Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами
1.1. Содержание основных проблем в сфере государственной поддержки граждан на рынке финансовых услуг, а также защиты интересов Москвы, как собственника корпоративных ценных бумаг
Рыночные преобразования в экономике привнесли серьезные изменения в финансирование социальной сферы. Государство год за годом снимает с себя обязательства по финансированию социальных проблем в отношении большинства категорий граждан, оставляя на своем попечении только слабо защищенные слои: малоимущих, инвалидов, сирот. Всем остальным трудоспособным гражданам государство предлагает лишь минимальный уровень социальных благ, и во многом переводит проблемы жилищного и пенсионного обеспечения, образования и медицинской помощи в сферу личных обязательств самих граждан.
В то же время для подавляющего числа российских граждан, в том числе москвичей, решение проблем в социальной сфере невозможно за счет текущих доходов и имеющихся накоплений. Это значит, что обращение граждан к финансовым инструментам и механизмам, использование которых может привести к дополнительным сбережениям и получению инвестиционного дохода или к распределению погашения финансовых обязательств во времени, неизбежно.
В связи с этим основной целью государства в среднесрочной перспективе должно стать создание условий для освоения и применения гражданами различных финансовых инструментов и механизмов для формирования дополнительных сбережений и личного инвестиционного дохода и использования их при решении социальных задач.
Поэтому основной вектор государственного участия в решении социальных проблем граждан, в первую очередь, на уровне субъекта Федерации должен смещаться в сторону обеспечения прав непрофессиональных инвесторов на рынке ценных бумаг и неквалифицированных потребителей на других сегментах финансового рынка, а также к стимулированию инвестиционной активности населения.
К настоящему времени широкому применению гражданами финансовых схем и механизмов для формирования дополнительных сбережений и инвестиционного дохода и использования их при решении социальных вопросов препятствуют три основные проблемы.
1. Низкий уровень финансовой и инвестиционной грамотности населения, отставание процесса усвоения основ финансового рынка от развития самого рынка.
2. Отсутствие общедоступной системы информирования и консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых услуг, в том числе ориентированных на решение социальных проблем.
3. Низкий уровень доверия граждан к инструментам, институтам и механизмам финансового рынка, а так же к государственным органам, осуществляющим регулирование и контроль в данной сфере.
Проблема N 1. Низкий уровень финансовой и инвестиционной грамотности населения, отставание процесса усвоения основ финансового рынка от развития самого рынка.
Ключевой проблемой участия граждан на рынке финансовых услуг является их слабая подготовленность по базовым вопросам функционирования рынка, его регулирования и правового обеспечения. Такая ситуация является закономерной - государство на федеральном уровне не подготовило население к рыночным преобразованиям в 90-х годах, не делает этого оно и сейчас.
Таким образом, низкий уровень инвестиционной грамотности населения в значительной мере обусловлен отсутствием государственной программы просвещения и информирования населения. В настоящее время разъяснения вопросов развития финансовых рынков в РФ и возможностей их использования для повышения благосостояния граждан не имеют системного характера и предназначены больше для специалистов, работающих на этих рынках, чем для обычных граждан.
Несмотря на постоянную работу по инвестиционному просвещению граждан, проводимую Правительством Москвы начиная с 1997 года, ее масштаб является явно недостаточным. Это приводит к постоянному отставанию процесса освоения основ и новаций финансового рынка от развития самого рынка.
Перемены, произошедшие в российской экономике в начале 2000-х годов, привели к существенным изменениям финансового поведения основной массы горожан. В течение последних лет москвичи демонстрируют высокую норму сбережений. Между тем, в силу множества причин различного характера, предпочтения москвичей отдаются накоплениям наличной иностранной валюты и рублей, что делает эти ресурсы недоступными для инвестиций. По различным оценкам доля организованных сбережений в общей массе накоплений москвичей не превышает 40-50%. В результате, остается неиспользованным инвестиционный потенциал жителей Москвы, размер которого по экспертным оценкам составляет несколько сотен миллиардов рублей.
Денежные средства, которые имеются у населения, используются сегодня неэффективно как с точки зрения экономики, так и с учетом интересов их обладателей. Инфляционные процессы, риски бытового и криминального характера негативно влияют на денежные накопления граждан. Вовлечение накоплений населения в экономический оборот необходимо рассматривать не только как источник капиталовложений в экономику города, но и как один из путей защиты и постепенного роста личных сбережений москвичей, что является важной социальной задачей, решение которой призвано позитивно повлиять на экономическое и социальное положение жителей столицы.
Указанную проблему предлагается решать путем создания в Москве постоянно действующей системы просвещения населения по вопросам функционирования финансовых инструментов и механизмов, за счет применения которых могут образовываться дополнительные сбережения, инвестиционный доход, а также происходит распределение финансовых обязательств во времени.
Проблема N 2. Отсутствие общедоступной системы информирования и консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых услуг, в том числе ориентированных на решение социальных проблем.
Решение большинства социальных вопросов отнесено сегодня к компетенции субъектов Федерации. Но субъекты Федерации, в том числе и Москва, не в состоянии решать социальные проблемы всех категорий граждан только за счет средств региональных бюджетов.
В то же время субъект Федерации может создать условия, при которых граждане будут решать свои социальные проблемы (включая жилищное и пенсионное обеспечение, образование и медицинские услуги) с использованием собственных средств (сбережения и инвестиционный доход), а также средств финансовых институтов, обязательства по которым распределены во времени (рассрочки платежей, кредиты и займы).
Однако из-за отсутствия государственной программы просвещения и информирования граждан о рынке финансовых услуг в РФ, включая сегменты финансового рынка, обслуживающие социальные вопросы, в том числе ипотеку и негосударственное пенсионное обеспечение, население мало знакомо с законодательными основами инвестирования на российском финансовом рынке и правовой защищенностью вложений.
Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что растущие сбережения граждан осуществляются преимущественно в наличной форме.
По экспертным данным Русского экономического общества, объем накопленной наличности у населения страны с 2002 по 2004 год вырос в 2 раза. По состоянию на декабрь 2004 года накопления граждан составляли свыше 800 млрд. рублей, причем в этой сумме не учитывались сбережения в валюте.
Низкий уровень информированности населения о возможностях инвестирования средств в инструменты финансового рынка не только препятствует получению дополнительного инвестиционного дохода, но и снижает эффективность пенсионной реформы за счет того, что большая часть пенсионных накоплений остается в руках государственной управляющей компании.
По мнению экспертов в сфере жилищного кредитования, ипотека могла бы быть более востребованной, если бы население было лучше подготовлено в базовых вопросах функционирования финансового рынка.
Несмотря на определенный рост знаний населения в финансовых вопросах, достигнутый уровень экономической грамотности, к сожалению, нельзя признать достаточным. Для большинства населения существенные проблемы представляет специфика осуществления финансовых сделок, необходимость осознания статуса ценной бумаги, существующей в бездокументарной форме (либо документарной с обязательным централизованным хранением). Население, как правило, не сопоставляет между собой доходность и надежность актива, не привыкло платить за финансовые и банковские услуги, с непониманием встречает обычные для профессиональных участников рынка условия.
Указанную проблему предлагается решать путем создания системы постоянного информирования и консультирования граждан о возможностях решения социальных проблем с помощью инструментов и механизмов финансового рынка, включая сферы жилищного и пенсионного обеспечения, образования и медицины.
Система постоянного информирования и консультирования по базовым вопросам финансового рынка (законодательство, механизмы работы, инструменты, правила взаимодействия профессиональных участников финансового рынка и неквалифицированных инвесторов и потребителей) должны включать в себя:
- постоянные рубрики в средствах массовой информации Москвы по тематике личных финансов и инвестиций;
- "горячую линию" для москвичей с возможностью задавать вопросы и получать ответы по телефону, обычной и электронной почте;
- постоянно действующую систему общедоступных семинаров по законодательным основам и актуальным вопросам функционирования рынка финансовых услуг;
- создание в библиотеках Москвы специальных секторов финансовых знаний, где будут аккумулироваться книги, брошюры, видеоматериалы, а также информация на других носителях для публичного использования, в первую очередь, старшеклассниками и молодежью.
Проблема N 3. Низкий уровень доверия граждан к инструментам, институтам и механизмам финансового рынка, а так же к государственным органам, осуществляющим регулирование и контроль в данной сфере.
Существенной проблемой участия граждан на рынке финансовых услуг являются повышенные риски, причем не только рыночные, но и связанные с деятельностью мошеннических структур, а также компаний, организующих и осуществляющих силовые захваты предприятий.
Большинство населения не только хранит воспоминания о финансовых пирамидах, широко распространенных в начале 90-х годов, замороженных вкладах в Сбербанке и потерянных сбережениях в коммерческих банках и иных финансовых компаниях, но и остро реагирует на любые негативные проявления и события на сегодняшнем инвестиционном рынке. Особенно большой общественный резонанс получают непрекращающиеся случаи мошенничества в сфере строительства и приобретения жилья.
Незащищенность частных инвестиций, в том числе средств непрофессиональных инвесторов, во многом является следствием отсутствия системы превентивных мер и мероприятий, направленных на раннее выявление и пресечение противоправных действий на финансовых рынках.
Указанную проблему снижения нерыночных рисков частных инвесторов и потребителей финансовых услуг предлагается решать путем укрепления системы государственного контроля на финансовых рынках. Для этого, в частности, должны быть разработаны и внедрены методики проведения межведомственных контрольных и надзорных мероприятий с применением базовых стандартов проведения проверок, на основе которых могли бы действовать различные государственные органы по контролю за участниками финансового рынка, а также по профилактике и пресечению мошенничеств на рынке инвестиций и вкладов граждан.
Повышение эффективности работы контролирующих и правоохранительных органов по пресечению противоправных действий и профилактика мошенничества на финансовых рынках должны быть основаны на комплексных методиках оценки экономического ущерба от тех или иных действий, совершаемых профессиональными участниками рынка финансовых услуг.
Дополнительной проблемой в сфере защиты интересов Москвы, как собственника корпоративных ценных бумаг, является низкая инвестиционная привлекательность акционерных обществ с долями города и подверженность их различным корпоративным рискам.
В этой связи следует отметить низкий уровень дивидендных выплат таких предприятий и слабый рост их капитализации. В результате инвестиционная отдача от вложения частными инвесторами своих средств в акции таких предприятий значительно проигрывает банковским депозитным вкладам. При этом страдают также интересы Москвы, как собственника пакетов корпоративных ценных бумаг. Поступающие в городской бюджет дивидендные выплаты от предприятий с долями города составляют лишь несколько процентов от совокупной рыночной стоимости этих долей.
В корпоративном секторе постоянно предпринимаются попытки за счет выпуска акций дополнительных эмиссий и иных приемов уменьшить (размыть) долю города в уставных капиталах предприятий. Тревожной тенденцией является рост числа попыток за счет враждебных поглощений предприятий перепрофилировать или полностью закрыть производство вполне конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Это ведет к сокращению занятости и обострению социальных проблем в московском регионе.
1.2. Обоснование необходимости решения проблем программными методами
Анализ имеющихся проблем свидетельствует об актуальности объединения на региональном уровне усилий всех государственных органов, обеспечивающих интересы общества и граждан на финансовом и фондовом рынках, а также негосударственных, общественных, саморегулируемых и иных заинтересованных организаций.
Учитывая многообразие типов профессиональных участников финансового рынка, форм инвестирования и финансовых инструментов, а также задачи по обеспечению контроля за развитием рынка инвестиций и необходимость эффективного взаимодействия государственных органов, создать благоприятные условия для использования гражданами финансовых инструментов и механизмов можно лишь программными методами, основанными на принципах комплексности, координации и адресности. Именно на этих принципах и построена настоящая межведомственная Программа, которая охватывает ниже перечисленные сферы:
- акционерное право и корпоративные отношения (права акционеров, защита предприятий от скупки и "недружественных поглощений");
- доли Москвы в акционерных обществах (права Москвы как акционера, пресечение противоправных действий, направленных на уменьшение активов АО с долями города и т.д.);
- правила инвестирования на финансовых рынках (финансовые инструменты, стратегии, профессиональные участники, механизмы, инфраструктура и риски);
- пенсионное обеспечение (негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, корпоративные пенсионные планы, индивидуальные накопления и инвестиции);
- приобретение жилья, а также инвестиции в недвижимость (ипотека, жилищно-накопительные схемы, участие в долевом строительстве, закрытые инвестиционные фонды недвижимости);
- финансовые продукты в сфере медицины и образования (кредиты, страхование, налоговые вычеты, спонсорство, гранты);
- финансовые продукты с рассрочкой исполнения обязательств в потребительской сфере (кредиты, займы, рассрочки);
- страхование жизни и имущества граждан, накопительные программы;
- бюро кредитных историй (права и обязанности субъектов кредитных историй, защиты их прав, правила взаимодействия граждан и бюро кредитных историй);
- центры, удостоверяющие электронные подписи на документах институциональных участников финансового рынка;
- налоги (налоговые декларации - правила оформления, права и обязанности налогоплательщиков; налоговые вычеты - правила оформления и порядок получения);
- оценка имущества (разработка и внедрение методик оценки экономического ущерба, место оценки на финансовом рынке);
- безопасность граждан на рынке финансовых услуг (совершенствование работы правоохранительных органов, межведомственная координация по профилактике и пресечению мошенничеств);
- история, культура (поддержка исторических исследований и пропаганда исторического наследия в сфере акционерного дела и финансового рынка дореволюционной России, содействие формированию музейного фонда акционерного дела и финансового рынка современной России);
- вопросы приватизации, наследования, а также нотариальных действий в сфере личных финансов и собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.