г. Владимир |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А11-1105/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.09.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по округу Муром и Муромскому району Владимирской области (ИНН 3307001715, ОГРН 1023302153379)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.05.2012 по делу N А11-1105/2012, принятое судьей Мокрецовой Т.М.,
по заявлению Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по округу Муром и Муромскому району Владимирской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области от 26.08.2011 N 14131, утверждённого решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 03.11.2011 N13-15-01/10967.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по округу Муром и Муромскому району Владимирской области - Рожкова Е.А. по доверенности от 20.03.2012 сроком действия 1 год;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области - Парамонова О.А. по доверенности от 28.08.2012 N51, Барышникова Ю.А. по доверенности от 28.08.2012 N8 сроком действия 3 года;
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области (далее по тексту - Инспекция) провела камеральную налоговую проверку представленной Отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по округу Муром и Муромскому району Владимирской области (далее по тексту - Отдел) налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год.
По результатам проверки составлен акт от 19.07.2011 N 10772 и принято решение от 26.08.2011 N 14131 о привлечении Отдела к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской в виде штрафа в сумме 43448 рублей 34 копеек за неуплату налога на прибыль. Данным решением отделу доначислен налог на прибыль в сумме 2172419 рублей и соответствующие пени в сумме 89576 рублей.
Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области, рассмотрев жалобу Отдела вневедомственной охраны, вынесло решение от 03.11.2011 N 13-15-01/10967@, которым оставило жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Отдела обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 25.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Отдел ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное исследование доказательств по делу, нарушение и неправильное применение норм материального права.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из решения Инспекции, основанием для доначисления налога на прибыль организаций за спорный период послужили выводы Инспекции о неисчислении и неуплате в бюджет данного налога с доходов, полученных Отделом в результате осуществления деятельности по оказанию платных услуг сторонним организациям и физическим лицам по охране в соответствии с заключёнными договорами.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период Отдел оказывал услуги юридическим и физическим лицам по охране их имущества и являлся налогоплательщиком налога на прибыль. Полагая, что денежные средства, полученные от оказания услуг по охране имущества, освобождены от налогообложения, налог на прибыль к уплате в бюджет Отдел не исчислил.
На основании пунктов 1, 2, 12 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Положение о вневедомственной охране), вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создаётся на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа. Подразделения вневедомственной охраны участвуют в гражданско-правовых отношениях, заключая договоры охраны имущества собственников, в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы финансово-хозяйственной, договорной и внешне-экономической деятельности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из статьи 35 данного Закона были исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счёт средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постанов-ления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О феде-ральном бюджете на 2005 год" в Положение о вневедомственной охране были внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключён абзац первый об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании её за счёт специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Действующей редакцией Положения о вневедомственной охране предусмотрено, что оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учётом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (пункт 10).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
Положениями пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что средства, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения материальных затрат, связанных с охраной от пожаров организаций и населенных пунктов, убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Согласно статье 6 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" средства в валюте Российской Федерации, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
С учётом изложенного денежные средства, получаемые отделами вневедомственной охраны по заключённым гражданско-правовым сделкам, в связи с внесением изменений в законодательство перестали носить характер целевого финансирования и поэтому до перечисления указанных средств в бюджет необходимо уплачивать налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации выступают плательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии со статьёй 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
В силу статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров, работ или услуг организацией - это соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Статьёй 249 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходом от реализации признаётся выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в проверяемый период Отдел оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключёнными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе (договоры от 01.02.2008 N 218, 275, от 01.06.2009 N 253 оказания охранных услуг с использованием тревожной сигнализации и выполнения работ по техническому обслуживанию технических средств охраны).
Следовательно, средства, получаемые Отделом по этим договорам, являлись выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны были учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определённом главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что в Муромском отделе N 13 Управления Федерального казначейства по Владимирской области Отделу открыт лицевой счёт N 03281750850 получателя бюджетных средств по учёту средств федерального бюджета, в том числе средств от приносящей доход деятельности. Доход, получаемый от оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц, зачисляется на лицевой счёт по разделу 3 "Операции по приносящей доход деятельности".
По данным отчёта о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств по состоянию на 01.01.2011, за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 поступление денежных средств от приносящей доход деятельности составило 41 768 722 рублей.
При этом в представленной Отделом декларации по налогу на прибыль за 2010 год сумма доходов от реализации равна нулю.
В результате невключения Отделом в состав доходов от реализации спорных услуг денежных средств, полученных на основании договоров по охране имущества юридических и физических лиц, налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на прибыль за 2010 год.
Ссылка Отдела на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2009 N 10-П обоснованно не принята судом первой инстанции.
Согласно указанному Постановлению положения статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими статьям 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации лишь в той мере, в какой они не отвечают требованиям определённости законно установленного порядка исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества.
При этом признание Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции Российской Федерации положений статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации в данной части было обусловлено отсутствием надлежащего правового регулирования порядка уплаты налога на прибыль государственными образовательными учреждениями с учётом особого режима доходов, получаемых в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование имущества, находящегося в государственной собственности, в связи с противоречием норм действующего в тот период времени налогового и бюджетного законодательства (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 939-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Южного федерального университета на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 251 и 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 939-О-О отметил, что положения налогового и бюджетного законодательства - в той части, в какой они предполагают включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций соответствующих доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и возникновение для этих учреждений обязанности по уплате налога на прибыль организаций с указанных доходов, - были признаны Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2009 N 10-П не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации распространяется, по смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2009 N 10-П, на все доходы бюджетных учреждений, полученные ими от коммерческой деятельности.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.05.2012 по делу N А11-1105/2012 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по округу Муром и Муромскому району Владимирской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1105/2012
Истец: Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по округу Муром и Муромскому району Владимирской области
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N4 по Владимирской области
Третье лицо: МИФНС N 4 по Владимирской области