Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 ноября 2005 г. N 881-ПП
Программа
развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы
I. Паспорт Программы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы
Наименование Программа развития ипотечного жилищного
Программы кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы.
Основание для - постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О
федеральной целевой программе "Жилище" на
2002-2010 годы";
- послание Президента Российской Федерации к
Федеральному Собранию Российской Федерации от 26
мая 2004 г.;
- Закон города Москвы от 15 января 2003 г. N 22
"Об улучшении жилищных условий жителей города
Москвы".
Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения см. Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29
Государственный Департамент экономической политики и развития
заказчик на города Москвы.
строительство жилья
за счет средств
городского бюджета
Разработчики Департамент жилищной политики и жилищного фонда
города Москвы, Департамент экономической политики
и развития города Москвы.
Исполнители - органы Департамент жилищной политики и жилищного фонда
исполнительной города Москвы, Департамент экономической политики
власти города Москвы и развития города Москвы, Комплекс архитектуры,
строительства, развития и реконструкции города
Москвы, Департамент имущества города Москвы,
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы,
префектуры административных округов.
Отраслевой заказчик Департамент жилищной политики и жилищного фонда
- инвестор по города Москвы.
строительству жилья
за счет средств
городского бюджета в
рамках Программы,
координатор
Программы
Цели и задачи Основными целями Программы являются:
- расширение возможностей улучшения жилищных
условий для москвичей, в том числе очередников;
- увеличение доступности жилищного ипотечного
кредитования для москвичей;
- увеличение количества ипотечных кредитов,
выдаваемых в городе Москве.
Для достижения поставленных целей необходимо
решить следующие основные задачи:
1. Снизить финансовую нагрузку на москвичей
(очередников) при приобретении квартиры с
использованием кредитных средств.
2. Обеспечить субсидирование первоначального
взноса за квартиру, приобретаемую с привлечением
средств ипотечного кредита.
3. Организовать продажу жилья, построенного за
счет средств городского бюджета, москвичам
(очередникам) по себестоимости строительства без
отчислений на развитие социальной, инженерной и
транспортной инфраструктуры города с
использованием ипотечных кредитов.
4. Обеспечить кредиторов на договорной основе
гарантиями по выделению квартир из маневренного
жилищного фонда города заемщикам в случае
обращения взыскания на находящиеся в их
собственности и в залоге у кредитора жилые
помещения.
5. Организовать работу по резервированию и
реализации москвичам части жилой площади,
возводимой строительными компаниями для продажи
на рынке жилья.
6. Продолжить работу по формированию и развитию
городской накопительно-ипотечной системы.
7. Увеличить долю жилья, строящегося по
городскому заказу и направляемого на продажу
гражданам с использованием ипотечного
кредитования и предоставления рассрочки платежа.
Решением Московского городского суда от 8 ноября 2006 г., оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2007 г., часть I Программы развития ипотечного жилищного кредитования в г. Москве на 2006-2008 гг. в разделе "Участники" в части установления 10-летнего срока постоянного проживания в г. Москве в качестве обязательного условия участия в Программе ипотечного жилищного кредитования, признана не противоречащей действующему законодательству
Участники Граждане, постоянно проживающие в городе Москве
не менее 10 лет, в том числе признанные в
установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий (очередники), подавшие заявление
на участие в Программе и заключившие договор на
приобретение жилья с использованием ипотечного
кредитования и предоставления рассрочки платежа.
Сроки реализации 2006-2008 годы.
Объемы и источники Всего 72400 млн. руб.
финансирования в том числе:
бюджетные средства 51100 млн. руб.
внебюджетные средства 21300 млн. руб.
Ожидаемые результаты Основными результатами Программы являются:
выполнения - увеличение в два и более раза доступности
жилищных ипотечных кредитов для москвичей
(очередников);
- увеличение в два и более раза количества
ежегодно выдаваемых в городе Москве ипотечных
кредитов с 4,4 тыс. в 2004 году до 33 тыс. к
2009 году с учетом кредитов, выдаваемых в рамках
Программы, и прогнозируемого объема
предоставления кредитов банками вне Программы;
- предоставление возможности приобретения жилья у
города по себестоимости строительства с
рассрочкой платежа и использованием жилищного
ипотечного кредитования 24,9 тыс. московским
семьям (очередникам);
- обеспечение субсидирования первоначального
взноса за квартиру, приобретаемую на рынке
недвижимости с помощью ипотечного кредита около
5,3 тыс. московских семей за счет предоставления
им из бюджета города Москвы субсидии для
приобретения в собственность жилого помещения или
строительства жилого помещения с целью
приобретения его в собственность (субсидия);
- обеспечение рефинансирования строительства
жилья по городскому заказу и его продажи
москвичам с использованием ипотечного
кредитования и предоставления рассрочки платежа в
объеме 1,5 млн. кв. м жилой площади
(25 тыс. квартир) за счет средств граждан,
поступление которых в бюджет города от реализации
Программы прогнозируется в объеме
29,5 млрд. рублей;
- обеспечение резервирования и реализации
москвичам с использованием ипотечного
кредитования жилой площади, возводимой
застройщиками для продажи на рынке недвижимости,
в объеме около 360 тыс. кв. м (6 тыс. квартир).
Контроль за Осуществляет Комплекс социальной сферы города
выполнением Москвы по ежегодно представляемым отчетам
Программы Департамента экономической политики и развития
города Москвы, Департамента жилищной политики и
жилищного фонда города Москвы, Комплекса
архитектуры, строительства, развития и
реконструкции города Москвы, Департамента
имущества города Москвы, префектур
административных округов.
II. Основные положения Программы
Проблема улучшения жилищных условий москвичей с использованием ипотечного жилищного кредитования
Ежегодно в Москве строится более 4,5 млн. кв. метров жилья. Из них около 40% направляется для решения общегородских социальных программ.
Однако большинство коренных жителей столицы лишено шансов на улучшение жилищных условий путем его единовременной покупки. Основных причин этому несколько.
Денежные доходы среднестатистических московских семей несоизмеримы со стоимостью жилья на рынке недвижимости. Для того, чтобы накопить на покупку квартиры из недорогого сегмента рынка новостроек общей площадью 54 кв. м среднестатистической семье москвичей потребуется не менее 14 лет, при условии, что она ежемесячно будет откладывать половину всех своих доходов и рост доходов не будет отставать от роста цен на жилье.
В тоже время в городе сохраняется стабильно высокий платежеспособный спрос на жилье со стороны юридических лиц и материально обеспеченных граждан других регионов страны. Как следствие, в последние годы средняя рыночная стоимость жилья в Москве увеличивалась на 30-40% ежегодно и в настоящее время приблизилась к 2000 долл. за кв. м общей жилой площади.
Одним из реальных механизмов обеспечения доступности жилья для москвичей и уменьшения очереди на бесплатное социальное жилье является ипотечное жилищное кредитование.
Сегодня в городе созданы основные условия, необходимые для развития ипотечного жилищного кредитования.
В рамках Московской ипотечной программы действует ОАО Коммерческий банк "Московское ипотечное агентство" со 100% участием города, создана система привлечения долгосрочных финансовых ресурсов для рефинансирования банков на вторичном рынке ипотечных кредитов, разработаны стандарты ипотечного кредитования, отработан механизм предоставления государственных гарантий городом Москвой по облигациям ОАО КБ "МИА", повышающих надежность и привлекательность облигаций для частных и институциональных инвесторов и обеспечивающих направление средств в сферу жилищного ипотечного кредитования.
В целях увеличения доступности ипотечных кредитов ОАО КБ "МИА" был увеличен срок кредитования с 10 до 30 лет и снижен первоначальный взнос за квартиру с 30 до 10 процентов от ее стоимости. В настоящее время предоставление кредитов осуществляется под 10,5-15,5% годовых в рублях.
Предусмотрено использование маневренного жилищного фонда города при выселении заемщиков из заложенного жилья в случае их неплатежеспособности и обращении взыскания на заложенную квартиру.
Однако, несмотря на имеющиеся условия ипотечное кредитование по-прежнему мало доступно для большинства москвичей.
Начиная с 2000 года, в Москве выдано всего 18 тысяч ипотечных кредитов на покупку жилья (таблица 1). Опыт ипотечного кредитования приобрели более 400 банковских организаций. Однако только 18 банков за этот срок преодолели рубеж в 100 выданных под залог жилья кредитов. При этом условия предоставления жилищных кредитов у большинства кредитных организаций по-прежнему не обеспечивают доступности кредитных ресурсов для большинства москвичей. Срок кредитования - 10-15 лет. Первоначальный взнос за квартиру должен составлять не менее 30% от ее стоимости. Ежемесячные платежи по кредиту не могут превышать 40% от совокупного ежемесячного дохода семьи заемщика.
Чтобы банк принял положительное решение по выдаче кредита на покупку недорогой двухкомнатной квартиры доход семьи заемщика должен быть не ниже 1300-1500 долл. в месяц. В то время как доходы среднестатистических московских семей при сегодняшних рыночных ценах на квартиры и условиях кредитования, как минимум, в два раза ниже уровня доходов, необходимого для получения кредита на покупку стандартной, из дешевого сегмента рынка столичных новостроек, квартиры.
Таблица 1
Количество ипотечных жилищных кредитов, выданных в городе Москве
(по данным Росрегистрации)
Годы | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Итого |
Количество кредитов |
1364 | 1970 | 2753 | 3075 | 4358 | 4600 | 18120 |
Направления развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве
В современных экономических условиях в рамках действующего законодательства можно выделить несколько направлений увеличения доступности жилищных ипотечных кредитов для москвичей, в том числе со средними и низкими доходами при государственной поддержке города Москвы.
Первое направление - снижение финансовой нагрузки на заемщиков с использованием ресурсов бюджета города Москвы.
Первый способ уменьшения затрат заемщиков предполагает существенное снижение размера кредита, необходимого для покупки квартиры, и платежей по погашению кредита за счет уменьшения стоимости самого жилья. В условиях рыночных отношений это возможно в случае, если часть строительства жилья будет финансироваться из бюджета города с последующей его продажей по себестоимости строительства.
Второй способ основан на субсидировании за счет бюджета города части первоначального взноса за квартиру при ипотечном кредитовании.
Сравнительная характеристика платежей заемщиков при приобретении квартиры с использованием ипотечного жилищного кредита при отсутствии и наличии адресной поддержки города в формах: субсидирования процентной ставки, предоставления субсидий, продажи жилья по себестоимости строительства представлена в таблице 2.
При покупке заемщиком у города по себестоимости строительства квартиры площадью 60 кв. м в типовом панельном доме при 30% первоначальном взносе за квартиру в размере 12,6 тыс. долл. сумма кредита составляет 29,4 тыс. долл., а ежемесячные аннуитетные платежи по кредиту всего 303 долл. Размеры ежемесячных платежей в счет погашения долга по кредиту при рыночной банковской ставке в 11% годовых эквивалентны платежам при прямом дотировании ставки до 4% годовых.
При покупке заемщиком аналогичного жилья на рынке первичного жилья, с использованием предоставляемой городом адресной бюджетной субсидии на строительство или приобретение жилья, первоначальный взнос за квартиру за счет личных средств составит 7,2 тыс. долл. (10% от стоимости квартиры) при сумме кредита 37,8 тыс. долл., а ежемесячные платежи по кредиту - 390 долл. Размеры ежемесячных платежей по кредиту при той же рыночной банковской ставке эквивалентны платежам при непосредственном дотировании ставки до 7% годовых.
Указанные способы увеличения доступности ипотечных кредитов для москвичей вписываются в действующее законодательство и не требуют дополнительных затрат из бюджета города Москвы.
Второе направление - снижение дополнительных расходов, которые несут заемщики по комплексному ипотечному страхованию посредством создания в городе системы страхования объектов залога.
См. Положение о страховании в г. Москве жилых помещений, являющихся предметом залога при ипотечном жилищном кредитовании для участников городских жилищных программ, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. N 1067-ПП
Третье направление - решение проблемы накопления средств на первоначальный взнос за квартиру, формирования кредитной истории у будущих заемщиков. Сегодня далеко не каждый потенциальный заемщик может документально подтвердить наличие у него доходов, необходимых для получения ипотечного кредита. У большинства москвичей отсутствуют денежные средства для оплаты первоначального взноса за квартиру при получении жилищного кредита. Формирование и развитие надежных и подконтрольных городу накопительно-ипотечных систем позволяет участвующим в них гражданам, с одной стороны, накопить необходимые для получения кредита средства, с другой стороны, продемонстрировать банку свою добросовестность и надежность как заемщика.
В рамках жилищных программ городом для москвичей, включая очередников, были созданы три долгосрочные системы жилищных (строительных) сбережений: жилищно-накопительный кооператив "Молодой семье - доступное жилье", жилищные сбережения на вкладе "Жилищный" в "Московском муниципальном банке - Банке Москвы" и в форме приобретения облигаций ОАО КБ "Московское ипотечное агентство", по которым предоставлены государственные гарантии города Москвы. Участниками накопительных систем стали свыше 900 московских семей.
Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с ОАО КБ "МИА" разработана технология приобретения квартир очередниками на рынке недвижимости, комбинирующая ипотечные кредиты, бюджетные субсидии на строительство или приобретение жилья, собственные средства граждан.
Четвертое направление - содействие москвичам в подборе жилой площади для ее приобретения с использованием ипотечных кредитов.
Реализация данного направления основана на резервировании и реализации москвичам части жилой площади, возводимой строительными компаниями для продажи на рынке жилья. Постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 г. N 527 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования на территории города Москвы" предусмотрено направление застройщиками до 50% от своей доли в домах типовой застройки на реализацию москвичам с использованием ипотечных схем кредитования жилищного строительства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 527-ПП"
Пятое направление - обеспечение доступа кредиторов к маневренному жилищному фонду города при ипотечном жилищном кредитовании. Предоставление заемщикам из данного фонда помещений при обращении взыскания на их жилье, находящееся в залоге у кредитора, упрощает и ускоряет для банков процедуры обращения взыскания при неисполнении заемщиком обязательств перед банком, предусмотренных кредитным договором. Этим создаются предпосылки для снижения банковских рисков, процентных ставок по кредитам и увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования.
Шестое направление - развитие иных форм долгосрочного жилищного финансирования граждан, аналогичных ипотечному жилищному кредитованию - продажа жилья, построенного по городскому заказу, гражданам с рассрочкой платежа без оформления ипотеки. В отличие от ипотечного кредитования квартира по договору купли-продажи с рассрочкой платежа до полного выполнения обязательств гражданина, предусмотренных договором, находится в собственности города. Покупателю не требуется документально подтверждать свои доходы, страховать жизнь и потерю трудоспособности, риски утраты или повреждения объекта залога и утраты или ограничения права собственности на заложенную квартиру. Процедура получения квартиры максимально проста. При этом иные условия продажи жилья в рассрочку схожи с банковской ипотекой. Рассрочка предоставляется на 10 лет, первоначальный взнос за квартиру составляет 30% от ее стоимости. Проценты за рассрочку устанавливаются постановлением Правительства Москвы. Ежемесячные платежи сопоставимы с платежами при покупке жилья у города с ипотечным кредитом.
В настоящее время данным способом улучшили жилищные условия более 7 тыс. московских семей (очередников).
Таблица 2
Платежи
физического лица при приобретении квартиры с использованием ипотечного жилищного кредита при отсутствии и наличии адресной поддержки города в формах: субсидирования процентной ставки; предоставления субсидий; продажи жилья по себестоимости строительства
Наименование | Платежи без суб- сидиро- вания процент- ной ставки |
Платежи при пря- мом суб- сидиро- вании процент- ной ставки* |
Платежи при непрямом субсиди- ровании процентной ставки |
|
при покупке жилья на рынке с ис- пользовани- ем субсидии |
при покупке жилья по себестоимости строительства без отчислений на развитие инфраст- руктуры |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Площадь квартиры, кв.м | 60 | 60 | 60 | 60 |
Стоимость 1 кв.м, долл. | 1200 | 1200 | 1200 | 700 |
Стоимость кв-ры, долл. | 72000 | 72000 | 72000 | 42000 |
Минимальный первона- чальный взнос (собст- венные средства), долл. |
21600 | 21600 | 7200 | 12600 |
Субсидия на строитель- ство или приобретение жилья (50%), долл. |
- | - | 27000 | - |
Субсидирование банкам процентной ставки (до 7% годовых), долл. |
- | 31100 | - | - |
Ипотечный кредит, долл. | 50400 | 50400 | 37800 | 29400 |
Срок кредитования, лет | 20 | 20 | 20 | 20 |
Банковская процентная ставка, % годовых |
11 | 7 | 11 | 11 |
Ежемесячный аннуитетный платеж, долл. |
520 | 390 | 390 | 303 |
Эквивалентная банковс- кая процентная ставка (по ежемесячным плате- жам), % годовых |
- | - | 7 | 4 |
* Вариант приводится для сопоставления. Размеры платежей и процентная ставка не учитывают:
- дополнительные затраты кредитора по налогу на прибыль с суммы бюджетной субсидии и дополнительные кредитные риски, возникающие в связи с наличием переходящих обязательств городского бюджета на весь срок кредитования гражданина (20 лет);
- дополнительные затраты заемщика по оплате налога с материальной выгоды, полученной при экономии на процентах при субсидировании банковской ставки. Кроме того, прямое субсидирование процентных ставок снижает привлекательность ипотечных облигаций для инвесторов в силу их низкой доходности по отношению к уровню инфляции, что не позволит банкам рефинансировать выданные ипотечные кредиты.
Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- расширение возможностей улучшения жилищных условий для москвичей, в том числе очередников;
- увеличение доступности жилищного ипотечного кредитования для москвичей;
- увеличение количества ипотечных кредитов, выдаваемых в городе Москве.
Для достижения поставленных целей планируется решить следующие основные задачи:
1. Снизить финансовую нагрузку на москвичей (очередников) при приобретении квартиры с использованием кредитных средств.
2. Обеспечить субсидирование первоначального взноса за квартиру, приобретаемую с привлечением средств ипотечного кредита.
3. Организовать продажу жилья, построенного за счет средств городского бюджета, москвичам (очередникам) по себестоимости строительства без отчислений на развитие инфраструктуры города с использованием ипотечных кредитов.
4. Обеспечить кредиторов на договорной основе гарантиями по выделению квартир из маневренного жилищного фонда города заемщикам в случае обращения взыскания на находящиеся в их собственности и в залоге у кредитора жилые помещения.
5. Организовать работу по резервированию и реализации москвичам части жилой площади, возводимой строительными компаниями для продажи на рынке жилья.
6. Продолжить работу по формированию и развитию городской накопительно-ипотечной системы.
7. Увеличить долю жилья, строящегося по городскому заказу и направляемого на продажу гражданам с использованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа.
Ожидаемые результаты выполнения Программы
В рамках Программы планируется достижение следующих основных результатов:
Увеличить в два и более раза доступность жилищных ипотечных кредитов для москвичей (очередников). Увеличить в два и более раза количество ежегодно выдаваемых в городе Москве ипотечных кредитов с 4,4 тыс. в 2004 году до 33 тыс. к 2009 году с учетом кредитов, выдаваемых в рамках Программы, и прогнозируемого объема предоставления кредитов банками вне Программы.
Предоставить возможность приобрести жилье у города по себестоимости строительства с рассрочкой платежа без оформления ипотеки до 15 тыс. московских семьей (очередников).
Обеспечить субсидирование первоначального взноса за квартиру, приобретаемую на рынке недвижимости с помощью ипотечного кредита, около 5,3 тыс. московских семей за счет предоставления им из бюджета города субсидий на строительство или приобретение жилья.
Обеспечить рефинансирование строительства жилья по городскому заказу и его продажу москвичам с использованием ипотечного кредитования и рассрочки платежа в объеме 1,5 млн. кв. м жилой площади (25 тыс. квартир) за счет средств граждан, поступление которых в бюджет города от реализации Программы прогнозируется в объеме 29,5 млрд. рублей.
Обеспечить резервирование и реализацию москвичам с использованием ипотечного кредитования жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке недвижимости, в объеме не менее 360 тыс. кв. м (6 тыс. квартир).
О резервировании площади из доли инвестора для оказания содействия очередникам в приобретении жилых помещений с использованием субсидии на строительство или приобретение жилья см. распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 10 сентября 2007 г. N 899
Таблица 3
Количество москвичей, улучшающих жилищные условия в рамках Программы
Способы улучшения жилищных условий | Годы реализации Программы |
Итого | ||
2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего, в том числе: | 10300 | 12300 | 13600 | 36200 |
покупка жилой площади, построенной по го- родскому заказу, с использованием ипотеч- ного кредитования и рассрочки платежа |
8300 | 8300 | 8300 | 24900 |
при приобретении жилья на рынке недвижи- мости с использованием ипотечного кредито- вания и субсидии на строительство или при- обретение жилья |
1000 | 2000 | 2300 | 5300 |
при приобретении жилья на рынке недвижи- мости с использованием ипотечного кредито- вания за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками |
1000 | 2000 | 3000 | 6000 |
По собственным программам коммерческих банков (прогноз)* |
5100 | 7100 | 19100 | 31300 |
Итого по городу Москве | 15400 | 19400 | 32700 | 67500 |
* При условии развития общефедеральной системы ипотечного жилищного кредитования.
Таблица 4
Объемы
жилой площади (строящейся за счет средств бюджета города Москвы), направляемой на продажу гражданам с использованием ипотечного кредитования и рассрочки платежа
Годы реализации | Итого | |||
2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(тыс. кв. м) | ||||
продажа с использованием жилищного ипотеч- ного кредитования жилой площади, строящей- ся по городскому заказу дополнительно сверх 600 тыс. кв. м жилой площади, на- правляемой на решение общегородских соци- альных задач и Московскую программу "Моло- дой семье - доступное жилье" продажа жилой площади с рассрочкой платежа (без оформления ипотеки) и с использовани- ем жилищного ипотечного кредитования в рамках 600 тыс. кв. м жилой площади, на- правляемой на решение общегородских соци- альных задач и Московскую программу "Моло- дой семье - доступное жилье" |
200 300 |
200 300 |
200 300 |
600 900 |
Всего: | 500 | 500 | 500 | 1500 |
(квартир) | ||||
продажа с использованием жилищного ипотеч- ного кредитования жилой площади, строящей- ся по городскому заказу дополнительно сверх 600 тыс. кв. м жилой площади, на- правляемой на решение общегородских соци- альных задач и Московскую программу "Моло- дой семье - доступное жилье" продажа жилой площади с рассрочкой платежа (без оформления ипотеки) и с использовани- ем жилищного ипотечного кредитования в рамках 600 тыс. кв. м жилой площади, на- правляемой на решение общегородских соци- альных задач и Московскую программу "Моло- дой семье - доступное жилье" |
3300 5000 |
3300 5000 |
3300 5000 |
9900 15000 |
Всего: | 8300 | 8300 | 8300 | 24900 |
Таблица 5
Объемы
жилой площади, приобретаемой гражданами с использованием субсидии на строительство или приобретение жилья и ипотечного кредитования на рынке недвижимости*
Год реализации Программы | Итого | ||
2006 | 2007 | 2008 | |
(тыс. кв. м) | |||
50 | 110 | 130 | 290 |
(квартир) | |||
1000 | 2000 | 2300 | 5300 |
* Расчеты произведены исходя из того, что не менее 50% от ежегодных объемов субсидий будет использовано гражданами при покупке жилья на рынке недвижимости с помощью ипотечного кредитования.
Таблица 6
Объемы
жилой площади, приобретаемой москвичами с использованием ипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой инвесторами для продажи на рынке жилья
Год реализации Программы | Итого | ||
2006 | 2007 | 2008 | |
(тыс. кв. м) | |||
60 | 120 | 180 | 360 |
(квартир) | |||
1000 | 2000 | 3000 | 6000 |
Источники финансирования Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
1. Средства бюджета города Москвы.
2. Собственные средства граждан.
3. Средства кредитных организаций.
Таблица 7
Объемы финансирования Программы
Годы реализации | Итого | |||
2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Бюджетные средства | 14100 | 17300 | 19700 | 51100 |
Внебюджетные средства, в том числе: при приобретении жилья на рынке недвижи- мости с использованием субсидии и ипотеч- ного кредита при приобретении жилья на рынке недвижи- мости с использованием ипотечного кредита за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками |
3200 1100 2100 |
7200 2600 4600 |
10900 3300 7600 |
21300 7000 14300 |
Итого: | 17300 | 24500 | 30600 | 72400 |
Таблица 8
Объемы средств, поступающие в бюджет города от реализации Программы
Год реализации Программы | Итого | ||
2006 | 2007 | 2008 | |
8400 | 9800 | 11300 | 29500 |
Таблица 9
Объемы
средств городского бюджета, направляемые на реализацию Программы
Годы реализации | Итого | |||
2006 | 2007 | 2008 | ||
доля средств, выделяемая на строительство жилья по городскому заказу для продажи гражданам с использованием ипотечных кре- дитов и предоставления рассрочки платежа в рамках лимитов капитальных вложений, ут- верждаемых ежегодными адресными программа- ми города Москвы |
12510 | 13700 | 15100 | 41310 |
субсидии на строительство или приобретение жилого помещения |
1590 | 3600 | 4600 | 9790 |
Всего: | 14100 | 17300 | 19700 | 51100 |
Порядок и условия приобретения жилья, строящегося за счет средств городского бюджета, очередниками с использованием ипотечного жилищного кредитования
Граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут приобретать жилые помещения, строящиеся за счет средств бюджета города Москвы, без рассрочки платежа с использованием собственных и заемных средств, по договору купли-продажи.
1. Сторонами по договору купли-продажи являются город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы или уполномоченная им в установленном порядке организация (Продавец), с одной стороны, и гражданин или граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (Покупатель), с другой стороны.
2. Основным документом, регулирующим отношения Продавца с Покупателем, является договор купли-продажи жилого помещения, заключенный в письменной форме и зарегистрированный в установленном порядке. До заключения сторонами договора купли-продажи жилого помещения права и обязанности сторон могут определяться предварительным договором, заключаемым сторонами на начальном этапе строительства.
3. После завершения строительства и регистрации прав собственности города на жилое помещение стороны заключают договор купли-продажи жилого помещения.
4. При оплате стоимости приобретаемого жилья Покупатель может использовать как собственные, так и заемные средства, полученные им в виде кредита.
5. Стоимость жилого помещения в доме-новостройке, построенном за счет средств бюджета города Москвы, определяется Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы исходя из суммы затрат на строительство одного квадратного метра общей площади жилых помещений в многоквартирном доме с учетом затрат на строительство общего имущества и расходов на создание внутриквартальных инженерных сетей, определенных на основании твердой договорной цены, установленной по итогам конкурсов по подбору подрядных организаций и организаций-заказчиков.
6. При заключении основного договора купли-продажи площадь квартиры и ее стоимость подлежат корректировке на основании документов, предоставленных органом, осуществляющим техническую инвентаризацию по результатам обмеров, и актов о результатах реализации инвестиционных проектов на объекты завершенного строительства.
7. При государственной регистрации права собственности Покупателя на жилое помещение осуществляется государственная регистрация залога жилого помещения. Залогодержателем по данному залогу является кредитная организация, предоставившая кредит на приобретение жилого помещения.
8. После государственной регистрации основного договора купли-продажи жилого помещения Покупатель подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
9. Средства от продажи жилой площади зачисляются в бюджет города Москвы и учитываются как доходы от продажи квартир.
Порядок и условия приобретения очередниками жилья на рынке недвижимости с использованием субсидии на строительство или приобретение жилья и ипотечного жилищного кредитования
Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие право на получение субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, в порядке, установленном действующим законодательством, по своему желанию могут приобретать жилье на рынке недвижимости с использованием предоставляемых им ипотечных кредитов. Для этого принимается следующий порядок действий:
1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы проводит учет граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение субсидии на приобретение или строительство жилья, выделяемой из бюджета города (далее - субсидии), обратившихся в кредитную организацию за получением ипотечного кредита и квалифицированных в качестве надежных и платежеспособных заемщиков.
2. На основании решения исполнительных органов государственной власти города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы выдает гражданину свидетельство о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья (далее - свидетельство), подтверждающее, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину субсидия.
3. Кредитная организация, участвующая в Московской ипотечной программе, проводит оценку надежности и платежеспособности заемщика, экспертизу правоустанавливающих документов на приобретаемое гражданином жилое помещение и по результатам оценки принимает решение о выдаче кредита.
4. На основании договора купли-продажи (участия в долевом строительстве) жилого помещения и кредитного договора Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы выпускает распоряжение на перечисление средств субсидии с именного блокированного целевого счета (далее - ИБЦС) гражданина, открытого в уполномоченном банке, на счет продавца/застройщика жилья.
5. Перечисление средств субсидии с ИБЦС гражданина на счет продавца/застройщика жилья осуществляется на основании заявления гражданина после подтверждения факта перечисления собственных и заемных средств на расчетный счет продавца/застройщика жилья.
6. В течение двух недель с момента оформления права собственности на приобретенное жилое помещение гражданин предоставляет в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы зарегистрированный договор купли-продажи (свидетельство о праве собственности).
7. Граждане, использовавшие предоставленную субсидию, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Московского городского суда от 8 ноября 2006 г., оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2007 г., часть II Программы "Основные положения Программы" в разделе "Порядок и условия приобретения жилья гражданами на этапе строительства с использованием ипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке жилья" в части установления 10-летнего срока постоянного проживания в г. Москве в качестве обязательного условия участия в Программе ипотечного жилищного кредитования, признана не противоречащей действующему законодательству
Порядок и условия приобретения жилья гражданами на этапе строительства с использованием ипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке жилья
Постановлением Правительства Москвы от 23 января 2007 г. N 24-ПП в качестве условий конкурса на строительство типового жилья эконом-класса, в том числе доходных домов, предлагается установить обязанность инвестора реализовать до 80% жилой площади, составляющей долю инвестора, гражданам, проживающим в г. Москве не менее десяти лет и до 30% жилой площади, составляющей долю инвестора, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством г. Москвы, по фиксированным ценам, закрепленным в инвестиционном контракте
Граждане, постоянно проживающие в городе Москве не менее 10 лет и желающие улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечного кредитования и субсидий, могут участвовать в долевом строительстве жилья на условиях, определяемых застройщиком, в том числе с зачетом стоимости жилья, находящегося в собственности граждан. Для этого принимается следующий порядок действий:
1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы ведет учет:
- граждан, постоянно проживающих в городе Москве не менее 10 лет и желающих улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечного кредитования и субсидий путем участия в долевом строительстве жилья на условиях, определяемых застройщиком, в том числе с зачетом стоимости жилья, находящегося в собственности граждан, и квалифицированных кредитором в качестве надежных и платежеспособных заемщиков;
- юридических лиц, принимающих на основании заключенных с департаментом договоров участие в реализации городских жилищных программ.
2. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в установленные сроки после подписания инвестиционного контракта между Правительством Москвы и застройщиком представляет застройщику сформированные списки граждан.
3. Для зачета стоимости имеющегося жилья гражданин имеет право воспользоваться услугами Государственного унитарного предприятия города Москвы "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" (далее - Агентство) или иной организации. Агентство или иная организация в рамках договора с банком представляет ему сведения о зачетной стоимости имеющегося у заемщика жилья.
4. Застройщик на основании списков граждан, представленных Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, заключает договор участия в долевом строительстве жилья.
5. Имущественные права по договору участия в долевом строительстве жилого помещения находятся в залоге у кредитора, а после оформления права собственности гражданина в установленном порядке оформляется ипотека жилого помещения.
III. Мероприятия Программы
N п/п |
Основные мероприятия | Исполнители | Срок исполнения |
Финансирование | |
Объем (млн.руб.) |
Источ- ники |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2006 год | |||||
1. | Обеспечение ввода по го- родскому заказу не менее 500 тыс. кв. м общей жи- лой площади (таб. 4)* |
КАСРРГ, ДЭПиР, ДЖПиЖФ |
в течение года |
14100 (таб. 9) |
бюджет города |
2. | Предоставление субсидий на строительство или при- обретение жилья на цели ипотечного кредитования |
ДЖПиЖФ, ДЭПиР, префектуры АО |
в течение года |
1590 (таб. 9) |
бюджет города |
3. | Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы |
ДЖПиЖФ, КБ МИА |
в течение года |
3200 (таб. 7) |
внебюд- жетные средст- ва |
4. | Направление на обеспече- ние очередников не менее 500 тыс. кв. м общей жи- лой площади (таб. 4) |
ДЖПиЖФ | в течение года |
||
5. | Обеспечение жилой пло- щадью около 10 тыс. семей (таб. 3) |
ДЖПиЖФ, префектуры АО |
в течение года |
||
6. | Подготовка предложений по созданию в г. Москве си- стемы страхования объек- тов залога |
ДЖПиЖФ, ЦЖС |
до 1 апре- ля 2006 г. |
||
7. | Организация информацион- но-разъяснительной работы среди жителей г. Москвы о возможности приобретения или строительства жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования |
ПСМиПМ, ДЖПиЖФ |
в течение года |
бюджет города |
|
2007 год | |||||
8. | Обеспечение ввода по го- родскому заказу не менее 500 тыс. кв. м общей жи- лой площади (таб. 4) |
КАСРРГ, ДЭПиР, ДЖПиЖФ |
в течение года |
17300 (таб. 9) |
бюджет города |
9. | Предоставление субсидий на строительство или при- обретение жилья на цели ипотечного кредитования |
ДЖПиЖФ, ДЭПиР, префектуры АО |
в течение года |
3600 (таб. 9) |
бюджет города |
10. | Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы |
ДЖПиЖФ, КБ МИА |
в течение года |
7200 (таб. 7) |
внебюд- жетные средст- ва |
11. | Направление на обеспече- ние очередников не менее 500 тыс. кв. м общей жи- лой площади (таб. 4) |
ДЖПиЖФ | в течение года |
||
12. | Обеспечение жилой пло- щадью около 12 тыс. семей (таб. 3) |
ДЖПиЖФ, префектуры АО |
в течение года |
||
13. | Организация информацион- но-разъяснительной работы среди жителей г. Москвы о возможности приобретения или строительства жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования |
ПСМиПМ, ДЖПиЖФ |
в течение года |
бюджет города |
|
2008 год | |||||
14. | Обеспечение ввода по го- родскому заказу не менее 500 тыс. кв. м общей жи- лой площади (таб. 4) |
КАСРРГ, ДЭПиР, ДЖПиЖФ |
в течение года |
15100 (таб. 9) |
бюджет города |
15. | Предоставление субсидий на строительство или при- обретение жилья на цели ипотечного кредитования |
ДЖПиЖФ, ДЭПиР, префектуры АО |
в течение года |
4600 (таб. 9) |
бюджет города |
16. | Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы |
ДЖПиЖФ, КБ МИА |
в течение года |
10900 (таб. 7) |
внебюд- жетные средст- ва |
17. | Направление на обеспече- ние очередников не менее 500 тыс. кв. м общей жи- лой площади (таб. 4) |
ДЖПиЖФ | в течение года |
||
18. | Обеспечение жилой пло- щадью около 12 тыс. семей (таб. 3) |
ДЖПиЖФ, префектуры АО |
в течение года |
||
19. | Организация информацион- но-разъяснительной работы среди жителей г. Москвы о возможности приобретения или строительства жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования |
ПСМиПМ, ДЖПиЖФ |
в течение года |
бюджет города |
|
20. | Подведение итогов выпол- нения Программы на засе- дании Правительства Моск- вы |
ДЖПиЖФ | I квартал 2009 г. |
* Таблицы финансово-экономического раздела Программы.
** Объемы финансирования Программы за счет средств городского бюджета уточняются исходя из показателей, принятых законом города Москвы о бюджете города Москвы, и Адресной инвестиционной программой города Москвы на очередной финансовый год.
Список сокращений названий исполнителей:
АО - административный округ;
ДЖПиЖФ - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;
ДЭПиР - Департамент экономической политики и развития города Москвы;
КАСРРГ - Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы;
КБ МИА - ОАО Коммерческий банк "Московское ипотечное агентство";
ПСМиПМ - Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы;
ЦЖС - Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.