г. Самара |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А55-6733/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Маршовой Г.В. (доверенность от 11 января 2012 года N 94/6),
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - представителя Черных А.А. (доверенность от 16 декабря 2012 года N 28-07/111),
от ООО "СААН-Авто" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2012 года по делу N А55-6733/2012 (судья Мехедова В.В.), по заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (ИНН 6315800523, ОГРН 1036300468456), Самарская область, г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СААН-Авто", Самарская область, г. Тольятти,
о признании недействительным решения от 09 декабря 2011 года по делу N 141-5128-11/6,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС России по Самарской области, ответчик) N 15949/6 от 09.12.2011 по делу N 141-5128-11/6.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
УФАС России по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для признания оспариваемого решения недействительным, просит отменить решение суда от 18.06.2012, принять по делу новый судебный акт.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 18.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу УФАС России по Самарской области без удовлетворения.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу антимонопольного органа без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ООО "СААН-Авто" не явился, общество извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 09.12.2011 УФАС России по Самарской области, рассмотрев дело N 141-5128-11/6, вынесло решение N 15949/6 о признании Министерства нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
Основанием для признания заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" явилось его действие по заключению договора от 03.06.2010 N 28/9-10 с ООО "СААН-Авто" об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок автобусами на территории Самарской области без проведения конкурса в нарушение порядка, установленного статьей 7.2 Закона Самарской области от 09.07.2002 N 53-ГД "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области" (далее - Закон N 53-ГД) и бездействие по непроведению конкурса по маршрутам N100 "г. Тольятти ("Вега") - с. Васильевка", N190 "г. Тольятти (д/с Трансформатор) - п. Приморский".
Министерство не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Закон N 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа делятся на следующие виды: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Однако в соответствии со статьей 3 Закона Самарской области N 53-ГД, действовавшего до 24.10.2010, различалось несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки и коммерческие перевозки по установленным маршрутам (то есть перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах).
То есть законом в числе регулярных пассажирских маршрутных перевозок были предусмотрены и коммерческие перевозки как самостоятельный вид перевозок.
В соответствии с пунктом "д" части 2 Закона Самарской области N 53-ГД Министерство имело право привлекать перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, то есть, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, договоры об осуществлении коммерческих перевозок по установленным маршрутам могли заключаться без проведения конкурса.
Министерство, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляло свою деятельность на основе Закона N 53-ГД, действовавшего до 24.10.2010, в соответствии с которым различались несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки и коммерческие перевозки по установленным маршрутам. Закон не обязывал министерство в том или ином случае заключать конкретные договоры, а предоставлял лишь выбор заключения таких договоров на разные виды перевозок.
Маршруты N 100 "г. Тольятти ("Вега") - с. Васильевка", N 190 "г. Тольятти (д/с Трансформатор) - п. Приморский", включены в маршрутную сеть по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, утвержденную приказом Министерства от 21.09.2009 N 41.
По настоящему делу из спорного договора на осуществление пассажирских маршрутных перевозок не усматривается, что данные перевозки являются регулярными пассажирскими перевозками.
Согласно пункту 2.4.7 договора от 03.06.2010 N 28/9-10 на исполнителя - ООО "СААН-Авто" возложена обязанность осуществлять перевозки по тарифам, не превышающим предельный уровень тарифа, установленный действующим постановлением Правительства Самарской области.
Доказательств опровергающих доводы Министерства о том, что спорный договор заключен с ООО "СААН-Авто" на осуществление коммерческих перевозок по установленному маршруту, антимонопольным органом не представлено.
В соответствии с действовавшим на момент заключения договоров с ООО "СААН-Авто" законодательством, договоры об осуществлении коммерческих перевозок по установленным маршрутам могли заключаться без проведения какого-либо конкурса.
Указанные выводы содержатся во вступившим в законную силу постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А55-382/2011.
Довод антимонопольного органа о том, что коммерческие перевозки по установленным маршрутам осуществляются по маршрутам, не входящим в маршрутную сеть, ошибочен, поскольку Закон не содержит запрета осуществлять коммерческие перевозки по установленным маршрутам, включенным в маршрутную сеть.
Вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе наличие в действиях (бездействии) заявителя нарушений антимонопольного законодательства.
Таким образом, Министерство не нарушало своими действиями (бездействиями) нормы Закона "О защите конкуренции", а также права и законные интересы иных лиц, поскольку в своей деятельности и при заключении договора с ООО "СААН-Авто" руководствовалось действующими на тот момент положениями Закона Самарской области N 53-ГД.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А55-382/2011 и постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011.
Определением ВАС РФ от 04.06.2012 N ВАС-4055/12, вынесенным по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, о пересмотре в порядке надзора постановления ФАС Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.
Обжалуемое решение антимонопольного органа противоречит законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Министерством требования и признал обжалуемое решение УФАС России по Самарской области недействительным.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства, судом проверены и отклонены по мотиву несостоятельности.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2012 года по делу N А55-6733/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6733/2012
Истец: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: ООО "СААН-Авто"