город Москва |
N 09АП-24802/2012 |
12 сентября 2012 г. |
дело N А40-37497/12-99-192 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей Л.Г. Яковлевой, М.С. Сафроновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области, на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2012 по делу N А40-37497/12-99-192, принятое судьей Карповой Г.А.
по заявлению Закрытого акционерного общества "Национальная газовая компания" (ОГРН 1037725053453, 119180, город Москва, улица Большая Полянка, улица 54/1)
к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области, Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки и последующей рассрочки погашения задолженности по уплате страховых взносов;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сергунина В.М. по доверенности от 22.03.2012; Посалин С.С. по доверенности от 22.03.2012;
от заинтересованного лица - Константинова М.Г. по доверенности N 210-4-8/16633 от 19.12.2011; Наурзакова К.О. по доверенности N АА-09/15597 от 16.04.2012;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2012 признано незаконным отказ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области и Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области в рассмотрении заявления ЗАО "Национальная газовая компания" о предоставлении отсрочки и последующей рассрочки погашения задолженности по уплате страховых взносов, на Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области возложена обязанность предоставить Закрытому акционерному обществу "Национальная газовая компания" отсрочку с последующей рассрочкой исполнения обязанности по выплате задолженности по страховым взносам, составляющей на 31.05.2012 сумму 4.922.735, 90 руб. и утвержден порядок выплаты задолженности: равными долями в течение 12 месяцев, начиная с 01.07.2012; на период предоставленной рассрочки пени на задолженность по страховым взносам, начиная с декабря 2011 не начислять, также возложена обязанность на Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области отозвать все выставленные инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов ЗАО "Национальная газовая компания" в банках.
Не согласившись с выводами суда, Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области и Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали свои доводы и возражения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что у общества имеется задолженность по страховым взносам и пени, по состоянию на 01.10.2011 задолженность составляла 4.519.144, 86 руб., на 31.05.2012 - 4.922.735, 90 руб., на 20.06.2012 - 5.144.108, 96 руб.
ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области направлены в Замоскворецкий районный отдел судебных приставов УФССП по г. Москве 16.11.2011 и 10.02.2012 постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя): N 08710990038755 от 14.11.2011 о взыскании 1.514.877, 59 руб., из которых недоимка - 1.448.356 руб., пени - 66.521, 59 руб.; N 08710990002189 от 07.02.2012 о взыскании 2.014.573, 01 руб., из них сумма недоимки составляет - 1.926.094, 58 руб., пени - 88.478, 43 руб.
На основании постановлений судебным приставом-исполнителем Замоскворецким районным отделом судебных приставов УФССП по г. Москве вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства от 29.11.2011 N 35585/11/02/77 и от 14.02.2012 N 3094/12/02/77.
Общество обратилось в ГУ - Отделение ПФР по г. Москве и Московской области с заявлением от 13.12.2011 N 11/229 о предоставлении рассрочки исполнения обязанности по выплате задолженности за 9 месяцев 2011 в размере 4.519.144, 86 руб. с утверждением порядка выплаты указанной задолженности: равными долями в течение 11 месяцев, начиная с февраля 2012, также общество просило на период рассрочки не начислять пени на задолженность по страховым взносам и отозвать все выставленные инкассовые поручения.
Письмом от 22.12.2011 N 11/50967 ГУ - Отделение ПФР по г. Москве и Московской области сообщено, что отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам предоставить не может, поскольку в настоящее время порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам законом не определены.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда о том, что отказ о предоставлении отсрочки и последующей рассрочки погашения задолженности по уплате страховых взносов является незаконным.
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Довод ГУ - Отделения ПФР по г. Москве и Московской области об отсутствии в настоящее время Федеральных законов, предусматривающих случаи и порядок предоставления отсрочек по страховым взносам, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку подп. 11 п. 11 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органам контроля за уплатой страховых взносов предоставлено право, аналогичное праву налоговых органов, предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Непринятие компетентным государственным органом закона или иного нормативного акта, устанавливающего порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, не может служить основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки), поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.
Исходя из положений п. 1 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. В частности, отсрочка может быть предоставлена при наличии обстоятельств непреодолимой силы (п. 2 ст. 64 НК РФ).
Финансовое положение общества не позволяет в настоящее время исполнить обязанность по единовременному погашению суммы задолженности.
Согласно бухгалтерскому балансу по состоянию на 31.12.2011 у общества имеется убыток более 14 млн. руб.; денежные средства на счетах общества отсутствуют, операции по обоим счетам приостановлены; движимое и недвижимое имущество, стоимость которого превышает сумму задолженности, отсутствует.
При этом заявитель утверждает, что тяжелое финансовое положение носит временный характер и общество сможет погасить образовавшуюся задолженность в случае предоставления отсрочки и последующей рассрочки.
Общество ведет научную, внедренческую деятельность в сфере нефтехимии, тяжелое экономическое положение вызвано тем, что в период финансового кризиса заказчики перестали вкладывать средства в развитие производства.
Согласно представленным документам общество ведет хозяйственную деятельность, что подтверждается наличием договоров подряда на выполнение работ, сохранением трудового коллектива (53 чел.), которому своевременно выплачивается текущая заработная плата, выплачиваются арендные платежи, командировочные расходы, приобретаются канцелярские принадлежности; у общества имеется интеллектуальная собственность - 14 зарегистрированных в установленном порядке патентов на изобретения, программы моделирования химико-физических процессов и пр.; общество своевременно уплачивает текущие страховые взносы, начиная с октября 2011, что подтверждается платежными поручениями; отсутствует задолженность по налогам.
С учетом установленного, вывод суда первой инстанции о необходимости возложить обязанность на ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области предоставить обществу отсрочку с последующей рассрочкой исполнения обязанности по выплате задолженности по страховым взносам, составляющей на 31.05.2012 сумму 4.922.735, 90 руб. с утверждением порядка выплаты указанной задолженности: равными долями в течение 12 месяцев, начиная с 01.07.2012 и на период предоставленной рассрочки не начислять пени на задолженность по страховым взносам, начиная с декабря 2011, суд апелляционной инстанции поддерживает.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов. Под органами контроля за уплатой страховых взносов в ст. 3 названного Федерального закона понимаются Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом под территориальными органами понимаются те органы, в которых плательщик страховых взносов состоит на учете, и которые осуществляют непосредственный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В отличие от органа, осуществляющего непосредственный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, каковым является ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, отделение ПФР по Москве и Московской области является вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов, который, в частности, вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов в случае несоответствия указанных решений законодательству Российской Федерации о страховых взносах (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) и осуществлять иные полномочия, определенные Положением о государственном учреждении - отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
В число этих полномочий предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов не входит.
Довод ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области о том, что вопрос о предоставлении отсрочки (рассрочки) должен быть рассмотрен в рамках исполнительного производства, в связи с тем, что возбуждено исполнительное производство, отклоняется, так как общество вправе самостоятельно выбирать способ защиты нарушенных прав.
Оценив имеющиеся доказательства по делу, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2012 по делу N А40-37497/12-99-192 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37497/2012
Истец: ЗАО "Национальная газовая компания"
Ответчик: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российссийской по г. Москве и Московской области, ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N10 по г Москве и Московской обл, ГУ-ОПФРФ по г. Москве и Московской области
Третье лицо: ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и МО