г. Вологда |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А66-8249/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Корчева" Почаева С.С. по доверенности от 01.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Корчева" на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 июня 2012 года по делу N А66-8249/2011 (судья Пугачев А.А.),
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Корчева" (ОГРН 1106911000184; далее - Кооператив, СПК "Корчева") обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Конаковского района Тверской области (далее - Администрация) о признании незаконным выразившего в принятии постановления от 19.05.2011 N 471 "Об отказе СПК "Корчева" в продаже земельных участков для сельскохозяйственного производства в Юрьево-Девичьевском сельском поселении" отказа в предоставлении в собственность за плату СПК "Корчева" 144 земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования Кооперативу в соответствии с постановлением Главы администрации г. Конаково и Конаковского района от 08.06.1993 N 327, расположенных по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение и ненаправлении проектов договоров купли-продажи 144 земельных участков, категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для производства сельскохозяйственной продукции", по цене равной десятикратной ставке земельного налога.
В качестве устранения нарушения прав и законных интересов СПК "Корчева" просило возложить обязанность на ответчика заключить (подписать) с Кооперативом договоры купли-продажи земельных участков по цене, равной десятикратной ставке земельного налога, на условиях, предусмотренных договором купли-продажи от 08.10.2010 в отношении 132 земельных участков, а также на условиях, предусмотренных договором купли-продажи от 08.10.2010 в отношении 12 земельных участков, направленных СПК "Корчева" в администрацию Конаковского района Тверской области 11.10.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Компания Бизнес-Консалтинг-Т", Департамент лесного комплекса Тверской области, общество с ограниченной ответственностью "Терра Нова", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области".
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Кооператив в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Ответчик, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления главы администрации Конаковского района Тверской области от 08.06.1993 N 327 за акционерным обществом закрытого типа "Корчева" в бессрочное (постоянное) пользование закреплены сельскохозяйственные угодья площадью 6380,25 га, о чем выдано свидетельство от 15.03.1994 N 29707.
В ходе реорганизации акционерного общества закрытого типа "Корчева" к СПК "Корчева" перешли все права и обязанности общества, в том числе право бессрочного (постоянного) пользования в отношении 144 земельных участков, сформированных из указанных выше земель общей площадью 6380,25 га.
Кооператив 09.06.2010 обратился в Администрацию с заявлением о приобретении вышеуказанных земельных участков в собственность по цене, равной 10-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади.
Постановлением от 19.05.2011 N 471 администрация Конаковского района Тверской области отказала Кооперативу в предоставлении в собственность за плату 144 земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования СПК "Корчева" в соответствии с постановлением Главы администрации г. Конаково и Конаковского района от 08.06.1993 N 327, расположенных по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, указав на наличие участков лесного фонда, зарегистрированных в собственности Российской Федерации и береговой полосы водных объектов, не подлежащей приватизации.
Не согласившись с отказом Администрации, СПК "Корчева" обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ, Вводный закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 36 названного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 10 статьи 3 Вводного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Наличие у Общества права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемыми земельными участками (144 земельных участка, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для производства сельскохозяйственной продукции") подтверждается имеющимися в материалах дела документами и Администрацией не оспаривается.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 15 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 49-ОЗ), приобретение в собственность сельскохозяйственными организациями и гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о невозможности приобретения заявителем в собственность испрашиваемых земельных участков по цене, равной десятикратной ставке земельного налога.
Апелляционная инстанция считает ошибочным вывод подателя жалобы о том, что выкупная цена спорных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона N 49-ЗО, поскольку данная норма устанавливает порядок определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений. Нахождение на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимости материалами дела не подтверждается, и на указанное обстоятельство заявитель не ссылается.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) или решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, согласно нормам статей 198, 200, а также 201 названного Кодекса основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, принимая во внимание, что СПК "Корчева" обратилось к ответчику с заявлением о приобретении в собственность 144 земельных участков общей площадью 6380,25 га и заключении договоров купли-продажи названных участков по конкретной цене (по цене, равной десятикратной ставке земельного налога), а также учитывая отсутствие у Администрации предусмотренных законом оснований для заключения с Кооперативом договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков по обозначенной цене, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ ответчика не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких условиях отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных Кооперативом требований является правомерным.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08 июня 2012 года по делу N А66-8249/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Корчева" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8249/2011
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Корчева"
Ответчик: Администрация Конаковского района Тверской области
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Тверской области, ООО "Компания Бизнес-Консалтинг-Т", ООО "Терра Нова", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7619/12
20.12.2012 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-8249/11
10.09.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6032/12
08.06.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-8249/11