согласованию с соответствующим РТУ.
Назначение на должность и освобождение от должности начальников подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, согласовывается с ГУБК, а подразделений, осуществляющих таможенные расследования и дознание - с УТРД.
54. Квалификационные требования, функциональные обязанности и другие вопросы деятельности заместителей начальника оперативной таможни, начальников структурных подразделений и сотрудников таможни регламентируются ведомственными нормативными правовыми актами и конкретизируются в соответствующих должностных инструкциях.
55. Сотрудники оперативной таможни имеют право на ношение, хранение и применение оружия и специальных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами ГТК России.
56. Начальник оперативной таможни:
- руководит на основе принципов единоначалия деятельностью оперативной таможни, а также осуществляет оперативное руководство деятельностью таможенных органов по вопросам выявления, пресечения, профилактики, раскрытия и расследования преступлений и иными правонарушениями в области таможенного дела;
- несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на оперативную таможню задач и функций, в том числе за организацию планирования оперативно-служебной деятельности в правоохранительных подразделениях таможенных органов региона, а также за целевое использование выделяемых средств;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- организовывает проверку исполнения нормативных правовых актов ГТК России, соответствующего РТУ и оперативной таможни;
- представляет оперативную таможню, а по поручению начальника РТУ и региональное таможенное управление в государственных органах;
- утверждает положения о структурных подразделениях оперативной таможни и должностные инструкции ее сотрудников;
утверждает планы основных мероприятий оперативно-служебной деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;
- распоряжается в пределах своей компетенции денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за оперативной таможней;
- заключает от имени оперативной таможни сделки, выдает доверенности;
- назначает на должность и освобождает от должности сотрудников оперативной таможни в соответствии с порядком, установленным ГТК России;
- вносит в соответствующее РТУ предложения о присвоении специальных званий подчиненным сотрудникам согласно Федеральному закону "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
- применяет в пределах предоставленных ему прав в отношении сотрудников и работников оперативной таможни меры поощрения и дисциплинарного воздействия;
- направляет сотрудников оперативной таможни в служебные командировки в пределах Российской Федерации, вносит руководству соответствующего РТУ и ГТК России предложения о заграничных служебных командировках сотрудников таможни и правоохранительных подразделений таможенных органов;
- осуществляет контроль за применением сотрудниками оперативной таможни специальных средств и огнестрельного оружия;
- осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ГТК России.
57. Оперативная таможня вправе использовать символику таможенных органов Российской Федерации, а также по согласованию с соответствующим РТУ и ГТК России иметь собственную символику.
<< Назад |
||
Содержание Приказ ГТК РФ от 20 сентября 2001 г. N 918 "Об утверждении типового положения об оперативной таможне" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.