г. Саратов |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А57-12100/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (г.Самара ОГРН 1056315070350 ИНН 6315376946)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2012 г. по делу N А57-12100/2011 (судья Калинина А.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (г. Самара ОГРН 1056315070350 ИНН 6315376946)
к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (г.Саратов ОГРН 10564150159910 ИНН 6452914177),
закрытому акционерному обществу "Независимая электросетевая компания" (ОГРН 1026402202683 ИНН 6450050877 г.Саратов),
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН 1026402675045 ИНН 6450014580 г.Саратов),
Федеральной службе по тарифам (ФСТ) Российской Федерации (г.Москва)
о признании недействительным распоряжения от 24.06.2011 г. N 12/1-р Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" по индивидуальному проекту для закрытого акционерного общества "Независимая электросетевая компания",
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Абрамов С.Н. доверенность N 10 от 04.05.2012 г., после перерыва Белозерцов С.О. доверенность N 18 от 04.05.2012 г.,
от Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - Волков А.В. доверенность N 05-1888/12-10 от 27.08.2012 г., Антонова Г.В. N 05-001699/11-0 от 09.09.2011 г.,
от закрытого акционерного общества "Независимая электросетевая компания" - Куда Т.А доверенность от 20.08.2012 г.,
в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2012 г. отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", Общество, заявитель) о признании недействительным распоряжения от 24.06.2011 г. N 12/1-р Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет) "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" по индивидуальному проекту для закрытого акционерного общества "Независимая электросетевая компания" (далее - ЗАО "Независимая электросетевая компания").
ОАО "Волжская ТГК", не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Комитет просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Независимая электросетевая компания" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела 28.08.2012 г. объявлялся перерыв до 04.09.2012 г. до 15 час. 20 мин.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятое по делу решение - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.05.2011 г. ОАО "Волжская ТГК" обратилось в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с заявлением N 100/2656 об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (ТП-6/0,4 кВт) к энергоисточнику ОАО "Волжская ТГК" - филиалу "Саратовская ГРЭС" в размере 2882000 руб., приложив в обоснование испрашиваемого размера платы документы.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, рассмотрев обращение заявителя от 12.05.2011 г. исх. N 100/2656, распоряжением от 24.06.2011 г. N 12/1-р установил плату за технологическое присоединение энергопринимающего устройства (ТП-6/0,4 кВт), расположенного по адресу г. Саратов, ул. Мичурина (между ул.Чапаева и ул. Вольской), к распределительным сетям ОАО "Волжская ТГК" по индивидуальному проекту ЗАО "Независимая электросетевая компания" в размере 125908 руб. (без учета НДС), в том числе:
1) подготовка и выдача технических условий и их согласование в размере 21621 руб.;
2) проверка выполнения заявителем ТУ в размере 43090 руб.;
3) участие в осмотре должностным лицом Ростехнадзора присоединяемых устройств 13420 руб.;
4) фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств в электрической сети в размере 47777 руб.
Заявитель, не согласившись с распоряжением от 24.06.2011 г. N 12/1-р, обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое распоряжение Комитета принято им в пределах предоставленных ему полномочий, принимая во внимание, что регулирование платы за технологическое подключение энергопринимающего устройства ЗАО "Независимая электросетевая компания" к электростанции ОАО "Волжская ТГК" подлежит государственному регулированию.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.4 ст. 23.1. ст. 23.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), а также п. 5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), пришел к выводу о том, что обязательность обращения для государственного определения цены за подключение не является какой-либо функцией сетевых организаций, а является предусмотренным законом способом возбуждения процедуры для определения регулируемой цены - платы за технологическое присоединение.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что расходы ОАО "Волжская ТГК" не связаны с новым строительством, а направлены на развитие существующей инфраструктуры, посчитал оспариваемое распоряжение Комитета соответствующим закону и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу ч.1 ст.26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов; составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
С учетом указанных норм, именно сетевая организация, при условии наличия у нее соответствующей технической возможности несет обязанность оказать услуги по технологическому присоединению к своим объектам электросетевого хозяйства любому обратившемуся к ней лицу.
В ст. 3 Закона об электроэнергетике определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Исходя из п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике, п. 10 Правил, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Ст. 6 Федерального закон N 36-ФЗ от 26.03.2003 г. "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"" содержит прямой запрет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, а так же владеть одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии (объекты электросетевого хозяйства) и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Следовательно, оказание услуги по технологическому присоединению в отрыве от передачи электрической энергии невозможно как технически, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и юридически, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии, необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.
Таким образом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются неотделимой частью процесса передачи электрической энергии, и в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
Приведенный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.09.2009 г. N 6057/09.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что анализ указанных выше нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что услуга по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 установлено, что под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Как следует из Устава ОАО "Волжская ТГК", основной вид деятельности Общества - производство тепловой и электрической энергии, продажа электроэнергии на оптовом рынке, теплоснабжение бытовых и промышленных потребителей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОАО "Волжская ТГК" владеет объектами электросетевого хозяйства, используемыми для оказания услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что ОАО "Волжская ТГК" сетевой организацией не является. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Более того, отсутствие у ОАО "Волжская ТГК" статуса сетевой организации в смысле, придаваемом положениями Закона об электроэнергетике, Правил технологического присоединения, а также то обстоятельство, что Общество является генерирующей компанией и не имеет права на осуществление деятельности по передаче электрической энергии, установлено вступившем в законную силу постановлением ФАС Поволжского округа от 09.06.2012 г. по делу N А57-12100/2011.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции, правильно установив, что ОАО "Волжская ТГК" является субъектом производителем электрической энергии, осуществляющим её продажу, вместе с тем на основании п.5 Правил технологического присоединения пришел к выводу о необходимости регулирования платы за технологическое подключение энергопринимающего устройства ЗАО "Независимая электросетевая компания" к электростанции ОАО "Волжская ТГК" и, как следствие, законности оспариваемого распоряжения Комитета. Однако судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Мероприятия по технологическому присоединению согласно п.18 Правил технологического присоединения включают в себя:
подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") (п.18 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 5 Правил при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Указанное ограничение владельца электростанции по выполнению функций сетевой организации направлено на соблюдение законодательного запрета по совмещению деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, установленного ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Таким образом, ОАО "Волжская ТГК" как владелец электростанции должно выполнять функции сетевой организации, но только в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Вместе с тем из содержания п.5 Правил технологического присоединения не следует, что электростанция выполняет все функции сетевой организации по отношению к потребителю. На владельца электростанции применительно к рассматриваемому случаю законом не возложена обязанность по разработке и выдаче проекта договора и технических условий, а также выполнения действий, направленных на фактическое присоединение потребителя.
При толковании положений п.5 Правил технологического присоединения, касающихся владельцев электростанций, в качестве обосновывающих законность распоряжения Комитета от 24.-6.2011 г. N 12/1-р, судом первой инстанции ошибочно не принято во внимание содержание иных положений Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, системный анализ которых в совокупности с п.5 Правил технологического присоединения опровергает выводы суда первой инстанции.
Так, п.5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, предусмотрено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что источники электроэнергии ГРУ-6 кВ Саратовской ГРЭС - филиала ОАО "Волжская ТГК" присоединены к сетям ОАО "МРСК Волги", являющейся сетевой организацией, оказывающей передачу электроэнергии.
В соответствии с п. 30 Правил технологического присоединения в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном "Правилами технологического присоединения", с учетом особенностей, установленных разделом III "Правил технологического присоединения".
Пунктами 30.1, 30.3, 30.4 "Правил технологического присоединения" установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 "Правил технологического присоединения", сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с "Правилами технологического присоединения" подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Таким образом, полномочия по обращению в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту возложены на сетевую организацию.
Возможность установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту для владельцев электростанции действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Комитет вышел за пределы предоставленных ему полномочий, установив ОАО "Волжская ТГК" плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту для закрытого акционерного общества "Независимая электросетевая компания".
При этом то обстоятельство, что Общество обратилось в Комитет с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение, о законности принятого Комитетом решения не свидетельствует и правомерность выводов суда первой инстанции не подтверждает, поскольку Комитет, являясь в уполномоченным государственным органом, наделенным функциями по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в силу Положения о Комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 г. N 169-П, в рассматриваемом случае был обязан действовать в соответствии с действующим законодательством, которое предусматривает выполнение названной функции Комитета только в отношении сетевой организации, к которой заявитель не относится.
Доказательств правомерности вынесения оспариваемого распоряжения вопреки части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет суду апелляционной инстанции не представил.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Признавая правомерность установленной оспариваемым распоряжением Комитета размера платы за технологическое подключение, суд первой инстанции указал, что расходы ОАО "Волжская ТГК" не связаны с новым строительством, а направлены на развитие существующей инфраструктуры.
Действительно, с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
По смыслу ст. 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
Таким образом, приведенными положениями действующего законодательства предусмотрены два варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: либо путем включения их в состав платы за технологическое присоединение, либо путем их включения в размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При этом расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, а расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры нет.
То есть, для определения правомерности включения в состав платы за технологическое присоединение конкретных расходов, необходимо установить относятся ли они к расходам на строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (включаемые в состав платы за технологическое присоединение), либо они относятся к расходам на усиление уже существующей электрической сети (не включаемые в состав платы за технологическое присоединение).
Как следует из оспариваемого распоряжения, Комитетом установлена плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту для закрытого акционерного общества "Независимая электросетевая компания".
Согласно пункту 30 Правил технологического присоединения в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
При этом критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (п. 28 Правил).
В случае несоблюдения любого из указанных в п. 28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (п. 29 Правил N 861).
Следовательно, анализ положений п.28, п.29, п.30 Правил технологического присоединения в их взаимосвязи позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту (п.30 Правил) предполагает отсутствие технической возможности технологического присоединения, и, как следствие, влекут необходимость расходов на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства. При этом расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры, предполагают наличие технической возможности технологического присоединения, что исключает установление платы в порядке п. 30 Правил по индивидуальному проекту.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что заявленные Обществом расходы направлены на развитие существующей инфраструктуры не может быть признан обоснованным.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что распоряжение Комитета от 24.06.2011 г. N 12/р-1 является незаконным и подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Судебные расходы, понесенные ОАО "Волжская ТГК" при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций подлежат взысканию с Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2012 года по делу N А57-12100/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным распоряжение Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 24.06.2011 г. N 12/1-р "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" по индивидуальному проекту для закрытого акционерного общества "Независимая электросетевая компания".
Взыскать с Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (г. Самара) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции в сумме 3000 рублей.
Выдать открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (г. Самара) справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12100/2011
Истец: ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"
Ответчик: Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, Федеральная служба по тарифам Российской Федерации
Третье лицо: ЗАО "Независимая электросетевая компания", Управление Федеральной антимонопольной службы по Сар.обл.