г. Самара |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А55-13760/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.08.2012 - 29.08.2012 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мега-С" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2012 по делу N А55-13760/2012 (судья Холодкова Ю.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега-С" (ИНН 6321184872, ОГРН 1076320005618), г.Тольятти Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г.Тольятти Самарской области, о признании незаконным бездействия и обязании внести запись в ЕГРЮЛ,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Мега-С" Кропачевой Ю.В. (директор; протокол от 23.04.2010; паспорт),
представителя Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области Пурина В.Д. (доверенность от 03.05.2012 N 42) - до перерыва, Кострикина А.Ю. (доверенность от 07.02.2012 N 2),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мега-С" (далее - ООО "Мега-С", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - регистрирующий орган), выразившегося в непринятии решения по результатам рассмотрения заявления общества об отмене ранее принятого решения о его реорганизации в форме слияния, и об обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о прекращении процедуры реорганизации ООО "Мега-С" в форме слияния.
Решением от 19.06.2012 по делу N А55-13760/2012 Арбитражный суд Самарской области отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО "Мега-С" просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Регистрирующий орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
В судебном заседании 22.08.2012 был объявлен перерыв до 29.08.2012; после перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители регистрирующего органа апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Мега-С" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.02.2007.
07.09.2009 учредителями ООО "Мега-С" было принято решение о реорганизации общества в форме слияния с ООО ПКФ "ТехноСамара", в результате которого образуется ООО "Кристина".
21.09.2009 ООО "Мега-С" направило в регистрирующий орган нотариально удостоверенное уведомление о начале процедуры реорганизации юридического лица по форме Р12003.
23.09.2009 регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ запись N 2096320271012 о нахождении ООО "Мега-С" в процедуре реорганизации в форме слияния.
15.11.2011 и 12.03.2012 ООО "Мега-С" представило в регистрирующий орган заявления об отмене процедуры реорганизации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
По результатам рассмотрения заявления общества регистрирующий орган 27.03.2012 направил ему сообщение о невозможности внесения изменений в ЕГРЮЛ об отмене процедуры реорганизации
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с этим законом.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии со статьей 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 этого закона.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.
Пунктом 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из содержания названных правовых норм следует, что требование об обязательности нотариального засвидетельствования подписи уполномоченного лица на заявлении, уведомлении или сообщении, представляемом в регистрирующий орган, является законодательно установленным.
Согласно статье 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99 утверждены формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Данным Приказом утверждена форма удостоверительной надписи при засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица (форма N 56), реквизитами которой являются, в том числе, наименование юридического лица, должность, фамилия, имя, отчество представителя.
На то, что нотариус обязан проверить полномочия лица, имеющего право быть заявителем в соответствии со статьей 9 Закона N 129-ФЗ, указано и в Письме МНС России от 20.09.2004 N 09-0-10/3733@ "О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении".
Из материалов дела следует, что в нарушение указанных требований подпись руководителя ООО "Мега-С" на заявлениях от 15.11.2011 и от 12.03.2012 об отмене процедуры реорганизации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ нотариально не удостоверена.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных этим законом необходимых для государственной регистрации документов.
Представление в регистрирующий орган заявления, оформленного ненадлежащим образом (в рассматриваемом случае - в отсутствие нотариального удостоверения подписи заявителя), равнозначно непредставлению заявления.
Само по себе принятие общим собранием участников ООО "Мега-С" 15.11.2011 решения о прекращении его реорганизации не может послужить основанием для возложения на регистрирующий орган обязанности внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении процедуры реорганизации этого общества.
Кроме того, материалами дела не подтверждается факт представления обществом в регистрирующий орган указанного решения.
Таким образом, утверждение общества о том, что заявление о прекращении процедуры реорганизации может быть подано в регистрирующий орган в произвольной форме, является ошибочным.
При рассмотрении настоящего дела ООО "Мега-С" также не представило надлежащих доказательств того, что оспариваемым бездействием регистрирующего органа нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, соответствуют судебной арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2012 по делу N А82-11062/2011, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.07.2012 по делу N А76-18266/2011, Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.01.2011 по делу N А40-22867/10-146-55, Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А33-12745/2010).
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании нормативных правовых актов, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июня 2012 года по делу N А55-13760/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13760/2012
Истец: ООО "Мега-С"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области