г. Самара |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А55-18005/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара - Антонов А.П., доверенность от 10 января 2012 г. N 01-АК,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2012 г.
по делу N А55-18005/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис" (ИНН 6318156000, ОГРН 1066316091456), г. Самара,
к Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара (далее - административный орган) от 16 мая 2012 г. N 1817 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (далее - Закон N 115-ГД) в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 10.4. Закона Самарской области от 01 ноября 2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
При этом суд первой инстанции не нашел оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что протокол об административном правонарушении был принят неправомерно, так как полные и достаточные доказательства по делу отсутствовали. Обжалуемое постановление, базирующееся на таком постановлении - незаконно.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17 апреля 2012 г. в 12 час. 42 мин. административным органом выявлено неисполнение Обществом правового акта - постановления главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара", так как территория в радиусе 10 м, прилегающая к контейнерной площадке по ул. Полевая, 56, в течение нескольких дней завалена КГО и ТБО (акт от 18 апреля 2012 г.).
По данному факту в отношении Общества 25 апреля 2012 г. составлен протокол N 3-23/04 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.4 Закона N 115-ГД.
Постановлением Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара о назначении административного наказания от 16 мая 2012 г. N 1817 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 10.4. Закона Самарской области от 01 ноября 2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде административного штрафа в размере 1 000 руб. со ссылкой на последствия, связанные с ухудшением экологической обстановки в городе, загрязнением окружающей среды.
Полагая постановление от 16 мая 2012 г. N 1817 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденные постановлением главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404, устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
В соответствии с положениями п. 17 главы 7 указанных Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники индивидуальных жилых домов, юридические лица, на территории обслуживания которых находится контейнерная (бункерная) площадка, обязаны обеспечить контроль за вывозом отходов согласно договору со специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов и мусора, в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из п. 5 главы 7 раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники, юридические лица, на территории которых находится контейнерная площадка, обязаны обеспечить:
- надлежащее содержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории;
- в зимнее время года - очистку от снега и наледи, подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного автотранспорта и пользования населением;
- контроль за вывозом отходов согласно договору с предприятием, осуществляющим данный вид деятельности;
- своевременный ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров.
В силу п. 3 главы 6 раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара граждане (собственники и наниматели индивидуальных жилых домов), специализированные организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда городского округа, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, организуют сбор ТБО в контейнеры, КГО на специально отведенные площадки.
Сбор ТБО в контейнеры и КГО, уборку контейнерных площадок обеспечивают в жилищном фонде специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа.
В соответствии с п. 26 главы 8 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара вывоз ТБО и КГО осуществляется ежедневно.
Запрещается складирование, хранение имущества, отходов производства и потребления за пределами территории, установленной для складирования, и (или) хранение или сброс отходов производства и потребления (в том числе бытовых отходов) за пределами специально отведенных и оборудованных для этих целей территорий.
Запрещается размещение упаковочных отходов, подлежащих переработке во вторичное сырье, на контейнерных площадках жилищного фонда.
Постановлением главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 г. N 1236 утвержден Порядок организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара, п. 2.9 которого предусмотрена ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей и для сбора жидких бытовых отходов владельцев этих объектов, либо, при наличии договорных отношений, эксплуатирующей их организации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1), также в пункте 3.7.1 определяют, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу положений ст. 10.4 Закона N 115-ГД неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до десяти тысяч рублей.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Исходя из положений ст. 26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что факт неорганизации Обществом работы по надлежащему содержанию и уборке контейнерной площадки и прилегающей к ней территории подтверждается актом с фототаблицами, протоколом об административном правонарушении.
Довод подателя жалобы о том, что акт от 18 апреля 2012 г. составлен с нарушением требований законодательства, подлежит отклонению, поскольку составление акта от 18 апреля 2012 г. является мерой обеспечения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении и свидетельствует о непосредственном обнаружении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, то есть сам по себе акт составляется не в рамках дела об административном правонарушении, а фиксирует лишь наличие повода для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Из содержания данного акта следует, что членами Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара был выявлен факт административного правонарушения, то есть зафиксированы обстоятельства, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Составление по результатам проверки акта от 18 апреля 2012 г. не противоречит требованиям законодательства, в том числе КоАП РФ.
Кроме того, составление акта от 18 апреля 2012 г. в одностороннем порядке не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и не лишает доказательной силы протокол об административном правонарушении от 25 апреля 2012 г. N 3-23/04, являющийся в силу ст.ст. 26.2, 26.7 КоАП РФ доказательством по настоящему делу.
Отказывая в признании незаконным постановления административного органа, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание следующее.
Общество является управляющей организацией для дома N 56 по ул. Полевая, т.е., применительно к данному случаю, специализированной организацией, о которых идет речь в названных Правилах благоустройства.
Общество как управляющая организация обязано исполнять постановление главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404 и в обязательном порядке осуществлять работы по надлежащему содержанию и уборке контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.
Довод Общества о том, что прилегающая территория к контейнерной площадке по ул. Полевая, 56, не входит в состав общего имущества дома, не является придомовой территорией, находится в муниципальной собственности, а обслуживание данной территории находится в ведении МП "Перспектива", подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с Приложением N 1 к дополнительному соглашению от 31 мая 2011 г. N 3 к типовому договору управления многоквартирными домами, в перечень многоквартирных домов Октябрьского района городского округа Самара, обязанность по обслуживанию которых возложена по условиям договора управления многоквартирным домом на Общество, входит дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Полевая, 56.
Как было указано выше, п. 2.9 Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара предусмотрена ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей и для сбора жидких бытовых отходов владельцев этих объектов, либо, при наличии договорных отношений, эксплуатирующей их организации.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод, что согласно договору управления многоквартирными домами от 11 января 2011 г. между ЗАО "ПТС-Сервис" и Департаментом управления имуществом городского округа Самара ответственность несет ЗАО "ПТС-Сервис".
Как правильно указал суд первой инстанции, вышеуказанные обязанности по уборке контейнерной (бункерной) площадки и прилегающей к ней территории в радиусе 10 метров возложены именно на заявителя, поэтому невыполнение третьим лицом, привлеченным управляющей компанией, своих гражданско-правовых обязательств, не исключает вину Общества в совершении правонарушения. Заявитель не представил доказательств того, что им предпринимались какие-либо меры по контролю за выполнением порученных третьему лицу работ.
На заявителе лежит обязанность по соблюдению Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404.
Между тем Обществом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что неисполнение названного правового акта органа местного самоуправления произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств. Нехватка средств, техники, инвентаря и персонала, организационные трудности таковыми обстоятельствами не являются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, судом первой инстанции сделан вывод о недоказанности принятия Обществом всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению обязанностей по содержанию контейнерной площадки и прилегающей территории на протяжении нескольких дней.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 10.4. Закона Самарской области от 01 ноября 2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
В ходе рассмотрения дела существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов не установлено.
Судом первой инстанции обоснованно признан несостоятельным довод Общества о неизвещении его о дате и месте составления протокола, поскольку административным органом в материалы дела приложены уведомления о направлении акта с указанием даты и места составления протокола и направлении протокола.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно установил отсутствие оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2012 г. по делу N А55-18005/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18005/2012
Истец: ЗАО "Предприятие тепловых сетей-Сервис"
Ответчик: Административная комиссия Октябрьского района г. о. Самара