г. Самара |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А65-31936/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Страховое общество "Талисман" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2012 г. по делу N А65-31936/2011 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению открытого акционерного общества "Страховое общество "Талисман" (ИНН 1655004449, ОГРН 1021602840181), г Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Страховое общество "Талисман" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан (далее административный орган) об оспаривании постановления N 2.17/018 о назначении административного наказания от 30.11.2011 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2012 г. по делу N А65-31936/2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, акт проверки составлен без участия понятых и является недопустимым доказательством.
Административный орган в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и налогового органа, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.11.2011 г. сотрудниками налогового органа на основании поручения N 713 от 18.11.2011 г. проведена проверка соблюдения ОАО "Страховое общество "Талисман" законодательства по применению контрольно-кассовой техники, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 18.09.2011 г. по 18.11.2011 г. по адресу г. Нижнекамск, пр-кт Химиков, 27 А.
На момент проверки с ККТ заводской N 00423599 снят фискальный отчет, в соответствии с которым выручка Общества за период с 01.11.2011 г. по 17.11.2011 г. составила 264 296, 22 руб.
Согласно представленному Обществом в ходе проверки 18.11.2011 г. журналу кассира-операциониста установлено, что данный журнал велся до 04.10.2011 г.
За период с 05.10.2011 г. до момента проверки журнал кассира-операциониста не заполнен, выручка общества за период с 05.10.2011 г. по 17.11.2011 г. в размере 704 985, 74 руб. в журнале не учтена.
Налоговый орган запросил у главного бухгалтера Нижнекамского филиала общества Аделовой А.В. в ходе проверки приходно-кассовые ордера и кассовую книгу, подтверждающие учет выручки в размере 839 771, 85 руб., отраженной в фискальной памяти вышеуказанной ККТ за период с 18.09.2011 г. по 17.11.2011 г. На вышеуказанное требование Обществм не были представлены приходно-кассовые ордера за период с 18.09.2011 г. по 17.11.2011 г., была представлена кассовая книга Нижнекамского филиала ОАО "Страховое общество "Талисман" в электронной форме за период с 18.09.2011 г. по 31.10.2011 г. Кассовая книга за период с 01.11.2011 г. по 17.11.2011 г. на момент проверки не была представлена.
Также установлено, что ОАО "Страховое общество "Талисман" по адресу г. Нижнекамск, пр-кт Химиков, 27 А осуществляет кассовые операции с денежной наличностью, прием и хранение наличных денежных средств при отсутствии сейфа, решетки, сигнализации, изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, оборудованной в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, приведенными в Приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, утвержденного письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 N 18 (далее - Порядок).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки полноты учета выручки N 000020 от 18.11.2011 г. и протоколе об административном правонарушении N 2.17/018 от 28.11.2011 г.
Акт проверки полноты учета выручки подписан проверяющими работниками налогового органа и главным бухгалтером Общества и при его составлении не требуется участия понятых.
По результатам рассмотрения материалов проверки, административным органом 30.11.2011 г. вынесено постановление N 2.17/018, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В соответствии с положениями ч. 6 и ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка введения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Таким образом данная статья предусматривает ответственность организаций за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка введения кассовых операций.
В соответствии с п. 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Пункт 13 Порядка предусматривает, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером.
В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, предусмотрено, что по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец, определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.
Пунктами 29, 30 Порядка установлено, что помещение кассы должно быть изолированным, предназначенным для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, оборудованным в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, приведенными в Приложении N 3 к Порядку.
Согласно пункту 3 данного Положения, помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
Согласно пункту 2 указанного Приложения данные требования распространяются на все объекты, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности.
Таким образом, обществом нарушены пункты 22, 24, 29, 30 Порядка ведения кассовых операций, пункт 3 Приложения N 3 к Порядку ведения кассовых операций.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки полноты учета выручки N 000020 от 18.11.2011 г. и протоколом об административном правонарушении N 2.17/018 от 28.11.2011 г., иными материалами административного дела.
Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для освобождения общества от ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ заявитель не обязан, но вправе доказывать свою невиновность. В связи с этим общество, располагая соответствующими процессуальными возможностями, могло представить доказательства в обоснование своей невиновности еще при рассмотрении дела административным органом. Доказательств того, что правонарушение было совершено по причинам, не зависящим от заявителя, в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении указанного административного правонарушения доказана, доказательств того, что им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства РФ в названной сфере, не представлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2012 г. по делу N А65-31936/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Страховое общество "Талисман", г Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31936/2011
Истец: ОАО "Страховое общество "Талисман", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан,г.Нижнекамск
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9813/12
15.11.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9028/12
15.11.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-31936/11
27.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9028/12
12.05.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5582/12
06.04.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3051/12
21.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-31936/11