Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Характеристики крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ (Н.Н. Мельников, "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2007 г.)

Характеристики крестьянского (фермерского) хозяйства по
законодательству России и стран СНГ


Законодательство стран СНГ определяет фермерское хозяйство как субъект предпринимательства, основным видом деятельности которого является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. В литературе неоднократно подчеркивалось, что отличительной особенностью фермерского хозяйства должен стать его семейный характер*(1).

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(2) допускал образование как семейных фермерских хозяйств, так и хозяйств, члены которых не являются родственниками.

С принятием Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(3) эта норма претерпела существенные изменения. Теперь хозяйство может образовываться только гражданами, связанными родством или свойством (п. 1 ст. 1).

Семейный характер фермерского хозяйства получил дальнейшее развитие и конкретизацию в ст. 3 названного Федерального закона, где сказано, что членами хозяйства вправе выступать супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей; в то же время членами КФХ*(4) могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой хозяйства, максимальное число таких граждан не должно превышать пяти человек. Из этого следует, что закон, хотя и со значительными ограничениями, допускает создание партнерских хозяйств, т.е. хозяйств, образованных не родственниками. Это возможно при образовании КФХ одним гражданином, после чего в хозяйство принимаются граждане, не являющиеся родственниками главы.

Схожие нормы предусмотрены законодательством Казахстана, Туркменистана и Молдовы. Согласно Закону Казахстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(5) (ст. 1) и Закону Туркменистана "О дайханском (фермерском) хозяйстве"*(6) (ст. 1) хозяйство - это семейно-трудовое объединение, членами которого могут быть супруги, дети, родители и другие близкие родственники. Закон Молдовы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(7) называет КФХ индивидуальным предприятием, основанным на труде членов одной семьи, под которыми понимаются трудоспособные супруга (супруг), родители, дети, в том числе усыновленные, братья, сестры, племянники, племянницы, внуки и внучки, достигшие возраста 16 лет, а также другие лица, являющиеся членами соответствующей семьи. В отличие от России создание партнерских хозяйств в Молдове и Казахстане не разрешается, причем в Молдове несоблюдение норм о семейном составе фермерского хозяйства влечет его принудительную ликвидацию или реорганизацию (ст. 3).

Семейный признак фермерского хозяйства предусмотрен в законодательстве других странах СНГ, однако не выражен столь четко, как это имеет место в России, Казахстане и Молдове. Так, Закон Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(8) определяет КФХ как трудовое объединение граждан, членами которого вправе выступать родственники и другие лица, ведущие хозяйство (ст. 2, 5). Аналогичные положения предусмотрены в законах "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Кыргызстана*(9) (ст. 1), Таджикистана*(10) (ст. 3, 4) и Беларуси*(11) (ст. 2).

Такой подход вызывает некоторые вопросы. Представляется обоснованной точка зрения юристов, утверждающих, что фермерские хозяйства не должны быть партнерскими, т.е. созданными гражданами, не являющимися членами одной семьи*(12). Авторы учебников "Земельное право России"*(13) и "Аграрное право"*(14) подчеркивают, что закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве должен регулировать отношения только семейных фермерских хозяйств, партнерские же следует создавать в форме хозяйственных товариществ и обществ. По мнению Ю.Н. Андреева, КФХ - это объединение семьи, труда, собственности и менеджмента*(15). Некоторые юристы указывали, что законодательное разрешение создания фермерских хозяйств гражданами, не являющимися родственниками, может привести к преобразованию целого колхоза в одно фермерское хозяйство и объявлению председателя его главой*(16). На практике имели место случаи объединения фермерских хозяйств и ведение крупного производства*(17), что вызывает вопросы о правовой природе данных КФХ и характере отношений, складывающихся в процессе бизнеса.

Опыт зарубежных стран, например, Дании, показывает, что фермерские хозяйства в основном семейные (85%), 15% - это не семейные хозяйства*(18). В России также около 70% крестьянских хозяйств являются семейными*(19). Это, несомненно, важная характеристика, говорящая об их устойчивости.

Что касается партнерских хозяйств, то их правовое положение необходимо регулировать нормами о хозяйственных товариществах, обществах и производственных кооперативах, создаваемых в соответствии с ГК РФ. Правовое положение фермерского хозяйства, характеризующееся семейным и трудовым началом, должно определяться специальным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Представляется, что недостатком законодательства стран СНГ следует назвать тот факт, что положения о семейном характере КФХ не корреспондируют ГК. При этом в ГК большинства стран СНГ отсутствует указание на закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве как специальный акт, призванный урегулировать правовой статус фермерского хозяйства. Проблема в данном случае заключается в том, что закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве в части требований к членам КФХ противоречит ГК и ограничивает право граждан, не являющихся родственниками, на создание фермерского хозяйства. Но ГК РФ такого права закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не предоставляет*(20). При возникновении на практике спора по рассматриваемому вопросу у суда возникнут сложности в отношении того, каким актом надлежит руководствоваться при принятии решения. Для устранения выявленных противоречий рекомендуется внести изменения в ГК РФ, указав, что правовое положение фермерского хозяйства регулируется законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким образом, первый признак фермерского хозяйства - это его семейный характер, что проявляется в установлении специальных требований к учредителям. Данная особенность отличает фермерское хозяйство от юридических лиц, участниками которых могут быть граждане как являющиеся родственниками, так и не связанные кровными либо семейными узами.

Поскольку фермерское хозяйство является семейным, законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве стран СНГ говорят о необходимости ведения хозяйства силами его членов, не исключая возможность применения наемного труда. Так, в Казахстане преимущественным правом на получение земли обладают граждане, которые будут вести фермерское хозяйство на основе личного трудового участия. Схожая норма предусмотрена в российском законодательстве - в ст. 1 вышеуказанного Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", но проблемы на практике может вызвать толкование термина "участие", который в законодательстве не расшифровывается.

В отличие от Казахстана законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана и Беларуси называют одной из обязанностей члена фермерского хозяйства "личный труд". Несмотря на то, что между понятиями "участие" и "личный труд" нет принципиальных различий, участие предполагает возможность как прямого, так и опосредованного вовлечения в деятельность хозяйства, а личный труд - только прямого. Формами опосредованного участия могут быть советы, консультации, предложения и т.п., что, видимо, нельзя назвать личным трудом, под которым понимаются определенные обязанности и функции, предполагающие достижение результата.

В то же время очевидно, что лингвистическое толкование указанных терминов вызовет на практике значительные трудности, для устранения которых соответствующие понятия должны получить нормативное определение.

Дополнительная проблема заключается в том, что в законах о крестьянском (фермерском) хозяйстве остается открытым вопрос о регулировании степени участия в хозяйственной деятельности членов и наемных рабочих. Некоторые попытки решения рассматриваемой проблематики предприняты в Законе Молдовы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии со ст. 3 которого площадь земельных участков хозяйства и размер иного, в том числе арендуемого, имущества должны быть такими, чтобы деятельность КФХ преимущественно основывалась на личном труде его членов более чем на 50 процентов в год. Неисполнение этой обязанности в течение трех лет подряд влечет исключение члена из хозяйства, кроме случаев прохождения обучения, воинской службы, болезни или занятия выборной должности. Однако в Молдове, как и в других странах СНГ, механизма практической реализации данной нормы, контроля над исполнением и ответственности за ее нарушение нет.

Следует признать, что разработка такого механизма вызывает сложности. С одной стороны, нужно согласиться с точкой зрения авторов, что личное участие в деятельности КФХ - это основная обязанность членов*(21), которая отличает хозяйство от других организационно-правовых форм*(22). С другой стороны, довольно затруднительно говорить о личном участии, когда законодательство не регламентирует особенности применения наемного труда, при отсутствии ограничений которого норма о личном участии является декларативной. Но запрещать наемный труд нельзя, поскольку без него не обойтись в период посевных и уборочных работ и когда хозяйство создано одним гражданином. Возможно, решение следует искать в установлении лимитов на использование труда наемных рабочих. Такие нормативы должны быть тщательно продуманы и основываться на экономических расчетах в зависимости от размера посевных площадей, количества поголовья скота, числа участников хозяйства и степени их трудоспособности.

С нормами о необходимости личного участия членов КФХ в хозяйственной деятельности связан вопрос о том, должны ли граждане, ведущие хозяйство, иметь специальное образование. Согласно Закону РСФСР 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" к будущим фермерам предъявлялись требования иметь опыт работы в аграрной сфере и сельскохозяйственную квалификацию, что должно было подтверждаться документами о трудовой деятельности, прохождении специальной подготовки, курса обучения (ст. 4). Названные положения получили поддержку и в юридической литературе*(23), но с принятием Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" нормы об обязательной квалификации утратили силу. При этом некоторые ученые положительно отозвались о таких изменениях*(24).

В отличие от России большинство стран СНГ сохранили положения закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, устанавливающие для фермеров требования к опыту и стажу работы в агропромышленном комплексе. В соответствии со ст. 4 Закона Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" преимущественное право на получение земельного участка для ведения хозяйства предоставляется гражданам, имеющим не менее чем трехлетний опыт и необходимые профессиональные навыки сельскохозяйственных работ. Аналогичные правила установлены в Законе Казахстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 6) и Земельном кодексе (ст. 101).

Несколько по-другому рассматриваемый вопрос решается в Туркменистане и Беларуси. Говоря о праве на образование фермерского хозяйства, Закон Беларуси "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указывает, что для этого требуются специальные знания и квалификация либо опыт работы в сельском хозяйстве. Приоритет же отдается гражданам, имеющим и квалификацию, и опыт (ст. 3). Практически такая же норма предусмотрена ст. 4 Закона Туркменистана "О дайханском хозяйстве".

Пожалуй, недостатком приведенных норм является размытость квалификационных требований, которые сформулированы таким образом, что для создания КФХ одновременно необходимо и образование, и квалификация, а в некоторых государствах - еще и стаж. Непонятно, кто из членов хозяйства должен соответствовать квалификационным критериям? А.Е. Черноморец считал, что таким лицом является глава крестьянского хозяйства*(25), а по мнению В.В. Устюковой, - хотя бы один из его участников*(26).

Дополнительная проблема заключается в том, что человек, проработавший всю сознательную жизнь в сельском хозяйстве, но не имеющий диплома об образовании, не может быть фермером*(27). Как справедливо отмечалось в литературе применительно к Закону РСФСР 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", данная норма является барьером на пути создания крестьянских хозяйств*(28).

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данный перечень является исчерпывающим. При этом непонятно, являются ли требования об обязательном образовании и опыте, ограничивающие право на ведение фермерского хозяйства, соответствующими ГК РФ? И действительно, если у гражданина есть необходимые средства для организации КФХ, покупки техники и других необходимых для ведения хозяйства предметов, но нет опыта работы в сельскохозяйственном производстве, почему нужно ограничивать его право на организацию фермерского хозяйства? Предприниматель может всегда пригласить на работу к себе и опытного агронома, и зоотехника, и других специалистов, которые будут оказывать необходимую помощь.

При решении названного вопроса необходимо учитывать, что КФХ является производителем продуктов питания, т.е. фермерство сталкивается с публичными интересами - обеспечением населения продуктами надлежащего качества. Поэтому представляется не совсем обоснованной ситуация в Кыргызстане и Молдове, где законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве не содержат никаких требований к стажу, опыту или образованию. Нельзя согласиться и с мнением авторов, утверждающих, что нормы о стаже и квалификации "безнадежно устарели"*(29). Опыт зарубежных стран, например, Дании, показывает, что фермерские хозяйства величиной свыше 30 га могут приобретаться только лицами, получившими сельскохозяйственное образование*(30).

Из сказанного следует, что нормы об образовании граждан, занимающихся фермерством, являются оправданными и необходимыми. Такими лицами в хозяйстве могут быть его глава или один из членов КФХ. Однако отсутствие четкой регламентации может привести к бюрократическому произволу и волоките. Поэтому речь должна идти о краткосрочной стажировке с выдачей документа государственного образца. Соответствующие образовательные характеристики и приравниваемые к ним дипломы должны быть установлены в законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Наряду с необходимостью лично участвовать в хозяйственной деятельности и обладать соответствующими квалификационными характеристиками, законодательство ряда государств СНГ говорит о необходимости проживания на определенной территории. С этим обстоятельством может быть связано как право на образование фермерского хозяйства, так и возможность получения земельного участка. В соответствии со ст. 3 Закона Белоруссии "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" преимущественное право на организацию хозяйства имеют граждане, проживающие в данной местности. Аналогичная норма содержится в ст. 78 Кодекса Республики Беларусь о земле. Схожее правовое регулирование наблюдается в Туркменистане, где Закон "О дайханском хозяйстве" предоставляет первоочередное право на создание хозяйства гражданам, живущим на территории реформируемого сельскохозяйственного предприятии, из состава которого дайханское хозяйство выделяется (ст. 4).

В Узбекистане и Казахстане место жительства связано с правом на получение земельного участка. Здесь приоритет отдается гражданам, проживающим в той местности, где создается фермерское хозяйство. В отношении Казахстана данное правило закреплено также в ст. 100 и 101 Земельного кодекса.

Особенность законодательства Таджикистана и Азербайджана проявляется в том, что земля для ведения хозяйства предоставляется как местным жителям, так и лицам, желающим переехать в данную местность.

В отличие от указанных государств законодательство России, Кыргызстана и Молдовы не устанавливает никаких ограничений на создание фермерского хозяйства или получение земельного участка для его ведения в зависимости от места проживания. Такой подход следует оценить положительно, так как свобода местожительства является одним из основных конституционных прав человека, которое гласит, что гражданин имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и проживания*(31). Норма о предоставлении преимущественного права на образование фермерского хозяйства или получение земельного участка для его ведения лицам, проживающим в данной местности, противоречит конституции и гражданскому законодательству.

По общему правилу, фермерское хозяйство является коллективным субъектом, но в отличие от юридических лиц участниками хозяйства могут выступать лишь граждане, т.е. физические лица. Соответственно, юридические лица не вправе быть учредителями фермерского хозяйства.

В качестве дополнительной характеристики фермерского хозяйства, позволяющего отграничить его от юридических лиц, следует назвать общую собственность членов на имущество хозяйства. Также следует учитывать, что КФХ представляет собой субъект предпринимательской деятельности, ведущий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на свой страх и риск.

Можно выделить следующие основные юридические характеристики фермерского хозяйства: 1) коллективный субъект, имущество которого принадлежит членам хозяйства; 2) семейный характер учредительства; 3) обязанность членов лично участвовать в хозяйственной деятельности; 4) запрет для юридических лиц выступать учредителями хозяйства. Внимательный анализ данных признаков показывает, что ни юридические, ни физические лица не обладают аналогичными характеристиками, из чего следует, что фермерское хозяйство является самостоятельным субъектом права.


Н.Н. Мельников,

научный консультант фонда поддержки аграрной реформы "АгроМИР",

кандидат юридических наук (г. Орел)


"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2007 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Комментарий к законодательству о крестьянском (фермерском) хозяйстве / Отв. ред. З.С. Беляева, М.И. Козырь, А.Е. Черноморец. М., 1994. С. 10.

*(2) См.: Ведомости РСФСР. 1990. N 26. Ст. 324; 1991. N 1. Ст. 5.

*(3) СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

*(4) Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ).

*(5) Союз Право Информ. Информационно-правовая система "Законодательство стран СНГ".

*(6) Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1994. N 1-2. Ст. 2.

*(7) Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. N 14-15 от 8 февраля 2001 г.

*(8) См.: сайт законодательства Азербайджана /http://www.stracker.bos.ru/laws/0102.html

*(9) См.: Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1999. N 11. Ст. 446.

*(10) Информационно-правовая система "Энциклопедия Таджикского Права - Адлия". 2005.

*(11) См.: Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь / http://mail.ncpi.gov.by:8081/webnpa/text.asp? RN=V19100611

*(12) См.: Веденин Н.Н. Аграрное право: Вопросы и ответы. М., 1998. С. 36.

*(13) См.: Земельное право России / Отв. ред. В.В. Петров. М., 1998. С. 172-173.

*(14) См.: Аграрное право / Отв. ред. Г.Е. Быстров, М.И. Козырь. М., 1998. С. 178.

*(15) См.: Андреев Ю.Н. Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Законность. 1997. N 8. С. 51.

*(16) См.: Комментарий к законодательству о крестьянском (фермерском) хозяйстве / Отв. ред. З.С. Беляева, М.И. Козырь, А.Е. Черноморец. С. 10.

*(17) См.: Кузьмин В.Н. Передовой опыт ведения фермерского хозяйства. М., 1996. С. 35.

*(18) Твоя земля. Июль-август. 2001. N 7-8. С. 16.

*(19) Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (18-20 вв.). М., 1995. С. 466.

*(20) В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.

*(21) Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Отв. ред. М.Ю. Тихомиров. М., 2004 // СПС "Гарант".

*(22) Калинин Н.И., Удачин А.А. Постатейные комментарии к Федеральным законам "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и "О личном подсобном хозяйстве". М., 2004 // СПС "Гарант".

*(23) Комментарий к законодательству о крестьянском (фермерском) хозяйстве / Отв. ред. З.С. Беляева, М.И. Козырь, А.Е. Черноморец. С. 22.

*(24) Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Отв. ред. М.Ю. Тихомиров // СПС "Гарант".

*(25) См.: Черноморец А. Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Комментарий разделов I и II) // Хозяйство и право. 1991. N 10. С. 39.

*(26) Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М., 2000. С. 34.

*(27) См.: Макарова О.А. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства // Кодекс-info. 2000. N 1. С. 11.

*(28) См.: Власов В.А. Законы, регулирующие систему аграрных отношений, нуждаются в совершенствовании // Журнал российского права. 2001. N 10.

*(29) Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Отв. ред. М.Ю. Тихомиров // СПС "Гарант".

*(30) Твоя земля. Июль-август. 2001. N 7-8. С. 17.

*(31) См. например: Ст. 27 Конституции РФ, ст. 16 Конституции Кыргызстана, ст. 28 Конституции Узбекистана. Аналогичные положения предусмотрены в конституциях других государств СНГ.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Характеристики крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ


Автор


Н.Н. Мельников - научный консультант фонда поддержки аграрной реформы "АгроМИР", кандидат юридических наук (г. Орел)


"Журнал российского права", 2007, N 11