Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению Правительства Москвы
от 24 мая 2005 г. N 346
Концепция
развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы (ИАС ОПР)
1. Введение
Настоящая концепция разработана для определения основных целей и задач, а также оценки ожидаемых результатов развития Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка (ИАС ОПР), с учетом современного состояния и перспективных направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в оптовой торговле продовольственными товарами в городе Москве.
Документ призван зафиксировать основные направления развития и внедрения ИАС ОПР, способствовать формированию согласованного понимания всеми заинтересованными лицами целей и задач, а также стратегии организации информационного взаимодействия между участниками в рамках ИАС ОПР.
Организационно-правовыми основами создания Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Москвы города Москвы являются:
1. Закон города Москвы от 09.07.2003 N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва";
2. Распоряжение Правительства Москвы N 1833-РП от 25.11.2002 "О мерах по обеспечению населения г. Москвы продовольствием в 2003 году";
3. Постановление Правительства Москвы N 415-ПП от 04.06.2002 "О совершенствовании работы Департамента продовольственных ресурсов Правительства Москвы с регионами России по увеличению поставок отечественного продовольствия в город Москву";
4. Распоряжение Правительства Москвы N 165-РП от 05.02.2003 года "О мерах по созданию Информационно-маркетингового центра и информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы";
5. Постановление Правительства Москвы N 59-ПП от 10.02.2004 "Об основных направлениях укрепления продовольственной безопасности города Москвы на 2004 год и дальнейшую перспективу";
6. Постановление Правительства Москвы N 319-ПП от 18.06.2004 "О состоянии и мерах по развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы";
7. Постановление Правительства Москвы N 566-ПП от 17.08.2004 "О мерах по совершенствованию системы финансирования продовольственного обеспечения и финансовой поддержки предприятий оптового продовольственного комплекса города Москвы".
2. Задачи участников информационного взаимодействия на оптовом продовольственном рынке города Москвы
2.1. Общая характеристика и основные участники оптового продовольственного рынка
Оптовый продовольственный рынок Москвы обеспечивает продуктами питания более 10 млн. москвичей и 3 млн. гостей столицы, или около 9 процентов всего населения Российской Федерации. Ежедневно в городе потребляется 25 тыс. тонн продовольствия.
В Москве сформирована крупнейшая в России региональная система оптовой торговли продовольствием, оборот которой в 2004 году составил 9,14 млн. тонн. На долю Москвы приходится свыше 46 процентов от общего объема оборота оптовой торговли продовольственными товарами в России по кругу крупных и средних оптовых организаций.
Основными участниками оптового продовольственного рынка города являются:
- 156 оптовых предприятий, складских комплексов и баз, в том числе 13 хладокомбинатов, 22 плодоовощных предприятия и 6 крупных общетоварных баз, а также более 2500 коммерческих организаций;
- 469 крупных, средних и малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе 6 мелькомбинатов и мельниц, 28 хлебозаводов, 18 мясокомбинатов, 8 молокозаводов, 7 кондитерских фабрик;
- 9,7 тыс. предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары, 9,2 тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу, 96 сельскохозяйственных и продовольственных рынков;
- более 3 тыс. крупных сельскохозяйственных производителей и поставщиков продовольствия из 50 регионов Российской Федерации.
На продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо-складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая крупные таможенные терминалы, холодильники и складские комплексы вблизи МКАД.
Функции координации, технического и нормативно-правового регулирования оптового продовольственного рынка Москвы выполняют органы исполнительной власти города и федерального центра. В их числе:
- отраслевые департаменты города Москвы: продовольственных ресурсов, науки и промышленной политики, потребительского рынка и услуг, транспорта и связи, обеспечивающие реализацию торговой и промышленной политики Правительства Москвы в сфере производства и обращения продовольственных товаров;
- функциональные департаменты города Москвы: экономической политики и развития, финансов, имущества, земельных ресурсов, природопользования, обеспечивающие реализацию экономической, финансовой, имущественно-земельной и природоохранной политики Правительства Москвы в сфере производства и обращения продовольственных товаров;
- префектуры административных округов города Москвы, осуществляющие координацию промышленной и торговой деятельности на территориальном уровне;
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного производства, а также органы управления АПК в регионах России, обеспечивающие реализацию этой политики;
- органы государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров: Территориальное управление Российского потребительского надзора по городу Москве, Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", Государственное учреждение Объединение ветеринарии города Москвы, Государственная инспекция по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2.2. Цели и задачи субъектов оптового продовольственного рынка
Главной целью продовольственной политики Правительства Москвы является укрепление продовольственной безопасности, ориентированной на устойчивое, гарантированное обеспечение москвичей всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителей ценам.
Основными направлениями укрепления продовольственной безопасности Москвы являются:
- экономическая и физическая доступность продовольствия для населения;
- снижение импортной зависимости продовольственного рынка на основе развития кооперации и интеграции московских предприятий с региональными товаропроизводителями;
- совершенствование системы товародвижения и развитие материально-технической базы оптовой торговли продовольствием;
- оказание финансовой поддержки предприятиям оптового продовольственного комплекса, участвующим в программах продовольственного обеспечения Москвы и реализации инвестиционных проектов;
- защита экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе;
- организация эффективной системы контроля качества и безопасности продовольствия;
- формирование единого информационного пространства оптового продовольственного рынка.
Взаимодействие участников оптового рынка во многом определяется сложившейся системой продовольственного обеспечения Москвы.
С середины 90-х годов для поддержания стабильности на продовольственном рынке Правительством Москвы была введена практика формирования и поддержания городских резервов и страховых запасов социально значимых видов продовольствия, закупаемого за счет бюджетных средств. По мере развития и насыщения рынка объемы резервов и запасов постепенно снижались и составили в 2005 году 0,2 млн. тонн (в 1997 году - 0,6 млн. тонн.).
С 2003 года базисным организационно-экономическим механизмом обеспечения продовольственной безопасности Москвы стала система формирования и реализации годовых программ гарантированных закупок социально значимых видов продовольственных товаров предприятиями оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города с размещением в их составе оборачиваемых запасов продовольствия по согласованным с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы объемам и номенклатуре.
Годовые программы, общий объем поставок продовольствия по которым составил в 2004 году 1,56 млн. тонн, формируются исходя из конъюнктуры продовольственного рынка в основном за счет внебюджетных источников и при финансовой поддержке из средств городского бюджета.
Годовые программы являются важной составной частью организованных оптовых поставок продовольствия, которые проходят через материально-техническую базу предприятий оптового продовольственного комплекса города и процессы товародвижения которых координируются Правительством Москвы.
Общий объем организованных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров в 2004 году оценивается в 7,8 млн. тонн или 85% от общего объема оптового оборота. Остальная часть оптового оборота формируется за счет конъюнктурных поставок через систему мелкооптовой торговли, а также оптовых поставок от региональных товаропроизводителей в розничную сеть города.
Структура оптового оборота продовольствия в Москве по уровням организационно-экономического взаимодействия органов исполнительной власти города с субъектами оптовой торговой деятельности приведена на рис. 1.
"Рис. 1 Оборот оптовой торговли продовольствием в 2004 году - 9,14 млн. тонн"
Экономические интересы участников оптовой торговли связаны с получением прибыли от осуществления хозяйственной деятельности на продовольственном рынке. При этом задачи, решаемые отдельными группами участников рынка: сельхозпроизводителями, переработчиками, оптовыми и розничными торговцами, имеют существенные функциональные различия.
Так, для предприятий оптовой торговли основными функциональными задачами являются:
- осуществление полного комплекса снабженческо-сбытовых операций;
- выполнение функций исполнителя согласованных программ поставок продовольствия, подрядчика по закупкам, хранению и реализации продовольствия для городских нужд;
- развитие кооперации и интеграции с товаропроизводителями и предприятиями розничной торговли;
- развитие материально-технической базы, реконструкция и модернизация предприятий;
- привлечение финансовых ресурсов для осуществления коммерческой деятельности и инвестиций.
Цели и задачи, реализуемые субъектами оптового продовольственного рынка, а также действующие организационно-экономические механизмы их взаимодействия определяют потребности в информации каждого из них, конкретные интересы и степень участия в информационном обмене с другими субъектами.
Так, органы исполнительной власти города для решения задач обеспечения продовольственной безопасности Москвы испытывают потребность в информации о состоянии продовольственного рынка города, тенденциях и перспективах его развития: объемах поставок и реализации товаров, ценах, наличии запасов у производителей и оптовиков и т.д.
При ограниченности информационных ресурсов государственной статистики в части показателей оптовой торговли единственным реальным источником получения этой информации являются оперативные данные, поступающие от субъектов оптового продовольственного рынка.
Источником наиболее полной и оперативной информации являются операторы оптового продовольственного рынка города, получающие финансовую поддержку из городского бюджета в рамках выполнения годовых программ поставок. В настоящее время эта информация представляется в ИАС ОПР в соответствии с требованиями Генеральных соглашений и кредитных договоров.
Операторы оптового продовольственного рынка города, не получающие финансовую поддержку из городского бюджета, но сотрудничающие с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы, представляют информацию в ИАС ОПР на взаимовыгодных условиях в соответствии с условиями Соглашений.
Формируемая таким образом информационная база позволит осуществлять информационный обмен на взаимовыгодных условиях в рамках ИАС ОПР с другими субъектами оптового рынка, испытывающими потребность в аналитической и статистической информации о конъюнктуре оптового продовольственного рынка столицы.
Состав участников Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы приведен на рис. 2.
Центральное ядро системы образуют Департамент продовольственных ресурсов и Информационно-маркетинговый центр оптового продовольственного рынка, созданный в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 05.02.2003 года N 165-РП на базе ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы".
Развитие Информационно-аналитической системы призвано способствовать формированию единого информационного пространства, решению задач, стоящих перед основными участниками оптового продовольственного рынка города Москвы.
"Рис. 2 Основные участники ИАС ОПР"
3. Современное состояние информационно-коммуникационных технологий в оптовой торговле
3.1. Информационно-техническое обеспечение субъектов оптового продовольственного рынка
Департамент продовольственных ресурсов города Москвы
В настоящее время в Департаменте эксплуатируются следующие компоненты ИАС ОПР:
- реестр складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров;
- подсистема подготовки и проведения конкурсного квалификационного отбора поставщиков и формирования годовых программ поставок;
- подсистема формирования сводной отчетности о ходе выполнения годовой программы поставок продовольствия;
- информационный сайт Департамента продовольственных ресурсов.
Проходят апробацию:
- портал ИАС ОПР;
- подсистема мониторинга товародвижения, включая модуль контроля сезонного завоза овощей;
- модуль анализа финансово экономического состояния предприятия;
- система оперативного информирования о ходе выполнения программы продовольственного обеспечения города;
Департамент оснащен современной вычислительной техникой, в частности:
- в Локальной вычислительной сети департамента установлены 2 сервера на платформе Wintel и 1 сервер SUN на платформе Unix;
- в качестве основной для ИАС ОПР используется промышленная СУБД Oracle 9i;
- 115 рабочих мест сотрудников Департамента оснащены современными компьютерами и оборудованием, 35 рабочих мест оснащены техникой, требующей замены;
- ЛВС департамента подключена к ТСМ и Internet по высокоскоростному волоконно-оптическому каналу связи.
Создан и функционирует головной Информационно-маркетинговый центр оптового продовольственного рынка (ИМЦ) в качестве структурного подразделения ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы". Произведено его оснащение вычислительной техникой. Обеспечено техническое сопряжение вычислительной сети ИМЦ с локальной сетью Департамента продовольственных ресурсов города Москвы.
Предприятия оптового продовольственного комплекса В рамках проекта создания ИАС ОПР проведено выборочное обследование информационной инфраструктуры 42 предприятий ОПР. Результаты обследования показали следующее:
- большинство предприятий оснащено современной вычислительной техникой - рабочими станциями и серверами;
- на предприятиях имеется квалифицированный персонал, занятый обслуживанием и развитием информационных систем (81%);
- не менее 91% предприятий имеют современные локальные сети;
- на предприятиях используются преимущественно современные промышленные системы управления базами данных (MS SQL Server-66,7%, Oracle-19%);
- 94% предприятий имеют подключение к сети Internet, из них более 60% - по выделенному каналу, 77% имеют зарегистрированное доменное имя, и более 95% пользуются электронной почтой;
- на предприятиях используются различные учетные системы (табл. 1)
Таблица 1
Используемые финансово-аналитические системы и ERP | Доля, % |
Галактика Парус 1С Собств. разработка Naxision/Axapta БЭСТ Другое |
5,6 2,8 63,9 8,3 8,3 5,6 13,9 |
Оптовый продовольственный рынок располагает мощным информационным ресурсом, накопленным в учетных системах, рассредоточенный по предприятиям и используемый только самими предприятиями в своих интересах.
На основных предприятиях оптового продовольственного комплекса сформирована сеть локальных информационно-маркетинговых центров (ЛИМЦ). Центры оснащены современной вычислительной техникой, обеспечено техническое подключение информационных центров к центральному серверу ИМЦ. На локальных центрах предприятий организован оперативный сбор информации о поступлении и реализации продовольственных товаров, проходящих через материально-техническую базу предприятий.
В сентябре-октябре 2004 года проведена апробация модуля контроля сезонного завоза и закладки на хранение картофеля и овощей подсистемы мониторинга товародвижения. В настоящее время к этой подсистеме подключены ЛИМЦ на 67 предприятиях оптового продовольственного комплекса города.
3.2. Организационно-технологическое обеспечение информационной инфраструктуры оптовой торговли
Постановлением Правительства Москвы N 319-ПП от 18.05.2004 "О состоянии и мерах по развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы" решение вопросов информационного взаимодействия субъектов оптового продовольственного рынка в рамках ИАС ОПР возложено на Департамент продовольственных ресурсов города Москвы.
Информационно-коммуникационная инфраструктура города к настоящему времени в основном сложилась на основе Московской волоконно-оптической сети (МВОЛС). Эта сеть является также транспортной средой для многих проектов, реализуемых в рамках ГЦП "Электронная Москва". Программой предусмотрено планомерное развитие этой сети. Кроме того, ГЦП "Электронная Москва" предусматривается постоянное развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города, включая создание и поддержку современных дата-центров, центров резервного копирования и других инфраструктурных проектов.
3.3. Информационная безопасность и защита информации участников информационного взаимодействия
Решение проблем информационной безопасности в настоящее время находится преимущественно в компетенции самих владельцев этой информации. В Департаменте продовольственных ресурсов начаты работы по категорированию информации, входящей и исходящей из него.
Решение вопросов информационной безопасности для такой сложной системы, какой является ИАС ОПР, остается открытым и требует привлечения специалистов различного профиля, тем более, что основные проблемы лежат не столько в плоскости технической, сколько в юридической и экономической, поскольку информационных ресурс системы строится на основе данных из локальных информационных ресурсов, содержащих, в том числе, конфиденциальную коммерческую информацию.
4. Цели и задачи развития Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка
4.1. Обоснование необходимости развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка, как среды информационного взаимодействия субъектов оптового продовольственного рынка
Анализ информационных потребностей субъектов оптового продовольственного рынка показывает, что все они для обеспечения своей деятельности испытывают острую потребность как в получении, так и в предоставлении информации - то есть в интенсивном информационном обмене.
При этом для оптовых операторов рынка можно выделить два направления информатизации.
Цель первого - обеспечение собственной деятельности, поддержка складского, бухгалтерского и управленческого учета, служб регистрации клиентов, размещения, сертификации и т.д.
Цель второго - обеспечение сбора, хранения, обработки, передачи и использования собственно информации о продовольственном рынке (данных о спросе, предложении, ценах, качестве, запасах товаров, биржевых ценах, курсах валют, нормативной базе и т.д.).
Органам исполнительной власти разного уровня в условиях реализации новых моделей обеспечения продовольственной безопасности Москвы необходимо более точно планировать и координировать текущие товаропотоки, быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Осуществить это можно только на основе оперативного мониторинга продовольственного рынка города, товарно-сырьевых рынков регионов России и других стран с использованием современных электронных технологий.
Это требует ускорения работ по созданию в рамках городской целевой программы "Электронная Москва" современной автоматизированной информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка и информационному взаимодействию ее с другими информационными ресурсами города, информационными системами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и регионов России, а в дальнейшем - и стран Единого Экономического пространства.
4.2. Цели развития
Главная цель развития информационно-аналитической системы - совершенствование информационного обеспечения эффективных механизмов координации производства, товародвижения и сбыта на основе полной и оперативной информации о потребностях, состоянии и потенциале продовольственного рынка, и создание на этой основе цивилизованного оптового продовольственного рынка с единым информационным бизнес-пространством.
Реализация этой цели осуществляется по следующим направлениям:
- формирование единого информационного пространства и защищенной информационной среды на оптовом продовольственном рынке города;
- развитие эффективного информационного взаимодействия участников оптового продовольственного рынка города;
- повышение эффективности деятельности предприятий оптовой торговли продовольствием на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий;
- совершенствование средств информационной поддержки принятия управленческих решений руководителями органов исполнительной власти города по вопросам продовольственного обеспечения.
Определение приоритетов в использовании ИКТ в деятельности оптового продовольственного рынка города осуществляется на основе оценки возможности получения значимого социально-экономического результата и объема соответствующих ресурсов.
Приоритеты в использовании информационно-коммуникационных технологий в обеспечение функционирования оптового рынка продовольствия уточняются на регулярной основе в соответствии с актуальными задачами обеспечения продовольственной безопасности.
4.3. Задачи развития
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- развитие информационного обеспечения основных направлений деятельности Департамента продовольственных ресурсов, формирование информационных ресурсов для органов управления, контролирующих и надзорных органов в части продовольственного обеспечения города Москвы;
- расширение функциональных возможностей ИАС ОПР по автоматизации процедур и совершенствованию средств информационной поддержки процессов прогнозирования, планирования и мониторинга программ продовольственного обеспечения города Москвы;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей применение ИКТ в оптовой торговле;
- обеспечение информационной безопасности ИАС ОПР и входящих в нее информационных ресурсов;
- совершенствование организационной структуры ИАС ОПР;
- развитие системы информационно-маркетинговых центров оптового продовольственного рынка города, в том числе полнофункциональное развертывание головного Информационно-маркетингового центра на базе ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы" и локальных информационно-маркетинговых центров (ЛИМЦ) на предприятиях оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности;
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры оптового продовольственного рынка;
- разработка единых требований и унификация сетевой инфраструктуры, программного и аппаратного обеспечения, в том числе, средств информационной безопасности;
- разработка и совершенствование регламентов информационного взаимодействия в рамках ИАС ОПР, взаимодействия ИАС ОПР с московскими информационными ресурсами и системами в составе Метасистемы "Электронная Москва", а также федеральными и региональными информационными системами и ресурсами.
4.4. Принципы и подходы к решению поставленных задач
Основой для достижения поставленных целей является системный подход, в рамках которого решение задач рассматривается в совокупности, в ходе непрерывного процесса и в неразрывной связи, и, в свою очередь, может являться частью аналогичных процессов более высокого уровня (в частности, в целом для города, федерального округа, страны).
При этом развитие ИАС ОПР строится на принципах построения открытых систем, для которых характерны следующие свойства:
- расширяемость (масштабируемость) - способность системы к постепенному расширению функций и предоставляемых услуг, внедрения новых стандартов и технологий, увеличению количества источников информации и пользователей; замены отдельных компонентов без перестройки всей системы;
- мобильность (переносимость) - освобождение от зависимости от одного поставщика аппаратных или программных средств, возможность выбора продукции из имеющихся на рынке при условии соблюдения поставщиками соответствующих стандартов открытых систем;
- интероперабельность - способность к взаимодействию с другими АИС (в том числе использующих разную аппаратную платформу и различные операционные системы) и использования информационных ресурсов, имеющихся в других АИС, что, в частности, предполагает унификация протоколов обмена информацией с другими АИС, телекоммуникационными системами и пользователями;
- дружественность к пользователю - способность сформировать комфортную, легко управляемую среду, в которой работает пользователь.
Проведенный анализ также позволил сформулировать следующие необходимые принципы развития и функционирования ИАС ОПР:
- централизованное управление, позволяющее оперативно контролировать все этапы процесса и рационально формировать, использовать и хранить все информационные ресурсы, определять права доступа к информации;
- этапность, позволяющая обеспечить определенную логически непротиворечивую последовательность развития ИАС ОПР и постепенное усложнение системы и увеличение количества ее пользователей, а также согласованную последовательную модификацию существующей информационной и нормативно-методической базы;
- соответствие функционирования ИАС ОПР действующему законодательству, при этом процессы разработки и внедрения любой дополнительной подсистемы и информационных ресурсов ИАС ОПР должны полностью соответствовать действующим ГОСТам (техническим регламентам), а также иным нормативным документам;
- обеспечение выполнения требований регламентов взаимодействия и использования информационных ресурсов в целях обеспечения интеграции с Метасистемой "Электронная Москва";
- обеспечение информационной безопасности на основе:
- применения сертифицированных и лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи;
- дублирования и резервирования ключевых элементов системы для повышения надежности работы;
- разработки, внедрения, и строгого контроля соблюдения единых правил и регламентов работы для всех технических средств и пользователей.
- подчинение процессов использования информационных технологий решению приоритетных задач обеспечения продовольственной безопасности, модернизации системы государственного управления;
- централизованное создание общих для субъектов ОПР элементов информационно-технологической инфраструктуры;
- обеспечение согласованности и сбалансированности внедрения информационных технологий в Департаменте продовольственных ресурсов и в среде оптового продовольственного рынка;
- согласованность нормативной правовой и методической базы в сфере информационных технологий на всех уровнях;
- исключение дублирования бюджетных расходов на создание информационных ресурсов и систем;
- периодическое проведение оценки эффективности и результативности использования ИАС ОПР для решения поставленных задач с целью уточнения и корректировки направлений и планов дальнейшего ее развития.
"Схема информационного взаимодействия в рамках ИАС ОПР"
5. Основные направления и этапы развития Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка
5.1. Расширение функциональных возможностей системы
Исходя из целей и круга решаемых задач концепцией предусматриваются следующие основные направления развития информационно-аналитической системы:
1. формирование информационных ресурсов для решения задач информационно-аналитической поддержки органов управления и субъектов предпринимательской деятельности на основе комплексного мониторинга состояния оптового продовольственного рынка;
2. создание системы информационно-аналитического обеспечения продовольственной безопасности города Москвы;
3. формирование единого информационного пространства оптового продовольственного рынка.
В рамках первого направления предусматриваются:
- развертывание функционального блока ИАС ОПР по автоматизированному сбору, передаче и обработке информации о товародвижении продовольствия:
- по согласованным годовым программам предприятий;
- по организованным поставкам продовольствия, проходящим через материально-техническую базу предприятий оптового продовольственного комплекса;
- по конъюнктурным поставкам:
- создание и внедрение функциональных блоков по мониторингу состояния товарно-сырьевых рынков в регионах России, странах Единого Экономического Пространства и мира.
В рамках второго направления предусматриваются разработка и внедрение следующих функциональных блоков ИАС ОПР:
- макроэкономического прогнозирования и формирования продовольственных балансов;
- анализа и прогнозирования конъюнктуры оптового продовольственного рынка города Москвы;
- анализа и прогнозирования конъюнктуры товарно-сырьевых рынков в регионах России, странах Единого Экономического Пространства и мира;
- формирования городского заказа городского резерва продовольствия;
- формирования и корректировки годовых поставок продовольствия предприятиями оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города Москвы;
- поддержки проведения товарных интервенций;
- мониторинга экономического и финансового состояния предприятий оптового продовольственного комплекса города;
- мониторинга материально-технической базы и имущественного комплекса оптовых предприятий на основе развития Реестра складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров;
- мониторинга инвестиционных, в том числе интеграционных, проектов развития предприятий оптового продовольственного комплекса, формирования индикативных программ инвестиционной деятельности;
- мониторинга качества и безопасности продовольствия, в том числе на основе ведения Реестра сертифицированных хранилищ города Москвы;
- движения финансовых ресурсов, выделяемых из средств городского бюджета на продовольственное обеспечение города Москвы, в том числе контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, предоставляемых предприятиям на финансовую поддержку годовых программ поставок продовольствия и инвестиционные проекты.
Создание функциональных блоков интегрированной системы поддержки принятия решений по вопросам обеспечения продовольственной безопасности предполагает совершенствование регламентов и процедур соответствующих процессов управления.
В рамках третьего направления предусматриваются:
- определение статуса информационных ресурсов города Москвы, формируемых в результате создания, развития и функционирования ИАС ОПР, как межведомственные информационные ресурсы общегородского значения;
- обеспечение доступа участников ОПР к информационным ресурсам ИАС ОПР;
- внедрение электронной цифровой подписи в информационном обмене участников ИАС ОПР;
- создание функционального блока информационно-аналитической поддержки субъектов предпринимательской деятельности на оптовом продовольственном рынке;
- организации в составе ИАС ОПР электронных торговых площадок, в том числе с использованием технологий биржевой торговли и электронных платежей;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий в интегрированных цепях дистрибуции и логистики "производитель - оптовая торговля - розничная торговля".
5.2. Расширение круга участников информационного взаимодействия из числа операторов оптового рынка
Важным условием повышения прозрачности оптового продовольственного рынка и для органов управления, и для субъектов предпринимательской деятельности является наиболее полный охват процессом автоматизированного информационного обмена участников рынка.
В этих целях предусматривается осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих их подключение к ИАС ОПР:
- определение и согласование между Департаментом продовольственных ресурсов и каждым участником оптового рынка взаимовыгодных условий подключения, в том числе:
- уточнение регламента информационного обмена;
- организационные мероприятия;
- технические и технологические мероприятия, включая унификацию программных и аппаратных средств;
- финансовые условия;
- комплекс мер по защите информации;
- непосредственное подключения участников к ИАС ОПР.
По мере расширения круга участников на периодической основе целесообразно проводить анализ условий их участия и по мере необходимости, с учетом возможных изменений экономической ситуации, законодательства и технологической базы, вносить коррективы в условия информационного обмена.
Помимо поставщиков продовольствия, предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности перспективными участниками ИАС ОПР, обеспечивающими более полную картину о состоянии продовольственного рынка города, является розничные торговые операторы, в первую очередь сетевые структуры.
5.3. Интеграция с внешними информационными системами и ресурсами
Ценность, функциональные возможности и востребованность ИАС ОПР определяются, в том числе, и возможностью использования информации из внешних информационных систем и источников (городских, региональных, ведомственных, федеральных, международных и др.). В первую очередь важно обеспечить информационное взаимодействие с системами и источниками в профильной сфере рынка продовольствия.
Для этого предполагается
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.