Комментарий к Приказу Минюста России от 04.05.2007 N 88
"Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации"
1. Общие положения
4 июня 2007 года вступил в силу приказ Минюста России от 04.05.2007 N 88, утвердивший Разъяснения о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Разъяснения).
Разъяснения разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1009).
Новые Разъяснения приняты взамен одноименных Разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 14.07.1999 N 217, действовавших ранее и в значительной степени устаревших. Принятие новых Разъяснений во многом обусловлено необходимостью приведения данного нормативного акта в соответствие с Постановлением Правительства РФ N 1009 с учетом внесенных в него изменений, а также вступлением в силу ряда иных законодательных актов.
Новые Разъяснения, так же как и ранее действовавшие, содержат два раздела: правила подготовки нормативных правовых актов и правила государственной регистрации нормативных правовых актов.
Рассмотрим основные нововведения, внесенные комментируемыми Разъяснениями.
2. Нововведения в порядок подготовки нормативных правовых актов
2.1. Общие положения
1. В перечень актов, на основании и во исполнение которых федеральные органы исполнительной власти имеют право издавать свои нормативные правовые акты, включены федеральные конституционные законы.
В соответствии с Разъяснениями нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение:
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов;
- указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
- постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Федеральные органы исполнительной власти имеют право также издавать нормативные правовые акты по собственной инициативе в пределах своей компетенции.
2.2. Нормативные акты федеральных служб и федеральных агентств
Пункт 4 Разъяснений содержит указание на то, что в случае принятия нормативных актов федеральными службами или федеральными агентствами (органами, находящимися в ведении федеральных министерств) проекты нормативных правовых актов вышеуказанных органов должны быть предварительно согласованы с соответствующим федеральным министерством, в ведении которого находятся федеральная служба или федеральное агентство, принявшие акт. Данное правило закреплено также в п. 5.6 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452.
2.3. Ссылки на акты федеральных органов исполнительной власти,
признанные не нуждающимися в государственной регистрации
В ряде случаев принимаемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты содержат отдельные положения иных актов федеральных органов исполнительной власти либо ссылки на вышеуказанные акты.
Пункт 6 Разъяснений дополнен правилом, являющимся новым по отношению к ранее действовавшим Разъяснениям.
Если в нормативном правовом акте приводятся положения или делаются ссылки на акты федеральных органов исполнительной власти, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, то в документах, содержащих такие положения или ссылки, необходимо указывать наименование приводимых актов, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Минюста России, которым нормативный правовой акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации).
Ссылка на акт, не нуждающийся в государственной регистрации (не требующий государственной регистрации), не направлявшийся ранее на государственную регистрацию, возможна в случае его одновременного направления в Минюст России.
Данное правило направлено на избежание ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, фактически не имеющие юридической силы по причине отсутствия их государственной регистрации в Минюсте России.
3. Нововведения в порядок государственной регистрации
нормативных актов
3.1. Общие положения
Разъяснения содержат исчерпывающий перечень органов, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
В данный перечень включены:
1) федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;
2) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Минюсте России, а именно:
- Банк России;
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Фонд социального страхования Российской Федерации.
Ранее действовавшие Разъяснения не содержали исчерпывающего перечня иных органов и организаций, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации в Минюсте России, указывая в числе таких органов только Банк России.
Кроме того, Разъяснениями из перечня федеральных органов исполнительной власти исключены государственные комитеты, федеральные комиссии, а также органы федерального надзора. Данные изменения связаны с исключением вышеуказанных ведомств из структуры федеральных органов исполнительной власти.
3.2. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной
регистрации в Минюсте России
Разъяснения несколько изменили перечень нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Минюсте России, в который вошли:
- нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 года;
- нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 года (со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти");
- нормативные правовые акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, принятые начиная с 4 мая 1995 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 26.04.1995 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"");
- все нормативные акты Банка России, за исключениями, предусмотренными Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", - с момента вступления в силу данного Федерального закона. Названное положение является новым по отношению к ранее действовавшим Разъяснениям.
В силу ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:
- курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- изменение процентных ставок;
- размер резервных требований;
- размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
- прямые количественные ограничения;
- правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
- порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Данная норма Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" включена в п. 15 Разъяснений.
3.3. Срок государственной регистрации нормативных
правовых актов в Минюсте России
Срок государственной регистрации нормативных правовых актов в Минюсте России определен Разъяснениями в рабочих днях, в то время как ранее действовавшие Разъяснения определяли данный срок просто в днях, не уточняя, рабочие или календарные дни имеются в виду.
Таким образом, в настоящее время государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.
3.4. Обнаружение противоречий нормативных правовых актов Конституции
Российской Федерации или действующему законодательству
Разъяснения определяют новый, двухступенчатый порядок действий Минюста России в случае обнаружения противоречия направленных на регистрацию нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации или действующему законодательству.
Ранее действовавшие Разъяснения предусматривали возможность направления Минюстом России предложения об отмене нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации или российскому законодательству, нормативно-правовым актам Правительства РФ, наделенного полномочием отменять или приостанавливать действие таких актов.
Новые Разъяснения устанавливают иной порядок, предусматривая право Минюста России в случае обнаружения вышеуказанных противоречий самостоятельно направлять федеральным органам исполнительной власти, а также иным органам, принявшим тот или иной нормативный акт, представление об отмене или изменении принятых ими нормативных актов.
Данное полномочие Минюста России предусмотрено подпунктом 11 п. 8 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что постановление Правительства РФ от 07.07.2006 N 418 дополнило постановление Правительства РФ N 1009, в соответствии с которым разработаны рассматриваемые Разъяснения, пунктом 4.1, определяющим срок направления Минюстом России представления об отмене или изменении принятого нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Итак, Минюст России, обнаружив в поступившем на государственную регистрацию нормативном правовом акте противоречие Конституции Российской Федерации или действующему законодательству Российской Федерации, имеет право направить представление об изменении или отмене такого акта принявшему его органу в течение одного месяца со дня получения данного нормативного правового акта.
И только в случае неисполнения направленного представления Минюст России вносит в Правительство РФ предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта. Такое предложение должно сопровождаться:
- обоснованием, отражающим позицию Минюста России;
- обоснованием, отражающим позицию органа, издавшего акт;
- проектом соответствующего распоряжения Правительства РФ (об отмене или приостановлении действия акта).
Следует отметить, что Правительство РФ наделено полномочиями отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие (ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Правом изменения нормативных актов обладают только принявшие их органы.
Д.В. Лапшина,
юрист
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2007 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1