г. Владивосток |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А51-2005/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей Т.А. Аппаковой, Н.Н. Анисимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
при участии
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Воробьева Ю.А., представитель по доверенности от 18.04.2012 N 10-47, сроком действия до 31.12.2012, удостоверение;
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - извещено, представителя не направило;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
апелляционное производство N 05АП-5871/2012
на решение от 15.06.2012
судьи Е.А. Левченко по делу N А51-2005/2012 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 1092540004424, ИНН 252540155517) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, ИНН 2540108490) об обжаловании отказа в государственной регистрации
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в Арбитражный уд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:03:020608:47, площадью 5 642,00 кв.м, местоположение которого: участок находится примерно в 1 500 м по направлению на юго-восток от ориентира здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Приморский, г. Дальнегорск, с. Рудная Пристань, ул. Морская, 7, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 21.10.2011 года N 09/008/2011-468 незаконным; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:03:020608:47 площадью 5 642,00 кв.м, местоположение которого: край Приморский, г. Дальнегорск, с. Рудная Пристань, ул. Морская, 7.
Решением суда от 15.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае считает его незаконным и подлежащим отмене. Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, то, по мнению заявителя жалобы, отказ в регистрации права федеральной собственности по указанным в нем основаниям препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя управления.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности от 11.09.2008 Дальнегорскому городскому округу на праве собственности принадлежит часть здания спасательной станции площадью 53.5 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Дальнегорск, с. Рудная Пристань, на расстоянии 400 м в восточном направлении от дома N 13 по у. Парковой, о чем в ЕГРП внесена соответствующая запись.
В соответствии с договором N 49 от 01.09.2008 на основании Решения Думы Дальнегорского городского округа от 26.06.2008 г. указанный объект передан в безвозмездное пользование Центру государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 13.04.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 25-25-09/003/2009-456.
На основании Постановления Главы Дальнегорского городского округа "О предоставлении земельных участков" от 11.12.2009 N 997-па зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю в отношении земельного участка площадью 5 654 кв.м, расположенного по адресу: участок находится примерно в 1 500 м по направлению на юго-восток от ориентира здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Приморский, г. Дальнегорск, с. Рудная Пристань, ул. Морская, 7, разрешенное использование: под часть здания спасательной станции и его обслуживания.
Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В связи с полученным отказом в государственной регистрации заявитель обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Пунктом 1 ст. 30.1 закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В силу п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Из материалов дела следует, что документов, подтверждающих принадлежность здания, расположенного на спорном земельном участке, к собственности РФ представлено не было. В этой связи, по мнению суда апелляционной инстанции, в государственной регистрации права собственности Российской Федерации было правомерно отказано на основании абзацев 4,8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Доводы заявителя о незаконности отказа в регистрации в сводятся к тому, что земельный участок должен быть отнесён к собственности Российской Федерации в силу предоставления земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также казенному предприятию, государственному унитарному предприятию. В заявлении о государственной регистрации права собственности РФ от 07.03.2011 г. N 06-2617 в качестве основания регистрации права не указан абзац 3 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона. При этом ссылка в заявлении о государственной регистрации права на указанную норму была бы обоснованной при отсутствии государственной регистрации права собственности Дальнегорского городского округа Приморского края на часть здания, расположенную на земельном участке.
Суд первой инстанции законно отклонил довод заявителя о необходимости государственной регистрации права собственности Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности в силу того, что указанное право может быть зарегистрировано после регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - часть одноэтажного здания спасательной станции, безвозмездно переданного в федеральную собственность согласно решению Думы Дальнегорского городского округа N 186 от 29.09.2011 года.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.06.2012 по делу N А51-2005/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2005/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю