Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 20 июня 2006 г. N 420-ПП
Комплексная целевая программа
развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.
10 апреля, 11 сентября, 18 декабря 2007 г.
г. Москва
Паспорт
Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.
Наименование Программы: Комплексная целевая программа развития и
поддержки малого предпринимательства в
городе Москве на 2007-2009 гг.
Основание для разработки: Постановление Правительства Москвы от 13
сентября 2005 г. N 702-ПП "О ходе выполнения
городской и окружных комплексных программ
развития и поддержки малого
предпринимательства в городе Москве на
2004-2006 гг."
Программа социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы)
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд"
Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. N 47
"О городской целевой программе по
обеспечению субъектов малого
предпринимательства нежилыми помещениями на
2004-2008 годы"
Государственный заказчик - Департамент поддержки и развития малого
координатор программы: предпринимательства города Москвы
Руководитель Программы: - министр Правительства Москвы, руководитель
Департамента поддержки и развития малого
предпринимательства города Москвы
Вышегородцев М.М.
Основные разработчики - Департамент поддержки и развития малого
Программы: предпринимательства города Москвы
- Общественно-экспертный совет по малому
предпринимательству при Мэре и Правительстве
Москвы
- НП "Московский центр развития
предпринимательства"
Разработчики Программы: - Московская торгово-промышленная палата
- Московский фонд подготовки кадров и
содействия развитию инновационной
деятельности
- НП "Национальное Деловое Партнерство "Альянс
Медиа"
- Международная ассоциация "Система
межрегиональных маркетинговых центров"
- НП "Московская палата ремесел"
- ЗАО "Межрегиональный центр промышленной
субконтрактации и партнерства"
- Российская ассоциация развития малого и
среднего предпринимательства
- ЗАО "Московское агентство по развитию
предпринимательства"
- ГУ "Московский центр молодежного предпри-
нимательства"
- Территориальные центры развития
предпринимательства административных округов
города Москвы
Основные исполнители - Департамент поддержки и развития малого
Программы: предпринимательства города Москвы
- Общественно-экспертный совет по малому
предпринимательству при Мэре и Правительстве
Москвы
- префектуры административных округов города
Москвы
- Управы районов города Москвы а также
организации, образующие инфраструктуру
поддержки малого предпринимательства в
городе Москве, и малые предприятия,
отобранные на конкурсной основе
Сроки и этапы реализации Начало реализации Программы - 01.01.2007
Программы: Окончание реализации Программы - 31.12.2009
Этапы реализации программы:
1-й этап - 2007 год
2-й этап - 2008 год
3-й этап - 2009 год
Цель Программы: В социальном аспекте - повышение роли малого
предпринимательства в реализации социальной
политики Правительства Москвы, укрепление
социально-экономических позиций среднего
класса, содействие росту уровня жизни и
доступности социальных благ через
широкомасштабную поддержку
предпринимательских инициатив населения;
обеспечение воспроизводства субъектов малого
предпринимательства и увеличение численности
занятых в данном секторе экономики города;
достижение уровня стран с развитой
экономикой по количеству малых предприятий
на тысячу населения
В экономическом аспекте - удвоение в
2009 году валовой добавленной стоимости,
производимой малыми предприятиями города
Москвы суммарно по отраслям экономики в
стоимостном исчислении по сравнению с
2002 годом (в сопоставимых ценах
производителя)
Задачи Программы: 1) формирование благоприятной внешней среды
для развития предпринимательства через:
- совершенствование правового обеспечения
предпринимательской деятельности,
координацию контрольно-разрешительной
деятельности, оптимизацию системы
государственного регулирования, дальнейшее
внедрение принципа "одного окна" в работу
органов исполнительной власти с
предпринимателями;
- формирование условий, обеспечивающих
устойчивый рост количества субъектов малого
предпринимательства, численности занятого
населения;
- пропаганду идей малого
предпринимательства, формирование среди
населения положительного имиджа
предпринимательства;
- совершенствование научно-методического
обеспечения системы
государственно-общественной поддержки малого
предпринимательства в Москве;
2) усиление рыночных позиций малого
предпринимательства Москвы через:
- создание условий для роста капитализации
малого бизнеса, обеспечение субъектов малого
предпринимательства нежилыми помещениями;
- внедрение новых форм финансовой поддержки
малого предпринимательства, расширение
доступа малых предприятий к внебюджетным
источникам финансирования с использованием
возможностей фонда содействия кредитованию
субъектов малого предпринимательства,
регионального венчурного фонда и организаций
микрофинансирования;
- обеспечение устойчивого развития малых
предприятий через всемерное повышение
качества и конкурентоспособности
производимой ими продукции и оказываемых
услуг;
- глобальную информатизацию малого
предпринимательства, внедрение современных
технологий ведения бизнеса, распространение
опыта с широким использованием возможностей
сети Интернет;
- максимальное удовлетворение потребностей
малого бизнеса в комплексных
консультационных услугах по всем аспектам
ведения предпринимательской деятельности
путем развития и совершенствования
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства;
- организацию подготовки и переподготовки
кадров для субъектов малого
предпринимательства города Москвы, в том
числе через дистанционные методы обучения;
- содействие в продвижении субъектов малого
предпринимательства Москвы на региональные и
зарубежные рынки с использованием
современных форм и методов информационной,
маркетинговой и иной поддержки;
- развитие малого предпринимательства в
инновационной сфере, продвижение малого
бизнеса на рынок инноваций и наукоемкой
продукции, совершенствование механизмов
поддержки экспорта наукоемкой продукции,
создание технико-внедренческих зон;
- активное вовлечение молодежи в
предпринимательскую деятельность, содействие
социально-трудовой адаптации молодежи города
Москвы, выявление молодых лидеров, имеющих
способности к предпринимательской
деятельности
3) приоритетная поддержка малого
предпринимательства в производственной и
инновационной сферах, жилищно-коммунальном
хозяйстве, сфере бытовых услуг,
ремесленничестве, молодежной среде и
социальной сфере
Основные мероприятия - правовое, организационное и аналитическое
Программы: обеспечение деятельности субъектов малого
предпринимательства
- пропаганда предпринимательства и
самоорганизация бизнеса
- имущественная поддержка малого
предпринимательства, в том числе нежилыми
помещениями
- финансовая поддержка малого
предпринимательства
- информирование, консультирование и обучение
предпринимателей
- расширение деловых возможностей малого
предпринимательства
- поддержка приоритетных направлений развития
предпринимательства; обеспечение реализации
Программы
Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств городского
Программы: бюджета, выделяемых на поддержку и развитие
малого бизнеса в городе Москве по разделу
ФКР 0400 "Национальная экономика",
подразделу 0411 "Другие вопросы в области
национальной экономики", ЦС 5220000
"Региональные целевые программы" с
дальнейшей детализацией и присвоением кодов
бюджетной классификации в рамках закона о
бюджете города Москвы на соответствующий
финансовый год, и привлеченных внебюджетных
средств
Общий объем финансирования в 2007-2009 годах
(млн. руб.) - 36677,2
в том числе:
Бюджет г. Москвы - 6300,0
Внебюджетные источники - 30377,2
в том числе по годам:
2007 2008 2009
Всего: 7779,8 10531,4 18366,0
Из них бюджет Москвы:
1900,0* 2100,0* 2300,0*
Внебюджетные источники:
5879,8 8431,4 16066,0
*) объемы финансирования уточняются ежегодно
при формировании бюджета города Москвы, в
том числе и Адресной инвестиционной
программы города Москвы на соответствующие
годы
Ожидаемые результаты Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями
реализации программы: в фактических ценах (без НДС и акциза) по
всем видам деятельности, млрд. руб., по
годам:
2007 2008 2009
941,9 1170,5 1234,8
Количество малых предприятий - всего по
состоянию на конец года, тыс. единиц, по
годам:
2007 2008 2009
208,3 216,6 225,3
Среднесписочная численность работников (без
учета внешних совместителей и индивидуальных
предпринимателей) по малым предприятиям -
всего, тыс. человек, по годам:
2007 2008 2009
2002,0 2062,0 2122,0
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей,
по годам:
2007 2008 2009
6700,0 7370,0 8107,0
Рост объема выручки субъектов малого
предпринимательства в сопоставимых ценах -
не менее 11%
Темп роста относительно предыдущего года, в
сопоставимых ценах, %, по годам:
2007 2008 2009
11 12 13
Увеличение налоговых поступлений в бюджет
города - не менее 14%
Темп роста относительно предыдущего года, в
сопоставимых значениях, %, по годам:
2007 2008 2009
4,0 4,5 5,0
Система организации Управление Программой осуществляет
управления и контроля за Департамент поддержки и развития малого
исполнением Программы: предпринимательства города Москвы
Руководитель Программы - министр
Правительства Москвы, руководитель
Департамента поддержки и развития малого
предпринимательства города Москвы
Вышегородцев М.М.
Конкурсный отбор исполнителей Программы
осуществляют конкурсные комиссии
Департамента поддержки и развития малого
предпринимательства
Контроль за ходом исполнения Программы
осуществляют:
- Департамент экономической политики и
развития города Москвы;
- Общественно-экспертный совет по малому
предпринимательству при Мэре и Правительстве
Москвы;
- Контрольно-счетная палата Москвы;
- Главное управление государственного
финансового контроля города Москвы
Департамент поддержки и развития малого
предпринимательства города Москвы ежегодно в
течение срока действия Программы
представляет отчеты о ходе выполнения
программных мероприятий:
- 1 марта - за отчетный год;
- 15 ноября - отчет за 9 месяцев т.г. и об
ожидаемом выполнении за год.
1. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации
Малое предпринимательство - значительное и сложное явление социально-экономической жизни города Москвы. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Москвы, решающей двуединую социально-экономическую задачу.
Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.
Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом.
Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в города# Москве на 2007-2009 гг. (далее - Программа) является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты ее реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки предпринимательства в Москве, основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед городом, а также других, в том числе социальных факторов, полностью себя оправдывает. Москва является лидером среди регионов Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства и по многим показателям, характеризующим состояние малого бизнеса, приближается к передовым в экономическом отношении странам.
По данным Мосгорстата, численность малых предприятий Москвы в первом полугодии 2005 г. превышала 200 тысяч единиц. Помимо малых предприятий в городе зарегистрированы более 200 тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП). Количество работающих в малом бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет более 2,2 миллиона человек, что превышает 35% населения, занятого в экономике города.
На основе накопленного опыта поддержки малого предпринимательства, использования передовых зарубежных достижений в этой сфере, внедрения современных информационных технологий получила значительное развитие городская инфраструктура поддержки малого бизнеса, которая внесла значительный вклад в реализацию предыдущих комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Одним из основных направлений совершенствования инфраструктуры малого бизнеса стало усиление взаимодействия образующих ее организаций между собой, а также с органами исполнительной и законодательной власти.
Созданы сервисные центры для малых предприятий в различных сферах деятельности - жилищно-коммунального хозяйства, утилизации и переработки бытовых отходов, полиграфии, хлебопечении и т.д.
Развивается деятельность технопарков "Зеленоград" и "Загорье", производственно-технологической зоны малого предпринимательства "Метромаш", проводится работа по созданию Технико-внедренческой зоны для инновационных малых предприятий и размещения наукоемких производств в Зеленоградском административном округе города Москвы.
Созданная в результате многолетней работы при участии и под руководством Правительства Москвы, городская инфраструктура поддержки малого предпринимательства приобрела системный характер как в функциональном (то есть по различным направлениям поддержки (малого бизнеса), так и в территориальном плане (то есть она широко дифференцирована по территории города). Следует также отметить, что ряд организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы являются уникальными не только для Москвы, но и для Российской Федерации. На их базе созданы не имеющие аналогов системы информационного, маркетингового и субконтрактингового обеспечения предпринимательской деятельности, услугами которых пользуются предприниматели Москвы, России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
В предстоящий трехлетний период будет продолжена работа по совершенствованию механизмов поддержки и развития малого предпринимательства в административных округах и районах города Москвы. Это обусловлено необходимостью обеспечения "шаговой доступности" предпринимателей к специализированным институтам, оказывающим комплексную и адресную поддержку малым предприятиям в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, финансовом, имущественном и т.д. При этом возрастает роль префектур административных округов, на которые возложены функции по реализации, наряду с традиционными для них, новых форм поддержки малого бизнеса, предусмотренных настоящей Программой, включая такие, как обеспечение долевого участия субъектов малого предпринимательства в строительстве деловых центров с целью приобретения в собственность необходимых им производственных, складских и офисных помещений.
За период реализации предыдущих Комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве разработаны соответствующие рыночным условиям механизмы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе и на возвратной основе за счет средств федерального и городского бюджетов, сформированы необходимые для этого структуры. Это позволило значительно расширить возможности малых предприятий по привлечению финансовых ресурсов, а также создать условия для дальнейшего наращивания финансовых средств, предназначенных для этих целей.
В 2005 году Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы предоставлены субъектам малого предпринимательства бюджетные кредиты на сумму 12,8 млн. рублей. Проекты, представляющие особый интерес для города, профинансированы на сумму 10 млн. рублей, около 600 тысяч рублей - направлено на компенсацию снижения процентных ставок по кредитам для субъектов малого предпринимательства, выданным кредитно-финансовыми организациями.
В административных округах города Москвы осуществлена финансовая поддержка проектов предпринимателей в виде займов на сумму 48,35 млн. рублей. Поддержаны 245 заявок начинающих малых предприятий на предоставление субвенций на общую сумму свыше 31,6 млн. рублей. Малым предприятиям города передано в лизинг более 550 единиц технологического оборудования, транспорта и спец. техники на сумму 125 млн. рублей. На реализацию инновационных проектов субъектов малого предпринимательства в виде грантов выделено 11,75 млн. рублей.
В целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и оптимизации взаимодействия субъектов малого предпринимательства с контролирующими органами начата разработка системы "Единое окно сдачи отчетности", позволяющей предпринимателям сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде.
Малый бизнес Москвы вышел на региональные и международные рынки, участвует в реализации совместных проектов, сочетающих интересы столицы и субъектов Российской Федерации. Увеличение производства конкурентоспособных на региональных и международных рынках товаров, технологий, оборудования, привлечение инвестиций, поиск деловых партнеров и расширение рынков сбыта продукции являются реальными потребностями малых предприятий Москвы. Эти задачи в Москве успешно решаются через построение общероссийских систем информационного взаимодействия, налаживания производственной кооперации и маркетинговой поддержки.
Так, например, важнейшим инструментом развития межрегионального промышленного сотрудничества является Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства. Количество зарегистрированных пользователей системы субконтрактации - получателей услуг Центра по итогам 2005 года составило 6200, против 4000 в 2004 году. Количество кооперационных заказов, выведенных на рынок Москвы по итогам 2005 года, составило более 5900 (преимущественно - продукция машиностроения, металлообработки, электроника, электротехника, резино-технические и пластмассовые изделия производственного назначения), против 3800 в 2004 году. Только на "Бирже субконтрактов" были представлены заказы предприятий Германии, Москвы, регионов России на общую сумму более 1,6 млрд. руб.
Система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы (СИОМП) объединяет в единое информационное пространство более 40 специализированных бизнес-серверов, 10 сайтов центров развития предпринимательства административных округов г. Москвы, более сотни баз данных и десятки сервисов. К началу 2006 года количество посетителей ресурсов СИОМП достигло 60 тысяч в день.
Осуществляются мероприятия по реализации постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП "О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы" и Закона города Москвы от 7 июля 2004 г. N 47 "О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы". В каждом административном округе г. Москвы проводится работа по определению земельных участков под строительство бизнес-центров и технопарков малого предпринимательства по принципу долевого участия.
Положительные результаты достигнуты в подготовке кадров для малого бизнеса, развитии предпринимательства в инновационной сфере, в сфере ЖКХ, ремесленной деятельности, в молодежном предпринимательстве.
В целях обеспечения широкого информирования деловых кругов и общественности Москвы о политике Правительства в сфере малого предпринимательства при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства в 2005 году создан Пресс-центр малого и среднего предпринимательства, организующий проведение на регулярной основе пресс-конференций, брифингов, круглых столов по проблемам малого и среднего бизнеса с участием представителей органов исполнительной власти города Москвы и широких кругов предпринимательской общественности.
Важнейшим направлением деятельности Правительства Москвы с самого начала работы по становлению, развитию и поддержке малого предпринимательства было и остается взаимодействие с объединениями, союзами и ассоциациями предпринимателей.
Особая роль в этой работе отводится Общественно-экспертному совету по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, который консолидирует деятельность объединений предпринимателей, направленную на выработку единых подходов к решению задач поддержки и развития малого предпринимательства, осуществляет обратную связь предпринимательского сообщества с органами исполнительной власти города Москвы, является органом общественного контроля за ходом реализации проектов и программ малого бизнеса и, тем самым, способствует становлению и функционированию в Москве институтов гражданского общества в целом и в сфере поддержки и развития малого предпринимательства - в частности.
Практически не теряет своей остроты проблема административных барьеров. Стремление органов власти оградить граждан от деятельности недобросовестных предпринимателей часто приводит к обратному результату - свертыванию работы законопослушных и добросовестных предпринимателей из-за бюрократизма, излишней зарегулированности, большого количества разрешительной документации и вала проверок, которым подвергаются субъекты малого предпринимательства. Встречаются случаи злоупотребления властью отдельными чиновниками, в том числе и с корыстными целями. Этому в немалой степени способствует несовершенство как федеральной, так и городской нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, контрольную и разрешительную практику.
Кроме того, в Москве еще не создан четкий алгоритм выявления и устранения административных барьеров. Вследствие этих и ряда других причин эффективность работы Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства не всегда соответствует предъявляемым к ней требованиям. Для устранения этих недостатков настоящей Городской целевой программой предусмотрены меры по созданию в Москве единой системы выявления и устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, а также меры по наделению Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства дополнительными полномочиями в борьбе с должностными злоупотреблениями, волокитой и бюрократизмом при решении органами власти, контроля и надзора вопросов регулирования предпринимательской деятельности.
Другим направлением в устранении административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства, должна стать работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и, в частности, по разработке прозрачных процедур принятия решений, оптимизации контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости.
Важным фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса, является непринятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации основополагающего закона о малом предпринимательстве, а также федерального закона о ремесленной деятельности.
Принятие обоснованных решений по вопросам создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства затрудняется отсутствием достоверной оперативной экономико-статистической информации о его состоянии.
Более высокие требования, предъявляемые сегодня к конкурентоспособности, качеству производимой малыми предприятиями продукции и оказываемых ими услуг, а также перспективы вступления России в ВТО диктуют настоятельную необходимость внедрения новых форм организации и ведения бизнеса. Для достижения более высокой конкурентоспособности малого бизнеса Москвы необходимо провести комплекс мероприятий по сертификации малых предприятий на соответствие требованиям ИСО, внедрению в их работу современных маркетинговых технологий и аутсорсинга, созданию условий для объединения малых предприятий в кластеры, вовлечение их в технико-внедренческие и научно-производственные зоны. Широкое внедрение новых форм кредитования субъектов малого предпринимательства позволит повысить их капитализацию, техническую и технологическую оснащенность, а также будет способствовать выходу "из тени" значительной части предпринимательских структур.
Как показывают данные социологического мониторинга, проведенного в 2005 году Информационно-аналитическим центром Московского центра развития предпринимательства, наиболее существенные проблемы малого бизнеса Москвы в целом сохраняются. Проведенные исследования показали, что основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие малого предпринимательства в Москве, остается нехватка нежилых помещений. Поддержка в подборе арендуемых или приобретаемых в собственность помещений востребована практически 2/3 московских предпринимателей (более 60% опрошенных). В содействии в получении финансовой помощи (кредитов, займов и т.п.) нуждается почти половина опрошенных предпринимателей (49%). Решение проблем, связанных с преодолением разного рода административных барьеров, волнует 44% малых предприятий Москвы. Московские предприниматели указали также на следующие проблемы, в решении которых они рассчитывают на помощь со стороны городских органов власти: доступ к выполнению госзаказов (41%), поддержка в правовых вопросах (36%), содействие в установлении связей с покупателями, партнерами (28%), содействие в поиске, приобретении сырья, оборудования (9%).
Политика Правительства Москвы в сфере развития и поддержки малого предпринимательства на период 2007-2009 гг. строится с учетом достигнутого уровня его развития, растущего вклада в решение задач социального и экономического развития столицы, приобретения им статуса макроэкономического компонента.
Малый бизнес Москвы должен стать одной из движущих сил в реализации национальных проектов, в решении поставленной задачи удвоения валового регионального продукта, а также других задач в интересах повышения качества жизни москвичей.
2. Основные цели Программы. Оценка социальных и экономических результатов реализации Программы
Основными целями Городской целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. являются:
- в социальном аспекте - повышение роли малого предпринимательства в реализации социальной политики Правительства Москвы, укреплении социально-экономических позиций среднего класса, содействии росту уровня жизни и доступности социальных благ через широкомасштабную поддержку предпринимательских инициатив населения; обеспечение воспроизводства субъектов малого предпринимательства и увеличение численности занятых в данном секторе экономики города; достижение уровня стран с развитой экономикой по количеству малых предприятий на тысячу жителей;
- в экономическом аспекте - удвоение в 2009 году валовой добавленной стоимости, производимой малыми предприятиями города Москвы суммарно по отраслям экономики в стоимостном исчислении по сравнению с 2002 годом (в сопоставимых ценах производителя).
Предлагается установить следующие основные плановые показатели результатов выполнения комплекса мероприятий Программы по годам:
Задача |
Показатель |
Годы |
||
2007 |
2008 |
2009 |
||
Валовая добавленная стоимость, производимая малыми предприятиями (ВДС МП) |
ВДС МП в стоимостном исчислении, в сопоставимых ценах, млрд. руб. |
700,8 |
775,8 |
858,8 |
Рост количества субъектов малого предпринимательства |
Рост относительно предыдущего года, % |
4,0 |
5,0 |
5,0 |
Количество созданных новых рабочих мест - не менее 180 тысяч |
Количество созданных новых рабочих мест, тыс. ед. |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
Рост объема выручки субъектов малого предпринимательства в сопоставимых ценах |
Темп роста относительно предыдущего года, в сопоставимых ценах, % |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
Увеличение налоговых поступлений в бюджет города |
Темп роста относительно предыдущего года, % |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
3. Основные задачи, решаемые Программой
Для достижения основных целей Программы и обеспечения результатов ее реализации, а также исходя из объективных потребностей малого бизнеса города Москвы, необходимо решение следующих задач по трем основным направлениям:
1) формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства, в том числе:
- совершенствование нормативно-правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности в целях реализации государственной политики в отношении предпринимательства, предусматривающей, в том числе, совершенствование налогового законодательства, обеспечение доступности аренды государственного и муниципального имущества, привлечение кредитных средств, получаемых под государственные гарантии, а также разработка проекта новой редакции федерального закона о поддержке и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и проекта федерального закона о ремесленной деятельности в Российской Федерации;
- координация контрольно-разрешительной деятельности, оптимизация системы государственного регулирования, дальнейшее внедрение принципа "одного окна" в работу органов исполнительной власти с предпринимателями;
- поддержка и развитие малого предпринимательства на уровне пятого национального проекта;
- формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства, численности занятого населения;
- популяризация и пропаганда идей малого предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства;
- совершенствование научно-методического обеспечения системы государственно-общественной поддержки малого предпринимательства в Москве;
- распространение передового опыта Москвы по поддержке малого предпринимательства.
2) Усиление рыночных позиций малого предпринимательства Москвы через:
- создание условий для роста капитализации малого бизнеса, обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями;
- внедрение новых форм финансовой поддержки малого предпринимательства, расширение доступа малых предприятий к внебюджетным источникам финансирования с использованием возможностей фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства, регионального венчурного фонда и организаций микрофинансирования;
- обеспечение устойчивого развития малых предприятий с использованием современных форм и методов информационной, маркетинговой и иной поддержки;
- развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, продвижение малого бизнеса на рынок инноваций и наукоемкой продукции, совершенствование механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции, размещение в технико-внедренческой зоне "Зеленоград" малых производственных и инновационных предприятий, а также организаций инфраструктуры малого предпринимательства;
- глобальную информатизацию малого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса с широким использованием возможностей информационной сети Интернет;
- содействие в продвижении субъектов малого предпринимательства Москвы на региональные и зарубежные рынки;
- активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, содействие социально-трудовой адаптации молодежи города Москвы, выявление молодых лидеров, имеющих способности к предпринимательской деятельности;
- максимальное удовлетворение потребностей малого бизнеса в комплексных услугах по ведению предпринимательской деятельности путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- организацию подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства города Москвы, в том числе через дистанционные методы обучения.
3) Приоритетная поддержка малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере бытовых услуг, ремесленничестве и молодежной среде.
Данный комплекс основных задач Программы, направленный на достижение прогнозируемых результатов, рассчитан на трехлетний период с годовыми этапами их выполнения.
Основные показатели, характеризующие поэтапное выполнение задач Программы
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Строительство объектов недвижимости для малых предприятий, тыс. кв. м |
60,0 |
340,0 |
600,0 |
Объем привлеченных инвестиций для строительства объектов недвижимости для малого бизнеса, млрд. руб. в год |
2,74 |
9,86 |
17,40 |
Рост объема рынка кредитных ресурсов для малого бизнеса (млрд. руб.) |
4,3 |
8,8 |
15,5 |
Количество МП, получивших финансовую гарантийную поддержку из Фонда содействия кредитованию малого бизнеса на гарантийное обеспечение реализуемых проектов |
600 |
1000 |
1600 |
Количество малых предприятий, получивших финансовую поддержку из Регионального венчурного фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы |
20 |
20 |
20 |
Объем налоговых поступлений от малых инновационных предприятий, получивших поддержку от города, млн. руб. |
80 |
150 |
360 |
Количество профинансированных молодежных проектов |
50 |
100 |
180 |
Рост числа малых предприятий в социальной и сфере городского хозяйства, % в год, не менее |
20 |
20 |
20 |
Количество пользователей Системы информационного обеспечения малого бизнеса Москвы ежемесячно, млн. |
1,2 |
1,5 |
1,9 |
Количество публикаций в СМИ, популяризирующих малое предпринимательство (с учетом электронных изданий), единиц |
6000 |
8000 |
10000 |
Количество встреч, конференций и иных общественно-деловых мероприятий с обсуждением проблем малого предпринимательства и путей их решения |
350 |
400 |
450 |
Количество субъектов малого предпринимательства, пользующихся услугами системы поддержки МБМ, не менее % в год |
30 |
50 |
70 |
Об изменениях в настоящий раздел см. постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 791-ПП
4. План мероприятий
Подпрограмма 1. Совершенствование внешней среды развития предпринимательства
Содержание программы |
Разделы: 1.1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства 1.2. Пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса. |
||||||
Основные цели мероприятий подпрограммы |
Совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности, координация контрольно-разрешительной деятельности, оптимизация системы государственного регулирования, дальнейшее внедрение принципа "одного окна" в работу органов исполнительной власти с предпринимателями. Участие в подготовке проектов нормативных актов по вопросам малого предпринимательства на региональном и федеральном уровнях. Формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства, численности занятого населения. Популяризация и пропаганда идей малого предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства. Совершенствование научно-методического обеспечения системы государственно-общественной поддержки малого предпринимательства в Москве. Распространение передового опыта по поддержке малого предпринимательства. |
||||||
Ожидаемые результаты |
Формирование совокупности благоприятных внешних факторов для устойчивого развития малого бизнеса в Москве, воздействующих на его состояние, на основе повышения эффективности работы системы государственно-общественной поддержки предпринимательской деятельности. Рост числа малых предприятий, в % относительно предыдущего года |
||||||
2007 - 4,0 |
2008 - 5,0 |
2009 - 5,0 |
|||||
Количество экспертиз проектов нормативных правовых актов | |||||||
2007 - 100 |
2008 - 120 |
2009 - 130 |
|||||
Количество предприятий, пользующихся юридической помощью, в том числе "неотложной" | |||||||
2007 - 8000 |
2007 - 11000 |
2007 - 14000 |
|||||
Снижение производственного травматизма, числа пострадавших в расчете на 1000 работающих, в %: | |||||||
2007 - 2,0 |
2008 - 2,0 |
2009 - 2,0 |
|||||
Аудитория единой Медиасистемы поддержки малого предпринимательства Москвы, тыс. чел. | |||||||
2007 - 500 |
2008 - 700 |
2009 - 900 |
|||||
Количество анализируемых субъектов малого предпринимательства (объем генеральной совокупности), не менее, тыс. предприятий: | |||||||
2007 - 200 |
2008 - 250 |
2009 - 300 |
|||||
Проведение мероприятий по обмену опытом | |||||||
2007 - 90 |
2008 - 105 |
2009 - 125 |
|||||
Ресурсное обеспечение (млн. руб.) |
Источник |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
||
Бюджет |
160,5 |
164,0 |
206,0 |
530,5 |
|||
Внебюджетные источники |
15,0 |
26,0 |
36,0 |
77,0 |
|||
Итого |
175,5 |
190,0 |
242,0 |
607,5 |
Раздел 1.1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства
Раздел 1.1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства
Раздел 1.1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства
Раздел 1.1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства
Раздел 1.1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства
Раздел 1.2. Пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса
п.1.2.1 плана мероприятий |
Развитие единой Медиасистемы поддержки малого предпринимательства Москвы. |
||||||
Цель |
Информирование населения и предпринимательского сообщества города о политике Правительства Москвы в области государственного регулирования малого предпринимательства, механизмах государственной поддержки и общественного содействия развитию субъектов малого предпринимательства, освещение проблем развития предпринимательства. Формирование положительного имиджа предпринимательства, популяризация и пропаганда социальной значимости предпринимательства. |
||||||
Содержание работ |
Развитие медиапространства малого предпринимательства Москвы на основе применения последних достижений в области информационно-телекоммуникационных технологий (включая цифровое вещания#, использование спутниковых каналов передачи информации). Выпуск печатных и электронных периодических изданий. Проведение рекламных кампаний с использованием средств электронной, наружной и печатной рекламы, включая изготовление и распространение презентационных материалов и рекламно-сувенирной продукции. Производство радио- и видеопрограмм. Осуществление Интернет-радиовещания, онлайновых Интернет-трансляций пресс-конференций и других публичных мероприятий по проблемам малого предпринимательства. Организация и осуществление взаимодействия со СМИ, освещающими вопросы поддержки и развития малого предпринимательства. Издание информационно-справочной литературы по вопросам малого предпринимательства Обеспечение работы Пресс-центра малого и среднего бизнеса города Москвы. Ведение рубрик по тематике малого предпринимательства в окружных газетах. |
||||||
Ожидаемые результаты |
Формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Популяризация идей предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую деятельность экономически активных граждан города. Привлечение внимания общественности к наиболее острым проблемам малого бизнеса. Целевая аудитория, тыс. чел. |
||||||
2007 - 500 |
2008 - 700 |
2009 - 900 |
|||||
Количество публикаций в СМИ | |||||||
2007 - 6000 |
2008 - 8000 |
2009 - 10000 |
|||||
Количество подготовленных видеоматериалов | |||||||
2007 - 1540 |
2007 - 1700 |
2007 - 1870 |
|||||
Общее количество размещенных рекламных сообщений с использованием средств наружной, печатной, электронной рекламы | |||||||
2007 - 2000 |
2008 - 2500 |
2009 - 3000 |
|||||
Ресурсное обеспечение (млн. руб.) |
Источник |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
||
Бюджет |
67,0 |
70,0 |
85,0 |
222,0 |
|||
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|||
Итого |
67,0 |
70,0 |
85,0 |
222,0 |
Раздел 1.2. Пропаганда предпринимательства
п.1.2.2 плана мероприятий |
Обмен опытом по поддержке предпринимательства. |
||||||
Цель |
Внедрение в практику передовых и перспективных форм и механизмов поддержки малого предпринимательства. Улучшение имиджа Москвы в сфере поддержки малого предпринимательства. |
||||||
Содержание работ |
Организация и проведение рабочих встреч, семинаров, конференций на уровне административных округов и районов города с целью выявления положительного опыта в сфере поддержки малого предпринимательства и мультиплицирования его на уровень города Москвы. Участие в межрегиональных и международных мероприятиях по обмену опытом в сфере малого и среднего бизнеса. Ознакомление с опытом поддержки малого предпринимательства в других субъектах Российской Федерации и зарубежных странах. Оказание содействия администрациям, органам исполнительной власти, организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и объединениям предпринимателей крупных городов, регионов Российской Федерации, стран СНГ в передаче опыта Москвы в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках действия межправительственных соглашений и договоров, директивных документов Мэрии и Правительства Москвы. Взаимодействие с отраслевыми и территориальными объединениями предпринимателей, саморегулируемыми организациями (СРО) с целью привлечения их экспертных и иных ресурсов для решения задач поддержки малого предпринимательства в городе Москве. Мониторинг и изучение деятельности объединений предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса Москвы. |
||||||
Ожидаемые результаты |
Широкое использование в практике перспективных форм и методов поддержки малого бизнеса. Выработка консолидированных решений по проблемам малого предпринимательства для представления их# городской и федеральный уровень. Проведение внутригородских мероприятий по обмену опытом |
||||||
2007 - 50 |
2008 - 55 |
2009 - 65 |
|||||
Проведение мероприятий по обмену опытом с субъектами РФ и зарубежными странами | |||||||
2007 - 40 |
2008 - 50 |
2009 - 60 |
|||||
Ресурсное обеспечение (млн. руб.) |
Источник |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
||
Бюджет |
9,0 |
9,0 |
11,0 |
29,0 |
|||
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|||
Итого |
9,0 |
9,0 |
11,0 |
29,0 |
Подпрограмма 2. Усиление рыночных позиций малого предпринимательства
Содержание подпрограммы |
Разделы: 2.1. Имущественная поддержка малого предпринимательства. 2.2. Финансовая поддержка малого предпринимательства. 2.3. Информирование, консультирование и обучение. 2.4. Расширение деловых возможностей малого бизнеса. 2.5. Поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства. 2.6. Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса. |
||||||
Основные цели мероприятий подпрограммы |
Создание условий для роста капитализации малого бизнеса, обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями. Расширение доступа малых предприятий к внебюджетным источникам финансирования с использованием возможностей Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы и организаций микрофинансирования. Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере, продвижение малого бизнеса на рынок инноваций и наукоемкой продукции, совершенствование механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции, создание технико-внедренческих зон. Глобальная информатизация малого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса с широким использованием возможностей информационной сети Интернет. Максимальное удовлетворение потребностей малого бизнеса в комплексных консультационных услугах по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства города Москвы, в том числе через дистанционные методы обучения. Содействие в продвижении товаров и услуг субъектов малого предпринимательства Москвы на региональные и зарубежные рынки. Повышение конкурентоспособности малых предприятий и качества выпускаемой продукции. Активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, содействие социально-трудовой адаптации молодежи города Москвы, выявление молодых лидеров, имеющих способности к предпринимательской деятельности. |
||||||
Ожидаемые результаты |
Создание новых рабочих мест, тыс. чел, не менее: |
||||||
2007 - 40 |
2008 - 50 |
2009 - 60 |
|||||
Объем привлеченных инвестиций, млн. руб. | |||||||
2007 - 5600 |
2008 - 7600 |
2009 - 15300 |
|||||
Объем кредитов, займов и договоров лизинга, млн. руб. | |||||||
2007 - 4316 |
2008 - 8833 |
2009 - 15543 |
|||||
Объем предоставленных поручительств, млн. руб. | |||||||
2007 - 2158 |
2008 - 4415 |
2009 - 7770 |
|||||
Количество договоров кредита, займа и лизинга, обеспеченных поручительствами | |||||||
2007 - 2000 |
2008 - 3900 |
2009 - 6500 |
|||||
Количество очных и заочных консультаций, тыс. | |||||||
2007 - 180 |
2007 - 200 |
2007 - 220 |
|||||
Количество посещений Интернет-ресурсов Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы, млн. | |||||||
2007 - 12,0 |
2008 - 15,0 |
2009 - 17,5 |
|||||
Аудитория пользователей Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы, тыс. чел. | |||||||
2007 - 450,0 |
2008 - 495,0 |
2009 - 545,0 |
|||||
Количество записей в базах знаний, млн.ед. | |||||||
2007 - 14,0 |
2008 - 15,4 |
2009 - 17,0 |
|||||
Количество малых предприятий - участников выставочно-ярмарочных мероприятий | |||||||
2007 - 2000 |
2008 - 2100 |
2009 - 2200 |
|||||
Количество кооперационных заказов, выводимых на рынок города Москвы | |||||||
2007 - 4000 |
2008 - 5000 |
2009 - 6000 |
|||||
Доля привлеченных малых предприятий к выполнению горзаказа в сфере ЖКХ, % | |||||||
2007 - 15 |
2008 - 16 |
2009 - 18 |
|||||
Ресурсное обеспечение (млн. руб.) |
Источник |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
||
Бюджет |
1739,5 |
1936,0 |
2094,0 |
5769,5 |
|||
Внебюджетные источники |
5864,8 |
8405,4 |
16030,0 |
30300,2 |
|||
Итого |
7604,3 |
10341,4 |
18124,0 |
36069,7 |
Постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1092-ПП в раздел 2.1 настоящего приложения внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
Раздел 2.1. Имущественная поддержка малого предпринимательства
П.2.1.1 Плана мероприятий |
Обеспечение субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры нежилыми помещениями. |
||||||
Цель |
Обеспечение малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы нежилыми помещениями, отвечающими современным функциональным, технологическим и экологическим требованиям, вовлечение малых предприятий в инвестиционные процессы строительства имущественных комплексов. |
||||||
Содержание работ |
Подготовка совместно с префектурами административных округов технических заданий на строительство объектов для размещения субъектов малого предпринимательства (технопарки, многофункциональные деловые центры, бизнес-инкубаторы и т.д.). Подбор совместно с префектурами административных округов и Москомархитектурой земельных участков для размещения объектов малого предпринимательства. Подготовка актов разрешенного использования земельных участков. Разработка предпроектной и проектно-сметной документации на строительство объектов малого предпринимательства. Конкурсный отбор (создание) управляющих компаний. Привлечение субъектов малого предпринимательства в качестве соинвесторов на строительство объектов для малого предпринимательства. Выполнение работ, связанных с проектированием, организацией строительства и ввода в эксплуатацию объектов для малого предпринимательства. Создание и развитие производственно-технологических объектов для малых предприятий Москвы, в том числе логистических и распределительных центров. Подготовка необходимой документации для проведения работ по ремонту нежилых помещений организаций городской и окружной инфраструктур поддержки малого предпринимательства. Проведение текущего и капитального ремонта нежилых помещений, технологическое оснащение и ввод в эксплуатацию объектов организаций городской и окружной инфраструктур. Возмещение затрат, связанных с увеличением электрической мощности (единовременной нагрузки) оборудования, используемого субъектами малого предпринимательства - производителями товаров, работ, услуг, занятыми в приоритетных направлениях деятельности, осуществляющими строительство, ремонт, реконструкцию объектов и техническое переоснащение производства, путем предоставления им субсидии в объеме до 30% от суммы по договору о присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети, заключенному между субъектом малого предпринимательства и ОАО "Московская городская электросетевая компания. Оплата аванса в размере 30% от суммы по договору о присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети, заключенному между Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и ОАО "Московская городская электросетевая компания" по объектам, включенным в Адресный перечень строительства объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства. |
||||||
Ожидаемые результаты |
Количество объектов недвижимости, не менее - 50. Общая площадь, тыс. кв. м., не менее - 1000,0. Создание новых рабочих мест, тыс. чел., не менее: |
||||||
2007 - 5,0 |
2008 - 20,0 |
2009 - 25,0 |
|||||
Объем привлеченных инвестиций, млн. руб.: | |||||||
2007 - 5600 |
2008 - 7600 |
2009 - 15300 |
|||||
Строительство объектов, тыс. кв. м.: | |||||||
2007 - 60,0 |
2008 - 340,0 |
2009 - 600,0 |
|||||
Ресурсное обеспечение (млн. руб.) |
Источник |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
||
Бюджет |
120,0 |
675,0 |
540,0 |
1335,0 |
|||
Внебюджетные источники |
5600,0 |
7600,0 |
15300,0 |
28500,0 |
|||
Итого |
5720,0 |
8275,0 |
15840,0 |
29835,0 |
Постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 791-ПП в раздел 2.2 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 2.2. Финансовая поддержка малого предпринимательства
Раздел 2.2. Финансовая поддержка малого предпринимательства
Раздел 2.2. Финансовая поддержка малого предпринимательства
Раздел 2.2. Финансовая поддержка малого предпринимательства
Раздел 2.3. Информирование, консультирование и обучение
Раздел 2.3. Информирование, консультирование и обучение
Раздел 2.3. Информирование, консультирование и обучение
Раздел 2.4. Расширение деловых возможностей малого бизнеса
О проведении конкурса "Московский предприниматель 2007" см. распоряжение Правительства Москвы от 24 августа 2007 г. N 1828-РП
Раздел 2.4. Расширение деловых возможностей малого бизнеса
Раздел 2.4. Расширение деловых возможностей малого бизнеса
Раздел 2.5. Пооддержка# приоритетных направлений развития предпринимательства
Раздел 2.5. Поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства
Раздел 2.5. Поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства
2.5. Поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства
2.6. Совершенствование деятельности инфраструктуры бизнеса поддержки
Раздел 2.6. Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Раздел 2.6. Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса
Раздел 2.6. Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса
п.2.6.4 плана мероприятий |
Проведение публичных мероприятий в сфере малого предпринимательства. Обеспечение деятельности и развитие материально-технической базы культурно-делового центра для предпринимателей Москвы - Центрального дома предпринимателя. |
||||||
Цель |
Обеспечение потребностей малых предприятий и их объединений в проведении публичных мероприятий, направленных# укрепление взаимодействия предпринимательских кругов с представителями органов власти. |
||||||
Содержание работ |
Организация общественных и деловых мероприятий предпринимателей, предпринимательских объединений с привлечением органов исполнительной власти различных уровней и структур поддержки малого бизнеса города Москвы. Реализация мероприятий по вовлечению объединений предпринимателей в решение социально-экономических задач города и развитие межрегионального и международного сотрудничества малых предприятий. Проведение в 2007 году общественно-политических и деловых мероприятий, посвященных 20-летию малого предпринимательства Москвы. |
||||||
Ожидаемые результаты |
Увеличение активности участия предпринимателей в решении социально-экономических задач города и в реализации мероприятий Программы. Количество малых предприятий, участвующих в мероприятиях, тыс. |
||||||
2007 - 15 |
2008 - 20 |
2009 - 30 |
|||||
Ресурсное обеспечение (млн. руб.) |
Источник |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
||
Бюджет |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
120,0 |
|||
Внебюджетные источники |
35,0 |
40,0 |
40,0 |
115,0 |
|||
Итого |
75,0 |
80,0 |
80,0 |
235,0 |
Раздел 2.6. Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса
5. Источники и объемы финансового обеспечения Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств городского бюджета, выделяемых на поддержку и развитие малого бизнеса в городе Москве по разделу ФКР 0400 "Национальная экономика", подразделу 0411 "Другие вопросы в области национальной экономики", ЦС 5220000 "Региональные целевые программы" с дальнейшей детализацией и присвоением кодов бюджетной классификации в рамках закона о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год, и привлеченных внебюджетных средств. Общий объем финансирования Программы составляет:
млн. руб.
Источник |
2007-2009 годы, всего |
в том числе по годам: |
||
2007 |
2008 |
2009 |
||
Бюджет г. Москвы |
6300,0 |
1900,0 |
2100,0 |
2300,0 |
Внебюджетные источники |
30377,2 |
5879,8 |
8431,4 |
16066,0 |
Итого: |
36677,2 |
7779,8 |
10531,4 |
18366,0 |
Объем финансирования работ по годам реализации Программы уточняется при формировании проектов бюджетов города Москвы на соответствующий год.
6. Оценка внешних факторов, влияющих на достижение целей Программы
Основными внешними факторами, влияющими на развитие малого предпринимательства, при разработке Комплексной программы приняты:
1. Общее состояние социально-экономического развития Российской Федерации и субъекта РФ - города Москвы, тенденции его изменения.
2. Макроэкономические факторы, определяющие состояние экономики РФ и города Москвы: уровень инфляции, состояние государственных финансов, курс национальной валюты, валовый региональный продукт и его структура, объемы производства, потребления и накопления, инвестиционный потенциал, научно-технический и инновационный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, состояние отраслевой и функциональной инфраструктуры.
3. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования экономики:
- потенциал государственного управления;
- действующее законодательство и тенденции его изменения;
- налоговая политика;
- бюджетная политика;
- промышленная политика;
- миграционная политика;
- направления, способы и объем реализации мер государственной поддержки и содействия развитию малого предпринимательства на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации - города Москвы;
- государственный заказ и участие малого бизнеса в его выполнении;
- наличие, степень и тенденции изменения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
4. Внешнеполитические факторы:
- присоединение России к ВТО;
- международное разделение труда;
- состояние и тенденции изменения мирового рынка ресурсов.
5. Уровень и динамика изменения цен на основные фонды, производственно-технологические ресурсы.
6. Состояние финансовых рынков и степень их соответствия потребностям и возможностям малого бизнеса.
В зависимости от интегральной совокупности воздействия вышеперечисленных факторов на малый бизнес Москвы и систему поддержки и развития малого предпринимательства реализация Программы оценивается по трем вариантам: базовому (реалистическому), оптимистическому, пессимистическому.
В таблице представлены три варианта прогнозируемых реакций на воздействие ряда внешних факторов (в агрегированной форме):
Расчет реалистического варианта Программы основан на следующих исходных данных:
- утвержденные основные прогнозные показатели социально-экономического развития Москвы, на 2006 год и на период до 2008 года, рассчитанные на основании анализа исходных условий социально-экономического развития и их динамики, сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие три года, а также основные макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Москвы, на 2007-2009 годы, рассчитанные ДЭПиР г. Москвы;
- анализ темпов роста показателей развития МБМ за 10 лет по данным государственной статистики;
- анализ динамики развития малого бизнеса Москвы по данным бухгалтерской отчетности малых предприятий за период 1996-2004 годы (проанализированы около миллиона бухгалтерских отчетностей форм 1 и 2 малых предприятий Москвы);
- учет положительной оценки результатов социально-экономического развития г. Москвы за 11 месяцев 2005 года;
- результаты мониторинга состояния малого бизнеса Москвы на ноябрь 2005 года;
- анализ результатов выполнения предыдущих Комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве.
Полученные результаты позволили получить прогнозные значения индикативных показателей развития малого бизнеса Москвы, в том числе, и как результат воздействия комплекса программных мероприятий, имеющих свои расчетные показатели по каждому из разделов. Эти показатели соответствуют выполнению условий удвоения в 2009 году валовой добавленной стоимости, производимой малым бизнесом Москвы, относительно показателей 2002 года.
Расчет показателей по пессимистическому варианту реализации Программы предполагает деструктивное воздействие внешних факторов, приводящее к срыву устойчивых тенденций развития и серьезным снижениям темпов роста целого ряда показателей (суммарной выручки, валовой добавленной стоимости, производимой субъектами малого предпринимательства, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и др.). При этом возможно создание напряженности на рынке труда - увеличение безработицы, с соответствующими негативными последствиями, включая рост криминогенной обстановки.
Такое изменение тенденций могут вызвать целый ряд внешних воздействий в том числе:
- присоединение к ВТО с непредсказуемыми последствиями и, по мнению ряда экспертов, приводящих к свертыванию целого ряда производств и услуг, усилению давления импорта и т.д.;
- налоговая политика, не снижающая тяжести налогового бремени;
- рост стоимости аренды нежилых помещений;
- удорожание ресурсов (людских, финансовых, энергетических, технологических, информационных и т.д.).
Расчет показателей оптимистического варианта реализации Программы основан на прогнозе положительных тенденций изменения внешних факторов, обеспечивающих ускоренное развитие малого бизнеса Москвы:
- четкие ориентиры государственной политики на развитие малого предпринимательства на долгосрочную перспективу, закрепленные законодательно (наиболее сильным решением могло бы стать принятие Пятого национального проекта "Развитие малого бизнеса России";
- снижение налоговой нагрузки;
- реализация мер по сдерживанию роста стоимости ресурсов;
- реализации программ обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями. В таблице приведены значения основных индикативных показателей:
Показатель |
Ед. изм. |
Варианты реализации |
||
Пессимистический |
Реалистический |
Оптимистический |
||
Рост количества субъектов малого предпринимательства |
% в год |
1-2 |
4-5 |
6-8 |
Прирост числа рабочих мест |
тыс. ед. в год |
10-20 |
50-60 |
120-150 |
Абсолютный прирост суммарной выручки в сопоставимых ценах |
% в год |
3-4 |
9-12 |
Не менее 20 |
Валовая добавленная стоимость |
|
|
|
|
(К предыдущему году) |
% |
-1 |
8,5-11 |
15-20 |
(На душу населения) |
тыс.руб. |
53,6*(1) |
57,9-59,0 |
62,9-65,6 |
Динамика налоговых поступлений в бюджет к предыдущему году |
% |
не ниже -3 |
4-5 |
Не менее 15 |
Инвестиции МБМ в расчете на одного занятого |
тыс.руб. |
2,0*(2) |
3,36*(3) |
Не менее 6,0*(4) |
*(1) Из расчета, что в 2006 году ВДС на душу населения сохранится на уровне 2004 года, при тенденции падения 3% в год. Значение рассчитано по данным бухгалтерской отчетности (выборка за 2003 год - 160 тысяч бухгалтерских отчетностей МП по основной системе налогообложения, за 2004 год - 170 тысяч). За расчетное количество жителей принято значение 10,4 миллиона человек.
*(2) На уровне прогноза 2005 года в фактических ценах при сохранении темпов снижения по данным МГС.
*(3) Из расчета темпов роста инвестиций в основной капитал в 2005 году на общегородском уровне (103,5) в сопоставимых ценах.
*(4) При выходе на уровень темпов роста 2003 года в сопоставимых ценах.
7. Механизм управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Организацию и управление всем комплексом работ по реализации Программы осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, являющийся государственным заказчиком-координатором Программы.
Департамент реализует функции государственного заказчика-координатора Программы во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти города и по мере необходимости готовит предложения по корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, представляет заявки на финансирование этапов реализации Программы, уточняет затраты по программным мероприятиям, отдельные их показатели, а также механизм реализации Программы.
Руководителем Программы является Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Вышегородцев М.М.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы, Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, Контрольно-счетная палата Москвы, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы ежегодно в течение срока действия Программы представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы краткие отчеты о ходе выполнения программных мероприятий:
- 1 марта - за отчетный год;
- 15 ноября - отчет за 9 месяцев т.г. и об ожидаемом выполнении за год.
Департамент разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты правовых актов города Москвы, необходимых для выполнения Программы.
По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств федерального бюджета, Департамент подготавливает проекты соглашений (договоров) с федеральными органами исполнительной власти, организациями для подписания от имени города Москвы.
Отбор исполнителей и финансирование мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе за исключением случаев, предусмотренных Положением о финансировании мероприятий развития и поддержки малого предпринимательства.
Конкурсный отбор по проектам реализации мероприятий Программы, финансируемых в форме оплаты товаров (работ, услуг) осуществляет Единая конкурсная комиссия Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
Конкурсный отбор по проектам реализации мероприятий Программы, финансируемых в форме субсидий и субвенций осуществляет Комиссия Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства.
Департамент организует работу исполнителей Программы, заключает с ними договоры на выполнение конкретных программных мероприятий, осуществляет контроль за выполнением работ и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.