город Омск |
|
25 июня 2012 г. |
Дело N А70-11858/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4139/2011) территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042 (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области; заявитель),
а также апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4561/2012) Департамента лесного комплекса Тюменской области, ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082 (далее - Департамент),
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.03.2012 по делу N А70-11858/2011 (судья Минеев О.А.), принятое
по заявлению ТУ Росимущества в Тюменской области
к Администрации Нижнетавдинского муниципального района (далее - Администрация; заинтересованное лицо),
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета:
1) Департамента лесного комплекса Тюменской области,
2) Дачного некоммерческого товарищества "Сочинские" (далее - ДНТ "Сочинские"; Товарищество)
о признании недействительными распоряжений,
при участии в судебном заседании:
от ТУ Росимущества в Тюменской области - Долганова О.Л. по доверенности от 10.10.2011 N 55/01-Д (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Администрации - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от Департамента - Зыков И.В. по доверенности от 21.05.2012 N 48 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Курильская К.А. по доверенности от 28.05.2012 N 52 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от ДНТ "Сочинские" - Щергина Е.А. по доверенности от 25.01.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации, в котором просило признать недействительным:
- распоряжение от 25.03.2011 N 579-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане земли общего пользования ДНТ "Сочинские" по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 5,7 км. на юг от южной границы с.Тюнево";
- распоряжение от 11.05.2011 N 1012-р "О предоставлении земельного участка в собственность под земли общего пользования по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 5,7 км. на юг от южной границы с.Тюнево".
К участию в рассмотрении настоящего спора в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент и ДНТ "Сочинские".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что заявителем не представлено необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования, предоставленного оспариваемыми распоряжениями заинтересованного лица, в земли лесного фонда, граница и площадь которой определены в установленном законодательством порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Тюменской области и Департамент обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
ТУ Росимущества в Тюменской области ссылается на то, что спорные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.10.2009 72 НЛ 561442.
Податель жалобы ссылается на наличие в материалах дела таксационного описания лесного участка, свидетельствующего о наложении испрашиваемого участка на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации.
Заявитель не согласен с тем, что земельный участок не может быть отнесен к лесному фонду, поскольку отсутствует лесная растительность.
ТУ Росимущества в Тюменской области считает, что суд первой инстанции необоснованно ссылался на нормы Земельного кодекса РСФСР 1970 года.
Податель жалобы ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения обязательной процедуры перевода лесных земель.
Департамент в своей апелляционной жалобе указывает на то, что суд первой инстанции безосновательно посчитал свершившимся факт перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В целом доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Тюменской области.
ДНТ "Сочинские" в письменном отзыве на апелляционные жалобы и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила, в письменном отзыве просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Администрация также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в ее отсутствие, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии с частью 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и не заявившей ходатайства о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 1767710000 кв.м., адрес объекта: Тюменская область, Нижнетавдинский район, Нижнетавдинское лесничество, в том числе, Карагандинское участковое лесничество, Тюнёвское сельское поселение (кварталы N 723-762), о чем 02.10.2009 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 72 НЛ 561442 (т. 1 л.д.80).
На основании приказа ТУ Росимущества в Тюменской области от 27.09.2011 N 97/03 была проведена проверка земельного участка с условным номером 72-72-09/016/2009-004 с целью установления законности его использования с выездом на местность, по результатам которой составлен акт N 120/03-2011 т 30.09.2011 (т. 1 л.д. 38-40).
В ходе проведения проверки было установлено фактическое использование и сохранность земельных участков, расположенных в квартале 747 Карагандинского лесничества Тюнёвского сельского поселения, выделы 30,35,39,31, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации в соответствии с указанным выше свидетельством.
Согласно натурному обследованию территории, выполненному специалистом Департамента, участок лесного фонда с кадастровым условным номером 72-72-09/016/2009-004, а именно: выделы 30, 35, 39, 31 квартала N 747 Карагандинского лесничества Тюменского сельского поселения накладывается на земельный участок с кадастровым номером 72:12:1503001:565, площадь наложения составляет 16,6307 га.
Земельный участок с кадастровым номером 72:12:1503001:565 площадью 204170 кв.м. расположенный по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 5,7 км на юг от южной границы с. Тюнево с разрешенным использованием - земли общего пользования ДНТ "Сочинские", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения образован на основании распоряжения администрации Нижнетавдинского муниципального района 25.03.2011 N 579-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане" и распоряжением Администрации Нижнетавдинского муниципального района от 11.05.2011 N 1012-р предоставлен в собственность бесплатно ДНТ "Сочинские", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 72НЛ 985560 от 17.05.2011 (т. 1 л.д. 136).
В ходе проверки было также установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:1503001:565 частично используется под сельскохозяйственное производство, зарос древесно-кустарниковой растительностью, ведутся работы по горизонтальному планированию территории (разбивка земельных участков на местности, вырубка насаждений).
Посчитав, что вышеупомянутые распоряжения Администрации являются незаконными и нарушают права и законные интересы ТУ Росимущества в Тюменской области, последнее обратилось с соответствующими требованиями в суд первой инстанции.
29.03.2012 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статьям 13 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В соответствии со статьей 16 названного правового акта садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Из части 6 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" следует, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что государственная регистрация ДНТ "Сочинские" как юридического лица осуществлена 13.05.2010 при создании.
Раздел 1 зарегистрированного устава ДНТ "Сочинские" содержит указание на правопреемство садового товарищества "Надежда-4" и на расположение товарищества на земельном участке площадью 150 га, выделенном Тюменскому комвольно-суконному объединению на основании постановлений Администрации Нижнетавдинского района Тюменской области N 295 от 21.07.1992 и N 138 от 04.03.1993 (т. 1 л.д. 98).
ДНТ "Сочинские" были произведены работы по подготовке схемы расположения земельного участка общего пользования и его кадастровом учете.
В результате обращения в уполномоченный орган местного самоуправления по заявлению Товарищества и представленных им документов о кадастровом учете земельного участка были приняты оспариваемые распоряжения, а затем осуществлена государственная регистрация права собственности Товарищества на земельный участок общего пользования.
Согласно кадастровому паспорту от 26.04.2011 (т. 1 л.д. 133, 134) и свидетельству о государственной регистрации права от 17.05.2011 (т. 1 л.д. 136) земельный участок общего пользования Товарищества с кадастровым номером 72:12:1503001:565 площадью 204170 кв.м. относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Каких-либо сведений о том, что на момент предоставления земельного участка ДНТ "Сочинские" последний налагался на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Это норма корреспондирует подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации пункт 6 этой статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для садоводства, животноводства и огородничества.
Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что спорный земельный участок предоставлен Товариществу именно из земель сельскохозяйственного назначения и был образован из земельного участка площадью 150 га, ранее предоставленного в соответствии с государственным актом ТЮ N 2-12-0160 на основании решения администрации Нижнетавдинского района от 04.03.1993 N 138 Тюменскому производственному комвольно-суконному объединению на праве бессрочного постоянного пользования для садоводства и огородничества (т. 1 л.д.122-127).
Факт образования спорного земельного участка общего пользования из земельного участка площадью 150 га сторонами не оспаривается, также как и факт использования данной территории длительное время (двадцать лет) под садоводство и огородничество.
В апелляционных жалобах ТУ Росимущества в Тюменской области и Департамент ссылаются на то, что суд первой инстанции необоснованно посчитал свершившимся факт перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
Однако подателями жалоб не учтено, что при предоставлении земельного участка его категория была определена для коллективного садоводства и огородничества.
Кроме того, в кадастровом паспорте земельного участка (т. 1 л.д. 133) категория спорного участка определена как земли сельскохозяйственного назначения. Об этом также указано и в свидетельстве о государственной регистрации права от 17.05.2011 (т. 1 л.д. 136).
Относительно того обстоятельства, что из государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей не следует, что предоставленный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного значения, суд апелляционной инстанции полагает возможным отметить следующее.
Из содержания упомянутого выше акта следует, что Тюменскому комвольно-суконному объединению предоставлялось 150 га земель для садоводства и огородничества, в том числе 35 га лесов и кустарников и 115 га других земель.
В указанный период действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, в соответствии со статьей 4 которого все земли РСФСР подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
При этом земельные участки для садоводства и огородничеств предоставлялись из земель сельскохозяйственного назначения (статьи 56, 57, 66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года).
Довод подателей жалоб о том, что ссылка суда первой инстанции на указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287, согласно которому полномочия Совета народных депутатов осуществлялись соответствующими местными администрациями является необоснованной, поскольку на момент издания решения Администрации от 04.03.1993 N 138 о предоставлении Тюменскому комвольно-суконному объединению 150 га земель для садоводства и огородничества в бессрочное (постоянное) пользование, данный указ не вступил в силу подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Суд полагает, что данное указание суда первой инстанции не привело к принятию неверного судебного акта. Кроме того, ссылка на названный выше указ не отменяет процитированных выше правовых норм, согласно которым земельные участки для садоводства и огородничеств предоставлялись из земель сельскохозяйственного назначения.
Более того, решение Администрации от 04.03.1993 N 138 о предоставлении Тюменскому комвольно-суконному объединению 150 га земель для садоводства и огородничества не признано в установленном законом порядке недействительным.
Согласно схеме территориального устройства Нижнетавдинского района помимо земель ДНТ "Сочинские" в данном месте также располагаются участки других садоводческих организаций.
В 2011 году была утверждена схема расположения спорного земельного участка, проведены кадастровые работы и зарегистрировано право на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. При этом согласно справке Управления Росреестра по Тюменской области при государственной регистрации права ДНТ "Сочинские" на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1503001:565 замечаний и недостатков в представленных документах установлено не было (т. 1 л.д.138).
Границы спорного участка общего пользования зависимы от границ земельного участка используемого Товариществом и его предшественниками для организации дачного товарищества, так как проложены внутри этого участка.
Данные государственного кадастра недвижимости свидетельствуют о том, что данный участок имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, указание в государственном акте на право бессрочного пользования Тюменского комвольно-суконного объединения на то, что в составе предоставляемого земельного участка 150 га имеются земли занятые лесами и кустарником не свидетельствует о том, что земельный участок, предоставленный ДНТ "Сочинские" оспариваемыми распоряжениями, частично находится на землях лесного фонда.
Напротив, государственная регистрация права собственности товарищества на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, сформированный по результатам землеустроительных и кадастровых работ, опровергает данное обстоятельство.
ТУ Росимущества в Тюменской области в апелляционной жалобе считает, что суд первой инстанции необоснованно в своем решении сослался на Земельный кодекс РСФСФ 1970 года, поскольку на момент предоставления спорного земельного участка действовал Земельный кодекс РСФСР 1991 года.
Однако подателем жалобы не учтено, что ссылка суда на Земельный кодекс РСФСФ 1970 года была приведена в подтверждение существования аналогичных норм, которые имеются в Земельном кодексе РСФСР 1991 года.
В своих апелляционных жалобах их податели ссылаются на то, что при вынесении заинтересованным лицом оспариваемых распоряжений, Администрация превысила свои полномочия.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такой позицией ТУ Росимущества в Тюменской области и Департамента, исходя из следующего.
Как уже было отмечено выше, государственная регистрация права на лесной участок осуществлена на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующей, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, по результатам лесоустройства.
Департамент ссылается на материалы лесоустройства, проведенного в 2005 году.
В этот период лесоустройство проводилось в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265 (действующей до вступления в силу приказа Рослесхоза от 14.11.2011 N 473, далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 1.3.1 и 3.2.15 Инструкции проводится лесоустройство всего лесного фонда, находящегося в ведении соответствующего владельца в пределах границ, зарегистрированных в земельно-учетных документах местных органов государственной власти и органов Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
При лесоустройстве осуществляются:
- определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника;
- выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;
инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
- выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения.
При изготовлении фотоабрисов на аэрофотоснимках прошлого лесоустройства с помощью оптико-проекционных приборов переносят с лесоустроительных планшетов все нанесенные на них владельцем лесного фонда инструментально снятые участки лесосек, лесных культур, гарей и иных поврежденных участков леса, площадей прочих рубок, границы участков, переданных в долгосрочное пользование (аренду), исключенных из состава земель лесного фонда объекта лесоустройства и принятых в его состав, объявленных памятниками природы и другими особо охраняемыми территориями. Перенесенные на аэрофотоснимки участки сопоставляются с границами таксационных выделов, установленными прошлым лесоустройством, выявляются и анализируются отклонения и несопоставимость границ для последующей проверки в натуре. Границы выделов, не затронутых хозяйственными или иными воздействиями, установленные при прошлом лесоустройстве, изменяются лишь при обнаружении ошибок при новой таксации леса.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.02.2008 N 31 была утверждена Лесоустроительная инструкция, в соответствии с пунктами 46, 51, 52 которой закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Границы лесных участков устанавливаются по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, а их координаты - картометрическим методом. Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. В случае зарастания границ древесной и кустарниковой растительностью производится их расчистка, а в необходимых случаях и прорубка.
Таким образом, границы лесхозов и выделов определяются по естественным границам лесного фонда, вместе с тем, это также означает, что при лесоустройстве должны учитываться существующие права и интересы землепользователей.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В этой связи, как верно отметил суд первой инстанции, факт регистрации права Российской Федерации конкурирует с фактом регистрации права ДНТ "Сочинские".
Вместе с тем, государственная регистрация права ДНТ "Сочинские" произведена на земельный участок, сформированный по результатам землеустройства и кадастровых работ территории, существующей и используемой с 1993 года.
Доказательств того, что границы лесного участка с адресным описанием Нижнетавдинское лесничество, Карагандинское участковое лесничество, Тюневское сельское поселение, квартал 747, выделы 30, 31, 35 и 39, на наложение с которым ссылается заявитель, описаны и удостоверены не надлежащим образом, не представлены.
Лесоустройство 2005 года проведено намного позднее предоставления земель для садоводства и огородничества.
Кроме того, представленные материалы лесоустройства 2005 года не подтверждают данное обстоятельство, поскольку отсутствует утверждение данных материалов уполномоченным органом государственной власти и их помещение в лесной реестр не представлены.
Согласно пункту 3 приказа Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 N 310 "Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда" при государственном учете лесных участков в составе земель лесного фонда органы государственной власти, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, вносят в подраздел 1.5 государственного лесного реестра, сведения, подтверждающие существование данного земельного участка с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Карта-схема местоположения границ испрашиваемого земельного участка с наложением на лесной участок не может быть принята в качества доказательства такого наложения, поскольку доказательства существования земельного участка из земель лесного фонда, часть которого налагается на земельный участок общего пользования из земель сельскохозяйственного назначения с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, заявителем не представлены.
В отсутствие таких доказательств довод заявителя о превышении заинтересованным лицом полномочий при предоставлении ДНТ "Сочинские" земельного участка общего пользования является необоснованным.
В апелляционных жалобах их податели ссылаются на наличие в материалах дела таксационного описания лесного участка, свидетельствующего о наложении испрашиваемого земельного участка на лесной участок.
Однако из имеющегося в материалах дела таксационного описания не представляется возможным определить наложение испрашиваемого земельного участка на лесной участок.
Заявителем и Департаментом ходатайства о проведении экспертизы, которая бы позволила установить наложение либо неналожение испрашиваемого земельного участка на лесной участок, заявлено не было.
Суд апелляционной инстанции также полагает возможным отметить, что с момента предоставления Тюменскому производственному комвольно-суконному объединению 150 га земли для садоводства и огородничества (с 1993 года) до издания оспариваемых распоряжений (2011 год) заинтересованное лицо и Департамент не подвергали сомнению действия заявителя, который, основываясь на соответствующих правовых нормах, закрепил право владения спорным участком за ДНТ "Сочинские".
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных ТУ Росимущества в Тюменской области требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как при ее подаче ТУ Росимущества в Тюменской области и Департамент не уплачивали государственную пошлину.
Статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.03.2012 по делу N А70-11858/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11858/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (ТУ Росимущества в ТО), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ТО (ТУ Росимущества в ТО)
Ответчик: Администрация Нижнетавдинского муниципального района
Третье лицо: дачное некоммерческое товарищество "Сочинские", Департамент лесного комплекса Тюменской области, ДНТ "Сочинские"
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4498/12
25.06.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4139/12
25.06.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4561/12
29.03.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-11858/11