г. Самара |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А55-685/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Александрова А.И., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аретменевой А.Н., с участием:
от к/у МП г.Самары "ВАСКО" Харитонова А.П. - представитель Бузовский Д. В., дов. от 25.07.2012 г.,
от Департамента финансов Администрации г.о. Самара - представитель Ревина И. А., дов. N 38 от 05.07.2012 г.,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель Балуева Ю. С., дов. N 2189 от 26.12.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 1, исковое заявление конкурсного управляющего МП г. Самары "ВАСКО" Харитонова А.П. по делу N А55-685/2012 к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Департаменту финансов Администрации городского округа Самара, третье лицо - Управление федерального казначейства по Самарской области о взыскании 2 145 199 руб. 11 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий МП г. Самары "ВАСКО" Харитонов А.П. обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, третье лицо - Управление федерального казначейства по Самарской области о взыскании 2 145 199 руб. 11 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2012 года исковые требования удовлетворены.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2012 года.
Определением от 02 августа 2012 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А55-685/2012 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Администрации городского округа Самара.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебное заседание не явился представитель Управления федерального казначейства по Самарской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель к/у МП г.Самары "ВАСКО" Харитонова А.П. просил исковые требования удовлетворить в части взыскания с Департамента финансов Администрации городского округа Самара.
Представитель Департамента финансов Администрации г.о. Самара просил в удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Администрации г.о. Самара отказать, исключив его из числа ответчиков по делу.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2012 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Определением арбитражного суда Самарской области от 11.11.2011 по делу N А55-11104/2009 о несостоятельности (банкротстве) МП г.Самары "ВАСКО", вступившим в законную силу, признана недействительной сделка по изъятию Департаментом управления имуществом городского округа Самара имущества у МП г.Самары "ВАСКО" на основании приказа от 04.06.2009 N 1630 и дополнительного соглашения от 04.06.2009 к договору N 000318Х.
В удовлетворении требований о применении последствий недействительной сделки судом было отказано в виду отсутствия спорного имущества у ответчика в связи с передачей его двум муниципальным предприятиям - МП г.Самара ПЖРП N 11, МП г. Самары "Коммунальник".
Предметом заявленных требований является взыскание стоимости незаконного изъятого у должника имущества и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исходя из вышеуказанного определения суда от 11.11.2011, сделка по изъятию Департаментом управления имуществом городского округа Самара имущества у МП г.Самары "ВАСКО" признана недействительной в силу ничтожности, следовательно такая сделка недействительна с момента ее совершения.
Стороны сделки должны были знать о ее ничтожности в момент заключения и противоправности собственных действий по изъятию имущества.
Незаконная передача имущества должника происходила от него к другим муниципальным предприятиям, при этом должник вправе был заявить возражения относительно необходимости исполнения приказа от 04.06.2009 N 1630, не заключать дополнительное соглашение от 04.06.2009 к договору N 000318Х и отказаться передавать, находившееся в его распоряжении муниципальное имущество.
Последствия недействительных действий по передаче муниципального имущества заключаются в обязании сторон (передающей и принимающей) возвратить все полученное, возвратив их в первоначальное положение.
Однако в удовлетворении требований о применении последствий недействительной сделки судом было отказано, что исключает повторное обращение в суд с аналогичными требованиями.
Департамент управления имуществом городского округа Самара не является стороной по недействительной сделке и спорное имущество ему не передавалось, поэтому фактически требования истца сводятся к взысканию стоимости незаконно изъятого имущества как убытков, причиненных МП г.Самары "ВАСКО" и кредиторам данного предприятия.
Заявляя исковые требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование этим обогащением, МП г.Самары "ВАСКО" не учло, что изъятие имущества происходило не в соответствии с договором, а на основании распорядительных действий Департамента управления имуществом городского округа Самара и согласия с ними муниципального предприятия.
То есть, в рассматриваемом случае речь идет не о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения, а причиненных убытках в результате утраты должником ликвидного имущества и невозможности ведения предпринимательской деятельности.
С учетом указаний пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса, суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы подлежат применению.
Поэтому суд апелляционной инстанции рассматривает заявленные требования, как требования о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления.
Стоимость незаконно изъятого имущества является прямыми убытками истца, понесенными в результате изъятия имущества.
Вместе с тем удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд Самарской области не учел разъяснений, изложенных в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств,
Суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Из материалов дела следует, что убытки МП г.Самары "ВАСКО" и его кредиторам были причинены в результате изъятия из обладания предприятия муниципального имущества.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, как орган местного самоуправления, не является собственником муниципального имущества, а лишь осуществляет функции управления им, что предусмотрено п. "д" ч.1 ст.22, ст.27, ст.47 Устава городского округа Самара Самарской области, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294.
Следовательно, надлежащим ответчиком по иску о взыскании убытков, причиненных действиями органа местного самоуправления, является само муниципальное образование (городской округ Самара) в лице его финансового органа - Департамента финансов Администрации городского округа Самара (пункты 1.1, 3.1 Положения "О Департаменте финансов Администрации городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 N 433
В этом случае при удовлетворении иска арбитражный суд в резолютивной части судебного акта о взыскании с муниципального образования денежных сумм необходимо указать наименование соответствующего финансового органа публично-правового образования (абзац 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
При этом суд учитывает, что Департамент управления имуществом городского округа Самара как орган местного самоуправления городского округа Самара по вопроса ведения муниципального имущества привлечен к участию в деле.
Рассмотрение дела в отсутствие Департамента финансов Администрации городского округа Самара, не привлеченного к участию в деле на основании ч.6.1 ст. 268, п.4 ч.1, п.6 ч.4 ст. 270 АПК РФ, послужили поводом для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и являются безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Привлечение к участию в деле в качестве третьего лица Управления федерального казначейства не обосновано судом первой инстанции, так как данное учреждение не является финансовым органом муниципального образования.
Принимая во внимание, что предметом заявленных исковых требований является взыскание убытков, то проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 370504,48руб. в соответствии со ст.ст. 395, 1107 ГК РФ не подлежат взысканию.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2012 года, частично удовлетворив заявленные исковые требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за подачу иска и апелляционной жалобы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям, однако взысканию с ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2012 года по делу N А55-685/2012, частично удовлетворив исковые требования.
Взыскать с муниципального образования городской округ Самара в лице его финансового органа - Департамента финансов администрации городского округа Самара за счет казны муниципального образования в пользу МП города Самары "ВАСКО" убытки в размере 1774694руб. 63коп.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с МП города Самары "ВАСКО" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6170руб. 33коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-685/2012
Истец: Харитонов А. П.
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самары
Третье лицо: Департамент финансов Администрации г. о.Самара, Управление Федерального Казначейства по Самарской области