г. Пермь |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А60-3783/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (ОГРН 1056604409784, ИНН 6672184222): Логинова О.В., паспорт, доверенность от 20.01.2012,
от заинтересованного лица - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588, ИНН 6658091960): представитель не явился, извещены надлежащим образом, Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661): Ваулина И.С., удостоверение, доверенность от 22.12.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2012 года
по делу N А60-3783/2012,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс"
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга
о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по рассмотрению заявлений о сносе зеленых насаждений,
установил:
Закрытое акционерное общество "Корпорация "Атомстройкомплекс" (далее - заявитель, ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованные лица, Министерство, Администрация) с заявлениями (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее - АПК РФ) о признании бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области по рассмотрению заявления N 01-003/11-1050 от 08.08.11 о сносе зеленых насаждений незаконным, не соответствующим п.1, п.п. 55 п. 8 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 04.05.2010 N 714-ПП, и обязании рассмотреть заявление по существу с указанием порядка обращения и перечня необходимых документов для оформления министерством разрешения на снос зеленых насаждений (л.д.119-121), о признании бездействия Администрации г.Екатеринбурга по рассмотрению заявления N 01-003/12-672 от 06.04.2012 о сносе зеленых насаждений незаконным, не соответствующим п.п. 2, 24 Решения Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 N 87/34 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и обязании рассмотреть заявление по существу в соответствии с порядком, установленным Решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 N 87/34 (л.д.111-113).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2012 года (резолютивная часть объявлена 18 мая 2012 года) заявленные ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" требования к Администрации г.Екатеринбурга удовлетворены, в удовлетворении заявленных требований к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области - отказано.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, Администрация города Екатеринбурга обратилась с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда в оспариваемой части отменить, в удовлетворении заявленных требований к администрации отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что собственником зеленых насаждений на спорном земельном участке является собственник земельного участка Российская Федерация, следовательно, правом на решение вопроса о сносе деревьев на данном земельном участке Администрация города Екатеринбурга не обладает.
Представитель Администрации в суде апелляционной инстанции поддержала требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем основаниям просит решение оставить в законной силе.
Представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, что в силу ч.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании Протокола заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 30.12.2009 N 13 (л.д.94-99), Приказов Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 02.07.2010 N 887 "О проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, по улицам Разливной-Амундсена", от 10.09.2010 N 1230 "О внесении изменений в приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 02.07.2010 N 887", итогового протокола от 15.12.2010 N 137 (л.д.91-93), договора аренды N Т-78 от 20.12.2010, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Корпорация "Атомстройкомплекс" (арендатор) (л.д.15-22), акта приема-передачи земельного участка от 20.12.2010 (л.д.23) заявителю предоставлен в аренду земельный участок, общей площадью 61828 кв.м, с кадастровым номером 66:41:0000000:707, расположенный по адресу: ул. Разливная - Амундсена, для комплексного освоения в целях жилищного строительства сроком на 10 лет.
08 августа 2011 года заявитель обратился в Министерство по управлению
государственным имуществом Свердловской области с заявлением N 01-003/11-1050 о разъяснении порядка получения разрешения на вырубку зеленых
насаждений на полученном в аренду земельном участке (л.д.124).
Письмом от 25.08.11 N 78-11721 Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области сообщило заявителю, что
принятие решения о разрешении рубки зеленых насаждений не входит в полномочия министерства и рекомендовало обществу обратиться в Комитет по
благоустройству Администрации города Екатеринбурга, поскольку в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений
на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 N
87/34, снос, пересадка, реконструкция зеленых насаждений, связанные с застройкой города, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередач и других объектов, производится на основании Постановления Администрации города Екатеринбурга (л.д.122-123).
02 сентября 2011 года заявитель обратился в Комитет по благоустройству
Администрации города Екатеринбурга с заявлением N 01-003/11-1201 о разъяснении порядка получения разрешения на вырубку зеленых насаждений на вышеуказанном земельном участке (л.д.26).
Письмом от 20.09.2011 N 25.1-20/746 председатель Комитета по благоустройству Администрации города Екатеринбурга разъяснил заявителю, что Администрация города Екатеринбурга не наделена полномочиями на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений на земельных участках, собственником которых является Правительство Свердловской области (л.д.24-25).
06 апреля 2012 года заявитель направил в Администрацию города Екатеринбурга заявление за N 01-003/12-672 об оформлении постановления Администрации города Екатеринбурга на снос зеленых насаждений в связи со строительством жилых домов на земельном участке, расположенном в Ленинском районе по адресу: ул. Амундсена - Разливная, находящимся в аренде у ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" на основании договора аренды N Т-78 от 20.12.10 (л.д.59).
При этом к заявлению обществом были приложены документы: копия договора аренды N Т-78 от 20.12.2010 г., эскиз застройки, схема размещения инженерных сетей и сооружений проектируемой застройки, схема инженерного обеспечения проектируемой застройки, схема инженерного обеспечения проектируемой застройки, условные обозначения л.15 АПУ 06-00-ГМ, стройгенплан л.1 АПУ-06-00-ПОС ГМ.
Письмом за N 25.1-20/281 от 12.04.2012 председатель Комитета по благоустройству Администрации города Екатеринбурга повторно сообщил заявителю о том, что администрация не наделена правомочиями выдавать разрешения на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений на земельных участках, собственником которых является Российская Федерация и
для решения вопроса рекомендовал обратиться в Министерство по управлению
государственным имуществом Свердловской области (л.д.60).
Не согласившись с указанными письмами Министерства по управлению
государственным имуществом Свердловской области от 25.08.11 N 78-11721 и
Администрации города Екатеринбурга от 12.04.2012 N 25.1-20/281, полагая, что
заинтересованные лица должны были рассмотреть вопрос о выдаче разрешения
на снос зеленых насаждений по существу и указанные бездействия заинтересованных лиц нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия со стороны Администрации г.Екатеринбурга и возложении на Администрацию обязанности по рассмотрению заявления общества по существу, а в отношении Министерства отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия оспариваемой обязанности по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений на спорном участке у Администрации города Екатеринбурга в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 N 87/34.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими действующему законодательству и фактически установленным по делу обстоятельствам.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции находит бездействие Администрации города Екатеринбурга в рассмотрении заявления ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" по сносу (вырубке) зеленых насаждений на спорном земельном участке не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.
Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:707 (выписка из государственного кадастра недвижимости от 07.07.2009) свидетельствует о том, что правообладателем спорного земельного участка являлась Российская Федерация, земельный участок весь относился к землям населенных пунктов (категория земель) с разрешенным использованием: земли общественно-деловой застройки (для общественно-деловых целей) (л.д.83).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:707 (выписка из государственного кадастра недвижимости от 26.09.2011) правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация, по категории земель земельный участок относится к землям населенных пунктов (весь) с разрешенным использованием: комплексное освоение в целях жилищного строительства и расположен в границах муниципального образования "город Екатеринбург" (л.д.103).
В соответствии с письмом от 31.08.11 N 70-ЛП Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" указанный земельный участок не входит в состав территории лесничества (л.д.51).
Анализ норм гражданского, земельного, лесного, градостроительного и иного федерального законодательства в их взаимосвязи применительно к обстоятельствам настоящего дела позволяет суду апелляционной инстанции сделать следующие выводы.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса РФ - далее ЛК РФ).
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201) внесены изменения в статью 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
С 08.12.2006 леса и многолетние насаждения не являются недвижимыми вещами и не могут участвовать в гражданских правоотношениях в качестве объектов недвижимости, в связи с чем предусмотренный в п.5 ч.1 Земельного кодекса РФ принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, на земельные участки, на которых расположены леса и лесные насаждения, не распространяется.
В силу ч.3 ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Таким образом, лес как природный ресурс может выступать в качестве объекта гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2 ст.3 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
В силу п. 3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок к ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 261 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Редакция пункта 2 статьи 261 ГК РФ с принятием Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ была изменена, из объектов, находящихся на поверхностном (почвенном) слое земельного участка, в границах которого собственник вправе был распоряжаться по своему усмотрению, лес был исключен.
Следовательно, принадлежность на праве собственности земельного участка, на котором произрастают лесные насаждения, не является определяющим условием, безусловным основанием возникновения права собственности на лесные насаждения, покрывающие данный земельный участок либо его часть.
По составу земель в Российской Федерации согласно ст.7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, применительно к рассматриваемой ситуации, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).
К землям населенных пунктов в силу пункта 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (п.2 ст.83 ЗК РФ).
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Государственный кадастр недвижимости в силу ч.2 ст.1 Закона N 221-ФЗ является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (ч. 3 ст. 1 Закона N 221-ФЗ).
Следовательно, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В силу ст.6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч.1).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ч.2).
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч.3).
Из смысла и содержания статей 21 и 25 Градостроительного кодекса РФ следует, что в проекте генерального плана может быть предусмотрено включение в границы населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда.
В силу ч.1 ст.10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ч.2 ст.10 ЛК РФ). В соответствии с ч.2 ст.102 ЛК РФ определяются категории защитных лесов, в том числе расположенные на землях населенных пунктов - городские леса.
Согласно ч.2 ст.23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые в силу п.2 ч.3 ст.23 ЛК РФ также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
На землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, проводится лесоустройство (ч.1 ст.67 ЛК РФ).
Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст.68 ЛК РФ).
Лесным участком в силу ст.7 ЛК РФ является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 (общие положения о проведении лесоустройства), 69 (проектирование лесных участков) и 92 (государственный кадастровый учет лесных участков) настоящего Кодекса.
В силу требований ст.92 ЛК РФ должен осуществляться государственный кадастровый учет лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст.93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
С 1 марта 2008 года лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред.12.12.2011)).
В случае если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Таким образом, лес (лесные насаждения), расположенный (ые) на земельном участке, приобретает (ют) статус лесного участка при определении его границ, правового режима и постановки на государственный кадастровый учет. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости на основании плана лесного участка в составе земель лесного фонда, выданного до 01 января 2015 года.
В силу п.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (п.2 ст.8 ЛК).
В соответствии с главой Ш Земельного кодекса РФ земля может находиться в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность), государственной или муниципальной собственности (ст.15 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами (ст.16 ЗК РФ).
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Основываясь на анализе данных норм права, оценив представленные в материалы дела документы: кадастровый паспорт на спорный земельный участок, письмо от 31.08.11 N 70-ЛП Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" о том, что указанный земельный участок не входит в состав территории лесничества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что лесные насаждения, произрастающие на земельном участке, не могут быть отнесены к федеральной собственности по признаку отнесения к землям лесного фонда либо по признаку сформированного лесного участка на землях иной категории на праве федеральной собственности и включения его в лесной фонд. Данные лесные насаждения не могут быть отнесены к федеральной собственности и по признаку принадлежности права федеральной собственности на земельный участок, на котором они произрастают, ввиду отсутствия прямого указания в гражданском, земельном и лесном законодательстве на возникновение права собственности на лесные насаждения у собственника земельного участка, на котором они произрастают. Соответственно, в рассматриваемой ситуации право федеральной собственности на лесные насаждения у собственника земельного участка РФ не возникает. Право возникновения иной формы собственности на спорные лесные насаждения материалы дела не содержат.
Согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 30.12.2009 N 13 полномочия по управлению и распоряжению данным земельным участком переданы органам государственной власти Свердловской области в целях и на срок, предусмотренные Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" (л.д.94-99).
Письмом от 08.09.2008 N ИП-10/20333 заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросу согласования вырубки зеленых насаждений, на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, сообщил, что данный вопрос не относится к компетенции Росимущества. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции вправе рассматривать вопрос вырубки (сноса) зеленых насаждений, в случаях их расположения на землях, не относящихся к лесному фонду в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации (л.д.52).
Постановление Госстроя РФ от 05.11.1997 N 18-65 "Об утверждении Примерного положения об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации" содержит указание на основные функции органа архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта РФ, в частности, на выдачу данным органом в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, разрешения на строительство (реконструкцию) объектов на территории субъекта Российской Федерации, осуществление регистрации (выдачу разрешений) производства инженерных изысканий, подготовку исходной и разрешительной документации по сносу (разборке) зданий, сооружений и зеленых насаждений.
Полномочия органов архитектуры и градостроительства сводятся к осуществлению контроля за использованием и охраной земель на предмет соответствия градостроительному и земельному законодательству. Федеральное же законодательство не содержит положений, предусматривающих такое полномочие субъектов Российской Федерации, как установление порядка выдачи разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений, расположенных на территории городских округов.
Следовательно, отношения по вырубке (сносу) зеленых (в рассматриваемом случае лесных) насаждений в городе Екатеринбурге подлежат регулированию в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 N 87/34 "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 года
N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений,
сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых
расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
В статье 7 названного Федерального закона, определяющей полномочия
органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06
октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и
ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов,
размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования,
охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых
природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесена
к вопросам местного значения городского округа.
Озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений, т.е. древесно-кустарниковой и травянистой растительности (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады,
газоны, цветники и т.д.) взамен уничтоженных или поврежденных.
Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений.
Таким образом, будучи составной частью процесса организации благоустройства и озеленения территорий, выдача разрешений на снос зеленых
насаждений, не относящихся к лесам, на территории муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления по
вопросам местного значения.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 N 87/34 утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на
территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с п. 2 Правил они устанавливают требования к созданию,
содержанию, охране, сносу, пересадке и реконструкции зеленых насаждений на
земельных участках, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", и являются обязательными для исполнения
всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.
Настоящие Правила не регулируют вопросы создания, содержания, охраны, учета и сноса зеленых насаждений, расположенных на территории частных домовладений, садоводческих, дачных и огородных участков.
В соответствии с п. 18 Правил, разрешительным документом на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений является постановление Администрации города Екатеринбурга либо распоряжение главы администрации района.
Снос, пересадка, реконструкция зеленых насаждений, связанные с застройкой города, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других объектов, производятся на основании постановления
Администрации города Екатеринбурга после оплаты восстановительной стоимости за снос, пересадку зеленых насаждений, зачисляемой в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" в соответствии с бюджетным законодательством, за исключением пункта 28 настоящих Правил.
Согласно п. 20 Правил для получения разрешительных документов на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений заявитель подает в Комитет благоустройства Администрации города Екатеринбурга, администрацию района в соответствии с основаниями, указанными в пункте 18
настоящих Правил, заявление в письменной форме с указанием причин сноса,
пересадки, реконструкции зеленых насаждений.
Основания отказа в оформлении разрешительных документов на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений установлены п. 24 Правил.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Правил заявление в Комитете благоустройства Администрации города Екатеринбурга, администрации района
рассматривается в течение одного месяца, за исключением случаев, установленных пунктом 25 настоящих Правил. В целях подготовки разрешительных документов на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений в сроки, установленные в пункте 22 настоящих Правил, специалисты Комитета благоустройства Администрации города Екатеринбурга и администрации района совместно с заявителем, а в случае, указанном в пункте 21 настоящих Правил, с представителем организации, выполняющей проектно-изыскательские работы, производят обследование зеленых насаждений, подлежащих сносу, пересадке, реконструкции, с составлением акта обследования зеленых насаждений по форме, утвержденной постановлением Администрации города Екатеринбурга.
После подписания акта обследования зеленых насаждений в течение пяти
рабочих дней Комитет благоустройства Администрации города Екатеринбурга,
администрация района составляют расчет восстановительной стоимости за снос, пересадку зеленых насаждений и передают его заявителю для оплаты, за
исключением пункта 28 настоящих Правил.
Разрешительный документ на снос, пересадку, реконструкцию зеленых
насаждений готовится в соответствии с Положением о правовых актах Администрации города Екатеринбурга.
После предоставления копии платежного документа заявителю выдается разрешительный документ на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что общество 06 апреля 2012 года письмом за N 01-003/12-672 обратилось в уполномоченный орган за выдачей разрешения на снос зеленых насаждений - Комитет благоустройства Администрации города Екатеринбурга. Не рассмотрение по существу заявления Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" и не принятие решения об оформлении разрешения на снос зеленых насаждений, либо об отказе в оформлении разрешения на снос зеленых насаждений нарушает права и законные интересы общества, поскольку указанное бездействие препятствует освоению предоставленного заявителю земельного участка в соответствии с его целевым назначением, в связи с чем требования, заявленные к Администрации города Екатеринбурга, подлежат удовлетворению.
Поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не является уполномоченным органом на принятие решения по вопросу о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в удовлетворении требований к Министерству следует отказать.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем пропущен срок, установленный ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на подачу заявления о признании незаконным бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. Арбитражный суд исходил из того, что письмо министерства от 25.08.11 N 78-11721 было получено обществом 26 августа 2011 года, с заявлением в суд общество обратилось только 30 января 2012 года, то есть с пропуском срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Заявленное обществом ходатайство о восстановлении пропущенного срока со ссылкой в обоснование причин пропуска на обращение 15.11.2011 в пределах трехмесячного срока в Арбитражный суд Свердловской области с аналогичным
заявлением (дело N А60-45779/2011), суд первой инстанции отклонил, поскольку в установленный определением суда от 17.11.2011 г. срок (до 01.12.2011 г.) заявителем не были устранены допущенные нарушения, и определением от 12.12.2011 заявление было возвращено, что судом первой инстанции по настоящему делу было признано неуважительной причиной, поскольку общество имело возможность устранить недостатки при первоначальной подаче заявления в суд в срок, установленный в определении от 17.11.11.
Оснований для переоценки данных выводов суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу ч. 3 ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда.
Согласно ч. 6 ст. 129 АПК РФ возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный
суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.
На основании изложенного, течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не прерывается и не приостанавливается в связи с тем, что ранее заявитель обращался с аналогичным заявлением в суд, однако заявление было возвращено судом по причине не устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления без движения.
Руководствуясь данными процессуальными нормами, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока и с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.10.10 N ВАС-13925/10, признал пропуск заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обжалование самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные в материалы дела доказательства, правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает. Доводы же апелляционной жалобы сводятся к их переоценке и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При данных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению в силе, а апелляционная жалоба - отклонению и оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2012 года по делу N А60-3783/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3783/2012
Истец: ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс"
Ответчик: Администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области