г. Киров |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А29-2260/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Толмачевой Н.А., действующей на основании доверенности от 19.10.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.05.2012 по делу N А29-2260/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Шахта Воргашорская" (ИНН: 1103020025, ОГРН: 1021100808013)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
о признании частично недействительным решения,
установил:
открытое акционерное общество "Шахта Воргашорская" (далее - ОАО "Шахта Воргашорская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) N 14-09/4 от 23.08.2011:
- подпункт 2 пункта 1 - в части привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату транспортного налога в виде штрафа в сумме 6 272 рубля;
- подпункт 2 пункта 2 - в части начисления пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 6 683 рубля;
- подпункты 1, 2 пункта 3.1 - в части наличия обязанности уплатить транспортный налог за 2008 год в сумме 15 720 рублей, за 2009 год в сумме 15 720 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.05.2012 заявленные требования ОАО "Шахта Воргашорская" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и обосновывает это следующим.
Инспекция, указывает, что согласно данных предоставленных органами ГИБДД за Обществом зарегистрированы транспортные средства КАМАЗ 5410 с государственными регистрационными знаками 23-39 КМП и 23-41 КМП, которые не были отражены налогоплательщиком в декларациях по транспортному налогу за 2008-2009 годы. В связи с чем, Инспекций был доначислен транспортный налога за 2008 год в сумме 15 720 рублей, за 2009 год - 15 720 рублей.
По мнению налогового органа, факт регистрации спорных транспортных средств за ОАО "Шахта Воргашорская" так же подтверждается материалами исполнительного производства от 19.04.2007, из которого следует, что в отношении указанных автомобилей был наложен запрет на снятие с учета, а также на изменение регистрационных данных и проведение технического осмотра.
Кроме того, Инспекция считает, что факт перехода права собственности на транспортные средства подтверждается материалами дела; спорные транспортные средства вошли в состав приватизированного имущества. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество указало, что с доводами Инспекции не согласно, просит решение суда оставить без изменения.
ОАО "Шахта Воргашорская" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Общества.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка в отношении ОАО "Шахта Воргашорская" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. В ходе проверки, среди прочих нарушений, налоговым органом было установлено занижение налоговой базы по транспортному налогу за 2008 - 2009 годы в связи с не включением в соответствующие налоговые декларации двух транспортных средств (КАМАЗ 5410 с государственными регистрационными знаками 23-39 КМП и 23-41 КМП). Указанное нарушение повлекло неполную уплату в проверяемый период транспортного налога за 2008 год в сумме 15 720 рублей и за 2009 год в сумме 15 720 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 08.07.2011 N 14-09/4 (т. 1.д. 71-136).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции принято решение от 23.08.2011 N 14-09/4 о привлечении ОАО "Шахта Воргашорская" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату транспортного налога. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, доначисленный налог и пени (т. 1 л.д. 22-34).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 07.11.2011 N 574-А решение Инспекции от 23.08.2011 N 14-09/4 изменено (т. 1 л.д. 40-45). В части доначисления транспортного налога по двум спорным автотранспортным средствам решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением Инспекции в части доначисления транспортного налога по автомобилям КАМАЗ 5410, государственные регистрационные знаки 23-41 КМП и 23-39 КМП и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, пришел к выводу, что налоговый орган не доказал фактическое наличие данных автомобилей во владении Общества, а также тот факт, что при реорганизации к ОАО "Шахта Воргашорская" перешло право собственности на спорные транспортные средства и указанные транспортные средства после 1994 года в установленном порядке были перерегистрированы на ОАО "Шахта Воргашорская".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, основанием для признания лиц налогоплательщиками и возложения на них обязанности по исчислению и уплате транспортного налога является факт регистрации на указанных лиц транспортных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что на территории Российской Федерации регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 2 постановления) и поручено Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и ввести в действие с 1 января 1995 года соответствующие правила регистрации и учета транспортных средств (пункт 6 постановления).
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В настоящее время порядок регистрации транспортных средств регламентируется приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 1001 от 24.11.2008.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных вышеуказанным приказом, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.
Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника, при условии его регистрации на территории того же субъекта Российской Федерации, что и прежний собственник.
К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.
Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом Министерства внутренних дел РФ N 1001 от 24.11.2008, предусмотрено, что регистрационные действия, конечным результатом которых является выдача регистрационных документов, совершаются на основании заявлений.
К числу документов, которые должны быть представлены собственниками или владельцами транспортных средств для совершения регистрационных действий относятся, в том числе документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, могут относиться, в том числе выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц.
В период с 1994 года по 1996 год порядок регистрации транспортных средств был установлен приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 430 от 26.12.1994.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 430 от 26.12.1994, собственники транспортных средств, либо лица от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Изменение регистрационных данных осуществляется в случаях изменения каких-либо сведений, указанных в выданных подразделениями Госавтоинспекции, в которых совершаются регистрационные действия, регистрационных документах, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.
К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (талоны) транспортных средств.
К числу документов, представляемых для совершения регистрационных действий, относятся, в том числе документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства (номерные агрегаты), которые должны содержать: дату и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), в том числе стоимость транспортного средства, адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических лиц - подписи, заверенные печатью), сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска, идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен предприятием - изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, серию, номер, дату выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организации, их выдавших.
В письме Министерства внутренних дел Российской Федерации N 1/1465 от 28.03.1995 "О порядке регистрации транспортных средств филиалами и представительствами юридических лиц" было разъяснено, что при реорганизации юридического лица перерегистрация транспортных средств за вновь возникшим юридическим лицом производится при представлении им или его филиалом (представительством)
- документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;
- выписок из передаточных актов (касающихся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы);
- выписок из разделительного баланса (касающихся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц.
До принятия приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации N 430 от 26.12.1994 действовали Типовые правила государственной регистрации механических транспортных средств и прицепов к ним, утвержденные приказом Министерства внутренних дел СССР N 358 от 17.10.1991, согласно которым владельцы обязаны представить в регистрационный пункт принадлежащие им транспортные средства в течение 10 суток после их приобретения, получения, перемещения через таможенную границу СССР или возникновения обстоятельств, послуживших основанием для внесения изменений в регистрацию.
На зарегистрированные транспортные средства выдаются свидетельства о регистрации единого образца, а также регистрационные знаки, отвечающие требованиям государственного стандарта Союза ССР.
Регистрация, внесение изменений в регистрацию производятся на основании заявлений владельцев, документов, подтверждающих правомерность приобретения, получения транспортных средств, номерных агрегатов, уплату установленных сборов или обусловливающих необходимость внесения изменений. Владельцы обязаны предъявить документы, удостоверяющие их личность и (при регистрации) подтверждающие уплату налога с владельцев транспортных средств.
Правомерность приобретения, получения транспортных средств, номерных агрегатов подтверждается документами, выданными: торговыми организациями (справка-счет); предприятиями - изготовителями транспортных средств (приемосдаточный акт); воинскими частями (сводный акт), за исключением реализации в собственность граждан, и службами материальных фондов военных округов, флотов (счет-наряд и сводный акт) Минобороны СССР; а также таможенными и судебными органами, нотариальными конторами, органами социального обеспечения или другими документами, предусмотренными законодательством республик.
Транспортные средства, самостоятельно сконструированные и изготовленные или отремонтированные с изменением модели в пределах одного типа транспортных средств, выпускаемого предприятием-изготовителем, регистрируются за владельцами на основании документов, подтверждающих правомерность приобретения, получения агрегатов, узлов, деталей и материалов, если иное не предусмотрено республиканскими правовыми актами.
При этом под изменением в регистрации в указанных Типовых правилах понимается внесение изменений и дополнений в учетные данные и документы на транспортные средства при наличии соответствующих правовых оснований.
Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных актов, поскольку в результате реорганизации возникает новое юридическое лицо, а сведения о наименовании юридического лица - владельце транспортного средства является обязательным реквизитом регистрационных документов транспортного средства, несмотря на то, что вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником предыдущего собственника транспортного средства, в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица соответствующие изменения должны быть внесены в регистрационные данные транспортного средства; при этом основанием для внесения изменений в регистрационные данные является заявление владельца транспортного средства и документы, подтверждающие право собственности. Иной порядок изменения регистрационных данных, в том числе данных о владельце транспортного средства, ни действующими нормативными актами, ни нормативными актами, действовавшими в 1993-1994 годах, не устанавливался.
Основанием доначисления Обществу транспортного налога за 2008 - 2009 годы явились данные, представленные РЭГ ГИБДД при УВД по г. Воркуте, согласно которым за ОАО "Шахта Воргашорская" с 1993 года зарегистрированы два автомобиля КАМАЗ 5410, государственные регистрационные знаки 23-41 КМП (зарегистрирован 22.04.1993 г.) и 23-39 КМП (зарегистрирован 03.12.1993) т. 1 л.д. 141-146).
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Воркуты от 20.08.1992 N 553 зарегистрировано юридическое лицо - государственное предприятие - ордена Трудового Красного знамени шахта "Воргашорская" (т. 1 л.д. 137).
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.03.1994 N 652-р и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1992 N 1702 "О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий, организаций угольной промышленности" было принято решение о преобразовании государственного предприятия - шахта "Воргашорская" в акционерное общество открытого типа "Шахта Воргашерская" (т.1 л.д. 139-140).
Постановлением главы администрации г. Воркуты от 23.05.1994 N 441 зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Шахта Воргашорская" (т. 1 л.д. 140).
Постановлением главы администрации г. Воркуты от 17.04.1996 N 378.1 зарегистрировано (перерегистрировано) открытое акционерное общество "Шахта Воргашорская" (т. 3 л.д. 126).
Из представленного в материалы дела плана приватизации АООТ шахты "Воргашорская", утвержденного Комитетом по управлению имуществом Республики Коми от 29.07.1994 N 309 следует, что в перечень объектов находящихся на балансе по состоянию на 01.07.1992 спорные транспортные средства не входили (т. 3 л.д. 108-124). Доказательств обратного налоговым органом не представлено. Акт передачи транспортных средств с указанием его технического состояния, номера двигателя отсутствует.
Доказательств фактического наличия у Общества спорных транспортных средств, суду не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что документы, на основании которых транспортные средства были поставлены на регистрационный учет и зарегистрированы за ОАО "Шахта Воргашорская" в РЭГ ГИБДД при УВД по г. Воркуте, не сохранились ввиду истечения срока хранения документов (т. 3 л.д. 192). Однако в материалах дела имеются выписки из электронной базы по регистрации транспортных средств, согласно которым спорные транспортные средства поставлены на учет 22.04.1993 и 03.12.1993.
Между тем, ссылка Инспекции на данные ГИБДД, правомерно отклонена судом первой инстанции, так как ОАО "Шахта Воргашорская" в качестве самостоятельного юридического лица зарегистрировано Администрацией г. Воркуты только 17.04.1996.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в представленной выписке по регистрации транспортных средств, так же отсутствует указание на документ, на основании которого зарегистрированы транспортные средства, не указана дата свидетельства, паспорт транспортного средства.
Исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что ОАО "Шахта Воргашорская" не могло быть указано в регистрационных данных транспортных средств в качестве их владельца.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Доказательства того, что после 1994 года в регистрационные данные транспортных средств на основании заявления ОАО "Шахта Воргашорская", к которому были бы приложены документы, подтверждающие переход права собственности на транспортные средства, в установленном порядке были внесены изменения в регистрационные данные транспортных средств, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку доказательств того, что названные транспортные средства, были зарегистрированы на Общество, в материалах дела не имеется, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Инспекции в части наличия обязанности уплатить транспортный налог за 2008 - 2009 годы в сумме 31 440 рублей, а так же соответствующих сумм пеней и штрафа недействительным.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Инспекции о том, что постановление судебного пристава о наложении ареста от 06.11.2007 подтверждает факт принадлежности спорных транспортных средств ОАО "Шахта Воргашорская", поскольку факт наличия имущества устанавливается судебным приставом на основании данных, представленных соответствующими регистрирующими органами.
Довод Инспекции о том, что у суда первой инстанции не было оснований сомневаться в достоверности сведений представленных РЭГ ГИБДД при УВД по г. Воркуте отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку в соответствии с частями 2, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
На основании вышеизложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по рассматриваемому спору.
Оснований для удовлетворения жалобы Инспекции по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.05.2012 по делу N А29-2260/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2260/2012
Истец: ОАО "Шахта Воргашорская"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми