г. Вологда |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А13-16481/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Компании "Диффенбахер ГмбХ Машинен унд Анлагенбау" Собакаря И.В. по доверенности от 21.10.2011, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Ольшевского Е.А. по доверенности от 29.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 мая 2012 года по делу N А13-16481/2011 (судья Шестакова Н.А.),
установил:
Компания "Диффенбахер ГмбХ Машинен унд Анлагенбау" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 24.06.2011 N 2504 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, и решения инспекции от 24.06.2011 N 169 в части предложения Компании "Диффенбахер ГмбХ+КО.КГ" в лице обособленного подразделения "Диффенбахер ГмбХ+КО.КГ" в городе Череповце уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2010 года на 1 673 572 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 мая 2012 года заявленные компанией требования удовлетворены.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, компанией представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по итогам которой составлен акт от 05.05.2011 N 1534.
На основании акта проверки, а также возражений налогоплательщика вынесено решение от 24.06.2011 N 169, которым компании предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2010 года в сумме 1 673 572 руб., а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Решением от 24.06.2011 N 2504 компании отказано в возмещении суммы НДС 1 673 572 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы от 19.09.2011 N 14-09/010920@ указанные решения инспекции утверждены без изменения
Не согласившись с решениями инспекции, компания обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.07.2007 компания обратилась в инспекцию с заявлением о постановке на учет иностранной организации в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации (т. 4, л. 1-4). В соответствии со свидетельством от 18.07.2007 серии 35 N 001419065 компания поставлена на учет в налоговом органе в связи с открытием отделения иностранной организации (т. 1, л. 34).
В налоговый орган представлена налоговая декларация за 4 квартал 2010 года, в которой исчислена сумма налога к возмещению из бюджета в размере 1 673 572 руб. (т. 2, л. 55-58). В указанной налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате, не отражена, по строке 130 раздела 3 сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), составила 14 975 руб., сумма налога, уплаченная в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя - налогового агента, подлежащая вычету, составила 1 658 597 руб., общая сумма НДС, подлежащая вычету, составила 1 673 572 руб.
В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик в порядке статьи 172 НК РФ имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет по итогам налогового периода, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ плательщиками НДС являются, в том числе, организации.
В силу пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы иностранной организации не являются юридическими лицами. Налогоплательщиком на территории Российской Федерации признается сама иностранная организация, состоящая на налоговом учете по месту осуществления своей деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В силу пункта 4 той же статьи постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации.
Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение) утверждено Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.04.2000 N АП-3-06/124.
Согласно пункту 2.1.1 Положения в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через филиал в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
В соответствии с пунктам 2.1.1.2 Положения иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, ведущим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.
Таким образом, иностранная организация, реализующая на территории Российской Федерации облагаемые НДС товары (работы, услуги) через свои филиалы и представительства и состоящая на учете в налоговом органе в каждом из мест осуществления деятельности своих филиалов и представительств, является плательщиком НДС по месту постановки на учет каждого из своих филиалов и представительств.
Согласно пункту 7 статьи 174 НК РФ иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.
Таким образом, пункт 7 статьи 174 НК РФ устанавливает особый порядок, касающийся уплаты налогов представительствами иностранных организаций и представления ими налоговых деклараций.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, регулирование взаимоотношений иностранной организации с подразделениями одного и того же федерального органа исполнительной власти (Федеральной налоговой службы Российской Федерации) по выбору обособленного подразделения иностранной компании, отвечающего за представление налоговой отчетности и уплату налогов, не должно ущемлять законные права и интересы иностранной организации в части требований по возмещению НДС на условиях статьи 176 НК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в спорный период компания имела еще три обособленных подразделения на территории Российской Федерации: Хабаровский край, Московская область, Новгородская область (т. 4, л. 5-29).
На дату подачи декларации налогоплательщиком не было представлено налоговому органу по месту нахождения филиалов компании уведомление о выборе обособленного структурного подразделения, на которое возлагается обязанность предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов.
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета НДС по конкретным хозяйственным операциям.
Доказательств, свидетельствующих о предъявлении к возмещению спорной суммы в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года в налоговый орган по месту постановки на учет Московского, Новгородского и Хабаровского филиалов компании и о возврате налогоплательщику из бюджета спорной суммы налога налоговым органом не представлено.
С учетом вышеизложенного апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае несоблюдение иностранной организацией требований пункта 7 статьи 174 НК РФ не может служить основанием для отказа налогоплательщику в возмещении из бюджета спорной суммы НДС.
Также суд первой инстанции обоснованно отметил, что в оспариваемом решении налоговый орган ссылается на нарушение компанией пункта 3 статьи 144 НК РФ, который в проверяемый период утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, в связи с чем, не подлежал применению.
В апелляционной жалобе инспекция указала на отсутствие у налогоплательщика права на налоговый вычет при отсутствии налоговой базы по НДС в проверяемом периоде.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Условия предъявления НДС к вычету определены пунктом 1 статьи 172 НК РФ, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
При соблюдении названных условий налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Названный вывод судов согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 03.05.2006 N 14996/05.
Как следует из материалов дела, вычет по налогу в сумме 1 658 597 руб. является суммой налога, уплаченной в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя - налогового агента.
Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.
Согласно пункту 1 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом главы 21 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 161 НК РФ налоговая база, указанная в пункте 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 НК РФ.
В апелляционной инстанции представитель инспекции указал на то, что компания не является налоговым агентом, поскольку представленные счета-фактуры свидетельствуют о том, что они в адрес покупателей выставлены подразделением компании, а контракты заключены головной организацией.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Подпунктом 2 статьи 171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, перечисленных в пунктах 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 и при наличии соответствующих первичных документов.
По пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, определенного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что суммы заявленного налогового вычета и счета-фактуры, на основании которого он заявлен, отражены в книге покупок (т. 2, л. 134-135). В подтверждение правомерности заявленного вычета компания представила договоры с ЗАО "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат" от 29.06.2006 N 155463.00.000, от 29.06.2006 N 155464.00.000, счета-фактуры, выставленные компанией в адрес субподрядных организаций, выполнявших работы во исполнение указанного договора (т. 2, л. 59-98, 137-156).
Как следует из пояснительной записки от 25.02.2011, представленной компанией в ходе налоговой проверки, указанные счета-фактуры были выставлены на основании договоров, заключенных с компаниями "Trasmec" и "NESS", по остальным контрагентам, отраженным в счетах-фактурах, договоры не составлялись, так как в соответствии с немецким законодательством не являются обязательным документом и на разовые поставки (оказание услуг) могут не заключаться (т. 4, л. 31).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
В счетах-фактурах продавцом указана Фирма "Диффенбахер ГмбХ+КО.КГ" Череповец, адрес: Германия, город Эппинген, D-75031, улица Хайльброннерштрассе, дом 20. Согласно заявлению о постановке на учет иностранной организации, данный адрес является адресом, указанным в учредительных документах Фирмы "Диффенбахер ГмбХ+КО.КГ", город Череповец, является местом осуществления компанией деятельности в Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщиком соблюдены требования статьи 169 НК РФ. При этом указание в счетах-фактурах в качестве продавца подразделения компании не является основанием для признания недостоверными сведений о продавце, содержащихся в представленных компанией счетах-фактурах.
Довод инспекции со ссылкой на пункт 4 статьи 148 НК РФ, о том, что заявителем не представлены документы, позволяющие установить налоговому органу место выполнения работ отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку опровергается материалами дела. Кроме того, указанное обстоятельство не нашло своего отражения ни в акте проверки ни в оспариваемых решениях инспекции, следовательно, не явилось основанием для принятия оспариваемых решений инспекции.
Также инспекция в апелляционной жалобе указывает на правомерность отказа в вычете в сумме 14 975 руб. В обоснование отказа указывает на не подтверждение заявителем факта принятия к учету работ (услуг), поскольку первичные учетные документы, счета-фактуры не содержат четкое наименование выполненных работ (оказанных услуг), их характер, объемы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в подтверждение правомерности вычетов в размере 14 975 руб. компанией представлены договор с ООО "Редль и партнеры Аутсорсинг" от 01.08.2007 N 10-07, счета от 31.12.2010 N 01031/2010/Out/Mos/1/Admin, от 30.11.2010 N 00948/2010/ Out/Mos/1/Admin, от 30.10.2010 N 00890/2010/ Out/Mos/1/Admin, приложения к счету, акты сдачи-приема выполненных работ от 31.12.2010, 30.11.2010, 30.10.2010, счета-фактуры от 31.12.2010 N 01031/2010/Out/Mos/1/Admin, от 30.11.2010 N 00948/2010/ Out/Mos/1/Admin, от 30.10.2010 N 00890/2010/Out/Mos/1/Admin (т. 2, л. 100-120; т. 4, л. 32-77).
Также заявителем представлены договор о налоговом консультировании от 01.08.2007 с приложением N 1 и дополнительным соглашением от 01.03.2008, счет от 29.10.2010 N 00301/2010/Stb/Mos, акт сдачи-приема выполненных работ от 29.10.2010, счет-фактура 29.10.2010 N 00301/2010/Stb/Mos (т. 2, л. 121-132).
В соответствии с условиями договора от 01.08.2007 ООО "Редль и партнеры Аутсорсинг" оказывает компании услуги по налоговому и бухгалтерскому обслуживанию стройплощадки Череповец, перечень которых определен договором и в приложении N 1 к договору. Стоимость услуг составляет 1800 Евро ежемесячно, бухгалтерские проводки в количестве 150 единиц предусмотрены в вышеуказанной сумме, каждая последующая оплачивается из расчета по 0,85 Евро.
В счете от 31.12.2010 и приложении к счету указано, что ООО "Редль и партнеры Аутсорсинг" оказаны бухгалтерские услуги, стройплощадка Череповец, в счетах от 30.10.2010 и 30.11.2010 и приложениях к счетам указано, что ООО "Редль и партнеры Аутсорсинг" оказаны услуги по текущей финансовой бухгалтерии. В актах сдачи-приема выполненных работ имеется ссылка на выполнение услуг, перечисленных в соответствующих счетах.
Договором от 01.08.2007 определено, что ООО "Редль и партнеры Налоговые консультанты" оказывает юридические услуги в сфере налогового консультирования. В состав оказываемых услуг входят перечисленные договором услуги в объеме в зависимости от содержания конкретного поручения. Вознаграждение консультанта определяется в соответствии с затратами рабочего времени на основе почасовой оплаты в соответствии с приложением N 1. Счетами стоимость услуг определена в твердой сумме.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что действующим законодательством не установлена унифицированная форма первичного учетного документа, составляемого при оказании услуг, следовательно, при принятии оказанных услуг необходимо соблюдение общих реквизитов первичных документов, установленных статьей 9 Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Исходя из понятия услуги, в случае отсутствия материального результата объем оказанной услуги может быть определен только сторонами договора. Актами сдачи-приема выполненных работ подтверждается надлежащее принятие заказчиком оказанных услуг, то есть фактическое их выполнение. Сведений о выполнении соответствующих услуг иным лицом или самой компанией инспекцией не представлено. Исходя из объема оказанных услуг сторонами определена их цена и стоимость. Доказательств несоответствия стоимость услуг объему фактически оказанных услуг налоговым органом не представлено.
В апелляционной жалобе инспекции доводов, опровергающих изложенные выводы суда первой инстанции, не содержится.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о документальном подтверждении компанией факта оказания услуг ООО "Редль и партнеры Аутсорсинг" и ООО "Редль и партнеры Налоговые консультанты".
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что компания правомерно заявила налоговые вычеты по НДС в налоговой декларации, и правомерно признал недействительными оспариваемые решения инспекции.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 мая 2012 года по делу N А13-16481/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16481/2011
Истец: Иностранная фирма "Диффенбахер ГмбХ Машинен- унд Анлагенбау", Компания "Диффенбахер ГмбХ Машинен- унд Анлагенбау"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N12 по Вологодской области