г.Москва |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А40-4660/12-17-43 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Мальцевым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2012 по делу N А40-4660/12-17-43, принятое судьей Поляковой А.Б.,
по заявлению ООО "Вендорс" (ОГРН 1027739438033, 125362, Москва, ул.Свободы, д.35, стр.5)
к Федеральной таможенной службе (ОГРН 1047730023703, 121087, Москва, ул.Новозаводская, 11/5)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Приданов А.Н. по дов. от 25.08.2011; |
от ответчика: |
Докина Т.В. по дов. от 06.03.2012 N 15-46/31-12д, Быханов М.В. по дов. от 22.09.2011 N 15-46/69-11д; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вендорс" (далее Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной таможенной службы России (далее ответчик, ФТС), формленного письмом от 31.10.2011 г. N 06-40/52619 "Об изменении предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС".
Решением от 23.05.2012 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования, указав на наличие совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.13 Гражданского кодекса РФ, ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При этом суд признал оспоренное решение противоречащим требованиям законодательства, регулирующего возникший спор и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы- отказать. Указывает на несостоятельность доводов жалобы, поскольку аналогичным доводам дана правильная оценка судом первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, просил решение отменить и отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, дал пояснения согласно представленного отзыва.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы жалобы и отзыва не нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и достоверно установлено судом, ООО "Вендорс" письмом от 01.04.2010 г. N 704/10-1 (вх.N 12023 от 02.04.2010 г.) обратилось в ФТС России с заявлением о принятии предварительного решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в отношении нескольких товаров, в том числе, товаров "Бахилы медицинские одноразовые изготовленные из полиэтиленового пленочного материала, на резинке в верхней части".
К заявлению были приложены все необходимые документы.
По данному заявлению ответчиком, в порядке ст.55 ТК ТС были приняты решения о классификации товаров от 31.05.2011 N 06-13/35730, N 06-13/35731, N 06-13/35732. При этом, дополнительные документы и информация о товарах не запрашивалась.
Указанные предварительные решения обоснованы Основными правилами интерпретации 1 и 6 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТН ВЭД ТС), утвержденными Решениями Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 и Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 130 (п.8 каждого решения).
Письмом ФТС России от 31.10.2011 г. N 06-40/52619 "Об изменении предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС" вышеуказанные предварительные решения были изменены. При этом, ранее принятый в отношении товаров "Бахилы медицинские одноразовые изготовленные из полиэтиленового пленочного материала, на резинке в верхней части" код в соответствии с ТН ВЭД 3926 20 000 0 изменен на код ТН ВЭД 3926 90 910 0.
Основанием для изменения классификационного кода и отнесения товара "Бахилы медицинские одноразовые из полиэтиленового пленочного материала на резинке в верхней части" к подсубпозиции 3926 90 910 0 ТН ВЭД ТС послужило то, что данный товар, по мнению ФТС, не является одеждой и принадлежностями к одежде, а является изделием из полимерного листового материала.
Письмом от 30.01.2012 г. N 06-36/03900 ФТС уведомила Общество об отзыве указанных предварительный решений о классификации товаров, указав, что принятие решения об отзыве предварительных решений не препятствует повторному обращению заявителя с запросом в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
В силу ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и на их основании сделал обоснованный вывод о недоказанности ответчиком наличия правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Изменение предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД должно быть основано на законе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ТК ТС таможенный орган может принять решение о прекращении действия, изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 ТК ТС изменение предварительного решения производится в случаях:
-выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения;
-принятия таможенными органами решений или разъяснений по классификации отдельных видов товаров в соответствии с пунктом 6 статьи 52 настоящего Кодекса.
Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения.
Согласно пункту 6 статьи 52 ТС таможенные органы, определенные законодательством государств- членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.
Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства- члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
Таким образом, по состоянию на 31 октября 2011 года (дата письма ФТС) должно иметь место быть принятое таможенным органом, определенным законодательством государств- членов таможенного союза, решение или разъяснение по классификации товара "Бахилы медицинские одноразовые изготовленные из полиэтиленового пленочного материала, на резинке в верхней части", взаимосвязанное с невозможностью классификации этого товара кодом ТН ВЭД 3926 20 000 0 и изменения классификации этого товара на код ТН ВЭД 3926 90 910 0.
Данное решение или разъяснение в соответствии с п.6 ст.52 ТК ТС должно быть опубликовано в установленном порядке и вступить в законную силу по состоянию на 31 октября 2011 года.
Вступление в силу решений Комиссии Таможенного союза (КТС) имеющих обязательный характер, осуществляется после их официального опубликования, путем размещения на официальном Интернет-сайте Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru, что предусмотрено решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 15.
Довод ФТС о том, что законным основанием для изменения предварительных решений о классификации товаров в данном случае является Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" является не состоятельным.
Согласно пункту 1 данного Решения оно утверждает единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза (приложение 1); Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (приложение 2).
Согласно пункту 2, указанное решение вступает в силу 1 января 2012 года, в то время как спорное решение ФТС "Об изменении предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС" N 06-40/52619 принято 31 октября 2011 года, то есть до вступления его в силу.
Кроме того, данное решение содержит код ТН ВЭД- 3926 20 000 0- "одежда и принадлежности к одежде (включая перчатки, рукавицы и митенки), изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901 -3914" и не изменяет для товара "Бахилы медицинские одноразовые изготовленные из полиэтиленового пленочного материала, на резинке в верхней части", классификационный код ТН ВЭД 3926 20 000 0 на код ТН ВЭД 3926 90 910 0.
Согласно пункту 35.2. Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС РФ от 25.10.2010 N 1957 (далее-Административный регламент ФТС) изменение предварительного решения производится в случаях:
-выявления Управлением (таможенным органом) или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения;
-принятия ФТС России решений или разъяснений по классификации отдельных видов товаров, которые являются обязательными при таможенном декларировании товаров.
В соответствии с пунктом 35.3. Административного регламента ФТС решением об изменении предварительного решения является письмо ФТС России (таможенного органа) заявителю, в котором он информируется о наличии указанных в пункте 35.2 Регламента причин, вызвавших изменение предварительного решения.
Как видно из материалов дела, спорное письмо ФТС от 31.10.2011 года N 06-40/52619 не содержит указанных выше сведений.
Коллегия также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что классификация товара "Бахилы медицинские одноразовые изготовленные из полиэтиленового пленочного материала на резинке в верхней части. Изделия предназначены для обеспечения соблюдения гигиены в медицинских учреждениях" в товарной позиции ТН ВЭД 3926 20 000 0Ю, является верной.
Согласно ч.1 ст.52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Товар "Бахилы медицинские одноразовые изготовленные из полиэтиленового пленочного материала на резинке в верхней части. Изделия предназначены для обеспечения соблюдения гигиены в медицинских учреждениях", является "одеждой и принадлежностью к одежде" используемой и применяемой для одноразовых стерильных медицинских целей, одеваемая на ступню ноги, возможно на обувь, возможно без обуви.
"Бахилы медицинские одноразовые изготовленные из полиэтиленового пленочного материала на резинке в верхней части" являясь готовым изделием- являются фактически "обувью без подошв" (термин Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, т.е. без наружных подошв, приклеенных, пришитых или прикрепленных другим способом к верху).
Проводя аналогию с "предметами одежды и принадлежностей к одежде" изготовленными из других материалов, "обувь без подошв" трикотажного машинного или ручного вязания описана в товарной позиции 6115 ТН ВЭД и прямо относится к "предметам одежды и принадлежностям к одежде", что предусмотрено наименованием группы 61 ТН ВЭД "Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажного машинного или ручного вязания".
Изготовление "Бахил медицинских одноразовых" из полиэтиленового пленочного материала определяет классификацию данного товара в соответствии с материалом изготовления - в субпозиции 3926 20 ТН ВЭД ТС.
Изложенное подтверждается Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (вступил в силу с даты его официального опубликования, опубликован и размещен на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/- 23.11.2011 года).
Согласно пункту 1 указанных Пояснений к товарной субпозиции 3926 20 товарной позиции 3926 к изделиям относятся- "Одежда и принадлежности к одежде (кроме игрушек), выполненные сшиванием или склеиванием листов из пластмасс, например, передники, ремни, детские нагрудники, плащи, подмышники и т.д. Съемные пластмассовые капюшоны включаются в данную товарную позицию, если они представлены вместе с пластмассовыми плащами, к которым они принадлежат"
С учетом вышеизложенного, товар- "Бахилы медицинские одноразовые из полиэтиленового пленочного материала" является "предметом одежды и принадлежностью к одежде", используемой и применяемой для одноразовых стерильных медицинский целей, одеваемые на ступню ноги, возможно на обувь, возможно без обуви.
Таким образом, товарная позиция ТН ВЭД 3926 20 000 0 содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарной позицией 3926 90 910 0, имеющей более общее описание.
Таким образом, ответчиком не доказано наличие оснований для принятия оспариваемого решения.
Коллегия считает необходимым также отметить, что оспариваемым решением, изложенным в письме от 31.10.2011 года N 06-40/52619, ухудшено положение Общества, поскольку его действие распространено на правоотношения, возникшие до издания этого письма, что противоречит закону.
Так, из оспоренного письма следует, что "изменения предварительных решений о классификации от 31 мая 2010 года N 06-13/35730, от 31 мая 2010 года N 06-13/35731, от 31 мая 2010 года N 06-13/35732 вступают в силу с даты регистрации указанных предварительных решений".
Таким образом, данное решение распространено на правоотношения, возникшие до издания этого письма ФТС.
Вместе с тем, из ст.56 ТК ТС не следует, что решение таможенного органа об изменении предварительного решения, может быть применено к отношениям, возникшим до принятия этого решения.
В соответствии с п.2 ст.1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза,- в соответствии с законодательством государств- членов таможенного союза.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее- иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 этой же статьи Закона, положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно ч.3 ст.150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств- членов таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств- членов таможенного союза.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение не является актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела, оно не может распространяться на правоотношения, возникшие до момента (даты) его принятия и не может иметь обратную силу, ухудшая тем самым положение заинтересованных лиц.
Таким образом, оспоренное решение принято без предусмотренных для этого законных оснований.
В соответствии с ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В настоящем случае заявителем доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которое необоснованно налагает на него обязанность по уплате таможенных пошлин в большем размере.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и норм законодательства в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении, которую поддерживает апелляционный суд.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со ст.110 АПК РФ и отнесению на подателя жалобы, который от её уплаты освобожден.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.05.2012 по делу N А40-4660/12-17-43 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4660/2012
Истец: ООО "Вендорс"
Ответчик: Федеральная таможенная служба, ФТС РФ
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4979/13
10.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4979/13
20.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14106/12
15.08.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21401/12