Новое в законодательстве о государственном (муниципальном) заказе
Изменчивость законодательства о государственном (муниципальном) заказе вынуждает нас вновь вернуться к этой теме.
С 01.10.2007 вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Отдельные положения Закона N 218-ФЗ вступают в силу с 01.01.2010 и с 01.01.2011.
Ниже приведен анализ основных изменений в законодательстве.
I. Общие положения
1. Введено дополнительное основание, в соответствии с которым заказчик обязан отказаться от заключения контракта с участником размещения заказа в случае установления факта наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Установлен срок действия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) и выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей). Указанные документы должны быть получены не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса (аукциона).
3. Изменены требования к протоколам, составляемым в ходе процедур торгов.
3.1. С 01.01.2011 отменяется необходимость опубликования в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса (аукциона), протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона.
3.2. Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) дополняется сведениями с указанием положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации (документации об аукционе), которым не соответствует заявка на участие в конкурсе (аукционе) этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации (документации об аукционе), сведений о решении каждого члена конкурсной (аукционной) комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе (аукционе) или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе (аукционе), то есть о результатах голосования.
3.3. Введен новый протокол об отказе от заключения государственного контракта в процедурах проведения торгов, запросов котировок.
Указанный протокол составляется комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, в следующих случаях:
- в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок
- в случае отказа заказчика от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается контракт при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией.
Протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии и заказчиком в день его составления. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, а другой в течение двух рабочих дней со дня его подписания передается лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.
Протокол размещается заказчиком на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
4. Установлена обязанность заказчика, уполномоченного органа в отношении закрытых торгов направлять приглашения принять участие в закрытом конкурсе (аукционе), протоколы вскрытия заявок на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в конкурсе, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы аукциона в Федеральную антимонопольную службу.
5. Конкретизированы условия установления требования обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей и аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта - в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса.
Уточнены требования, предъявляемые к обеспечению исполнения государственного контракта. Государственный контракт заключается только после предоставления участником конкурса (аукциона), с которым заключается государственный контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по государственному контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме депозита (вклада).
6. Уточнена форма торгов (конкурс или аукцион), которую необходимо применять в отношении закупки определенных видов работ.
С 01.01.2008 размещение государственного заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных), а также временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных нужд осуществляется исключительно путем проведения аукциона.
Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства возможно осуществлять либо путем проведения конкурса либо путем проведения аукциона.
7. Укрупнено понятие одноименных товаров, работ, услуг с подгруппы до группы.
8. Дополнены основания заключения дополнительных соглашений к государственным контрактам:
- стало возможным изменение цены государственного контракта путем заключения дополнительного соглашения в случае размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ - в случае если заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- установлена обязанность государственного заказчика соответственно изменить цену государственного контракта, заключенного на основании пункта 1 или 2 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Установлен запрет на изменение цены в ходе исполнения государственного контракта в случае если в конкурсной документации, документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг указывались цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы, предложенные участником размещения заказа. Цена, указанная в заявке на участие в конкурсе или при проведении аукциона, цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы будут являться твердыми и не смогут изменяться в ходе исполнения такого контракта.
9. Установлены сроки для направления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение реестра государственных контрактов, заказчиками сведений об изменении условий государственных контрактов (в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений), а также сведений об исполнении контракта (в течение трех рабочих дней со дня исполнения или расторжения государственного контракта).
10. Конкретизированы условия проведения закрытых торгов. Закрытые торги проводятся в случае если сведения о товарах, работах, услугах составляют государственную тайну, а также при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации (документации об аукционе) либо в проекте государственного контракта.
11. Уточнен порядок рассмотрения жалоб участников размещения заказа уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа федеральным органом исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
12. Введена обязанность размещения вышеуказанными органами на официальном сайте информации о поступлении жалобы участника размещения заказа (при проведении открытых торгов) и ее содержании.
II. Процедура конкурса
1. Извещение может не содержать количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, если при проведении конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
2. Более жестко установлен запрет на указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Не допускается включение указанных требований, а также иных требований к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
3. Предусмотрено право заключения государственных контрактов с несколькими победителями в случае если конкурс проводится на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных нужд. Установлены особенности проведения указанных конкурсных процедур.
4. В случае если при проведении конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг, заказчик, уполномоченный орган вправе указать в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
5. Конкретизированы условия проведения конкурсов на право заключить государственный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказания услуг связи, юридических услуг (предусмотрена возможность проведения конкурса с ценой за единицу продукции).
6. Установлена обязанность участника размещения заказа в любом случае, а не только в случае необходимости, предоставлять документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
7. С 01.10.2007 участник размещения заказа вправе представлять в составе заявки на участие в конкурсе эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, образца (пробы) товара, на поставку которого размещается государственный заказ. При этом представление в составе заявки на участие в конкурсе вышеуказанных материалов не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
8. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе дополняется сведениями о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе (в том числе результаты голосования).
9. В Закон N 94-ФЗ введена новая глава 2.1, посвященная особенностям размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
III. Процедура аукциона
1. Победителем аукциона может стать не только лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта, но и:
- лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный контракт (в случае если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный контракт);
- лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, предусмотренных в перечне, указанном в пункте 5 части 4 статьи 34 Закона N 94-ФЗ, наиболее низкую цену единицы услуги.
2. С 01.01.2011 возможно предусматривать обеспечение участия в открытом аукционе в электронной форме.
3. Увеличен верхний предел начальной (максимальной) цены государственного контракта, при которой возможно размещение государственного заказа путем проведения аукциона в электронной форме, с 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.
С 01.01.2011 проведение аукционов в электронной форме будет возможно осуществлять независимо от начальной (максимальной) цены государственного контракта.
4. Уточнены правила описания закупаемой на аукционе продукции. В том числе установлена возможность закупки полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции по образцу заказчика или по трехмерному изображению и порядок проведения такой закупки.
5. Установлен механизм проведения аукциона на закупку запасных частей к технике, к оборудованию, на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники и оборудования, услуг связи, юридических услуг.
6. Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов.
7. Более детально установлен порядок проведения аукциона.
8. С 01.01.2010 полностью изменяется порядок проведения аукциона в электронной форме. Указанные аукционы будут проводиться операторами электронных площадок, отбор которых будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации), осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
IV. Размещение государственного заказа способом запроса котировок
1. Введена возможность размещения государственного заказа путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, в следующих случаях:
- в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного контракта;
- в случае выдачи Федеральной антимонопольной службой предписания об отмене результатов торгов и принятия решения о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок.
При этом должны соблюдаться следующие условия:
- контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов;
- при заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока.
2. Срок между днем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок на поставку вышеуказанных товаров и днем истечения срока представления котировочных заявок должен составлять не менее чем четыре рабочих дня.
3. Уточнены требования, предъявляемые к котировочной заявке.
4. Введена обязанность заказчика вернуть котировочную заявку подавшему ее участнику размещения заказа, о расторжении контракта с которым подан иск.
V. Размещение государственного заказа у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика)
1. В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ стало возможным изменение цены государственного контракта в случае размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ - в случае если заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
При этом частью 6.4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ установлена обязанность государственного заказчика соответственно изменить цену государственного контракта, заключенного на основании пункта 1 или 2 части 2 статьи 55 Федерального закона, в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
7. Изменена редакция пункта 10 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ.
8. Перечень оснований для размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) расширен.
Часть 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ дополнена следующими основаниями:
1). Осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы (пункт 18 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ);
2). Осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, государственных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий (пункт 19 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ);
3). Осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия (пункт 20 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ);
4). Осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Федеральным законом (пункт 21 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ);
5). Осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами (пункт 22 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ).
При подготовке материала использовались Методические разъяснения Комитета экономического развития промышленной политики и торговли о введении в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н.,
заместитель председателя Комитета
по здравоохранению г. Санкт-Петербурга
"Менеджер здравоохранения", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru