г. Вологда |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А52-1581/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии от государственного учреждения Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Лучкова Г.М. по доверенности от 14.10.2011 N 01-10/04/8005,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Великолукской городской Думы на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 июня 2012 года по делу N А52-1581/2012 (судья Самойлова Т.Ю.),
установил:
Великолукская городская Дума (ОГРН 102600090239) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к государственному учреждению Псковскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, ФСС, Фонд) о признании недействительным требования 10.02.2012 N 16083. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А52-1581/2012.
Заявитель также обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ФСС от 10.01.2012 N 16083. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А52-2094/2012.
Определением арбитражного суда производство по делам N А52-1581/2012, А52-2094/2012 объединено, делу присвоен номер А52-1581/2012.
Решением суда требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Учреждения от 10.01.2012 N 16083 и требование от 10.01.2012 N 16083 в части привлечения Великолукской городской Думы к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 381 руб. 97 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам - 3154 руб. 68 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и признать оспариваемые решение и требование недействительными. В обоснование своей позиции ссылается на то, что компенсационная выплата муниципальным служащим носит компенсационный характер, не входит в состав денежного содержания, назначена решением представительного органа местного самоуправления за выполнение трудовых обязанностей, следовательно, подпадает под подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), поэтому страховые взносы на нее не начисляются.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Великолукская городская Дума надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с чем разбирательство по делу произведено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ответчиком проведена камеральная проверка представленного Великолукской городской Думы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2011 года.
В ходе проверки выявлен факт занижения заявителем за период с 01.01.2011 по 30.09.2011 базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1 004 796 руб., в результате невключения в нее суммы ежемесячной выплаты муниципальным служащим, предусмотренной решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки".
По результатам проверки составлен акт от 29.11.2011 N 16083 и принято решение от 10.01.2012 N 16083. Заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 29 139 руб. 08 коп., пени - 135 руб. 96 коп. за период 01.01.2011 по 30.09.2011. Кроме того, Великолукская городская Дума привлечена к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания 2513 руб. 30 коп. штрафа.
Плательщику страховых взносов предъявлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа N 16083 по состоянию 10.02.2012.
Не согласившись с решение и требованием ФСС, Великолукская городская Дума обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действующей в спорный период), действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 названного Закона).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Закона.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что обложению страховыми взносами не подлежат те виды компенсаций, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Расшифровки выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам, Закон N 212-ФЗ не содержит.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работнику по трудового договору выплачивается заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В статье 164 ТК РФ дано понятие компенсации, под которой понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных указанным Кодексом и другими федеральными законами.
В рассматриваемом случае в соответствии с Положением о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки", утвержденным решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 N 70, установлена "ежемесячная гарантированная компенсационная выплата муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки", предназначенная для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Псковской области. Выплата производится из средств бюджета города, не входит в состав денежного содержания и относится к социальным выплатам".
В решении представительного органа местного самоуправления указано на то, что выплата вводится "в целях обеспечения подбора и закрепления высококвалифицированных кадров, социальной защищенности муниципальных служащих органов местного самоуправления города Великие Луки, лиц, замещающих выборные муниципальные должности категории "А", обеспечения соотносительности условий оплаты труда с государственной гражданской службой". Размер выплаты зависит от "группы занимаемой должности": глава муниципального образования - в размере 1,3 должностного оклада; высшие должности муниципальной службы - в размере 2,6 должностных окладов; главные должности муниципальной службы - в размере 2,4 должностных окладов; ведущие должности муниципальной службы - в размере 2,2 должностных окладов; старшие должности муниципальной службы категория "Б" - в размере 2,2 должностных окладов; старшие должности муниципальной службы категория "В" - в размере 1,7 должностного оклада; младшие должности муниципальной службы - в размере 1,6 должностных окладов; выборные должности категории "А" (за исключением главы муниципального образования) - в размере 0,9 должностного оклада. Выплата производится ежемесячно вместе с выплатой заработной платы за фактически отработанное время.
Таким образом, осуществление спорных выплат не связано с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей. Следовательно, оснований для отнесения таковых выплат к компенсационным не имеется.
В то же время названные выплаты зависят от сложности, количества и качества выполняемой работы, выплачиваются систематически, в размере пропорциональном отработанному времени, "в целях обеспечения подбора и закрепления высококвалифицированных кадров, социальной защищенности муниципальных служащих органов местного самоуправления города Великие Луки, лиц, замещающих выборные муниципальные должности категории "А", обеспечения соотносительности условий оплаты труда с государственной гражданской службой", данные выплаты производятся в рамках трудовых отношений с муниципальными служащими, носят стимулирующий характер.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорные выплаты обоснованно включены Фондом в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Арбитражным судом Псковской области также установлено, что ответчик расчет недоимки, пени и штрафа по страховым взносам подготовил без учета требований статьи 8 Закона N 212-ФЗ в связи с чем, оспариваемые решение и требование правомерно признаны недействительными в части привлечения Великолукской городской Думы к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 381 руб. 97 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам - 3154 руб. 68 коп.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов и возражений относительно указанного вывода суда первой инстанции.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20 июня 2012 года по делу N А52-1581/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Великолукской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1581/2012
Истец: Великолукская городская Дума
Ответчик: ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации