город Ростов-на-Дону |
|
22 августа 2012 г. |
дело N А32-37846/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.
при участии:
от заявителя: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 45736);
от заинтересованного лица: представитель Крылова В.В., доверенность N 349 от 20.12.2011; представитель Кабашный Е.Г., доверенность N 242 от 19.03.2012;
от третьих лиц: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 45738),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.06.2012 по делу N А32-37846/2011,
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.,
по заявлению Администрации муниципального образования город-курорт Сочи
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее -орган регистрации, Управление Росреестра) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права
собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:645 и обязании зарегистрировать право собственности.
Заявленные требования мотивированы тем, что спорный земельный участок входит в границы курорта федерального значения, что позволяет в соответствии с ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ осуществлять передачу из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка, а также регистрировать право муниципальной собственности на указанный участок.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2012 в удовлетворении требований администрации г.Сочи отказано. Суд пришел к выводу, что спорный земельный участок в силу закона отнесен к федеральной собственности, так как большая часть земельного участка относится к водоохраной зоне и является неотъемлемой частью водного объекта.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город-курорт Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить его и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель сослался, что в границах муниципального образования могут находиться земли различных категорий, при этом законодательство предусматривает право на передачу из федеральной собственности в собственность субъектов РФ либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения. Границы второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны курорта "покрывают" границы всего города Сочи как муниципального образования, независимо от категории земель, в том числе и спорный участок. Указанный участок может быть передан из федеральной собственности в муниципальную собственность. Администрация также указывает, что земли водоохраной зоны, в том числе прибрежной защитной полосы, береговой полосы, не входят в состав земель водного фонда, поскольку они расположены в границах городских и сельских поселений, следовательно, относятся к землям населенных пунктов.
В судебное заседание представители заявителя жалобы не явились. Апелляционная жалоба в отношении администрации г.Сочи рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным. Указали, что регистрирующий орган правомерно отказал в регистрации земельного участка, поскольку он обременен береговой полосой, являющейся в силу закона федеральной собственностью.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.06.2011 администрация г.Сочи обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок площадью 11 035 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0000000:645, расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, в районе пляжа "Лазурный", участок N 1.
В заявлении администрация г.Сочи указала в качестве основания для обращения с заявлением о признании права собственности на спорный земельный участок ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - ФЗ N 244) и распоряжение главы администрации Лазаревского внутригородского района от 16.08.2011 N 496-р, которым Департаменту имущественных отношений администрации г.Сочи поручено зарегистрировать право муниципальной собственности город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:645.
Сообщением от 27.07.2011 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права, указав, что спорный земельный участок относится к первой природоохранной зоне, обременен береговой полосой и является собственностью Российской Федерации.
Администрация, считая, что отказ регистрационной службы не соответствует требованиям закона и нарушает ее права, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьям 25, 26 Закона о государственной регистрации права на земельные участки, в том числе право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подтверждаются документами в соответствии с данными законами и подлежат государственной регистрации в установленном ими порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 30.1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
По мнению администрации, право муниципальной собственности на земельный участок площадью 11035 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0000000:645, расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, в районе пляжа "Лазурный", участок N 1, возникло на основании ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ, а также распоряжения главы администрации Лазаревского внутригородского района от 16.08.2011 N 496-р "О предоставлении ООО "Фундамент-Регион" в аренду сроком на 3 года земельного участка N 1 в пляжа "Лазурный" Лазаревского района г.Сочи".
Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка площадью 11035 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0000000:645 (том дела 1, лист 12-22), весь указанный участок находится в зоне округа горно-санитарной охраны, часть участка площадью 8480 кв.м. обременена береговой полосой (участок общего пользования) (лист дела 14).
В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (далее- Закон об особо охраняемых территориях) и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах" границы и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 - Правительства Российской Федерации N 337 от 12 апреля 1993 года "О государственной поддержке функционирования и развития города- курорта Сочи" Сочинский курортный регион является курортом федерального значения, и ему придается статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.
В силу части 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых территориях N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Статьей 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что из федеральной собственности в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (части 1, 3 и 4). К федеральной собственности относятся земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; предусматриваются федеральными законами (часть 8). К собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений (часть 11).
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ними единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
В соответствии со статьей 97 Земельного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся земли запретных и нерестоохранных полос; занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции.
В силу пункта 1 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Части 8 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Таким образом, водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенный в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
На данное обстоятельство сослалось и Управление Росреестра по Краснодарскому краю в сообщении о приостановлении, а впоследствии в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием города-курорта Сочи.
При проведении правовой экспертизы представленных администрацией г.Сочи на регистрацию документов Управлением Росреестра по Краснодарскому краю был направлен запрос в ТУ Росимущества в Краснодарском крае, которое указало, что в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:645, однако, данное обстоятельство не исключает его принадлежность к собственности Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Поскольку представленным в материалы дела кадастровым паспортом подтверждается, что спорный земельный участок расположен в береговой полосе моря и относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный участок площадью 11035 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0000000:645, расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, в районе пляжа "Лазурный", участок N 1, разрешенное использование - для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, с даты вступления в силу Федерального закона от 07.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" является федеральной собственностью в силу прямого указания закона (ст.17 ЗК РФ), независимо от государственной регистрации права (указанная позиция подтверждается судебной практикой: постановление ФАС СКО от 24.11.2010 по делу N А32-8291/2009).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал действия регистрирующего органа законными. Вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, соответствует установленным по делу обстоятельствам и приведенным нормам права.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2012 по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на администрацию г.Сочи, но с нее не взыскиваются, так как администрация (орган местного самоуправления) в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2012 по делу N А32-37846/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37846/2011
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ Росимущества в КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю