г. Красноярск |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А33-20651/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Магда О.В.,
секретаря судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Кодинскэкспортлес": Сиротюк Е.Н., представителя по доверенности от 01.08.2012,
от Агентства лесной отрасли Красноярского края: Романовой И.И., представителя по доверенности от 05.09.2011,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кодинскэкспортлес"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 15 мая 2012 года по делу N А33-20651/2011, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
агентство лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091, ИНН 2466146986) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Кодинскэкспортлес" (ИНН 2420006231, ОГРН 1022400830110) о признании дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 266-з недействительным, как несоответствующим требованиям закона, в части пунктов 2, 6 дополнительного соглашения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2012 года иск удовлетворен. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства внесения изменений в лесохозяйственный регламент КГУ "Кодинское лесничество" в период с момента подписания договора аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з и до утверждения приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от 31.12.2008 N 3377 проекта освоения лесов, а также подписания дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010 ответчик не представил. Следовательно, заключение сторонами дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 266-з, в котором пункты 2 и 6 основаны на проекте освоения лесов, подготовленном по договору аренды от 13.03.2000 N 18 и дополнительному соглашению к нему от 07.02.2005, противоречит статьям 29, 87, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3, 4, 6 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.
Договор от 22.12.2008 заключен сторонами в порядке переоформления договора аренды от 13.03.2000 N 18. Объемы лесопользования в договоре от 22.12.2008 были определены так же, как и в прежнем договоре на основании данных по лесоустройству 1996 года (75,1 тысяч куб. м.). Поскольку на момент переоформления договора ни лесохозяйственный регламент, ни проект освоения лесов не были созданы, на 22.12.2008 не могла быть утверждена и расчетная лесосека, соответствующая лесохозяйственному регламенту.
28.12.2008 утвержден лесохозяйственный регламент, 31.12.2008 утвержден проект освоения лесов. Согласно проекту освоения лесов (таблица 3.4.5) объем использования лесов в защитных и эксплуатационных лесах, переданных в аренду ответчику (расчетная лесосека ответчика), составил 83,6 тыс. куб м., в том числе рубки спелых и перестойных насаждений - 70,1 тыс. куб. м., рубки ухода за лесами - 1,2 тыс. куб. м., рубки поврежденных и погибших лесных насаждений - 12,3 тыс. куб. м.
Указанные обстоятельства стали причиной подписания оспариваемого дополнительного соглашения, что соответствует пункту 22 договора от 22.12.2008 (л.д. 114 том 1).
Расчетная лесосека ответчика, определенная по проекту освоения лесов и по Положению N 2 оспариваемого дополнительного соглашения в части рубок спелых и перестойных насаждений не только не увеличилась по сравнению с расчетной лесосекой ответчика, определённой Приложением N 3 к договору аренды лесных участков N 266-з от 22.12.2008, а наоборот, уменьшилась на 5 тыс. куб. м., причем уменьшение по хвойному хозяйству составило 9,7 тыс. куб. м.
Расчетная лесосека Кодинского лесничества для категории рубки "рубка погибших и повреждённых лесных насаждений" (указана в Таблице 9 лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества) формируется на основании совокупности актов проверки санитарного и лесопатологического состояния всех лесных участков, расположенных в КГКУ "Кодинское лесничество" Красноярского края, и совокупности писем Агентства лесной отрасли Красноярского края в адрес КГКУ "Кодинское лесничество" о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на таких участках (в соответствии с со статьей 555 Лесного кодекса РФ, с пунктами 30,31 Постановления Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах").
В первоначальной редакции договора аренды лесных участков N 266-з от 22.12.2008 отсутствовали категории (виды) рубок: рубки лесных насаждений при уходе за лесами, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, что не соответствует лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества.
Суд в своем решении делает вывод, который противоречит позиции обеих сторон и не соответствует представленным доказательствам, а именно: проект освоения лесов от 31.12.2008 не имеет отношения к договорам аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з и дополнительному соглашению N 1 от 02.10.2010 к нему.
Суд не принял во внимание, что из пункта "а" пункта 12, подпункта "в" пункта 13 договора аренды лесного участка N 266-з от 22.12.2008, обязывающих ответчика разработать и представить истцу проект освоения лесов с положительным заключением экспертизы, следует, что на момент заключения договора (22 декабря 2008 года) не существовал утвержденный проект освоения лесов ответчика.
В экспертном заключении N 355 по проекту освоения лесов агентства лесной отрасли Красноярского края, утверждённого приказом агентства от 31.12.2008 N 3377 (т. 2, л. д. 1), указано как основание для проведения экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренды ответчику, договор аренды лесного участка N 266-з от 22.12.2008.
Обязательность внесения изменений в договор вытекает из следующего.
Понятие проекта освоения лесов было введено впервые Лесным кодексом РФ с 01.01.2007. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ) ответчик должен был до 1 января 2009 года привести в соответствие с Лесным кодексом РФ договор аренды участков лесного фонда N 18 от 13 марта 2000 года путем его переоформления. Результатом его переоформления стало заключение между истцом и ответчиком договора аренды лесных участков N 266-з от 22.12.2008, который и предусматривал обязанность ответчика разработать проект освоения лесов с положительным заключением экспертизы к использованию лесного участка.
Таким образом, представленный ответчиком проект освоения лесов не мог быть подготовлен во исполнение договора аренды от 13.03.2000 N 18 и дополнительного соглашения к нему от 07.02.2005, поскольку такая обязанность следует лишь из переоформленного договора (пп. "а" пункта 12, пп."в" пункта 13).
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. По мнению истца, ответчик не учел, что в соответствии с приказом МПР России от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которыми лесные участки предоставлены в аренду в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований. Кроме того, проект освоения лесов не соответствует лесохозяйственному регламенту в части санитарно-оздоровительных мероприятий. Так, лесохозяйственный регламент содержит 88,4 га санитарно-оздоровительных насаждений, а проект освоения - 154 га санитарно-оздоровительных мероприятий. Приказом Министерства лесных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 не допускается изменение ранее установленных объемов лесопользования. Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" к существенным условиям договора относятся объемы рубок лесных насаждений. Поскольку заключение договоров аренды возможно только по результатам аукциона, то внесение изменений в существенные условия договора по соглашению сторон не допустимо.
Представитель ответчика пояснила, что понятие насаждения не тождественно более широкому понятию мероприятия, поэтому в данной части противоречий нет.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16 августа 2012 года объявлен перерыв до 17 августа 2012 года до 15 час. 30 мин., о чем лица, участвующие в деле извещены путем размещения публичного объявления на сайте http://www.3aas.arbitr.ru., а также под подпись.
После перерыва судебное заседание было продолжено в том же с участием представителя закрытого акционерного общества "Кодинскэкспортлес".
Представитель закрытого акционерного общества "Кодинскэкспортлес" Сиротюк Е.Н. заявила ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: дополнительное соглашение к договору на аренду участка лесного фонда N 18 от 13.03.2002 г.; письмо N 28-19158 от 27.07.2004; письмо N 05-1-3А/163 от 14.10.2004; расчет ежегодного размера рубок главного пользования по участку лесного фонда; таблица N 1 ( распределение лесов по преобладающим породам и группам возраста по участку лесного фонда, представляемому в аренду по лесному конкурсу); таблица N 2 (ведомость); таблица N 3 (товарная структура ежегодной расчетной лесосеки по участку лесного фонда, представляемому в аренду по лесному конкурсу); письмо от 19.05.2008; таблица N 3.4.5 (13); таблица N 3.4.5 (14); таблица N 4.1. (27); сведения о насаждениях с неудовлетворительным санитарным состоянием; таблица N 16.
В целях полного и всестороннего исследования обстоятельств дела документы приобщены к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании приказа агентства лесной отрасли от 01.09.2008 N 1432 (в редакции приказа от 19.12.2008 N 3085) между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Кодинскэкспортлес" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з (далее - договор), по которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 38 лет шесть лесных участков, находящихся в государственной собственности, определенных пунктом 2 договора.
В соответствии с пунктом 2 договора шесть лесных участков общей площадью 27 027 га, предоставляемых в аренду по договору, расположены в Проспихинском участковом лесничестве краевого государственного бюджетного учреждения "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края, предназначены для заготовки древесины, с категорией земель - земли лесного фонда, имеющие следующие характеристики:
- лесной участок N 1: кварталы (выдела) NN: 208 - 210, 217 (выдела: 1 - 23, 26 - 32, 34 - 36), 218 - 221, 228 (выдела: 11 - 39, 41 -43), 229 - 233, 236, площадью 10212 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0285-2008-09-3327-1(1);
- лесной участок N 2: квартал N 213, площадью 817 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(2).
- лесной участок N 3: квартал N 248, площадью: 680 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(3).
- лесной участок N 4: кварталы (выдела) NN: 321 - 322, 323 (выдела: 1 - 30, 38 - 40), 334 (выдела: 1 - 4, 9 - 27, 29, 30); площадью: 3064 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(4);
- лесной участок N 5: кварталы (выдела) NN: 292, 293 (выдела: 3 - 10, 13 - 19, 21 - 26, 28 - 30, 33 - 40, 43 - 51, 54, 55), 294 (выдела: 1 - 23, 26, 28 - 31) 303 (выдела: 1 - 8, 10 - 14, 16 - 19, 23 - 34), 304 (выдела: 1 - 3, 5 - 12, 15 - 26, 28 - 30, 33, 34, 36), 305 (выдела: 2 - 6, 8 - 13, 15 - 17, 21 - 27), 306, 315 (выдела: 1, 2, 5, 6, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 24, 29 - 32, 37 - 40, 42), 316, 317 (выдела: 1 - 13, 15, 16, 21 - 24, 27 - 31, 33, 35), 318 (выдела: 1, 6 - 31, 33), 319 (выдела: 2 - 24), 320, площадью 8 850 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(5);
- лесной участок N 6: кварталы (выдела: NN 340, 341, 342, (выдела: 1 - 15, 19, 20, 22), 343 (выдела: 1 - 6, 10 - 17, 28 - 35, 37), 344 (выдела: 4 - 22, 24), площадью 3 404 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(6).
В приложении N 2 к договору содержится характеристика лесного участка и его насаждений.
Согласно приложению N 3 к договору среднегодовой объем использования лесов установлен в размере 75,1 тысяч кубических метров.
В приложении N 4 к договору стороны согласовали сроки и размер вносимой арендной платы.
Приложение N 6 к договору содержит объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.12.2008 за номером 24-24-17/004/2008-496.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 22.12.2008 арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления заготовки древесины в Проспихинском участковом лесничестве краевого государственного бюджетного учреждения "Кодинское лесничество": лесной участок N 1 24-0285-2008-09-3327-1(1) в ГЛР) в кварталах (выделах) NN: 208 - 210, 217 (выдела: 1 - 23, 26 - 32, 34 - 36), 218 - 221, 228 (выдела: 11 - 39, 41 -43), 229 - 233, 236; лесной участок N 2 (24-0285-2008-09-3327-1(2) в ГЛР) в квартале N 213; лесной участок N 3 (24-0285-2008-09-3327-1(3) в ГЛР) в квартале N 248; лесной участок N 4 (24-0285-2008-09-3327-1(4) в ГЛР) в кварталах (выделах) NN: 321 - 322, 323 (выдела: 1 - 30, 38 - 40), 334 (выдела: 1 - 4, 9 - 27, 29, 30); лесной участок N 5 (24-0285-2008-09-3327-1(5) в ГЛР) в кварталах (выделах) NN: 292, 293 (выдела: 3 - 10, 13 - 19, 21 - 26, 28 - 30, 33 - 40, 43 - 51, 54, 55), 294 (выдела: 1 - 23, 26, 28 - 31) 303 (выдела: 1 - 8, 10 - 14, 16 - 19, 23 - 34), 304 (выдела: 1 - 3, 5 - 12, 15 - 26, 28 - 30, 33, 34, 36), 305 (выдела: 2 - 6, 8 - 13, 15 - 17, 21 - 27), 306, 315 (выдела: 1, 2, 5, 6, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 24, 29 - 32, 37 - 40, 42), 316, 317 (выдела: 1 - 13, 15, 16, 21 - 24, 27 - 31, 33, 35), 318 (выдела: 1, 6 - 31, 33), 319 (выдела: 2 - 24), 320; лесной участок N 6 (24-0285-2008-09-3327-1(6) в ГЛР) в кварталах (выделах NN 340, 341, 342, (выдела: 1 - 15, 19, 20, 22), 343 (выдела: 1 - 6, 10 - 17, 28 - 35, 37), 344 (выдела: 4 - 22, 24).
По заказу арендатора Восточно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" разработан проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ОАО "Кодинскэкспортлес" для заготовки древесины, расположенного на территории КГУ "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края.
Во введении проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ОАО "Кодинскэкспортлес" для заготовки древесины, расположенного на территории КГУ "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края указано, что проект освоения лесов разработан в соответствии с договором N 03/290 от 23.07.2008 между ОАО "Кодинскэкспортлес" и филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект".
В качестве причины изменения расчетной лесосеки по арендному участку ОАО "Кодинскэкспортлес" в КГУ "Кодинское лесничество" (договор аренды от 13.03.2000 N 18 и дополнительное соглашение к договору N 18 от 07.02.2005) указаны: договор аренды от 13.03.2000 N 18 составлен по данным лесоустройства 1996 года; уточнение площади произведено по данным нового лесоустройства 2004-2005 годов.
28 декабря 2008 года приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края N 111-о утвержден лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества, разработанный Восточно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг".
В соответствии с таблицей 3.4.5 проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду открытому акционерному обществу "Кодинскэкспортлес" для заготовки древесины, расположенного на территории КГУ "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края 2008 года ежегодный ликвидный объем заготовки древесины определен в размере 83,6 тысяч кубических метров, в том числе: 12,3 тысячи кубических метров при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений; 70,1 тысяча кубических метров при вырубке спелых и перестойных насаждений; 1,2 тысячи кубических метров при уходе за лесами.
Согласно заключению по проекту освоения лесов регистрационный номер 355, утвержденному приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от 31.12.2008 N 3377, экспертная комиссия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, рассмотрев проект освоения лесов для лесного участка, переданного в аренду в целях заготовки древесины открытому акционерному обществу "Кодинскэкспортлес" на территории Кодинского лесничества, пришла к выводу, что переданный проект соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 и иным законодательным актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 02.10.2010 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з стороны пункт 5 договора изложили в следующей редакции: "Ежегодная арендная плата за объем пользования 71,3 тыс.м3 по сплошным рубкам и рубкам ухода составляет 1 396 330,0 рублей (один, миллион триста девяносто шесть тысяч триста тридцать рублей), НДС не облагается. Ежегодная арендная плата за рубку поврежденных и погибших лесных насаждений в объеме 12,3 тыс.м 3, сроком на три года с момента регистрации настоящего дополнительного соглашения составляет 266 300,0 рублей (двести шестьдесят шесть тысяч триста рублей), НДС не облагается".
В пункте 6 дополнительного соглашения от 02.10.2010 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з стороны договорились изложить приложения NN 2, 3, 4, 6 к договору в редакции согласно приложениям NN 1, 2, 3, 4 к дополнительному соглашению от 02.10.2012 N 1.
Согласно приложению 2 к дополнительному соглашению от 02.10.2012 N 1 объем использования лесов на арендуемом лесном участке установлен в размере 83,6 тысяч кубических метров.
Дополнительное соглашение от 02.10.2010 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.01.2011 за номером 24-24-17/006/2010-848.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок.
Правоотношения сторон возникли из договора аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания договора аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з, он заключен с целью, определенной в приложении N 3 к договору (эксплуатационные леса).
Согласно пунктам 2, 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В приложении N 3 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з определен среднегодовой объем использования лесов на арендуемом лесном участке в размере 75,1 тысяч кубических метров.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Из пункта "а" пункта 12, подпункта "в" пункта 13 договора аренды лесного участка N 266-з от 22.12.2008 следует обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Пунктом 22 договора установлено, что при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, договор подлежит приведению в соответствие посредством внесения в него соответствующих изменений.
Пункт 26 Приказа от 08.02.2010 N 32 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" предусматривал, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования, то есть в данном случае это обязанность арендатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
Проект освоения лесов разработан на основании лесохозяйственного регламента КГУ "Кодинское лесничество" 2008 года и получил положительное заключение государственной экспертизы N 355 от 31.12.2008.
Таким образом, истец, ссылаясь на незаконность проекта освоения лесов, не представил доказательств недостоверности сведений о соответствии мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
Довод отзыва о том, что дополнительным соглашением увеличена площадь лесного участка с 25665 га до 29964 га не был поддержан представителем истца в судебном заседании апелляционного суда, ответчиком оспорен со ссылкой на абзац 1 страницы 6 дополнительного соглашения. Согласно абзацу 1 страницы 6 дополнительного соглашения (страница 1) указано, что общая площадь арендуемого участка (леса 3 группы) составляет 27027 га, в том числе покрытых лесом земель 25665 га.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, проект освоения лесов подготовлен во исполнение договора аренды от 13.03.2000 N 18 и дополнительного соглашения к нему от 07.02.2005.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в период с момента подписания договора аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з и до утверждения приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от 31.12.2008 N 3377 проекта освоения лесов, а также подписания дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010 изменения в лесохозяйственный регламент КГУ "Кодинское лесничество" не вносились.
Данное обстоятельство установлено судом по неполно исследованным доказательствам. В списке нормативных правовых актов пункта, указанных в пункте 1.1 проекта освоения лесов лесного участка (т. 2 л. д. 9) имеется ссылка на Лесохозяйственный регламент КГУ "Кодинское лесничество" 2008 года. В судебном заседании апелляционной инстанции истец подтвердил, что Лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества был утвержден 28 декабря 2008 года приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края N 111-о.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, Кодекс) лесохозяйственный регламент лесничества является основой осуществления, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.
Согласно части 2 статьи 87 Кодекса лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
В части 3 статьи 87 Лесного кодекса установлено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет (часть 4 статьи 87 Кодекса).
Частью 5 статьи 87 Лесного кодекса установлено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (часть 6 статьи 87 Кодекса).
Таким образом, лесохозяйственный регламент КГУ "Кодинское лесничество" был утвержден после заключения договора N 266-з, до утверждения проекта освоения лесов для лесного участка, переданного в аренду ответчику (31 декабря 2008 года приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края N 3377 от 31 декабря 2008 года (т. 2 л. д. 2).
В абзаце 2 экспертного заключения N 355 от 31.12.2008 в качестве основания для проведения экспертизы проекта освоения лесов указан договор аренды лесных участков N 266-з от 22.12.2008.
Таким образом, представленный ответчиком проект освоения лесов подготовлен во исполнение пунктов 12, 13 договора аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з.
Пунктом 22 договора стороны допустили возможность внесения изменений в договор.
С учетом изложенного, объем использования лесов в защитных и эксплуатационных лесах, переданных в аренду ответчику (расчетная лесосека) подлежит определению на основании проекта освоения лесов, разработанного на основании лесохозяйственного регламента КГУ "Кодинское лесничество". Изменение объемов использования лесов в защитных и эксплуатационных лесах, переданных в аренду ответчику, вызвано объективными изменениями параметров разрешенного использования на арендованных лесных участках, следовательно, условия дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 266-з, в котором пункты 2 и 6 основаны на проекте освоения лесов, не противоречат статьям 29, 87, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3, 4, 6 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184.
Ссылка истца на Приказ Министерства лесных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 подлежит отклонению, так как пункт 10 данного приказа содержал запрет лишь на одностороннее изменение установленных объемов лесопользования. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 о существенных условиях договора аренды утратило силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 N 283 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", то есть до заключения дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010.
Доводы истца, касающиеся недопустимости внесения изменений в существенные условия договора по соглашению сторон по той причине, что заключение договоров аренды возможно только по результатам аукциона, являются несостоятельными, так как истцом в данном случае не учтено то обстоятельство, что договор аренды от 22.12.2008 N 266-з заключен в порядке переоформления договора в соответствии с Приказом МПР от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации". Таким образом, указанные выводы истца справедливы для договоров, заключенных после вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2012 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2012 года по делу N А33-20651/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с Агентства лесной отрасли Красноярского края в пользу закрытого акционерного общества "Кодинскэкспортлес" (ИНН 2420006231, ОГРН 1022400830110) 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20651/2011
Истец: Агентство лесной отрасли Красноярского края
Ответчик: ЗАО "Кодинскэкспортлес"
Третье лицо: Агентство лесной отрасли Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6699/13
17.10.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4458/13
08.07.2013 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-20651/11
18.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2166/13
21.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5489/12
30.08.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2739/12
15.05.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-20651/11