Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 19 июля 2005 г. N 520-ПП
Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2006-2008 годы
I. Основные тенденции, сложившиеся в 2004 году и в предшествующие годы
Последовательные и согласованные действия органов исполнительной власти города Москвы по реализации городских целевых программ, других комплексных мероприятий способствовали поступательному социально-экономическому развитию Москвы.
Показатели |
годы |
2004 в % к 2001 г. |
||
2002 |
2003 |
2004 |
||
Валовой региональный продукт |
110,1 |
108,9 |
107,9 |
129,4 |
Объем промышленной продукции |
120,2 |
111,6 |
109,1 |
146,4 |
Инвестиции в основной капитал |
108,1 |
107,6 |
103,2 |
120,0 |
Розничный товарооборот |
103,0 |
104,1 |
108,3 |
116,1 |
Индекс потребительских цен (среднегодовой) |
119,2 |
113,0 |
110,2 |
148,4 |
Индекс оптовых цен (среднегодовой) |
110,3 |
112,6 |
112,0 |
139,1 |
Среднемесячная зарплата (рублей) |
6388,4 |
8611,6 |
10637,6 |
в 2,2 раза |
За 2002-2004 годы среднегодовой прирост валового регионального продукта составил 9,8%. В первую очередь, этот результат обеспечен за счет прироста добавленной стоимости в промышленности на 14,2%, строительстве - на 12,2%, транспорте и связи - на 11,3%, торговле - на 9%.
За счет стабильного роста объемов производства и услуг заработная плата работающих увеличивалась темпами, опережающими инфляцию. При инфляции за три года в 1,5 раза заработная плата увеличилась в 2,2 раза.
Покупательная способность москвичей выросла на 50,2%. Этому способствовал рост реальной заработной платы, в первую очередь, работников социальной сферы города Москвы, и доходов пенсионеров за счет городских доплат к пенсиям.
За счет этих факторов увеличились расходы населения на вклады в банки, покупку ценных бумаг, жилья, приобретение иностранной валюты. Доля этих расходов за прошедшие три года выросла более, чем в 2 раза и составила в 2004 году 21,2% от общего объема расходов и сбережений населения.
В минувшие три года сохранялась тенденция снижения темпов роста цен, как на потребительском рынке, так и на промышленную продукцию.
В 2004 году рост промышленного производства составил к уровню 2003 года 109,1%.
Значительное увеличение объемов промышленной продукции отмечено в базовых для города отраслях: в машиностроении и металлообработке (119,8%), легкой промышленности (114,3%), пищевой промышленности (108,5%).
В структуре промышленного производства по-прежнему три отрасли - электроэнергетика, машиностроение и пищевая промышленность обеспечивают почти 2/3 объема производства города. Вместе с тем, прошедший год не был примечательным с точки зрения роста промышленного производства электроэнергетики, наблюдался рост электропотребления.
Стабильный рост промышленного производства в городе Москве является результатом общей стабилизации социально-экономической ситуации, ростом потребительского спроса и доходов населения.
Наблюдалось снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2003 годом. Как и в предшествующий период, основная доля инвестиций направлена в жилищный сектор - 26% общего объема. В транспорт поступило 20% всех инвестиций в экономику, в связь - 12%, в промышленность - 10%.
Стабильно основное значение в процессе обновления основного капитала имеют средства бюджета города Москвы - на их долю приходится 37%. За счет амортизационных отчислений выросла доля собственных средств предприятий и организаций.
Рост реальной заработной платы и пенсий способствовал увеличению потребительского спроса населения на товары и услуги. Оборот розничной торговли превысил уровень 2003 года на 8,3%, объем платных услуг населению - на 3,8%.
Сохранилась неравномерная динамика в развитии отдельных видов платных услуг. Наиболее быстро растут объемы услуг, потребляемых высокодоходными слоями населения (услуги связи, культуры, физической культуры и спорта).
В реализации задач насыщения продовольственного рынка и создания благоприятной ценовой конъюнктуры на продовольственные товары решающую роль сыграло развитие системы организованных поставок продовольствия, объемы которых возросли с 6,64 млн. тонн в 2001 году до 7,90 млн. тонн в 2004 году или на 19%. Во многом это было достигнуто за счет мер Правительства Москвы по развитию материально-технической базы оптовой торговли продовольствием, собственной базы эффективного сельскохозяйственного производства московских агрохолдингов в регионах России, совершенствованию финансового механизма закупок продовольствия, сохранению целостности и специализации оптового продовольственного комплекса города Москвы.
Динамичное развитие экономики города, чему способствовала реализуемая Правительством Москвы политика в области поддержки промышленности, малого предпринимательства, формирования конкурентной среды на потребительском рынке, обеспечило поступление в бюджет города Москвы налоговых доходов на 20% больше, чем в 2003 году.
Рост экономики города Москвы, достигнутые высокие финансовые показатели, умеренный объем накопленного долга отмечены ведущими рейтинговыми агентствами мира повышением рейтинга города до инвестиционного уровня.
Стабильная кредитно-экономическая репутация города Москвы в 2004 году позволила привлечь 15 млрд. 348 миллионов долларов США иностранных инвестиций (рост на 10,5% по сравнению с 2003 годом).
Объем накопленного иностранного капитала в московской экономике на 1 января 2004 года оценивается в 28 млрд. 593 млн. долларов США, превышая соответствующий показатель 2003 года на 45,8%.
В структуре поступивших иностранных инвестиций объем прямых инвестиций составил 12% от общего объема поступивших средств, прочих - 87,6%, портфельных - 0,4%.
Стабильно основной объем иностранных инвестиций поступает в торговлю и общественное питание.
Вложения в промышленность увеличились на 32%, однако удельный вес в привлечении иностранных инвестиций в промышленность все еще незначителен - лишь 3,8%.
В первые четыре месяца 2005 года, в основном, сохранились тенденции, сложившиеся в экономике в 2004 году и предшествующие годы. Наблюдается рост промышленности, инвестиций, товарооборота. Заработная плата и доходы населения растут темпами, превышающими инфляцию.
II. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2006-2008 годы
Численность жителей города Москвы на 1 января 2005 года составила 10,4 млн. человек. Демографическая ситуация в 2006-2008 годах будет развиваться по сложившейся динамике рождаемости, смертности и миграции. Число родившихся будет возрастать при сокращении числа умерших. Но вследствие возрастной структуры населения смертность, как и ранее, будет превышать рождаемость. Естественная убыль населения составит в среднем за год около 40 тыс. человек. Тем не менее, благодаря миграции, численность населения Москвы сохранится на достигнутом уровне.
Прогноз социально-экономического развития Москвы составлен с учетом одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития России, который предусматривает укрепление курса рубля, некоторое сокращение темпов роста ВВП и промышленного производства, постепенное снижение темпов инфляции, опережающий относительно инфляции рост заработной платы, снижение цен на нефть и газ на внешнем рынке на 10-15%, рост цен на газ на внутреннем рынке на 28%, на электроэнергию - на 20%.
Стратегическая задача предстоящего периода состоит в увеличении объемов энергетического строительства в городе Москве, являющегося прямым и определяющим фактором для роста валового регионального продукта с темпами не ниже 6,5-7% в год, что позволит обеспечить устойчивое наполнение бюджета города Москвы налоговыми доходами, реализовать социальную политику, решать узловые для города проблемы.
В городе созданы условия для достижения этих темпов роста валового регионального продукта. Они определяются расширением внутреннего спроса, увеличением объема инвестиций в реальный сектор и потребительского спроса на продукцию и услуги городских организаций. Однако, без существенного увеличения объемов энергетического строительства достижение заданных темпов роста будет затруднено.
О дополнительных мерах по стимулированию роста валового регионального продукта г. Москвы см. постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 838-ПП
Индекс промышленного производства прогнозируется в 2005 году на уровне 107% с последующим ростом к 2008 году до 107,5%.
Опережающими темпами будут развиваться отрасли, обеспечивающие конечный и промежуточный спрос на внутреннем рынке: пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность. Предполагается положительная динамика в производстве продукции топливной, легкой, полиграфической промышленности, цветной металлургии.
Основными факторами увеличения объемов производства будут:
- развитие электроэнергетического комплекса;
- сформировавшийся в последние годы стабильный спрос на продукцию основных московских организаций;
- реструктуризация и модернизация приоритетных для города отраслей и производств, способных создавать конкурентоспособную продукцию на основе современных прогрессивных технологий, на основе возросших рентабельности, суммы амортизационных отчислений, а также интереса и возможностей банковского сектора Москвы и иностранных инвесторов к проектам развития реального сектора города.
Предусматривается сохранение бюджетной поддержки проектов развития промышленного производства, организации производства техники и приборов для городского хозяйства, а также НИР и НИОКР в интересах городского хозяйства.
Для преодоления дефицита в энергоснабжении города будет продолжена реализация программы Московского правительства по строительству генерирующих мощностей за счет средств частных инвесторов, повышения КПД действующих станций, а также внедрения энергосберегающего оборудования и технологий в городском хозяйстве.
В предстоящий период предусматривается разработка проекта по переносу воздушных линий электропередач в кабели с целью освобождения территорий под жилую застройку и реконструкции электрических сетей за счет средств инвесторов-застройщиков.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства в рамках принятых программ позволят увеличить к 2008 году выпуск товаров и услуг предприятиями малого бизнеса в 1,6 раза в сопоставимых ценах.
В целях развития конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве, предусматривается первоочередная поддержка малых предприятий, работающих на этом рынке услуг. Будут реализованы дополнительные меры по расширению участия предпринимателей в экологических программах и инновационной сфере.
Прогнозируется умеренный рост капиталовложений на уровне 3,5-4,5% в год. Доля средств бюджета города Москвы в источниках инвестиций будет постепенно снижаться, но останется основной - на уровне 32-34% от общего объема инвестиций по городу.
Сохранится тенденция роста поступлений в экономику города иностранных инвестиций, к 2008 году до 16-18 млрд. долл. США, прямые иностранные инвестиции при благоприятных условиях увеличатся в сравнении с 2004 годом в 1,8 раза.
Жилищное строительство и создание сопутствующей инженерной инфраструктуры останутся в предстоящие годы основным объектом, как частных, так и государственных городских капиталовложений. Намечено сохранить объемы строительства жилья для очередников, продолжить реализацию программы "Молодой семье - доступное жилье", развернуть для очередников префектур административных округов городскую ипотечную программу.
Другим направлением крупных капиталовложений, как и в предыдущие годы, является развитие транспортной системы города.
Будут завершены строительство 3-го транспортного кольца, новой радиальной магистрали через Серебряный бор на Новорижское шоссе, реконструкция Боровского шоссе, выполнены проектные и подготовительные работы для строительства транспортных сооружений в районе ММДЦ "Москва-СИТИ", 4-го транспортного кольца.
Строительство троллейбусного и автобусного парков в Митино и Зеленограде, троллейбусной линии в районе Ново-Косино, закупка нового подвижного состава повысят уровень транспортных услуг для населения.
Предусмотрено дальнейшее развитие сети Московского метрополитена: завершение строительства центрального участка Люблинско-Дмитровской линии "Чкаловская - Трубная площадь", строительство участка "Парк Победы - Строгино" на Митинско-Строгинской линии.
В рамках комплексного развития Московского авиационного узла предусмотрены модернизация и функциональное расширение аэропорта "Внуково" с целью улучшения качества обслуживания пассажиров и увеличения его пропускной способности до 20-22 млн. пассажиров в год.
Развитие экономики города, политика Правительства Москвы, направленная на противодействие недружественным поглощениям, позволят сохранить высокий уровень занятости в городе.
В 2006-2008 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов жителей города Москвы, что связано с ростом всех составляющих денежных доходов: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности.
В 2008 году по сравнению с 2004 годом доходы жителей города Москвы в номинальном выражении возрастут на 75-80%.
Реальные располагаемые доходы населения увеличатся на 22-27%.
В условиях роста реальных доходов населения прогнозируются структурные сдвиги в расходах граждан. Увеличится доля средств, направляемых на оплату новых видов услуг. Продолжится тенденция роста сбережений населения, в первую очередь, к приросту вкладов в банках.
Учитывая влияние роста покупательной способности москвичей, а также сокращение иногороднего спроса вследствие повышения уровня жизни и бизнеса в регионах, ежегодный прирост физического объема товарооборота в 2006-2008 годах прогнозируется на уровне 4-4,5%.
В соответствии с заданиями целевых программ развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы и интеграции организаций оптового продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы продолжится работа по развитию и созданию новых объектов оптовой торговли, крупных московских агрохолдингов, информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка, сохранению и защите имущественного потенциала предприятий оптового продовольственного комплекса и по ряду других направлений.
О мерах по обеспечению продовольственной безопасности г. Москвы в 2007 году см. распоряжение Правительства Москвы от 22 ноября 2006 г. N 2402-РП
О мерах по обеспечению населения г. Москвы продовольствием в 2006 году см. распоряжение Правительства Москвы от 8 декабря 2005 г. N 2473-РП
млн. тонн
|
2005 год ожид. |
2006 год прогноз |
2007 год прогноз |
2008 год прогноз |
2008 г. в % к 2005 г. |
Объем организованных поставок продовольствия |
8,45 |
9,05 |
9,65 |
10,45 |
123,7 |
из них объем объем поставок продовольствия: |
|
|
|
|
|
- московскими агрохолдингами |
0,90 |
1,00 |
1,20 |
1,30 |
144,4 |
- по годовым программам оптовых закупок (поставок) предприятий с финансовой поддержкой Правительства Москвы |
1,91 |
2,31 |
2,47 |
2,65 |
137,3 |
По сравнению с ожидаемым в текущем году среднегодовым уровнем инфляции на потребительском рынке в 12% прогнозируется ее снижение в 2008 году до 6%.
Уровень инфляции на рынке промышленной продукции прогнозируется в 2005 году - 12,5% с последующим снижением в 2008 году до 7%.
На основании анализа исходных условий социально-экономического развития и их динамики, сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие три года разработаны прогнозные показатели социально-экономического развития Москвы на 2006 год и на период до 2008 года.
Показатели |
годы |
2008 г. в % к 2004 г. |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Валовой региональный продукт |
107,0 |
106,5 |
106,5 |
107,0 |
129,9 |
Объем промышленной продукции |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
107,5 |
131,7 |
Инвестиции в основной капитал |
103,5 |
103,5 |
104,0 |
104,5 |
116,4 |
Розничный товарооборот |
105,0 |
104,5 |
104,0 |
104,0 |
118,7 |
Индекс потребительских цен (среднегодовой) |
112,0 |
110,0 |
108,0 |
106,0 |
141,0 |
Индекс оптовых цен в среднем за год |
112,5 |
110,0 |
108,0 |
107,0 |
143,0 |
Среднемесячная зарплата (рублей) |
12765 |
14935 |
17175 |
19580 |
184,1 |
в % к предыдущему году |
120,0 |
117,0 |
115,0 |
114,0 |
184,1 |
III. Основные условия формирования финансового плана
Два налога - налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций - обеспечили в 2004 году более 68% собственных доходов и более 81% налоговых доходов городского бюджета.
Удельный вес этих налогов в доходах города будет возрастать и в предстоящие годы.
При этом рост поступлений налога на доходы физических лиц будет происходить пропорционально росту заработной платы.
Поступления налога на прибыль определяются, с одной стороны, сохранением достаточно высоких темпов развития реального сектора экономики, а также финансово-кредитных организаций. С другой стороны, относительно негативными прогнозами по экспортным ценам на нефть и газ, а также существенным изменением федерального законодательства.
Прогнозируемое Минэкономразвития Российской Федерации снижение цен на внешнем рынке на российскую нефть к 2007 году на 15%, а также на экспортируемый газ на 10% приведет к некоторому сокращению поступлений налога на прибыль в городской бюджет от этого сектора экономики относительно уровня II полугодия 2004 года и I полугодия 2005 года.
Дополнительные потери налога на прибыль будут вызваны предстоящими в 2006 году изменениями налогового законодательства: введением "амортизационной премии", увеличением верхнего предела для уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в предшествующие годы, изменением порядка отнесения затрат на НИОКР, повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Поступление акцизов в городской бюджет в предстоящий период рассчитано с учетом индексации ставок, предусмотренной перспективным финансовым планом Российской Федерации: на 9,0% в 2006 году, на 6,5% в 2007 году и на 4,75% в 2008 году.
Характер изменений федерального законодательства о земельном налоге заставляет предположить, что, несмотря на существенное увеличение кадастровой стоимости земельных участков, общий размер этого налога не увеличится.
Снижение налоговых поступлений вследствие федеральной налоговой реформы в предыдущие годы компенсировалось в определенной мере увеличением доходов от управления городским имуществом. Однако дальнейшее использование этого ресурса сталкивается с рядом ограничений.
Снизилась доходность инвестиций в жилищное строительство. После спекулятивного роста цен в 2002-2003 годах наступила полугодовая их стагнация в 2004 году, а возобновившийся рост примерно соответствует инфляции в строительстве.
Значительно сокращают возможности получения компенсаций при заключении инвестиционных контрактов изменения, внесенные в Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, решающее значение для наполнения доходной части городского бюджета приобретает развитие реального сектора экономики Москвы и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на его поддержку.
Ряд мер предстоит осуществить для стабилизации доходов от управления имуществом города Москвы в условиях меняющегося федерального законодательства.
Предполагается постепенное, по мере истечения срока действующих, изменение договоров аренды нежилых помещений с тем, чтобы предусмотреть в них параметры расчета арендной платы на весь прогнозируемый период, исключив необходимость их ежегодного согласования и перерегистрации. Такой подход позволит создать стабильные условия для хозяйственной деятельности арендаторов.
Для увеличения доходов от участия города Москвы в хозяйственных обществах предусматривается реализовать утвержденную Правительством Москвы Программу реструктуризации городского пакета акций, а также обеспечить привлечение профессиональных управляющих к управлению пакетами акций. Намечено активизировать приватизацию унитарных предприятий города Москвы, а также приватизацию пакетов акций.
Собственные доходы городского бюджета (без свободного остатка, займов и субвенций) в предстоящий период прогнозируются в объемах:
(млрд. руб.)
|
2005 год утвержд. |
2006 год прогноз |
2007 год прогноз |
2008 год прогноз |
Налоговые доходы |
338,3 |
403,5 |
446,1 |
492,9 |
Прочие доходы, включая доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
67,9 |
56,4 |
60,2 |
61,4 |
В предстоящий период намечено продолжить реализацию решений Правительства Москвы об опережающем росте заработной платы в отраслях социальной сферы.
|
2002 факт |
2003 факт |
2004 факт |
2005 прог. |
2006 прог. |
2007 прог. |
2008 прог. |
Среднегодовой прожиточный минимум трудоспособного населения (руб.) |
3020 |
3587 |
4108 |
4760 |
5335 |
5910 |
6483 |
Среднегодовая зарплата I разряда ЕТС в месяц (руб.) |
1157 |
1650 |
2058 |
2983 |
4267 |
5583 |
6483 |
Доля среднегодовой заработной платы от среднегодового прожиточного минимума |
40,3 |
46,0 |
50,1 |
62,7 |
80,0 |
94,5 |
100,0 |
Затраты на заработную плату в социальной сфере (млрд. рублей) |
20,43 |
24,99 |
37,33 |
49,10 |
67,71 |
92,09 |
117,87 |
Темпы роста затрат на заработную плату (%%) |
162 |
122 |
149 |
132 |
138 |
136 |
128 |
Проект финансового плана предусматривает также сохранение городских доплат к государственным пенсиям до прожиточного минимума, а также увеличение размера пособий на детей.
Намечаемая динамика тарифов на жилищно-коммунальные услуги в предстоящий период учитывает рост доходов жителей города Москвы, прежде всего малообеспеченной его части, прогноз Правительства Российской Федерации на изменение цен на газ и электроэнергию, продолжение линии на ликвидацию перекрестного, за счет организаций, субсидирования тарифов для населения и бюджетных учреждений.
Одновременно предусматривается увеличение расходов бюджета на выплату субсидий малообеспеченным семьям для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
|
2002 отчет |
2003 отчет |
2004 отчет |
2005 ожид. |
2006 прог. |
2007 прог. |
2008 прог. |
Среднегодовая стоимость ЖКУ для населения, руб. в расчете на кв. м. в месяц |
12,21 |
16,60 |
21,90 |
29,21 |
36,64 |
45,93 |
57,33 |
Индекс роста цен на ЖКУ для населения |
1,32 |
1,36 |
1,32 |
1,33 |
1,25 |
1,25 |
1,25 |
Количество семей, получающих жилищные субсидии (тыс. семей) |
334,5 |
338,5 |
383,7 |
490,0 |
520,0 |
530,0 |
540,0 |
Жилищные субсидии (млрд. руб.) |
0,75 |
1,28 |
2,21 |
4,05 |
5,01 |
6,11 |
7,63 |
Намечаемые темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги обеспечивают повышение доли жителей города Москвы в оплате услуг за 3 года с 55 лишь до 73 процентов. Вследствие этого значительно возрастают затраты бюджета города Москвы на дотирование жителям города Москвы оплаты жилья и коммунальных услуг. Возрастают также расходы на дотирование городского пассажирского транспорта.
млрд. руб.
|
2002 отчет |
2003 отчет |
2004 отчет |
2005 ожид. |
2006 прог. |
2007 прог. |
2008 прог. |
Собственные доходы бюджета |
273,2 |
315,1 |
379,0 |
406,4 |
461,4 |
507,8 |
555,8 |
Содержание социальной сферы |
75,7 |
77,2 |
95,4 |
115,2 |
149,3 |
183,5 |
218,6 |
Социальная помощь |
7,5 |
23,4 |
33,4 |
40,9 |
49,9 |
58,7 |
68,5 |
Дотации на жилищно-коммунальные услуги, транспорт |
44,8 |
52,3 |
60,1 |
70,0 |
76,5 |
82,5 |
88,2 |
Удельный вес затрат на социальную сферу и социальную помощь (%) |
46,9 |
48,5 |
49,8 |
55,6 |
59,8 |
63,9 |
67,5 |
Рост затрат бюджета города Москвы на содержание социальной сферы, а также на социальную помощь и трансферты населению опережает рост доходов бюджета города.
Это требует ужесточения подходов к расходам на содержание городского хозяйства, к размещению городского заказа на строительство и приобретение оборудования, дополнительного поиска внебюджетных источников финансирования городских программ.
Перспективный финансовый план не предусматривает роста затрат на содержание системы органов исполнительной власти в 2006 году. Некоторое увеличение расходов на зарплату в этой системе вызвано переводом на содержание из бюджета города Москвы таких структур как Москомархитектура, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы, Москомнаследие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.