г. Пермь |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А50-7078/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя (Открытое акционерное общество "Пермметалл") (ОГРН 1025900899441, ИНН 5904015659): Игнатьева Е.Н., доверенность от 28.05.2012, удостоверение; Сергеева С.В.; доверенность от 10.01.2012, паспорт;
от заинтересованного лица (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе) (ОГРН 1031624000320, ИНН 1655029010): Лутошкина Е.С., доверенность от 02.07.2012, паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Пермметалл"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2012 года
по делу N А50-7078/2012,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Пермметалл"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
опризнании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Пермметалл" (далее - ОАО "Пермметалл", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - административный орган) от 23.03.2012 N 11-12-186/пн о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 13.06.2012 (резолютивная часть решения объявлена 08.06.2012) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
В обоснование жалобы ее податель приводит доводы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку документы, неопубликование которых вменяется обществу, входят в состав ежеквартальной отчетности, в отношении которой суд указал на отсутствие обязанности по раскрытию информации; обязанность по размещению информации о банковских реквизитах исполнена надлежащим образом. По мнению апеллянта, по эпизодам, связанным с неисполнением обязанности по размещению текста годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения, списков аффилированных лиц на дату вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности пропущен.
Административный орган не согласен с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении Региональным отделением камеральной проверки по соблюдению ОАО "Пермметалл" требований законодательства о раскрытии информации на рынке ценных бумаг установлено, что по состоянию на 09.11.2011 на странице в сети Интернет www.permmetall.ru, используемой Обществом для раскрытия информации, в нарушение требований Федерального закона "Об акционерных обществах", Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н отсутствуют банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения размера) таких расходов; тексты ежеквартальных отчетов за 1,2,3 кварталы 2009 г., 1,2,3 квартал 2010 г.; тексты годовой бухгалтерской отчетности за 2008-2009 г.г. в составе ежеквартальных отчетов за 1 квартал 2009-2010 г.г.; в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., включенной в ежеквартальный отчет за 1 квартал 2011 г., отсутствует аудиторское заключение за 2010 г.; тексты списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2,3 квартала 2009 года.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа 11.01.2012 составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 23.03.2012 вынесено постановление о назначении Обществу административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 рублей (л.д. 9-12).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь нижеприведенными нормами, считает выводы суда правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и(или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа.
Требование об обязательном раскрытии обществом информации закреплено в ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которой общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с ч. 4 ст. 93 названного Закона общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 26 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение) (действовало до 01.03.2012), предусматривающее состав, порядок, сроки раскрытия информации акционерным обществом, а также устанавливающее требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
В силу п.п. 1.6, 1.9 Положения при опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации; банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.
Согласно п.п. 8.1.1, 8.3.3. Положения акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества. Годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.
На основании п.п. 8.5.3, 8.5.4 Положения акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала; текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
В нарушение вышеприведенных положений по состоянию на 09.11.2011 на странице в сети Интернет www.permmetall.ru, используемой Обществом для раскрытия информации на странице в сети Интернет, не размещена следующая информация: банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения размера) таких расходов; тексты годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009 г.г.; в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год отсутствует аудиторское заключение за 2010 год; не опубликованы списки аффилированных лиц за 2 и 3 кварталы 2009 года.
Доказательств, опровергающих выводы административного органа об отсутствии на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации в сети Интернет, вышеуказанной информации обществом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом наличие в действиях общества доказано событие административного правонарушения.
Доводы апеллянта об отсутствии обязанности осуществлять раскрытие вышеуказанной информации, поскольку она входит в состав ежеквартальных отчетов, в свою очередь нормативными актами не установлена обязанность по размещению ежеквартальных отчетов, основан на неверном толковании Положения и подлежит отклонению.
Законом N 208-ФЗ и Положением прямо предусмотрена обязанность общества по размещению и обеспечению доступа к информации, содержащейся в конкретных документах (годовая бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение, списки аффилированных лиц) безотносительно включения данной отчетности в состав ежеквартальных отчетов.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие мер для размещения информации, а также препятствующих выполнить установлению обязанность по размещению информации и обеспечению доступа к ней.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Доводы апеллянта о пропуске срока привлечения к административной ответственности признаны апелляционным судом ошибочными в силу следующего.
Порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя несколько самостоятельных требований, а именно: разместить в установленный срок в сети Интернет сведения, определенные законодательными и иными нормативными актами и обеспечить доступ к указанным сведениям. Каждое из требований является самостоятельным и обязательным к исполнению, а не производным одно от другого. Невыполнение каждого из требований самостоятельно образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. При этом причины, по которым доступ к информации в сети Интернет не был обеспечен, не имеют значения для установления объективной стороны правонарушения, квалифицируемого по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Вместе с тем неразмещение в сети Интернет сведений, предусмотренных вышеуказанным Положением, может являться способом совершения правонарушения, выразившегося в необеспечении доступа к подлежащей раскрытию информации.
В связи с этим необеспечение доступа к сведениям, обязанность по раскрытию которых предусмотрена законодательством, может служить основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ и при неустановлении факта размещения таких сведений в сети Интернет.
Иной подход к разрешению данного вопроса влечет необоснованное освобождение от ответственности лиц, не выполнивших обязательные для исполнения требования и по размещению информации, и по обеспечению доступа к ней.
Из оспариваемого постановления следует, что Общество привлечено к административной ответственности за невыполнение обязанности по размещению информации в сети Интернет и обеспечению доступа к указанной информации.
Данное правонарушение является длящимся поскольку продолжается в течение всего периода, в течение которого доступ к сведениям должен быть обеспечен, но фактически эта обязанность обществом не выполняется.
Срок давности для привлечения к административной ответственности в этом случае в силу ст. 4.5 КоАП РФ исчисляется со дня его обнаружения, то есть с 09.11.2011. Следовательно, оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствии оснований для применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку совершению правонарушения способствовало именно пренебрежительное отношение Общества к исполнению возложенных на него законом обязанностей.
С учетом изложенного апелляционным судом не установлено оснований для отмены, изменения решения суда первой инстанции по жалобе Общества.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче заявления о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении государственная пошлина не уплачивается; аналогичным образом решается вопрос при подаче апелляционной жалобы на судебный акт, вынесенный по делу об оспаривании постановления по административному делу. Уплаченная Обществом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2012 года по делу N А50-7078/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Пермметалл" - без удовлетворения.
Открытому акционерному обществу "Пермметалл" возвратить из федерального бюджета 2000 (Две тысячи) рублей госпошлины по апелляционной жалобе, ошибочно уплаченной по платежному поручению от 22.06.2012 N 1272.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Ю.Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7078/2012
Истец: ОАО "Пермметалл"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе