г. Киров |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А29-4446/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Ольковой Т.М., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика - Мелеховой О.Ю., действующей на основании доверенности от 29.03.2012 (после перерыва не явилась), Кондрашовой А.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 (после перерыва не явилась),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 по делу N А29-4446/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСБ-Капитал" (ИНН: 1121014867, ОГРН: 1061121007507)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми,
о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АСБ-Капитал" (далее - ООО "АСБ-Капитал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений N 153, 155, 156, 157, 161, 164 от 26.01.2012, N 460, 461, 462, 463, 464, 465 от 02.03.2012, N 847, 848, 849, 850 от 24.04.2012, предъявленных Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) к его расчетному счету в Сыктывкарском филиале - региональном центре ОАО КБ "Севергазбанк".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 требования, заявленные Обществом, удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и обосновывает это следующим.
Инспекция указывает, что инкассовые поручения, выставлены в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации и содержат все сведения, позволяющие идентифицировать платеж в части взыскания задолженности и соответствуют Правилам, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 N 106н. На момент выставления и направления инкассовых поручений в банк налоговый орган не располагал сведениями о принятом Обществом 16.04.2012 решении о ликвидации. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару 25.04.2012.
Ссылаясь на статьи 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговый орган считает, что вправе принимать меры по принудительному взысканию с ликвидируемой организации задолженности до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании, назначенном на 15 августа 2012 года, представители Инспекции поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество указало, что с доводами Инспекции не согласно, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 22 августа 2012 года до 08 часов 40 минут.
После объявления перерыва стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.04.2006 ООО "АСБ-Капитал" было зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми за основным государственным регистрационным номером 1061121007507 (т. 1 л.д. 75-81).
В апреле 2012 года участниками ООО "АСБ-Капитал" было принято решение о ликвидации предприятия.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 25.04.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации (т. 1 л.д. 22, 81).
В связи с наличием у ООО "АСБ-Капитал" неисполненных обязанностей по уплате налогов и пени Инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования N 1268 от 19.12.2011, N 113 от 30.01.2012, N 91, 92, 93, 94 от 08.02.2012, N 285, 286 от 03.04.2012 (т.2 л.д. 7-8, 16-17, 21-22, 25-26, 29-30, 33, 36-37, 41-42).
Неисполнение налогоплательщиком в установленный срок вышеуказанных требований явилось основанием для принятия Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках N 80 от 24.01.2012, N 297, 298, 299, 300, 301 от 02.03.2012, N 602, 603 от 24.04.2012, на основании которых в Сыктывкарский филиал - региональный центр ОАО КБ "Севергазбанк", были направлены инкассовые поручения N 153, 155, 156, 157, 161, 164 от 26.01.2012, N 460, 461, 462, 463, 464, 465 от 02.03.2012, N 847, 848, 849, 850 от 24.04.2012 на общую сумму 2 663 942 рубля 68 копеек (т. 2 л.д. 7-45).
Полагая, что в связи с принятием решения о добровольной ликвидации вышеуказанные инкассовые поручения не подлежат исполнению, ООО "АСБ-Капитал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на то, что предусмотренный статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исполнения обязанности по уплате налогов и пеней ликвидируемой организации исключает возможность их принудительного взыскания.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов; взыскание задолженности может производиться только в порядке, предусмотренном в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации установлен статьей 49 Кодекса, согласно пункту 1 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
В пункте 3 статьи 49 Кодекса предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Из названных норм следует, что реализация предоставленного налоговым органам права на принудительное взыскание налогов должна осуществляться с соблюдением прав других кредиторов, а в случае недостаточности у ликвидируемой организации денежных средств требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В пункте 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, является правильным.
Доводы Инспекции о том, что взыскание налогов и сборов в соответствии со статьей 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит нормам Кодекса и о правомерности направления инкассовых поручений в банк до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации, являются несостоятельными, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы налогового и гражданского законодательства, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, в силу которых эта обязанность исполняется ликвидационной комиссией, а не банком.
На основании вышеизложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по рассматриваемому спору.
Оснований для удовлетворения жалобы Инспекции по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 по делу N А29-4446/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4446/2012
Истец: ООО "АСБ-Капитал"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1238/13
31.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1238/13
31.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4895/12
29.08.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4829/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4446/12
12.05.2012 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4446/12