г. Самара |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А55-13260/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Апаркина В.Н., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Левина Е.А., доверенность от 27.02.2012 г.,
от ответчиков - Садчикова М.С., доверенность от 29.08.2012 г. N 68,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2012 года в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2012 года по делу N А55-13260/2012 (судья Бойко С.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", (ОГРН 1026300520355), г. Самара,
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Самара,
о признании недействительным предписания от 12.12.2011 г. N 6 СМ-50 АВ/11,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - заявитель, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, Управление), с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным и отмене предписания от 12.12.2011 г. N 6 СМ-50 АВ/11 в части указания на непроведение проверки лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности автостанции г. Похвистнево.
Решением суда первой инстанции от 2 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной 12.12.2011 г. плановой выездной проверки заявителя УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора составлен акт N СМ-27 АВ/11, выдано инспекторское предписание N 6 СМ-50 АВ/11 (л.д. 31-33, 34).
Пунктом 1 предписания зафиксировано, что Обществом не проведена проверка лица, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности - начальника автостанции г. Похвистнево, на соответствие требованиям федерального законодательства, чем нарушены положения ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п. 5.11 р. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 г. N 42
Указанным предписанием заявителю предложено в срок до 12.03.2012 г. устранить выявленные нарушения.
Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора)) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В соответствии с п. 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу, действующее на основании Положения об УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.
На основании Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 г. N 409, государственные транспортные инспектора осуществляют контроль (надзор), в частности, за обеспечением транспортной безопасности и наделены полномочиями проводить проверки субъектов транспортного комплекса, запрашивать у них необходимую документацию и информацию, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Автостанция г. Похвистнево ОАО "Автовокзалы и Автостанции" в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности является объектом транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ).
ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" на основании п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности является субъектом транспортной инфраструктуры, т.к. к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ТС) или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со ст. 10 Закона о транспортной безопасности на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
На основании п. 10 ст. 1 Закона о транспортной безопасности под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности).
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Закона о транспортной безопасности).
Таким образом, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (в том числе и на автостанции г. Похвистнево) в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности возложена на ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области".
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о транспортной безопасности распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 г. N 1653-р утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в который входит разработка и реализация Планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что обязанности начальника автостанции г. Похвистнево исполняет Кузьмина С.Н., которая приказом от 14.09.2011 г. N 1020 "Об обеспечении транспортной безопасности на автостанции г. Похвистнево" назначена ответственным за обеспечение транспортной безопасности на автостанции г. Похвистнево.
Таким образом, указанное должностное лицо осуществляет работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.
Отсутствие у заявителя разработанного Плана обеспечения транспортной безопасности (как самостоятельного документа) не освобождает субъекта транспортной инфраструктуры по фактическому исполнению требований законодательства в части обеспечения безопасности объектов.
Начальник автостанции г. Похвистнево является лицом, осуществляющим работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности конкретного самостоятельного объекта транспортной инфраструктуры - реестровый номер АТА 0001313.
В соответствии со ст. 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно пунктам 5.10 и 5.11 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 42 от 08.02.2011, субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона о транспортной безопасности, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу, отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о транспортной безопасности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" обязано было исполнить обязанности, установленные пунктами 5.10, 5.11 Требований в части проведения проверки соответствующих должностных лиц.
Однако заявителем, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлены доказательства осуществления указанных проверочных мероприятий в отношении начальника автостанции г. Похвистнево.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Принимая во внимание, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил платежным поручением от 13.07.2012 г. N 4444 государственную пошлину в сумме 2 000 руб., то согласно ст. 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2012 года по делу N А55-13260/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13260/2012
Истец: ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области",в лице Генерального директора Хакимовой Фэнии Файзулловны
Ответчик: Государственный транспортный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,Ерин Андрей Георгиевич, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Начальник АС г. Похвистнево Кузьмин С. Н.