Тула |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А23-1919/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Еремичевой Н.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Воробьевой Л.Ю., генерального директора (приказ N 6 от 24.08.2010), Фрей Е.Н. (доверенность N 59 от 01.01.2012), от ответчика - Зеленцова Ю.Л. (доверенность от 28.12.2011), Евстратова И.А. (доверенность от 29.05.2012), рассмотрев апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065) на решение Арбитражного суда Калужской области от 17 июля 2012 года по делу N А23-1919/2012 (судья Аникина Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НовоГрант" (ОГРН 1074011002647, ИНН 4011015863) к Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "НовоГрант" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области об изменении постановления от 17.04.2012 N 36 по делу об административном правонарушении путем исключения из мотивировочной части установленного основания для привлечения к административной ответственности: "не исполнена обязанность по исчислению и уплате (внесению) платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в отношении указанных фактических масс отходов 4-го и 5-го классов опасности, полученных (поступивших) от других лиц и размещенных ООО "НовоГрант" на эксплуатируемом полигоне ТБО, за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 17.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Калужской области, заявитель жалобы указывает, что расходы по плате за негативное воздействие на окружающую среду не были включены в расчет тарифа на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2011 год по причине неотражения обществом указанных расходов в расчете финансовых потребностей для реализации производственной программы. Постановление по делу об административном правонарушении от 17.04.2012 N 36 является законным и обоснованным, поскольку ООО "НовоГрант" не были приняты все зависящие от него меры для исполнения возложенной на него обязанности по уплате (внесению) платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, полученных (поступивших) от других лиц. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Как следует из материалов дела, ООО "НовоГрант" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов N ОТ-09-000411 (40) от 13.04.2009, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
ООО "НовоГрант" осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов на полигоне ТБО, расположенном вблизи д. Ерденево Малоярославецкого района Калужской области, в соответствии с соглашением о совместной деятельности по размещению и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов от 01.01.2011, заключенным с администрацией муниципального района "Малоярославецкий район".
Управлением Росприроднадзора по Калужской области с 21.02.2012 по 02.03.2012 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "НовоГрант" лицензионных условий и требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в ходе которой выявлено, что ООО "НовоГрант" осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов производства и потребления 4 класса опасности с нарушением лицензионных требований, о чем составлен акт проверки от 02.03.2012 N 44, который был направлен в Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области.
Министерством природных ресурсов, экологии и устройства Калужской области вынесено определение от 26.03.2012 N 4/1 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования Министерством установлено, что ООО "НовоГрант" допущены следующие нарушения природоохранного законодательства: уплата (внесение) платы за негативное воздействие на окружающую среду (за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками и за размещение собственных отходов производства и потребления, образовавшихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности ООО "НовоГрант") за 1 и 2 кварталы 2011 года была произведена позднее сроков, установленных для ее уплаты (внесения); не исполнены обязанности по исчислению и уплате (внесению) платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в отношении вышеуказанных фактических масс отходов 4-го, 5-го класса опасности, полученных (поступивших) от других лиц и размещенных ООО "НовоГрант" на эксплуатируемом полигоне ТБО, за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года.
По результатам проведенного административного расследования Министерством составлен протокол об административном правонарушении от 12.04.2012 N 3/36.
В целях устранения выявленных нарушений ООО "НовоГрант" 12.04.2012 выдано предписание N 2/10 с указанием произвести перерасчет и уплату (внесение) платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года исходя из общих масс фактически размещенных отходов производства и потребления за указанные отчетные периоды, представить в Управление Росприроднадзора по Калужской области уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области 17.04.2012 вынесено постановление N 36 о назначении ООО "НовоГрант" административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановлением Министерства от 17.04.2012 N 36 в части установления основания для привлечения к административной ответственности - неисполнение обязанности по исчислению и уплате (внесению) платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в отношении фактических масс отходов 4, 5 класса опасности, полученных (поступивших) от других лиц и размещенных обществом на эксплуатируемом полигоне ТБО, за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, ООО "НовоГрант" обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении мотивировочной части постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Исходя из вышеуказанного обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ООО "НовоГрант" заключены договоры на возмездное оказание услуг по приему, размещению, изоляции ТБО на полигоне, расположенном вблизи д. Ерденево Малоярославецкого района Калужской области.
Согласно расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года общество вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в соответствии с разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 05.04.2010 N 2240) и за размещение образовавшихся собственных отходов производства и потребления (в соответствии с утвержденными нормативами образования отходов и лимитами на их размещение от 01.05.2010 N 3139).
По данным статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2011 год" ООО "НовоГрант" в течение 2011 года получено (поступило) от других организаций 30165,135 тонн отходов 4, 5 классов опасности. При этом фактические массы отходов, полученных (поступивших) от других лиц и размещенных ООО "НовоГрант" на полигоне твердых бытовых отходов, в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период не отражены, и исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в отношении указанных фактических масс размещенных отходов не произведено.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что ООО "НовоГрант" не были приняты все зависящие от него меры для исполнения возложенной на него обязанности по уплате (внесению) платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, полученных (поступивших) от других лиц. Данный довод не может быть принят во внимание в силу следующего.
ООО "НовоГрант" при осуществлении лицензированной деятельности по размещению отходов на специализированном полигоне в рамках гражданско-правовых отношений получает плату за размещение отходов, получаемых от третьих лиц, в соответствии с установленным тарифом на услуги утилизации (захоронения) ТБО.
В настоящем случае отношения складываются между природопользователем и лицом, занимающимся утилизацией и размещением отходов. Плата, предусмотренная договорами на оказание услуг по размещению отходов, является регулируемой со стороны государства, носит гражданско-правовой характер и компенсирует исключительно расходы организаций, осуществлявших соответствующие услуги.
Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 02.11.2010 N 96-эк установлен тариф на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые ООО "НовоГрант", на 2011 год в размере 92,54 руб. за куб. м.
Как следует из содержания расчета тарифа, в число показателей (расходов), обосновывающих установленный тариф, не включена плата за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов, получаемых от третьих лиц.
Иных источников доходов при осуществлении регулируемой деятельности по оказанию услуг утилизации отходов на полигоне ТБО, кроме как в виде платы за оказываемые услуги по размещению отходов, получаемых от третьих лиц, ООО "НовоГрант" не имеет.
Таким образом, ООО "НовоГрант", осуществляя регулируемую деятельность по размещению на полигоне отходов, в 2011 году не имело финансовых источников для уплаты (внесения) платы за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов, получаемых от третьих лиц.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, и имеющихся в деле документов видно, что аналогичная ситуация сложилась для иных хозяйствующих субъектов, занимающихся размещением отходов на территории области.
При этом, как следует из письма Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 16.07.2012 N 01/2670-12, включение в тариф расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду для отдельно взятой организации приведет к значительному увеличению тарифа и, как следствие, к снижению доступности данной услуги для потребителей, а также созданию условий для возникновения недобросовестной конкуренции в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Кроме того, представленными в материалы дела расчетами и платежными поручениями подтверждается, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в рамках сложившихся хозяйственных отношений осуществлялось лицами, у которых эти отходы образовывались (временно накапливались для передачи на размещение (захоронение)).
Согласно приказу Ростехнадзора от 26.01.2006 N 47 в обязанности Ростехнадзора входит, в том числе, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет платежей, пеней и штрафов по ним.
В связи с принятием постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717, согласно приложению N 6 к Закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" администратором платежей в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду с вышеперечисленными функциями в настоящее время является Росприроднадзор в лице его территориальных управлений.
Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" на территориальные управления Росприроднадзора возложено исполнение функций и полномочий в сфере охраны окружающей среды.
Таким образом, контроль за правильностью расчетов (исчисления) платы за негативное воздействие на окружающую среду за установленный период времени, за своевременностью внесения платы в бюджет осуществляет Росприроднадзор.
В течение 2011 года в соответствии с установленным порядком общество ежеквартально представляло в управление Росприроднадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду от собственной производственной деятельности, как природопользователь. В связи с тем, что в тарифы на оказание услуг утилизации (размещения) отходов, принятых от третьих лиц, не включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов, принятых от третьих лиц, в Управление Росприроднадзора не представлялся, плата не начислялась и не вносилась в бюджет. Замечаний от Управления Росприроднадзора, как от органа, который обязан контролировать правильность начисления и платы за негативное воздействие на окружающую среду, по указанному факту до настоящего времени ООО "НовоГрант" не получало.
Таким образом, в действиях общества, выразившихся в неисполнении обязанности по исчислению и уплате (внесению) платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в отношении фактических масс отходов 4, 5 класса опасности, полученных (поступивших) от других лиц и размещенных обществом на эксплуатируемом полигоне ТБО, за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, отсутствует вина.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 17 июля 2012 года по делу N А23-1919/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1919/2012
Истец: ООО "НовоГрант"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16120/12
21.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16120/12
11.09.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4072/12
17.07.2012 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-1919/12