город Воронеж |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А64-2178/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
на решение арбитражного суда Тамбовской области от 28.05.2012
по делу N А64-2178/2012 (судья Малина Е.В.), принятое
по заявлению федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской области" (ОГРН 1106829007757 ИНН 7704252261)
к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
о признании недействительным ненормативного акта органа Пенсионного фонда,
при участии в судебном заседании:
от органа Пенсионного фонда: Четвериковой Е.В. - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности N 13 от 01.06.2012, Зайцевой С.С., главного специалиста-эксперта отдела администрирования по доверенности от 15.08.2012 N 63,
от страхователя: представители не явились, надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской области" (далее - учреждение, страхователь) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - управления Пенсионного фонда России в г. Тамбове Тамбовской области (далее - орган Пенсионного фонда, управление, фонд) N 07902511 РК 0005741 от 19.10.2011 о привлечении федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской области" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 28.05.2012 заявленные требования удовлетворены частично, а именно, решение управления Пенсионного фонда N 07902511 РК 0005741 от 19.10.2011 признано недействительным:
- в части применения ответственности в виде штрафов в сумме 19 011 руб. за неуплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховой части, в сумме 2 340,40 руб. за неуплату сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд, в сумме 1 804,3 руб. за неуплату сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд;
- в части начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховой части в сумме 432,30 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд в сумме 9,37 руб.
При этом суд исходил из того, что материалами дела доказан факт исполнения страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ), предусматривающим освобождение страхователя от ответственности за неуплату страховых взносов при представлении уточненного расчета с суммами страховых взносов к доплате после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Также суд установил, что при применении ответственности за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования органом Пенсионного фонда не был учтен факт частичной уплаты страховых взносов и не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, орган Пенсионного фонда обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на правомерность вынесенного решения исходя из того, что страхователем несвоевременно оплачены страховые взносы и пени, что является необходимым условием освобождения от ответственности в случае предоставления уточненного расчета по страховым взносам с суммами страховых взносов, доначисленными к уплате, после истечения срока уплаты страховых взносов и срока представления расчета.
Поскольку, как указывает орган Пенсионного фонда, денежные средства по платежным поручениям страхователя, датированным 15.04.2011, списаны с его счета лишь 18.04.2011, то им допущена просрочка уплаты взносов, при этом пени, подлежащие начислению и уплате за несвоевременную уплату налога, до представления уточненного расчета по страховым взносам не начислены и не уплачены.
Также орган Пенсионного фонда не согласен с выводом суда первой инстанции о необходимости исчисления суммы штрафа с фактически не уплаченной суммы страховых взносов, настаивая, что в спорной ситуации, исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ), штраф подлежал исчислению с суммы, начисленной к доплате по уточненной налоговой декларации.
Учреждение в представленном отзыве возражало против доводов апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу фонда без удовлетворения.
При этом учреждение ссылается на то, что привлечение его к ответственности является незаконным, поскольку, как отражено в решении Пенсионного фонда, уплата страховых взносов произведена страхователем 15.04.2011, то есть своевременно.
Также учреждение указывает на нарушение Пенсионным фондом норм статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при исчислении штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование (в части федерального фонда), поскольку указанный штраф фондом был начислен на разницу между суммой страховых взносов, подлежащей доплате на основании уточненного расчета и суммой страховых взносов, отраженной в первоначальном расчете, при этом сумма фактически уплаченных страховых взносов фондом не учитывалась.
Представители учреждения, извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Поскольку в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учреждением 16.05.2011 был представлен органу Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый квартал 2011 года, согласно которому страховые взносы на обязательное пенсионное страхование страховой части составили 32 653 837 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование накопительной части - 2 057 301 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4 135 700 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2 669 976 руб.
03.08.2011 страхователем представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый квартал 2011 года, согласно которому сумма страховых взносов, подлежащих уплате во внебюджетные фонды, увеличилась и составила: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховой части - 32 748 892 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование накопительной части - 2 114 643 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4 153 329 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2 681 678 руб.
Разница между первичным и уточненным расчетом составила 181 728 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховой части - 95 055 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование накопительной части - 57 342 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 17 629 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 11 702 руб.
Управлением Пенсионного фонда в период с 07.09.2011 по 23.09.2011 проведена камеральная проверка представленных первичного и уточненного расчетов за 1 квартал 2011 года, и по результатам проверки составлен акт от 23.09.20111 N 07902530005492 и вынесено решение N 079 025 11 РК 0005741 от 19.10.2011 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату, неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в сумме 24 877,20 руб., в том числе, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховой части - 19 011 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3 525,80 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2 340,40 руб.
Пунктом 3 решения учреждению начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховой части - 432,30 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 830,80 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 9,37 руб.
Пунктом 4.1 решения учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 17 216,96 руб.
Основанием привлечения учреждения к ответственности и для начисления пеней послужили выводы органа Пенсионного фонда о несоблюдении страхователем требований части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку, по мнению фонда, до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам им не была уплачена недостающая сумма страховых взносов и соответствующие ей пени.
Не согласившись с решением органа Пенсионного фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно статье 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В пункте 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Из изложенных правовых норм следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в случае представления им после истечения срока представления расчета и срока уплаты страховых взносов уточненного расчета по страховым взносам с суммами страховых взносов к доплате по сравнению с первоначально представленным расчетом является не сам факт представления такого расчета, а появление у него вследствие совершения указанного действия недоимки по уплате страховых взносов, под которой абзаце 9 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 понимается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный названным Федеральным законом срок, и неисполнение обязанности до представления расчета уплатить недостающую сумму страховых взносов и соответствующие пени.
При этом, факт совершения нарушения должен быть зафиксирован в порядке, установленном названным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 212-ФЗ (часть) на основе представленных плательщиком страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и других документов органом контроля за уплатой страховых взносов проводится камеральная проверка.
Частью 3 названной статьи должностным лицам органа Пенсионного фонда предоставлено право требовать у плательщика страховых взносов предоставления необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений, если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона N 212-ФЗ (часть 5 статьи 34).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ указанный акт должен быть составлен должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
На основании статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка; документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица; иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов; могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка (части 4, 5 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
Частью 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе вынести решение об истребовании необходимых документов в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона (часть 7 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
При этом в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, как на это указано в части 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ, излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Как следует из имеющихся материалов дела, по результатам камеральной проверки уточненного расчета, представленного учреждением 03.08.2011, фондом был составлен акт камеральной проверки от 23.09.2011 N 07902530005492, рассмотрев который руководитель органа Пенсионного фонда вынес решение N 079 025 11 РК 0005741 от 19.10.2011 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Из названного решения следует, что основанием привлечения учреждения к ответственности и начисления пеней послужили выводы органа Пенсионного фонда о несоблюдении страхователем требований части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку, по мнению Пенсионного фонда, страхователем до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам не была уплачена недостающая сумма страховых взносов и соответствующие ей пени.
При этом, как в акте камеральной проверки, так и в решении по нему в отношении страховых взносов страховой части и страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования указано на то, что уплата недостающих сумм страховых взносов произведена 15.04.2011, а пени по страховым взносам не уплачены; уплата страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и пеней за несвоевременную уплату взносов не произведена.
Согласно сведениям, содержащимся в акте камеральной проверки от 23.09.2011 N 07902530005492, сумма неуплаченных пеней составляет 1 272,47 руб., в том числе, как это следует из приложения N 1 к акту, по страховым взносам страховой части сумма пеней составляет 451,77 руб., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1 046,25 руб., по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 11,89 руб.
В то же время, в решении N 079 025 11 РК 0005741 от 19.10.2011 указана сумма пеней по страховым взносам страховой части 432,30 руб., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 830,80 руб., по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 9,37 руб.
Из пункта 3 резолютивной части решения следует, что пени по страховым взносам страховой части и страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования начислены за март 2011 года, расчет пеней в решении отсутствует.
Проанализировав содержание акта камеральной проверки и решения по нему, а также имеющиеся в материалах дела расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование, лицевые счета по учету уплаты страховых взносов, расчеты начисления пеней за спорный период, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда области о том, что при указании в акте проверки и решении сведений об уплате учреждением недостающей суммы страховых взносов на страховую часть и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 15.04.2011, то есть в установленный срок, у фонда не имелось оснований для вывода о том, что учреждением не уплачены недостающие суммы пеней за март 2011 года, что свидетельствует о неисполнении им условий освобождения от ответственности, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ.
Следовательно, у Пенсионного фонда не имелось оснований для привлечения учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховой части и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также для начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, на что обосновано указал суд первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 8-15 августа 2012 года Пенсионным фондом были представлены платежные поручения с отметками о списании с лицевого счета учреждения сумм страховых взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование страховой части и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
При этом фонд ссылался на указанные платежные поручения в подтверждение своей позиции о несвоевременной уплате страхователем страховых взносов.
Так, фондом представлены платежные поручения N 133, 174, 112, 119, 182, 106, 165, 135, 127, 155, 126, 184, 120, 157, 146, 77 от 15.04.2011, плательщик - Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской области", получатель - государственное учреждение - управление Пенсионного фонда в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, содержащие отметку "списано со счета плательщика" 18.04.2011.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может принять указанные документы в подтверждение позиции фонда, поскольку в оспоренном учреждением решении не содержится ссылок на платежные поручения (номера и даты), по которым, по мнению фонда, учреждением была несвоевременно произведена уплата страховых взносов.
Более того, как указано выше, в решении содержится указание на своевременную - 15.04.2011 - уплату учреждением страховых взносов.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда области в указанной части.
Оценивая обжалуемый судебный акт в части штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как следует из оспариваемого решения, при привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ фонд исчислил размер штрафа с суммы разницы, подлежащей доплате на основании утоненного расчета (17 629 руб.). Между тем, как установил суд области, фактически учреждением допущена неуплата страховых взносов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 17 216,96 руб. Следовательно, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что размер штрафа должен был составить сумму 3 443 руб. (17 216,96 х 20%), а не 3 525,8 руб., как это отражено в спорном решении.
Поскольку основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, является именно неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов, то и штраф, установленный названной нормой, подлежит исчислению с суммы фактической недоплаты, а не с разницы между суммами страховых взносов, указанными в первоначально сданном и в уточненном расчетах по страховым взносам.
Так как фондом не опровергнут вывод суда о том, что недоплата по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет сумму 17 216,96 руб., судом решение фонда правомерно признано недействительным в части привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 82,8 руб. за неуплату сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд.
В отношении оставшейся суммы штрафа судом первой инстанции обоснованно применены положения о смягчении ответственности.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ.
Так, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
При этом следует отметить, что, определяя перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, пенсионное законодательство не устанавливает порядок учета судом или соответствующим органом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Такой порядок содержится в статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям исходя из аналогии закона.
Согласно пункту 3 данной нормы при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из решения Пенсионного фонда, при рассмотрении акта обстоятельства смягчающие ответственность за совершение правонарушения им не выявлялись.
Суд первой инстанции установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, отсутствие умысла на совершение правонарушения, установив при этом, что уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2011 года был направлен без всякого принуждения; учреждение привлекается к ответственности впервые; является бюджетным учреждением, задолженность по уплате страховых взносов у страхователя отсутствует.
Апелляционная коллегия при установленных обстоятельствах соглашается с наличием оснований для смягчения ответственности страхователя.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение арбитражного суда Тамбовской области отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого орган Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 28.05.2012 по делу N А64-2178/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий два месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2178/2012
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской области"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовской области