г. Самара |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А55-2281/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Шаронин А.А., доверенность от 12.03.2012 г.,
от ответчика - Ларина О.С., доверенность от 27.12.2011 г.,
от третьих лиц:
от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - извещен, не явился,
от главы городского округа Самара - Ларина О.С., доверенность от 27.12.2011 г.,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - Игнатенко Т.В., доверенность от 14.05.2012 г.,
от МАОУ ДОД ДЮЦ "Городской спортивно-оздоровительный центр "Олимп" - Звягинцев В.С., распоряжение,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Физкультурно-Оздоровительный Комплекс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2012 г. по делу N А55-2281/2011 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Физкультурно-Оздоровительный Комплекс" (ИНН 6319724432, ОГРН 1106319001821), г. Самара,
к администрации городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
глава городского округа Самара, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
МАОУ ДОД ДЮЦ "Городской спортивно-оздоровительный центр "Олимп", г. Самара,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Физкультурно-оздоровительный комплекс" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления Главы городского округа Самара N 1825 от 27.12.2010 г. "Об отмене Постановления Администрации городского округа Самары от 22.09.2010 г. N 1174 "О предоставлении ООО "ФОК" в аренду земельного участка в границах улиц Солнечной, Шестой просеки, Седьмой просеки в Промышленном районе города Самары для строительства гостиницы".
Решением Арбитражного суда от 07.06.2011 г. заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 г., решение арбитражного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.01.2012 г., решение и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя вышеуказанные судебные акты, суд обязал дать оценку имеющимся в материалах дела документам, которые послужили основанием для предоставления спорного земельного участка обществу и из которых не следует, что на момент вынесения постановления администрации городского округа Самара от 22.09.2010 г. N 1174 на данном земельном участке находились объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2012 г. по делу N А55-2281/2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применен закон.
Ответчик и третьи лица - Департамент управления имуществом г.о. Самара, МАОУ ДОД ДЮЦ "Городской спортивно-оздоровительный центр "Олимп" считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Физкультурно-оздоровительный комплекс" обратилось в администрацию городского округа Самара с заявлением от 13.09.2010 г. (вх. от 14.09.2010 г. N 26553) о предоставлении земельного участка в границах улиц Солнечной, Шестой просеки, Седьмой просеки в Промышленном районе города Самары в аренду сроком на 5 лет для строительства гостиницы.
Администрацией городского округа Самары издано Постановление от 22.09.2010 г. N 1174 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Физкультурно-оздоровительный комплекс" в аренду земельного участка в границах улиц Солнечной, Шестой просеки, Седьмой просеки в Промышленном районе города Самары для строительства гостиницы".
Постановлением Администрации городского округа Самары N 1825 от 27.12.2010 г. было отменено Постановление Администрации городского округа Самары от 22.09.2010 г. N 1174 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Физкультурно-оздоровительный комплекс" в аренду земельного участка в границах улиц Солнечной, Шестой просеки, Седьмой просеки в Промышленном районе города Самары для строительства гостиницы".
Не согласившись с вынесенным Постановлением, считая его нарушающим права и законные интересы заявителя, п.5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) и ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно п. "г" ч. 4 ст. 24 Устава городского округа Самара Самарской области глава городского округа Самара издает в пределах своих полномочий постановления администрации городского округа Самара по вопросам местного значения.
На основании части 1 статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Учитывая необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован Решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 N 732 "О предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара".
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Исходя из положений пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0704003:695 был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704003:679.
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 21.07.2010 г. серия 63-АЕ N 086881, которым подтверждается право собственности муниципального образования - городской округ Самара на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0704003:679.
Между тем в соответствии с п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
То есть, при разделе спорного земельного участка у муниципального образования - городской округ Самара возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Таким образом, муниципальное образование - городской округ Самара в лице его уполномоченного органа вправе было издавать оспариваемое постановление как собственник земельного участка.
Одним из оснований отмены постановления N 988 послужил протест прокурора Промышленного района от 10.11.2010 г., в соответствии с которым признано незаконным и подлежащим отмене постановление Главы городского округа Самара от 07.04.2010 г. N 323 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, являющимся муниципальной собственностью, Самарскому комитету по физической культуре и спорту горисполкома, расположенным по адресу: Седьмая просека в Промышленном районе".
Из материалов дела следует, что постановление администрации городского округа Самара от 11.08.2010 N 988 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения гостиницы ООО "Физкультурно-Оздоровительный Комплекс" в границах улиц Солнечной, Шестой просеки, Седьмой просеки в Промышленном районе города Самары" отменено. Муниципальный правовой акт об отмене данного постановления заинтересованными лицами не оспаривался.
Следовательно, при издании постановления N 1174 органами местного самоуправления была нарушена процедура предоставления земельных участков для строительства, установленная статьями 30-32 Земельного кодекса РФ, в том числе действия, предшествующие принятию органами местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704003:695 следует, что на спорном земельном участке расположено восемь строений, что и не отрицается сторонами.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, вид разрешенного использования указан как "занимаемый нежилыми зданиями и прилегающей территорией".
Между тем, в силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. При этом закон не запрещает осуществлять указанное право в отношении частей земельного участка, а также в отношении земельных участков под конкретными объектами недвижимости.
Документы, подтверждающие принадлежность объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0704003:695, площадью 19 216, 34 кв.м., ООО "Физкультурно-Оздоровительный Комплекс", в материалы дела не представлено.
Представлены документы, свидетельствующие, что строительство данных объектов на спорном земельном участке должно было осуществляться в интересах городского Комитета по физической культуре и спорту Администрации г. Самара, что подтверждается включением МАОУ ДОД ДЮЦ "Олимп" г.о. Самара в долгосрочную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта на 2011-2015 годы" и строительства на месте недостроенных объектов на данной территории социально значимых объектов для развития детско - юношеской физической культуры и спорта в городском округе Самара.
Из системного толкования ст.ст. 30, 31, 32 ЗК РФ следует, что земельный участок, который заявитель просит выбрать ему для строительства какого-либо объекта, должен быть свободен от строений и прав третьих лиц.
При изложенных обстоятельствах предоставление земельного участка, обремененного объектами недвижимого имущества, а, соответственно, и исключительными правами собственников таких объектов на земельный участок, противоречит действующему законодательству и является незаконным.
Довод заявителя о том, что объекты незавершенного строительства возводились ПС АО "Интенсивный корм", которое 27.10.2006 г. было ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ, в связи с чем отсутствует собственник объектов незавершенного строительства, является необоснованным.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, является муниципальной собственностью и используется муниципальным учреждением - МАОУ ДОД ДЮЦ "Городской спортивно-оздоровительный центр "Олимп", это учреждение использует как земельный участок, так и объекты незавершенного строительства, расположенные на нем, а поэтому право собственности на указанные объекты незавершенного строительства может быть признано в соответствии со ст. 225 ГК РФ за муниципальным образованием город Самара, либо за МАОУ ДОД ДЮЦ "Городской спортивно-оздоровительный центр "Олимп" в силу приобретательной давности, и до разрешения этого вопроса отсутствуют правовые основания для передачи в аренду заявителю для целей строительства спорного земельного участка, обремененного объектами недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, постановление от 27.12. 2010 г. N 1825 принято главой городского округа Самара в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2012 г. по делу N А55-2281/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2281/2011
Истец: ООО "Физкультурно-оздоровительный комплекс"
Ответчик: Администрация городского округа Самары
Третье лицо: Глава г. о.Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12521/11
30.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8567/12
04.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2281/11
31.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12521/11
08.12.2011 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11866/11
14.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7334/11