Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Оценка сложившейся ситуации и характеристика проблем
1. Структура туристских потоков
1.1. Въезд в Москву
Усилия Правительства Москвы, направленные на выполнение Постановления Правительства Москвы от 08.08.2000 N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", и связанные с совершенствованием туристской инфраструктуры города Москвы и формированием положительного имиджа столицы как мирового туристского центра привели к серьезным позитивным результатам.
Общая численность гостей, посетивших российскую столицу в 2006 г., увеличилась в 1,5 раза по сравнению с показателем 1999 г., и превысила 20 млн. человек. Из них примерно 15 млн. человек были экскурсантами, то есть приезжали в Москву не более, чем на один день. Около 2,3 млн. россиян, приезжавших в Москву, останавливались в гостиничном секторе города хотя бы на одну ночь.
Количество иностранных гостей в Москве возросло в 2,5 раза по сравнению с 1999 годом, и составило в 2006 году 3,73 млн. человек.
Несмотря на сдерживающие факторы в развитии международного туризма (последствия террористической атаки на США 11 сентября 2002 года, террористических актов в городе Москве, Турции, Египте, Испании, Великобритании, эпидемию атипичной пневмонии, птичьего гриппа, экономический спад), количество иностранных гостей города Москвы возрастало каждый год в среднем на 15-20%.
Если сравнить этот показатель со статистикой роста международных туристических прибытий в других регионах мира (в Европе - рост на 4% в год, В Америке - 6,1%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 7,8%, На Ближнем Востоке - 9,5%, и в лидирующей Африке - 10%), то московские 15-20% выглядят просто рекордными.
При этом растущий въезд иностранных туристов в город Москву наблюдался на фоне общего спада въездного туристского потока в Россию. Так, в 2004 году количество въезжающих в Россию туристов снизилось на 9,2%, а в 2005 - на 16,6%. Такая динамика устойчиво сохранялась в течение последних шести лет. Спад въездного туристского потока в Российскую Федерацию мог бы быть еще больше, если бы не сдерживался увеличением количества иностранных гостей в столице.
Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) обнародовал в Лондоне прогноз развития туристической отрасли на грядущее десятилетие. Индустрию путешествий в мире ждет здоровый рост. Причем России в исследованиях WTTC отведено особое место. Как считают эксперты совета, туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров. Туристский рынок в России, по прогнозам WTTC, будет бурно развиваться. В 2007-2016 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям в туристическую отрасль. Как отмечают в WTTC, особый оптимизм в отношении перспектив России на арене мирового туризма вселяет бурный рост числа новых рабочих мест в отрасли (7-ое место в мире).
Действительно, по данным Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, въезд в Россию иностранцев с целью туризма перестал снижаться и вырос на 2%. Это, конечно, далеко от прогнозов WTTC, но тенденция положительная. Вместе с тем, впервые проявилась тенденция к снижению темпов въезда иностранцев в город Москву: 7% за 2006 год. Конечно, рост въездного туристского потока в город Москву все еще гораздо выше общероссийского показателя, но замедление темпов роста указывают на возникшую проблему, которая должна решаться с помощью мероприятий данной Программы.
Все же, несмотря на некоторый спад темпов роста въездного потока в город Москву, общие показатели 2007 года опережают темпы роста прогнозируемые "Основными положениями Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года".
Расчеты показывают, что с увеличением инвестиционных потоков и повышением привлекательности России для иностранных граждан и при сохранении усилий Правительства Москвы по увеличению въездного туристского потока, намеченная программными документами цифра в 5 млн. зарубежных гостей будет зафиксирована в городе Москве в 2010 году.
Динамика общего числа зарубежных гостей, приезжающих в Москву из стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья (по данным Пограничной службы ФСБ РФ)
Таблица 1
По темпам роста:
|
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
||||||||
% |
тыс. чел. |
% % |
% к 1999 |
% |
% к 1999 |
% |
% к 1999 |
% |
% к 1999 |
% |
% к 1999 |
% |
% к 1999 |
% |
% к 1999 |
|
Число иностранцев, в том числе из: |
100 |
1484 |
100 |
103 |
100 |
115 |
100 |
152 |
100 |
168 |
100 |
197 |
100 |
235 |
100 |
252 |
стран СНГ и Балтии стран дальнего зарубежья |
37 |
542 |
40 |
113 |
42 |
131 |
42 |
177 |
42 |
191 |
43 |
233 |
38 |
243 |
37 |
258 |
63 |
942 |
60 |
97 |
58 |
106 |
58 |
138 |
58 |
154 |
57 |
176 |
62 |
230 |
63 |
248 |
Таблица 2
По целям поездки (изменение структуры въездного потока):
Период |
Цели поездки, доли в % |
|||
Деловая |
Туризм |
Частная |
Прочие (транзит, ПМЖ, обслуж. персонал) |
|
2004 г. |
29% |
26% |
34% |
11% |
2005 г. |
36% |
27% |
27% |
10% |
2006 г. |
39% |
27% |
25% |
9% |
Наибольшее количество иностранных гостей (63%) приезжает в город Москву из стран дальнего зарубежья (табл. 1), и их доля продолжает увеличиваться с каждым годом. Для России в целом доля граждан стран дальнего зарубежья в общей численности зарубежных посетителей в два раза ниже, чем в городе Москве, и составляет около 30%.
Структура потока зарубежных посетителей города Москвы в зависимости от целей визита значительно отличается от общероссийского. Если в Россию больше иностранцев прибывают с частными целями, а с туристскими всего около 10-15% гостей, то для столицы доля гостей с туристским# целями в 2 раза выше (27%).
В общем въездном потоке в город Москву (табл. 2) значимо увеличивается доля числа поездок, совершаемых с деловой целью (с 29% до 39%) за счет уменьшения доли частных и иных поездок. Количество поездок с чисто туристическими целями в 2003 году возросло на 26%. Именно рост делового туризма в его дорогом сегменте объясняет, что, в отличие от общемировой тенденции, в городе Москве наблюдаются высокие темпы притока доходов от туризма по сравнению с ростом самих прибытий. Одновременно более медленно увеличивается объем краткосрочных дешевых поездок, вызванных удорожанием средней стоимости тура в город Москву и низкой активностью перевозчиков.
Первые места по количеству приезжающих из дальнего зарубежья занимают Германия (263 тыс.), США (160 тыс. посетителей), Китай (127 тыс.), Великобритания (115 тыс.), Италия (107 тыс.), Франция (92 тыс.), что подтверждает эффективность проведенных мероприятий рекламного характера и необходимость продолжать работу в этом направлении.
Проведенный анализ мест посещений свидетельствует, что в последнее время происходит перераспределение въездных потоков - темпы роста количества туристов из стран Европы в город Москву сокращается, однако растет число граждан, приезжающих с Дальнего Востока.
Первые 30 стран по количеству своих граждан, посетивших Москву за 2006 год (по целям поездки)
|
Страна |
Деловая |
Туризм |
Частная |
ПМЖ |
Транзит |
Экипаж |
Всего |
|
Всего |
1 447 136 |
994 285 |
940 918 |
24 890 |
222 535 |
102 415 |
3 732 179 |
1 |
Германия |
100 093 |
127 841 |
21 890 |
242 |
1 691 |
11 441 |
263 198 |
2 |
Узбекистан |
94 566 |
1 030 |
126 565 |
957 |
11 056 |
5 267 |
239 441 |
3 |
Украина |
41 820 |
4 543 |
107 759 |
4 465 |
41 029 |
7 047 |
206 663 |
4 |
Армения |
27 135 |
2 028 |
137 428 |
1 406 |
9 042 |
1368 |
178 407 |
5 |
Таджикистан |
115 403 |
224 |
46 200 |
323 |
7 157 |
2 054 |
171 361 |
6 |
Азербайджан |
25 577 |
1 262 |
127 104 |
829 |
6 360 |
503 |
161 635 |
7 |
США |
55 882 |
69 016 |
26 255 |
321 |
1 139 |
7 364 |
159 977 |
8 |
Казахстан |
29 367 |
2 357 |
67 564 |
1 821 |
33 807 |
7 009 |
141 925 |
9 |
Китай |
51 041 |
46 717 |
12 486 |
881 |
7 314 |
9 550 |
127 989 |
10 |
Великобритания |
58 479 |
41 450 |
11 388 |
119 |
319 |
3 152 |
114 907 |
11 |
Турция |
75 529 |
33 210 |
4 999 |
249 |
201 |
382 |
114 570 |
12 |
Италия |
33 029 |
62 419 |
8 619 |
147 |
434 |
2 356 |
107 004 |
13 |
Беларусь |
2 521 |
2 475 |
32 701 |
4 881 |
62 906 |
553 |
106 037 |
14 |
Франция |
32 715 |
41 854 |
12 032 |
68 |
418 |
5 345 |
92 432 |
15 |
Япония |
15 478 |
28 113 |
4 187 |
402 |
1 213 |
2 125 |
51 518 |
16 |
Киргизия |
16 814 |
494 |
25 957 |
84 |
7 882 |
200 |
51 431 |
17 |
Израиль |
20 260 |
19 662 |
5 999 |
63 |
347 |
124 |
46 455 |
18 |
Испания |
6 416 |
29 079 |
5 457 |
30 |
283 |
319 |
41 584 |
19 |
Грузия |
23 205 |
6 166 |
10 086 |
572 |
693 |
140 |
40 862 |
20 |
Нидерланды |
19 746 |
15 587 |
4 340 |
49 |
127 |
784 |
40 633 |
21 |
Серб. и Черногория |
23 307 |
6 367 |
7 397 |
283 |
728 |
268 |
38 350 |
22 |
Финляндия |
19 296 |
11 466 |
4 246 |
47 |
169 |
2 192 |
37 416 |
23 |
Австрия |
16 830 |
11 728 |
3 400 |
34 |
53 |
3 997 |
36 042 |
24 |
Индия |
13 856 |
4 031 |
8 116 |
1 024 |
5 352 |
657 |
33 036 |
25 |
Польша |
16 176 |
10 009 |
3 658 |
199 |
935 |
544 |
31 521 |
26 |
Молдова |
6 087 |
439 |
19 792 |
291 |
4 024 |
249 |
30 882 |
27 |
Корея, Республика |
5 548 |
18 547 |
3 224 |
26 |
629 |
2 059 |
30 033 |
28 |
Швейцария |
9 419 |
10 611 |
2 346 |
18 |
84 |
6 409 |
28 887 |
29 |
Вьетнам |
16 753 |
348 |
5 823 |
41 |
629 |
2 350 |
25 944 |
30 |
Швеция |
12 322 |
8 192 |
4 134 |
225 |
289 |
494 |
25 656 |
1.2. Выезд из Москвы
Около 5 млн. москвичей отдохнули за границей в 2006 году.
В 2006 году с целью туризма москвичей выехало на 14% больше, чем в 2005. Это значит, что выездной туристический поток из города Москвы, значительно замедливший темп роста в 2005 году, возвращает утраченные позиции. Турция, хотя и занимает в таблице верхнюю строчку, но впервые за 7 лет показала снижение спроса. Причины: обманы туристов и исчезновения туристических фирм, проблемы с размещением в гостиницах, периодические взрывы на различных курортах, участившиеся жалобы на качество обслуживания в турецких отелях.
Египет показывает завидную динамику: плюс 25%. Китай увеличил число отдыхающих москвичей на 10%. На 32% увеличился туристкий поток в Финляндию. Италия и Испания растут стабильно: плюс 20% и 12% соответственно. Италия тоже растет (19,6%), но медленнее, чем в 2005 году (32%). Хороший результат показывает Греция, прибавившая 35%. По письменному признанию министра туризма Греции этот результат во многом достигнут благодаря участию Греции в статусе "страны выставки" в Седьмой Московской международной туристской ярмарке MITF-2006, организуемой Комитетом по туризму города Москвы. Почти в два раза увеличила темп роста Хорватия. Безвизовая Черногория (вместе с Сербией) держит высочайший темп уже второй год: плюс 95%.
Рекордсменом 2006 года стал Таиланд. Потеряв по итогам 2005 года 12% потока из города Москвы после стихийного бедствия, эта страна показала рост - 102%. Безвизовый въезд в Таиланд, который действует с конца марта 2007 года, способствует увеличению туристского потока из России.
Немного снизилось число поездок в Германию. В связи с ужесточением визового режима число поездок в Германию будет продолжать сокращаться. Отношение консульства к турбизнесу прямо влияет на спрос. То же касается и Великобритании. Хотя во второй половине прошедшего года претензий к работе британского консульства не было, визовый скандал, случившийся на этом направлении весной 2006 года, видимо, повлиял на интерес к этой стране. Хуже обстоят дела с поездками во Францию - минус 20%. Причиной также послужили визовые проблемы, в том числе и первое в истории российского турбизнеса пикетирование консульства в городе Москве.
2. Создание образа города Москвы, как города, благоприятного для туризма.
По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2006 году не самые развитые в туристском отношении страны выделяли значительные средства на продвижение своего национального турпродукта на мировой рынок: Румыния - 5,7 млн евро, Словакия - 6,3 млн. евро, Польша - 7,7 млн. евро, Словения - 8,5 млн. евро. Более развитые в туризме страны ежегодно выделяют на поддержание своего туристского имиджа: Таиланд (25,8 млн. евро), Финляндия (26,5 млн. евро), Швейцария (43,2 млн. евро), Австрия (46,2 млн. евро), Франция (60 млн. евро), не считая региональных бюджетов. Верхнюю строчку в таблице UNWTO в 2005 году занимала Греция - 121,7 млн. евро.
Государственный бюджет России в 2007 году выделил на продвижение туристических возможностей страны на международном рынке около 4 млн. евро. Сумма крайне низка не только по сравнению с аналогичными бюджетами других стран, но и с точки зрения ее "возможностей" в отношении такой многогранной в туристском плане страны как Россия.
На формирование своего туристского имиджа город Москва тратит значительно больше средств, чем другие субъекты Российской Федерации, и год от года сумма этих средств растет. В 2007 году она составила 210 млн. рублей (6 млн. евро). При этом каждый вложенный в развитие туризма рубль приносит от 50 до 300 рублей дохода.
С целью развития въездного туризма и продвижения московского туристского продукта на международный рынок организовано ежегодное участие представителей туристско-гостиничного комплекса столицы в около 20 международных туристских выставках и ярмарках, в том числе: FITUR (Мадрид), BIT (Милан), ITB (Берлин), ATM (Дубай), Salon Mondial du Tourism (Париж), AIME (Мельбурн), JATA (Токио), Philoxenia (Салоники), WTM (Лондон) и др. В рамках участия в этих выставках проводятся презентации Москвы как мирового туристского центра.
На крупнейшей в Европе лондонской туристской выставке WTM город Москва был представлен как "город выставки" на стенде площадью 258 кв.м, поскольку Правительство Москвы выступило в качестве генерального спонсора выставки.
Кроме вышеперечисленных выставок гостиничная отрасль столицы представлена на выставках MIPIM (г. Канны); EXPO REAL (г. Мюнхен), MIPIM Asia (Гонконг), "Инвестиции-Строительство-Недвижимость" ("РеалтЭкс", Москва), HOTELYMPIA (г. Лондон); SITC (г. Барселона). Обеспечено участие более 20,0 тыс. представителей отрасли на внутренних гостиничных, инвестиционных и туристских форумах, и более 1,5 тыс. представителей - на международных деловых конгрессно-выставочных мероприятиях. Организованы презентации "Перспективы развития гостиничного хозяйства Москвы и возможности партнерства", "Инвестиционные возможности гостиничного хозяйства Москвы", презентации отдельных гостиничных проектов, программ развития туристской инфраструктуры, в т.ч. туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы".
Ежегодно в мае, в выставочном центре "Гостиный Двор" проходит Московская международная туристская ярмарка "MITF". В 2006 году в ее работе приняли участие более 1000 российских (из 80 субъектов Российской Федерации) и зарубежных компаний из 45 стран мира. Ярмарку посетило около 75 тыс.чел., среди них - 40 тыс. - специалисты туротрасли. В ходе работы ярмарки проходили конференции, семинары, "круглые столы", а также презентации туристских ресурсов и программ 18 стран и 9 субъектов Российской Федерации.
В рамках "MITF-2006" в Центральном выставочном зале "Манеж" прошла первая международная выставка "Гостиничное дело". В ней приняли участие 152 экспонента из 12 субъектов России и 5 стран мира. Участники - префектуры города Москвы и около 100 инвесторов-застройщиков продемонстрировали свои проекты по реализации Генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года. Проведен инвестиционный форум "Презентация туристского инвестиционного потенциала города Москвы и России".
В ходе проведения Дней Москвы за рубежом положительно зарекомендовала себя форма презентаций города Москвы с использованием компьютерных технологий для организации красочного видеоряда, сопровождаемого комментариями на языке страны пребывания с последующей пресс-конференцией.
Ежегодно издается рекламно-информационная продукция о городе Москве на европейских и редких языках (японском и арабском), DVD и CD-диски, общим тиражом около миллиона экземпляров, которая распространяется в России и за рубежом.
В 2006 году возобновлено издание ежемесячного иллюстрированного журнала "Москва сегодня и завтра" на русском и английском языках, ориентированного на туристов и гостей города.
Регулярно проводится рекламная кампания города Москвы как мирового туристского центра в телевизионном эфире за рубежом (телеканалы CNN - Europe, CNN - Asia), в международной прессе за рубежом (размещение макета рекламного модуля в журналах Business Week, The Economist). Для популяризации города Москвы как центра внутреннего российского туризма проведена рекламная кампания в эфире региональных российских телекомпаний.
Для дополнительного привлечения в город Москву российских и иностранных туристов подготовлен и реализован ряд крупных "знаковых" мероприятий в жизни города. Ежегодно на Васильевском спуске проходит недельное празднование "Широкой Масленицы", в котором принимает участие около 40 тыс. российских и иностранных туристов. В сентябре 2006 года на День города проведены показательные выступления полков почетной охраны глав государств, в котором приняли участие делегации из Франции, Казахстана, Президентский полк и Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации. Ежегодно, в старый Новый год проходит фестиваль "Русская зима" на Трафальгарской площади в Лондоне.
По договоренности с мэрией Лондона в столицах России и Великобритании в январе проводятся синхронные рекламные акции: презентации ледяных скульптур, изображающих широко известные символы Москвы и Лондона, шахматный турнир между двумя столицами с использованием массивных шахматных фигур из льда, и др. Подобные мероприятия привлекают положительное внимание зарубежной публики к городу Москве и вызывают широкий отклик в мировых средствах массовой информации.
Налажен производственный цикл и выпуск в эфир на телеканале "ТВ-Центр" еженедельной передачи "Дневник путешественника" - об объектах туристского интереса и туристской привлекательности регионов России через хронику реальных путешествий. Передача стимулирует развитие внутрироссийского туризма.
Международная имиджевая деятельность также включает в себя работу Туристского информационного центра (ТИЦ) города Москвы, оснащенного мощным интернет-порталом.
Комитет по туризму города Москвы, используя свое постоянное членство во Всемирной туристской организации UNWTO (WORLD TOURISM ORGANIZATION), регулярно участвует в форумах, проводимых этой организацией по наиболее актуальным вопросам развития туризма в мире.
3. Развитие гостиничного хозяйства города
Гостиничный комплекс развивается в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы до 2020 года.
Среднегодовой показатель загрузки гостиниц в 2005-2006 годах составлял 73-74%. Гостиничные предприятия обеспечивают обслуживание участников мероприятий международного, федерального и городского уровня. В 2006 году их было более 300 с общим количеством участников свыше 100 тыс. человек, что в 2,5 раза превысило показатель 2005 года.
Благодаря благоприятной конъюнктуре, расширению предложения услуг, гостиничное хозяйство города Москвы последовательно наращивает прибыльность. Объем платных услуг гостиниц города в 2005 году превысил показатель предыдущего периода на 18% и составил 25,6 млрд.руб.; в 2006 году составил 32 млрд.руб. (рост к 2005 году на 25%). Прогноз на 2007 год - дальнейший рост на 15-20%.
В этих условиях гостиничный рынок города Москвы в 2005-2007 годах стабильно занимал первое место в России (1/4 оборота России гостиничной сферы) по объемам предлагаемых услуг и доходам, получаемым от гостиничной деятельности.
За период 2005-2006 гг. построено и введено в эксплуатацию 23 новых гостиницы суммарной вместимостью около 6 тысяч мест, что обеспечило компенсацию потери номерного фонда за счет прекращения деятельности ряда гостиничных предприятий в связи с их реконструкцией.
В ходе реализации программных мероприятий развития туризма на 2005 - 2007 годы активно продолжался начатый в предыдущий период процесс замены устаревшего фонда (реконструкция со сносом) в центральных районах, изменение структуры в пользу высококлассных и временное сокращение фонда экономических гостиниц.
Динамика изменения состава гостиничного фонда города Москвы в последний период, включая 2005-2007 годы, представлена в табл. 4.
Таблица 4
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007* |
Количество гостиниц |
164 |
167 |
169 |
171 |
171 |
193 |
203 |
223 |
Количество мест на конец года (тыс.) ** |
64,1 |
64,2 |
65,0 |
65,2 |
65,9 |
66,8 |
68,4 |
72,4 |
* Прогнозный показатель.
** Показатель учитывает баланс ввода номерного фонда и выбытие номеров на реконструкцию.
По состоянию на 01.01.2007 года гостиничный фонд города Москвы насчитывал 203 объекта суммарной емкостью 68,4 тыс. мест.
В 2007 году планируется завершение строительства 18-20-ти гостиничных объектов ориентировочной вместимостью около 4 тысяч мест.
Ожидается, что к началу 2008 года суммарное число гостиниц составит 223, число мест - 72,4 тыс. мест.
Объем инвестиций в гостиничный бизнес города Москвы за 2005-2006 годы оценивается в сумму более 27 млрд. рублей. Из годового оборота российской индустрии гостеприимства более половины приходится на столицу. Этот объем заметен на фоне общей суммы сделок на мировом гостиничном рынке (в 2006 году - 1890 млрд. рублей).
С учетом объема запланированных к реализации проектов строительства и реконструкции московских гостиниц до 2010 года столичный гостиничный рынок оценивают# экспертами как один из самых инвестиционно привлекательных и рентабельных в Европе.
Свою роль в привлечении внимания возможных инвесторов сыграло принятие в 2006 году постановления Правительства Москвы от 18 июля 2006 года N 516-ПП "О неотложных мерах по стимулированию гостиничного хозяйства города Москвы". Постановлением предусмотрен ряд экономических стимулов, позволяющих сделать строительство гостиниц конкурентоспособным по отношению к другим видам строительных объектов.
Единым хранилищем данных по объектам гостиничного комплекса является Интерактивная система контроля и мониторинга реализации Генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве, которую необходимо поддерживать в рабочем состоянии и развивать в связи с предполагаемым расширением адресного перечня. Система дает возможность публичного использования информации путем доступа к базе данных авторизованных пользователей через сеть Интернет. Это позволяет просматривать сопроводительные, разрешительные и прочие документы в исходном виде, просматривать фотографии объектов, чертежи, презентационные видеоматериалы и анимационные фильмы.
Количественный рост гостиничного комплекса сопровождается изменением структуры номерного фонда. В силу выбытия крупных гостиниц экономического класса ("Интурист", "Москва", "Россия", "Минск" и др.) доля гостиниц категории 2-3 звезды заметно сократилась. Данная ситуация неоднократно обсуждалась и оценивалась, как неблагоприятная для развития массового экономического туризма. Реализация новых проектов в 2006 и 2007 годах позволит переломить ситуацию в пользу опережающего развития, наряду с гостиницами высшей категории 5 и 4 звезды, номерного фонда категории 3 звезды с современным уровнем комфорта и предоставляемого сервиса.
Таблица 6
Изменение структуры номерного фонда по категорийности гостиниц в 2007 году
|
на 01.01.2007 |
в % к общему числу |
на 01.01.2008 (прогноз) |
в % к общему числу |
изменение доли в структуре % |
Категория 5***** |
5456 |
8,08 |
5963 |
8,34 |
+0,26 |
Категория 4**** |
9889 |
14,50 |
9521 |
13,31 |
-1,19 |
Категория 3*** |
29460 |
43,12 |
32662 |
45,65 |
+2,53 |
Категория 1-2*/** |
23395 |
34,30 |
23395 |
32,70 |
-1,6 |
Итого всех категорий |
68200 |
0 |
71541 |
0 |
0 |
Неблагоприятным фактором, влияющим на развитие туризма, является систематической рост цен на услуги проживание#, что делает туристский пакет для посещения города Москвы менее конкурентоспособным.
Средняя стоимость размещения в гостиницах всех категорий в городе Москве росла в 2005-2006 годах, увеличиваясь ежегодно на треть. Такая тенденция предсказывается и на 2007 год. Среди 28 европейских городов город Москва на протяжении последних четырех лет демонстрировала самые высокие темпы роста цен на гостиничном рынке, уступив лидерство в прошлом году только Стамбулу. Обеспечивая гостиницам стабильность экономического положения, данная ситуация, вместе с тем, отражает низкий уровень конкурентности в условиях все еще сохраняющего дефицита гостиничного фонда города Москвы, что способствует росту цен на гостиничные услуги.
4. Развитие инфраструктуры туризма
4.1. Туристская рекреационная зона "Золотое кольцо Москвы"
В 2005-2007 годах реализован первый этап формирования туристской рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы", которая является крупнейшим инвестиционным градостроительным проектом в историческом центре столицы, ориентированной на создание новой современной городской среды, отвечающей требованиям мегаполиса XXI века.
В основу реализации программы был заложен принцип экореконструкции и выбран путь поэтапного решения вопросов создания единого пешеходного пространства, с учетом определенных туристских зон (маршрутов). В ходе работ по проекту решаются следующие задачи:
- реорганизация инфраструктуры, обеспечивающей пешеходную связь разобщенных территорий туристской зоны;
- вывод промышленных и реорганизация непрофильных предприятий;
- архитектурно-градостроительные работы по созданию новых и реконструкции имеющихся объектов туристского интереса, а также приведения качества жилищной и офисно-деловой инфраструктуры в соответствие с категорией центра города;
- решение экологических проблем и защита природных зон.
Произведено обустройство введенного в 2004 году пешеходного Патриаршего моста через Москва-реку от Храма Христа Спасителя на Стрелку. Проведена проектная подготовка строительства малого моста через Водоотводной канал. С вводом его в строй создается единая пешеходная зона, соединяющая улицы Пречистенку и Якиманку, центр города и исторические места Замоскворечья.
Определены условия реорганизации кондитерской фабрики "Красный Октябрь", с выводом основного производства. Разработана программа размещения гостиницы, выставочных галерей, "лофтов" для целевого использования с учетом туристской особенности территории.
Выполнены предпроектные проработки по 18 объектам пешеходной зоны, рассмотренные на Общественном Совете при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурного облика города. Ведется рабочее проектирование эталонного пешеходного маршрута на участке: площадь у метро "Новокузнецкая" - Лаврушинский переулок, а также объектов туристского обслуживания в комплексе Храма Христа Спасителя.
Перестроен сквер на Театральной площади у станции метро "Площадь революции", выполнено проектирование по реконструкции Александровского сада (верхний), создана пешеходная зона на участке Манежной улицы вдоль Центрального выставочного зала, оборудованная системой подогрева тротуаров и дорожного покрытия в зимнее время.
Однако предусмотренные программные мероприятия по оптимизации транспортного обслуживания территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", которое намечалось достичь с помощью частичного изменения организации движения автотранспорта, реализованы в меньшей степени.
4.2. Система ориентирования
В рамках создания системы ориентирования иностранных туристов в городе Москве повсеместно установлены световые указатели улиц, переулков и отдельных городских объектов - на русском языке с дублированием названий на латинице. Карты центра города с информацией об объектах городской и туристской инфраструктуры данного района с указанием адресов и телефонов на 4-х языках установлены в 500 павильонах общественного транспорта.
Развивается современная система ориентирования с использованием сети городских информационных автоматических киосков (инфоматов). Создано программно-информационное обеспечение для передачи информации и сервисов в режиме on-line с сервера Туристского информационного центра города Москвы на инфоматы. Разработана адресная программа установки инфоматов на наиболее интенсивных турмаршрутах. Запланировано создание выносных офисов ТИЦ для оказания информационной и консультативной помощи обратившимся туристам.
4.3. Другие инфраструктурные вопросы
Продолжалась работа по формированию и развитию комплекса пешеходного маршрута "Нескучный сад - ММДЦ "Москва-СИТИ". Пешеходная туристская улица, длиной 4,8 километра, пройдет через центр Москвы, от Нескучного сада до делового комплекса "Москва-Сити". На всем протяжении будет построена широкая сеть объектов туристской инфраструктуры под единой крышей. Это уникальный градостроительный продукт с культурным, историческим и рекреационным потенциалом, реализуемый на территории трех округов - Южного, Центрального и Западного.
Маршрут пролегает через застроенные районы города Москвы, используя сложившуюся сеть городских улиц, бульваров, скверов, вовлекая в ареал формирования территорию площадью до 50 га, охватывая три новых пешеходных моста через Москву-реку, значительное число памятников истории, культуры, религии, объекты спортивного и развлекательного назначения, сервиса, торговли и отдыха. Часть маршрута проходит по вновь построенным подземным площадям и галереям, большая часть маршрута будет иметь верхнее остекленение, защищающее прохожих от атмосферных осадков. В 2007 году будут завершены предпроектные разработки.
Перспективным представляется развитие конгрессной деятельности. Один деловой турист, в среднем расходует в 3 раза больше обычного "экскурсионного", и в 11 раз больше "активных" туристов, путешествующих по миру с рюкзаками. Прием бизнесменов выгоден не только турфирмам, но и городу Москве в целом. Именно на поступления от иностранных гостей приходится сейчас 2/3 российского рынка делового туризма. Вышеизложенное подтверждает важность строительства современных конгресс-центров, нехватка которых в городе очевидна. Имеющаяся инфраструктура не в состоянии обслуживать крупные конгрессные мероприятия международного уровня.
Следует продолжить работу по созданию стоянок для туристского автотранспорта. В том числе создаваемых в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 29 июня 2007 г. N 1336-РП "Об организации городских парковок для проведения эксперимента по размещению туристских автобусов".
5. Вопросы организации туристской деятельности
5.1. Новые виды международного туризма и туристские продукты
Изменение структуры туризма, диверсификация спроса ведет к необходимости формирования удовлетворяющих этот спрос предложений.
Во-первых, растет интерес к таким формам туризма, как экстремальный туризм. Происходит ярко выраженная диверсификация туризма по всем направлениям, и его отдельные виды: экологический или сельский туризм, экскурсионные туры, событийный и гастрономический туризм все в большей степени обособляются в отдельные отрасли или направления со своими специфическими, отличительными чертами и поклонниками.
Во-вторых, необходимо констатировать сдвиг спроса в сторону малобюджетных туров.
В-третьих, важной мировой тенденцией изменения спроса стало уменьшение суммарного количества туристских поездок и количества дней, проводимых в одном городе или области.
Как составная часть мирового туристического пространства город Москва должна адекватно ответить на современные мировые тенденции развития туристической индустрии. По данным Всемирной торговой организации в Европе наиболее динамично развивается городской туризм, и это положительный для города Москвы факт, а самым перспективным для России может стать экологический туризм.
Исходя из устойчивых мировых тенденций развития туриндустрии, в Москве развиваются новые виды туризма на базе московской Школы экстремального и приключенческого туризма: организованы курсы подготовки горных гидов, функционировал молодежный спортивно-оздоровительный и экологический лагерь "Приэльбрусье", лагерь Безенги. Проводились различные чемпионаты и соревнования: чемпионат по ски-альпинизму, ледолазанью; открытый Чемпионат России по экстремальным и приключенческим видам туризма и спорта; соревнования по скалолазанью среди туристских клубов Москвы и др. На базе ТИЦ г. Москвы коллективом в составе нескольких профессиональных путешественников, этнографов и историков, был выполнен комплекс работ по разработке и информационному продвижению новых маршрутов по территории России и СНГ, отвечающих специфике экстремального и приключенческого туризма.
В рамках работ по развитию экстремальных видов приключенческого туризма на базе московской Школы экстремального и приключенческого туризма имени А.Ю. Сенкевича организованы курсы подготовки горных гидов, проведены маркетинговые исследования предпочтений москвичей при выборе приключенческих видов путешествий.
Совместно со Службой комендатуры Московского Кремля создан новый туристский продукт города Москвы "Церемониальный развод конных и пеших караулов". Торжественный церемониал выполняет личный состав Президентского полка в составе Роты специального караула и Почетного кавалеристского эскорта в музыкальном сопровождении Президентского оркестра. Новый церемониал связал воедино разные эпохи, объединил в себе яркие, зрелищные элементы российских воинских церемоний, включая демонстрацию строевых приемов с оружием, "конную карусель" в сопровождении Президентского оркестра.
С целью развития туристской инфраструктуры, сохранения уникальных природно-ландшафтных и историко-архитектурных памятников усадебной культуры и создания на их базе новых историко-художественных программ и турмаршрутов ведется работа по реализации программы "Венок русских усадеб". В усадьбах "Воронцово", "Кузьминки", "Останкино" и др. проведены проектно-изыскательские, археологические, противоаварийные, парко-устроительные и реставрационные работы. Изготовлены исторические костюмы, реквизит, а также сувенирно-рекламная продукция для историко-художественных программ в этих усадьбах. Закуплено техническое оборудование для оснащения усадеб. Первая очередь программы завершена и запущена в эксплуатацию в мае 2007 года.
После запуска программы "Венок русских усадеб" имеет смысл не останавливаться, а продолжать работу по реконструкции туристских объектов в районах исторической застройки, исторических мест, часто посещаемых туристами, мемориальных мест, объектов показа, усадеб, садово-парковых ансамблей, мест для активного отдыха. Проектирование и строительство отдельных объектов будет сопровождаться выпуском отдельных правовых актов Правительства Москвы.
Одновременно с решением градостроительных вопросов, проводится работа по совершенствованию обслуживания иностранных и российских туристов на объектах туристской инфраструктуры. Распоряжением Правительства Москвы от 01 июля 2005 г. N 1199-РП утверждены "Критерии оценки объектов туристской инфраструктуры" и определен порядок проведения Конкурса среди владельцев таких объектов. В 2006 году из 468 предприятий, ведущих обслуживание туристов на территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", в Конкурсе приняли участие 92 предприятия.
5.2. Безопасность в туризме
Создан Координационный совет по вопросам обеспечения безопасности в туристско-гостиничном комплексе столицы. Положительный опыт работы систем туристской безопасности имеется в крупных городах мира и включает:
- создание информационных киосков в местах въезда иностранных туристов в аэропортах, вокзалах и других пограничных пунктах для оказания им консультационной и другой помощи.
- издание информационных материалов.
- принятие правовых актов города Москвы.
Разработаны и разосланы в гостиничные предприятия "Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности". В настоящее время "паспорта безопасности" подготовлены и утверждены в ГУ МЧС, ГУВД и ФСБ большинством гостиниц города Москвы. На интернет-сайте ТИЦ города Москвы размешена "страница безопасности" на русском и английском языках.
В штат круглосуточной телефонной службы экстренного вызова милиции - "02" включены операторы, владеющие английским языком;
Реализованы мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы, разработаны Концепция повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы, комплекс мероприятий по ее реализации, Требования по безопасности и антитеррористической защищенности к гостиничным предприятиям. В 2006 году практически завершено создание паспортов безопасности гостиничных предприятий города.
5.3. Межрегиональное сотрудничество
Продолжается работа по межрегиональному сотрудничеству в сфере туризма в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве между городом Москвой и другими субъектами Российской Федерации, а также в рамках Координационного Совета по развитию индустрии туризма "Регионы России - Московское соглашение", объединяющего 58 субъектов Российской Федерации. В частности:
- организовано участие 80 регионов России в Московской международной туристской ярмарке "MITF" и инвестиционном форуме.
- организовано участие регионов в зарубежных международных туристских выставках-ярмарках "BIT" Милан (Италия), "ITB", Берлин (Германия), "ATM" Дубай (ОАЭ), "WTM" Лондон (Великобритания);
- в ТИЦ города Москвы составлен банк данных туристских ресурсов и инвестиционных проектов в сфере туризма регионов. Размещена информация о 43 регионе# России и 23 инвестиционных предложениях;
- в ряде регионов проведены рекламные туры для представителей турбизнеса и СМИ;
- изданы каталоги "Туристские ресурсы регионов России" и "Региональные инвестиционные проекты в сфере туристского бизнеса" с включением материалов 58 регионов. Обеспечивается распространение каталогов за рубежом.
- подготовлены предложения по ряду законопроектов, касающихся туристской деятельности.
5.4. Методические и аналитические разработки
Для определения наиболее перспективных направлений развития туризма проведены расчеты количественных и качественных показателей въездных туристских потоков в город Москву, а также анализ и прогноз их динамики на основе расширенной информационной базы.
НИИ статистики Росстата продолжил работу по определению доходов в бюджет от деятельности организаций туристского комплекса по обслуживанию туристов в городе Москве в 2003-2006 годах. Также проведено пилотное обследование потребительских расходов иностранных туристов. Итоги разработки позволили сформировать базу данных по статистике туристского потребления в части иностранного въездного туризма. Дополнительные материалы представляют собой надежную информационную основу для повышения достоверности расчетов доходов организаций туристского комплекса от обслуживания туристов, посетивших столицу, и их вклада в доходную часть бюджета города Москвы.
6. Развитие системы подготовки кадров для туристско-гостиничной отрасли.
Развитие туристско-гостиничного комплекса города Москвы предъявляет высокие требования к уровню подготовки кадров для туротрасли столицы. Эффективная деятельность и дальнейшее ее развитие невозможно без профессиональных кадров, постоянно совершенствующих свое мастерство, осваивающих отечественный и зарубежный опыт.
В настоящее время в городе Москве осуществляют подготовку специалистов для туристско-гостиничного комплекса около 100 учебных заведений. Тем не менее, предприятия туристско-гостиничного комплекса города Москвы испытывают недостаток в высококвалифицированных кадрах, владеющих знаниями о новейших технологиях и практическими навыками.
За 2005-2007 гг. в туристско-гостиничном комплексе (ТГК) Москвы создано около 8,0 тыс. новых рабочих мест. Общая численность работающих в ТГК столицы приближается к 60,0 тыс. человек. С учетом перспектив реализации проектов строительства и реконструкции объектов гостиничного хозяйства, до 2010 года прогнозируется увеличение числа занятых в гостиничном комплексе города еще на 100,0 тыс.человек.
Образовательный уровень персонала московских гостиниц в сравнении с другими отраслями, достаточно высок: 43% сотрудников имеют высшее и среднее специальное образование, среди них 19% - высшее. Среднее образование имеют 50% работников, незаконченное среднее - около 7%.
Задачи по улучшению положения в работе по подготовке персонала частично решались за счет организации системы семинаров, мастер-классов, иных информационно-образовательных проектов. Выпущено 12 методических пособий для работников гостиничного хозяйства и 2 сборника методических рекомендаций.
Создан отраслевой Совет молодых специалистов туристско-гостиничного комплекса города Москвы. Проведена экскурсия-тренинг для молодых специалистов отрасли на базе ГУП города Москвы "Гостиница Восход", с туркомпаниями Москвы проработан вопрос о возможности трудоустройства студентов профильных специальностей в московских туркомпаниях в летний период.
Вместе с тем, сложившаяся система получения образования не готова к работе на предстоящую перспективу, к трехкратному увеличению потребности в специалистах и персоналу, к обеспечению адекватного качества кадров.
Среди нерешенных проблем:
- отсталость образовательных стандартов, учебных программ, учебников и методических пособий, их несоответствие реалиям современного гостиничного дела, как результат слабой связи образовательных центров, вузов и работодателей, предприятий гостиничной отрасли;
- недостаточная коммуникация между работодателями и вузами, оторванность преподавания от современного бизнеса и неспособность работодателей внятно сформулировать свои требования, в том числе организовать практику и стажировку учащихся и студентов.
- недостаточная реализация на практике принципа непрерывного образования, пропорций подготовки персонала со средним, средним специальным и высшим образованием,
- неразвитость материальной базы учебных центров подготовки персонала и специалистов, особенно среднего и средне-специального образования; отсутствие, либо неэффективное использование учебно-тренинговых мощностей для всех категорий персонала гостиничного хозяйства;
- отсутствие отраслевого заказчика специалистов и персонала для гостиниц, прежде всего вновь вводимых, который мог бы формировать количественные потребности и качественные критерии к специалистам и персоналу отрасли в кадровом пополнении.
Ввиду вышеизложенного сеть специализированных и имеющих профильные кафедры учебных заведений ориентируется преимущественно на свои собственные цели и ведомственные результаты. Учебные программы и подготовка преподавателей не содержат многих реальностей гостиничного опыта. В учебной базе отсутствуют тренинговые центры, не используется практика производственных стажировок.
С другой стороны, выпуск специалистов с высшим образованием по профильным специальностям продолжает превосходить реальную потребность отрасли. Подготовкой занимается около 70 вузов. Однако, поскольку содержание и качество преподавания не корреспондируются с подлинными интересами отрасли, на определенную часть управленческих позиций в гостиницах отдается преимущество специалистам с более "твердым" непрофильным высшим образованием (экономическим, лингвистическим, техническим).
Среднее профессиональное звено выпускает около 1200 специалистов в год по всем туристско-гостиничным специальностям (почти половина из этих учебных заведений - непрофильные). Доля увольняемых по профессиональной непригодности составляет около 30%. Из остальных выпускников до 22% выполняют работу, не требующую среднего профессионального образования.
Анализ ситуации в системе профессионального образования, проведенный в ходе разработки Федеральной целевой программы образования на 2006 - 2010 годы, выявил следующие негативные тенденции:
- система профобразования не в полной мере соответствует структуре потребностей рынка труда;
- недостаточно развита система непрерывного профессионального образования;
- высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью;
- ограничен доступ детей из малообеспеченных семей к качественному образованию и т.д.
Отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам обеспечения высокого качества подготовки профессиональных кадров.
Для повышения качества подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса представляется целесообразным создать систему, предусматривающую следующее:
- развитие профессиональной ориентации школьников старших классов по профессиям и специальностям, связанным с туристским и гостиничным бизнесом;
- регулярное повышение квалификации работников туротрасли;
- развитие учебно-производственной тренинговой базы;
- разработка и издание новых учебников и методических материалов, в том числе на электронных носителях;
- развитие научно-исследовательской деятельности, совершенствование образовательных стандартов к должностям работников туриндустрии;
- использование зарубежного опыта по внедрению новейших методов обучения.
Решение этих задач должно осуществляться в тесном взаимодействии образовательной и учебно-производственной составляющих процесса подготовки кадров.
С этой целью в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.12.2006 г. N 1054-ПП "О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы" на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" (далее - МАТГР), создается Учебно-производственное подразделение по подготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.