г. Владимир |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А79-10422/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.09.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Швейная фабрика "Пике" (ИНН 2128700659, ОГРН 1052128002948) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.06.2012 по делу N А79-10422/2011, принятое судьей Борисовым Д.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Швейная фабрика "Пике" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новочебоксарску Чувашской Республики от 31.08.2011 N 38.
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Швейная фабрика "Пике" - Андреев П.П. по доверенности от 02.11.2011;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новочебоксарску Чувашской Республики - Сорокина Е.В. по доверенности от 10.01.2012 N 1, Александрова Л.М. по доверенности от 04.09.2012 N 17.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Новочебоксарску Чувашской Республики (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Швейная фабрика "Пике" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов.
По результатам проверки составлен акт от 08.08.2011 N 13-12-01/34дсп и принято решение от 31.08.2011 N 38 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 69 262 рублей и на основании пункта 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 178 032 рублей 30 копеек. Данным решением Обществу доначислен налог на прибыль в сумме 692620 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 383526 рублей 82 копейки и соответствующие пени в общей сумме 393872 рублей 93 копейки
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республики от 19.10.2011 N 316 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его недействительным в части налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Решением от 21.06.2012 заявленное требование удовлетворено частично.
Решение Инспекции признано недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 58 576 рублей, предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 569 694 рублей, начисления пеней по налогу на прибыль организаций в размере 130 575 рублей 30 копеек, предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 257 862 рублей 48 копеек, начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 91 343 рублей 88 копеек. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении требования относительно налога на прибыль в сумме 299357 рублей, ссылаясь на неправильное истолкование закона. Общество считает, что Инспекция и суд первой инстанции необоснованно вышли за пределы проверяемого периода.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на прибыль в сумме 692620 рублей за 2008 год послужил вывод налогового органа о занижении Обществом налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 год в размере 2 821 080 рублей 72 копеек в связи с неверным отражением суммы прямых затрат, относящихся к незавершенному производству.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу пункта 2 статьи 252 Кодекса Российской Федерации расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Пунктом 1 статьи 318 Кодекса определено, что если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.
Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены материальные затраты, расходы на оплату труда персонала, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса (абзац второй пункт 2 статьи 318 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 319 Кодекса под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях главы 25 настоящего Кодекса понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.
Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
При этом абзац третий пункта 1 статьи 319 Кодекса устанавливает, что налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Данный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (абзац четвертый пункта 1 статьи 319 Кодекса).
Согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 319 Кодекса, в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
Сумма остатков НЗП на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей (абзац шестой пункта 1 статьи 319 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 N 33н (далее - ПБУ 10/99), в отчете о прибылях и убытках расходы признаются с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) и путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета), затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
Учетной политикой Общества на 2008 год установлено, что незавершенное производство определяется расчетным путем исходя из удельного веса прямых расходов в фактических затратах на выпуск готовой продукции к остаткам незавершенного производства по данным бухгалтерского учета.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, счет 20 "Основное производство" предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. Остаток по счету 20 "Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
В соответствии с разделом IV Инструкции на счете 43 "Готовая продукция" обобщается информация о наличии и движении готовой продукции, произведенной обществом для продажи, без указания фактических затрат организации на производство готовой продукции. Последние, в силу названной Инструкции, подлежат учету на счете 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
Из материалов дела следует, и Обществом не оспаривается, что при определении стоимости прямых затрат, приходящихся на остаток незавершенного производства, налогоплательщиком была допущена ошибка в октябре 2007 года, повлекшая неверное определение стоимости прямых затрат, приходящихся на остаток незавершенного производства по состоянию на 01.01.2008 (начало проверяемого периода).
Налоговым органом произведён перерасчёт стоимости прямых затрат, приходящихся на остаток незавершенного производства по состоянию на 01.01.2008. Суд первой инстанции установил, что Инспекцией при расчёте также допущена ошибка, в связи с чем произвёл новый расчёт, согласно которому сумма доначисленного налога на прибыль составила 299357 рублей.
Общество, не оспаривая факта допущенной в октябре 2007 года ошибки и произведённого судом расчёта, считает, что поскольку налоговая проверка правильности исчисления налога на прибыль проводилась за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, налоговый орган и суд первой инстанции неправомерно вышли за пределы проверяемого периода, определяя стоимость прямых затрат, приходящихся на остаток незавершенного производства в 2007 году.
Между тем, поскольку размер стоимости прямых затрат, приходящихся на остаток незавершенного производства по состоянию на 01.01.2008, участвует в формировании налоговой базы, в частности расходов, 2008 года, обоснованность этого размера должна быть доказана налогоплательщиком, и, соответственно, проверена налоговым органом. В данном случае, проверка формирования в течение 2007 года размера стоимости прямых затрат, приходящихся на остаток незавершенного производства по состоянию на 01.01.2008, не означает проведение проверки правильности исчисления налога на прибыль за 2007 год, следовательно, не выходит за рамки проверяемого периода.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.06.2012 по делу N А79-10422/2011 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Швейная фабрика "Пике" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Швейная фабрика "Пике" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную платёжным поручением N 1825 от23.07.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10422/2011
Истец: ООО "Швейная фабрика "Пике"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики