г. Саратов |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А12-3846/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирс" (ОГРН 1083460003659 ИНН 3446030294г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2012 г. по делу N А12-3846/2012 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирс" (ОГРН)
к Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744 ИНН 3444114679 г. Волгоград),
администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822 ИНН 3444059139 г. Волгоград)
заинтересованные лица:
Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ОГРН 1023403447374 ИНН 3444052045 г.Волгоград),
общество с ограниченной ответственностью "Волга-СТО" (ОГРН 1023402979390 ИНН 3443016380 г. Волгоград)
о признании решений незаконными,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Фирс" - Козлова Е.П. доверенность от 21.08.2012 г.,
в отсутствие представителей Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Волга-СТО", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирс" (далее - ООО "Фирс", общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения администрации Волгограда (далее - администрация) об отмене решения Комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации от 29.12.2010 г. о возможности формирования земельного участка площадью 2515 кв.м. для размещения торгово-офисного центра по ул. Ангарской в квартале 03-12-033 в Дзержинском районе г. Волгограда с предварительным согласованием места размещения объекта, оформленного письмом N 05-и/1729 от 12.05.2011 г. и обязании Комитета земельных ресурсов администрации согласовать схему расположения земельного участка, испрашиваемого обществом для размещения торгово-офисного центра площадью 2515 кв. м., расположенного по ул. Ангарской в квартале 03-12-033 в Дзержинском районе г. Волгограда.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2012 г. обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым требования общества удовлетворить полностью по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Волга-СТО", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.07.2010 г. (вх. N 7983-10) общество обратилось в администрации с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 25123 кв. м., расположенного по ул. Ангарской в Дзержинском районе Волгограда и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства магазина.
По результатам рассмотрения представленной обществом схемы расположения земельного участка Комитет земельных ресурсов администрации письмом от 11.01.2012 г. N 20495 возвратил ее обществу без согласования, указав, что основанием для разработки схемы расположения данного земельного участка послужило решение комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации от 29.12.2010 г. Однако комиссией от 14.04.2011 г. принято решение: рекомендовать администрации принять решение о возможности формирования земельного участка и его предоставлении путем проведения торгов; отменить решение комиссии от 29.12.2010 г. по данному земельному участку и проинформировать общество. В этой связи формирование земельного участка на основании решения комиссии от 29.12.2010 г. невозможно. Общество может ознакомиться с земельными участками, сформированными для предоставления с торгов в комитете по градостроительству и архитектуре Волгограда, либо получить информацию о проводимых торгах и условиях участия в них из местных средств массовой информации и в интернете.
В связи с возможностью формирования земельного участка и предоставления его на торгах решением комиссии по градостроительству и земельным отношениям от 14.04.2011 г. администрации рекомендовано отменить решение комиссии от 29.12.2010 г.
На основании этого в ответ на запрос общества администрация письмом N 05-и/1729 от 12.05.2011 г., ссылаясь на решение комиссии по градостроительству и земельным отношениям от 14.04.2011 г., указала на отмену решения комиссии от 29.12.2010 г. и формирование земельного участка в связи с возможностью предоставления его на торгах.
Принятие указанного решения обусловлено наличием иных претендентов на предоставление земельного участка путем предварительного согласования места размещения объекта на указанной территории.
Общество не согласилось с отказом администрации и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что администрация правомерно приняла решение о возможности формирования земельного участка и его предоставлении с торгов.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской федерации (далее - ЗК РФ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Таким образом разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного управления обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренного ст. 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам ч. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в ч. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 г. N 4224/10.
Согласно ч. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно ч.6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с ч.8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
До принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть проведены работ по его формированию, в том числе по предварительному согласованию места размещения объекта, оформляемое актом о выборе земельного участка и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. Обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена законом на орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 29.07.2010 г. (вх. N 7983-10) общество обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 2512 кв. м., расположенного по ул. Ангарской в Дзержинском районе Волгограда (квартал 03-12-033) и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства магазина.
Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации от 11.06.2004 г. N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде" (далее - Постановление N790), с учетом Постановления администрации от 11.06.2004 г. N 791 "О комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда" (далее - Постановление N 791) предусмотрен порядок приобретения прав гражданами и юридическими лицами на земельные участки для строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно п. 2.2.6 Постановления N 790 в случае если заключения структурных подразделений администрации содержат условия, при которых возможно формирование земельного участка для размещения объекта, комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда в течение 5 дней с даты поступления последнего заключения готовит материалы и документы для рассмотрения на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации (далее - Комиссия), созданной Постановлением N 791, включая заявление с поступившей информацией в повестку заседания ближайшей комиссии.
По результатам рассмотрения заявления с приложением необходимых материалов и документов комиссией может быть принято одно из следующих решений:
- рекомендовать администрации Волгограда принять решение о возможности формирования земельного участка для последующего предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта.
- рекомендовать администрации Волгограда принять решение о возможности формирования земельного участка и его предоставлении путем проведения торгов.
- рекомендовать администрации Волгограда принять решение о мотивированном отказе заявителю в предоставлении земельного участка.
- рекомендовать администрации Волгограда принять решение о возможности предоставления земельного участка и публикации сообщения о приеме иных заявлений о предоставлении в аренду земельного участка.
Согласно абз. 5 п. 2.2.7 Постановления N 790 в случае если в течение месяца со дня публикации заявки от иных претендентов в порядке, установленном пунктом 2.1 раздела 2 настоящего Положения, не поступили, в целях предотвращения неэффективного использования земельного участка в течение 5 рабочих дней комитетом по градостроительству и архитектуре до сведения заявителя под роспись или путем направления заказной корреспонденции по адресу, указанному в заявлении, доводится, что он имеет право не позднее 6 месяцев со дня получения уведомления разработать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - СРЗУ) и сообщить о выполненных мероприятиях в администрацию в лице комитета по градостроительству и архитектуре путем подачи заявления о рассмотрении разработанной им СРЗУ.
В соответствии с п. 1.2 Постановления N 791 комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации (далее - комиссия) является постоянно действующим органом, подотчетна в своей деятельности главе администрации и осуществляет ее в соответствии с законами Российской Федерации, Волгоградской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Волгограда, настоящим Положением.
В соответствии с п. 1.3 Постановления N 791 комиссия является рекомендательным органом, на заседаниях которой принимаются коллегиальные решения, связанные с регулированием застройки и землепользования в Волгограде и его пригородной зоне.
Согласно п.3.2 Постановления N 791 комиссия для решения возложенных на нее задач 3.2. Принимает решения о возможности или невозможности, условиях предоставления земельных участков для строительства (реконструкции) объектов.
В обоснование заявленных требований общество указало на нарушение Администрацией и Комитета по земельным ресурсам администрации требований абз. 5 п. 2.2.7 Постановления N 790, мотивируя это отсутствием иных заявок на испрашиваемый земельный участок.
Однако судом первой инстанции установлено следующее.
В целях реализации права, предоставленного ст. 31 ЗК РФ, ООО "Волга-СТО" 01.09.2009 г. (вх. N 9268-09) обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 2 525 кв. м., расположенного по ул. Ангарской в Дзержинском районе Волгограда (квартал 03-12-033) и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства торгово-офисного комплекса (дополнительный земельный участок к ранее предоставленному).
На основании этого Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации заявителю выдано градостроительное заключение от 18.09.2009 г. N ГЗ-03-09-0424, а также проведены согласования со структурными подразделениями администрации.
В связи с приостановлением рассмотрения указанного вопроса ООО "Волга-СТО" письмом N 179 от 04.03.2011 г. повторно обратилось в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации о возможности присоединения дополнительного земельного участка.
На основании этого Комитетом выдано градостроительное заключение от 06.04.2011 г. N 03-11-104, которым подтвержден факт указанного обращения, а также наличия иного претендента на земельный участок - ООО "Фирс" (п.1.3 градостроительного заключения).
Указанное обстоятельство и выводы комиссии по градостроительству от 14.04.2011 г. и послужили основанием для отмены решения комиссии от 29.12.2010 г. и формированию земельного участка в связи с возможностью предоставления его на торгах, о чем администрация письмом N 05-и/1729 от 12.05.2011 г. уведомила руководителей ООО "Волга-СТО" и ООО "Фирс".
Таким образом администрация правомерно приняла решение о возможности формирования земельного участка и его предоставлении с торгов.
Довод общества, что с момента обращения ООО "Волга-СТО" прошел значительный период времени не имеет значение для разрешения спора, поскольку доказательств утраты интереса к спорному земельному участку, либо отказу от правопритязания на него материалы дела не содержат.
Оформление прав ООО "Волга-СТО" на участок было приостановлено по инициативе администрации в связи с наличием задолженности заявителя по арендной плате в отношении иных земельных участков (письмо N ар13001-09 от 10.12.2009 г.).
С учетом вышеизложенного отсутствуют основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
Таким образом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2012 года по делу N А12-3846/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3846/2012
Истец: ООО "Фирс"
Ответчик: Администрация Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, ООО "Волга-СТО"