Договор коммерческой концессии
Гражданский кодекс РФ ввел новый договорный институт - коммерческая концессия (в международной практике используется термин "франчайзинг"). Договор коммерческой концессии (далее - Договор) регулируется гл. 54 ГК РФ. Сторонами Договора могут быть только юридическое лицо - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Обе стороны заключают Договор в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Суть Договора, согласно Гражданскому кодексу РФ, заключается в следующем: одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст. 1027 ГК РФ). Комплекс прав (право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и пр.) позволяет пользователю выступать в гражданском обороте под именем "правообладатель".
Нормы Гражданского кодекса РФ о праве собственности на объекты исключительных прав (интеллектуальной собственности) не распространяются на следующие объекты.
Экономический смысл договора
Заключение Договора дает возможность правообладателю расширить свое влияние на рынке (вытеснить конкурирующую продукцию) без необходимости открывать филиалы или организовывать дочерние общества, нанимать дополнительных работников, изучать незнакомый рынок и др. не только без дополнительных финансовых вложений, но даже и получая при этом прибыль от платежей пользователя (франчайзи). При этом правообладатель сохраняет достаточно сильный контроль над пользователями, поскольку пользователь зависит от исключительных прав правообладателя и принимает на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже правообладателя.
Договор позволяет пользователю вести предпринимательскую деятельность под именем и по технологии известной на рынке компании, что не требует значительных интеллектуальных затрат на организацию нового дела, снижает предпринимательский риск, ускоряет окупаемость капиталовложений. Пользователь находится под покровительством правообладателя, одновременно сохраняя формальную независимость от него. Использование известного имени дает возможность пользователю экономить и на затратах по рекламе своей продукции. Наконец, дополнительные возможности дает право на предоставление субконцессий (если оно предусмотрено Договором), т.е. право пользователя передавать третьим лицам (вторичным пользователям) комплекс прав, полученный от правообладателя. В этом случае пользователь приобретает все выгоды правообладателя.
Договор используется обычно в торговле, сфере обслуживания, для создания сети по сбыту продукции правообладателя, для освоения новой территории. Иногда первичный правообладатель привлекает пользователей преимущественно правом на предоставление субконцессий.
Общая характеристика договора
Анализ предмета Договора позволяет понять логику законодателя при установлении норм, регулирующих отношения по Договору, а также выяснить, какое еще законодательство (кроме Гражданского кодекса РФ) имеет прямое отношение к Договору.
Договор и регулирование интеллектуальной собственности. Договор имеет много общего с лицензионными договорами (договором на предоставление права пользования в определенном объеме каким-либо объектом интеллектуальной собственности), поскольку в соответствии с Договором пользователю предоставляется комплекс прав. При этом передача объектов исключительных прав регулируется соответствующим законодательством, которое стороны должны учитывать при заключении Договора. По каждому из передаваемых прав стороны должны договориться об условиях, присущих лицензионным договорам. В частности, стороны должны определить, нужно ли и каким образом регистрировать переход каждого из передаваемых объектов, кто несет затраты по регистрации, каким образом будут использоваться пользователем переданные права, каковы права сторон по передаче прав третьим лицам. Договор, таким образом, тесно связан с правовым регулированием в области интеллектуальной собственности.
Договор и защита прав потребителя. Пользователь выступает в обороте под чужим именем, что может существенно нарушить интересы потребителей, полагающихся на фирменное наименование правообладателя. Для защиты интересов потребителей законодательство предусматривает определенные меры для обеспечения их прав. В частности, обязательна регистрация Договора (ст. 1028 ГК РФ). Кроме того, пользователь должен информировать заказчиков об использовании средств индивидуализации правообладателя в силу Договора (ст. 1032 ГК РФ). Требования об информировании потребителя содержатся и в законодательстве, регулирующем использование объектов интеллектуальной собственности (например, ст. 9 Закона от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О торговых знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). Если акционерное общество является правообладателем или пользователем по Договору, то в проспекте эмиссии акций общества должно быть об этом специально указано (постановление ФКР ЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 19 "Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии").
Наконец, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о качестве продукции (ст. 1034 ГК РФ). Это означает, что если пользователь отказался удовлетворить требование потребителя или же последний не получил от него (пользователя) ответ на предъявленное требование, то это требование может быть предъявлено к правообладателю (ст. 399 ГК РФ). По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем (ст. 1034 ГК РФ). Это значит, что потребитель вправе предъявить требование как к обеим сторонам по Договору, так и к любому из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга (ст. 323 ГК РФ).
Под требованиями, которые потребитель вправе предъявить при продаже ему товаров ненадлежащего качества, понимаются следующие требования (ст. 475, 503 ГК РФ):
соразмерно уменьшить покупную цену;
безвозмездно устранить недостатки товара;
возместить расходы потребителя на устранение недостатков товара;
вернуть уплаченную за товар сумму (отказавшись от исполнения договора купли-продажи);
заменить товар.
При производстве работ ненадлежащего качества имеются в виду требования, предъявляемые в соответствии со ст. 723, 737 ГК РФ; при оказании услуг ненадлежащего качества - требования в соответствии со ст. 783 ГК РФ.
Возможно предъявление и других требований (например, ст. 7, 12-15, 18, 23, 28, 29, 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Что касается предписаний антимонопольного и других органов власти об устранении пользователем нарушений законодательства о защите прав потребителей (гл. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей"), то ответственность за неисполнение данных предписаний несет сам пользователь, поскольку норма ст. 1034 ГК РФ не распространяется на административные правоотношения.
Договор и антимонопольное законодательство. Договором могут быть предусмотрены определенные ограничения сторон в целях предотвращения конкуренции между ними.
Во избежание конкуренции между сторонами Договор содержит ограничения пользователя, обязывая его (п. 1 ст. 1033 ГК РФ):
не конкурировать с правообладателем;
не получать аналогичные права у конкурентов правообладателя;
согласовывать с правообладателем месторасположение коммерческих помещений (используемых при использовании комплекса прав), их оформление.
Закон запрещает включать в Договор условия, в силу которых (п. 2 ст. 1033 ГК РФ):
правообладатель вправе определять цену продукции пользователя либо устанавливать пределы этих цен;
пользователь вправе продавать товары (оказывать услуги) исключительно определенной категории заказчиков либо заказчикам, имеющим местожительство на определенной в Договоре территории.
Эти условия считаются ничтожными.
Стороны должны учитывать, что и другие условия Договора могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа (Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, далее - ГКАП РФ) или иного заинтересованного лица, если эти условия противоречат антимонопольному законодательству (ст. 1033 ГК РФ).
Нужно иметь в виду, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции (п. 2 ст. 2). Согласно ст. 6 Закона о конкуренции запрещаются и признаются недействительными соглашения конкурентов, могущих в совокупности иметь долю на рынке определенного товара (работы, услуги) более 35%, если такие соглашения могут ограничить конкуренцию. То же касается и соглашений неконкурентов (например, производителя и поставщика). Таким образом, Договор может быть при определенных условиях отнесен к соглашениям такого рода. Поэтому сторонам нужно обратить особое внимание на соответствие условий Договора Закону о конкуренции.
Гарантии пользователя по договору. Предпринимательская деятельность пользователя может претерпеть значительный ущерб в случае прекращения Договора по каким-либо причинам. В целях защиты прав пользователя Гражданский кодекс РФ устанавливает для него определенные гарантии. В частности, переход права от правообладателя к другому лицу не является основанием для расторжения Договора (изменяется лишь сторона Договора); в случае смерти правообладателя его права переходят при определенных условиях к наследнику (ст. 1038 ГК РФ). При изменении фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя Договор действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения, а при прекращении исключительного права (кроме двух упомянутых) Договор продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (ст. 1039, 1040 ГК РФ). Наконец, пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока Договора право на заключение Договора на новый срок на тех же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК РФ).
Гарантии правообладателя по договору. Пользователь ведет предпринимательскую деятельность под именем правообладателя, что может нанести существенный ущерб деловой репутации последнего. Этим обстоятельством объясняется наличие в ст. 1032 ГК РФ императивных норм, обязывающих пользователя обеспечивать соответствие качества продукции пользователя и правообладателя, а также соблюдать инструкции правообладателя, обеспечивающие это соответствие.
Существенные условия договора
Для заключения Договора необходимо, чтобы стороны согласовали все его существенные условия. "Под существенными понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение" (ст. 432 ГК РФ). Статья 1027 ГК РФ называет три существенных условия Договора: вознаграждение, передача права на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, передача охраняемой коммерческой информации. Иначе говоря, если стороны не предусмотрят хотя бы одно из указанных условий, то Договор будет считаться незаключенным. Это, в частности, означает, что при возникновении спора между сторонами или между одной из сторон и третьим лицом суд не будет применять нормы Гражданского кодекса РФ о договоре коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ). Суд будет исходить из того, что между сторонами установлены договорные отношения какого-либо другого вида (например, договор о предоставлении ноу-хау, договор об уступке права на использование фирменного наименования или договор дарения), и будет применять соответствующие правила об этих договорах, либо исходить из того, что вообще никакого договора между сторонами не заключено.
Стороны по договору должны договориться о вознаграждении. Согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ вознаграждение является существенным условием Договора. Договор коммерческой концессии считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о вознаграждении, так как в этом случае стороны не оговорили одно из существенных условий (ст. 432, а также п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Статья 1030 ГК РФ приводит некоторые возможные формы оплаты, однако оставляет сторонам свободу выбора. В мировой практике для обозначения единовременного платежа, выплачиваемого при заключении Договора, используют понятие "паушальный платеж", а для обозначения периодических платежей - термин "роялти" (в российском законодательстве о "роялти" упоминается лишь в Федеральном законе от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"). В случае предоставления субконцессий пользователь обычно выплачивает правообладателю определенный процент от оборота вторичного пользователя.
Статьей 1030 ГК РФ установлены следующий порядок и формы вознаграждения по договору коммерческой концессии:
в форме фиксированных разовых платежей (по окончании срока Договора либо в порядке предоплаты);
в форме фиксированных периодических платежей - в этом случае Стороны определяют размер вознаграждения, а также суммы и срок очередного платежа;
в форме отчислений от выручки - в этом случае Стороны определяют часть выручки (в процентном отношении), а также периодичность отчислений;
в форме наценки на оптовую цену товара, передаваемых правообладателем пользователю для перепродажи;
в иных формах, предусмотренных в Договоре (скидки к оптовой цене правообладателя, премии от отдельных сделок, бонусы и т.д.).
Стороны могут рассмотреть и такой распространенный в международной практике вариант получения вознаграждения, как предоставление правообладателю акций организации-пользователя. Вариант может иметь преимущества при налогообложении (дивиденды не облагаются налогом на добавленную стоимость), однако в этом случае выплаты производятся за счет чистой прибыли пользователя.
Возможно, для правообладателя основной выгодой от заключения Договора явится увеличение сбыта своей продукции и другие преимущества, которые сделают необязательным для правообладателя требовать какое-либо дополнительное денежное вознаграждение. Однако желательно, чтобы Договор содержал цену. В противном случае он будет считаться незаключенным ввиду отсутствия одного из существенных условий. Кроме того, отсутствие вознаграждения делает Договор безвозмездным, что влечет его ничтожность (ст. 575 ГК РФ).
От формы вознаграждения сильно зависит налогообложение пользователя.
Правообладатель должен передать пользователю свои средства индивидуализации. Правообладатель должен передать пользователю право пользования фирменным наименованием и (или) коммерческим обозначением (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Передача этих прав или хотя бы одного из них является существенным для отграничения Договора от других лицензионных договоров.
Если право правообладателя на фирменное наименование и коммерческое обозначение прекратится без замены их новыми аналогичными правами, то Договор прекращается (п. 3 ст. 1037 ГК РФ).
Согласия пользователя по договору коммерческой концессии на изменение правообладателем своего фирменного наименования не требуется. Но при изменении правообладателем своего фирменного обозначения или коммерческого обозначения без согласия пользователя последний вправе расторгнуть Договор и требовать возмещения убытков (они исчисляются по правилам ст. 15, 393 ГК РФ), а в случае продолжения действия договора- вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения (ст. 1039 ГК РФ).
Фирменное наименование
Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ, коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, зарегистрировавшее свое фирменное наименование, имеет исключительное право его использования. Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В настоящее время законодательство не требует регистрации передачи другому лицу права пользования своим фирменным наименованием. Достаточно предусмотреть соответствующее условие в Договоре.
Фирменное наименование должно удовлетворять определенным правилам: оно включает указание на организационно-правовую форму коммерческой организации, может иметь особенности у организаций некоторых организационно-правовых форм (п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107 ГК РФ). Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица. Фирменное наименование указывается в учредительных документах юридического лица. Акционерное общество может иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках, языках народов Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 26декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Существуют и некоторые ограничения. Например, наименование организации не может включать слово "банк" (ст. 7 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"), если у нее нет лицензии ЦБ РФ. Если у правообладателя лицензия есть, то такое наименование не может передаваться пользователю, не имеющему лицензии.
Нужно иметь в виду, что до сведения потребителя должно быть доведено фирменное наименование изготовителя, а индивидуальный предприниматель должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная информация помещается на вывеске (ст. 9 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ). Поэтому наряду с фирменным наименованием правообладателя пользователь должен указывать на вывеске и свое наименование.
Согласно ст. 1032 ГК РФ пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование (и другие средства индивидуализации) правообладателя в силу Договора.
В международной практике часто заключают специальные соглашения о том, что все вывески, реклама и аналогичные материалы с использованием торговых марок правообладателя должны нести на себе пометку (TM).
Коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение - это применяемые предпринимателем широко известные символы, эмблемы, незарегистрированное наименование, систематически применяемые предпринимателем в рыночных отношениях. Поскольку Гражданский кодекс РФ (ст. 54) не говорит о необходимости регистрации коммерческого обозначения, оно (в отличие от фирменных наименований) может применяться юридическим лицом без регистрации, служа дополнительным средством индивидуализации. Охрана коммерческого обозначения не регламентируется российским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России на основании ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах - участницах Конвенции без обязательной регистрации. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ нормы международных договоров имеют приоритет перед законом. Упомянутая Конвенция ратифицирована СССР 19 сентября 1968 г. (также упомянем письмо ВАС РФ от 16 августа 1995 г. N ОМ-230 "О перечне международных договоров, в исполнении которых участвуют арбитражные суды России").
Правообладатель должен передать пользователю охраняемую коммерческую информацию. Охраняемая коммерческая информация не является объектом исключительных прав. Представляется, что это понятие нужно трактовать применительно к ст. 139 ГК РФ (об информации, составляющей служебную тайну). Иначе говоря, "охраняемость" означает, что к информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к ее охране. Данная информация имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Упомянутая информация важна для усиления конкурентоспособности товаров, работ, услуг, реализуемых под фирменным наименованием, знаком обслуживания и т.п. правообладателя. В Договоре необходимо подробно описать все элементы передаваемой информации.
Пользователь обязан не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную информацию (ст. 1032 ГК РФ).
Определенные трудности могут возникнуть при рассмотрении следующих частных вопросов, связанных с применением ст. 1027: является ли объектом, передаваемым по договору коммерческой концессии, деловая репутация правообладателя и нет ли противоречия между ст. 150 ГК РФ и ст. 1027 ГК РФ? Противоречия нет. Статья 1027 ГК РФ учла правила ст. 150 ГК РФ о том, что "деловая репутация" относится к правам, не подлежащим передаче. Не случайно о деловой репутации в ст. 1027 ГК РФ говорится не в п. 1 (где речь идет о предоставлении комплекса исключительных прав пользователю), а в п. 2 (где говорится об использовании комплекса исключительных прав, деловой репутации, коммерческого опыта). Заменяет ли договор коммерческой концессии ранее применявшиеся авторский и лицензионные договоры? Нет, не заменяет. Договор коммерческой концессии заключается только в целях предпринимательства, чего нельзя сказать об авторском и лицензионном договорах.
Договор и иные права, обычно передаваемые пользователю
Помимо передачи права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, комплекс прав, передаваемый по Договору, может включать и другие права.
Товарный знак, знак обслуживания. Правовая охрана товарного знака и знака обслуживания установлена Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках). Под понятиями "товарный знак" и "знак обслуживания" (далее - товарный знак) понимаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц (ст. 1 Закона о товарных знаках). Охрана товарного знака предоставляется на основании регистрации. Исключительное право владельца товарного знака подтверждается свидетельством (там же, ст. 3). Регистрация производится Государственным патентным ведомством РФ (далее - Патентное ведомство) (там же, ст. 8). Регистрация товарного знака производится для определенного перечня товаров (услуг), сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (там же, ст. 8). Статья 26 Закона о товарных знаках определяет, что право на использование товарного знака может быть передано по лицензионному договору, который должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Очевидно, что такие же условия должен содержать и Договор в случае уступки пользователю права на торговый знак.
Предоставление права пользования этими объектами регистрируется в Патентном ведомстве (ст. 27 Закона о товарных знаках) в соответствии с Правилами регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака, утвержденными Роспатентом 26 сентября 1995 г.
Право на наименование места происхождения товара не может передаваться. Условие о передаче такого права - ничтожно!
Охрана этого объекта также регулируется Законом о торговых знаках. Понятие "наименование места происхождения товара" означает название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 30 Закона о товарных знаках). Правовая охрана наименования места происхождения возникает с момента регистрации. Согласно ст. 40 Закона о товарных знаках, не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе или в сочетании с такими понятиями, как "род", "тип", "имитация" и т.п. Передача права на использование наименования места происхождения товаров не допускается. Пользователь может самостоятельно зарегистрировать такое же наименование, какое зарегистрировано правообладателем, если стороны находятся в одном и том же географическом объекте (ст. 31 Закона о торговых знаках).
Изобретение, полезная модель, промышленный образец. Охрана права на эти объекты установлена Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1.
Предоставление права пользования этими объектами регистрируется Государственным патентным ведомством РФ (п. 2 ст. 13 Патентного закона РФ) в соответствии с Правилами рассмотрения и регистрации договоров об уступке патента и лицензионных договоров о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, утвержденными Роспатентом 21 апреля 1995 г.
Объекты авторского права. Особенностью объектов авторского права (авторские и смежные права, программа для ЭВМ, база данных, топология интегральной микросхемы и т.п.) является отсутствие необходимости в регистрации соответствующих прав. Не требуется, следовательно, и регистрации перехода этих прав, достаточно лишь соответствующего соглашения между сторонами.
Охрана права на указанные объекты установлена Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
Другие условия, предусматриваемые договором
Договор о передаче комплекса имущественных прав включает следующие условия.
Срок действия Договора. Стороны могут заключить Договор на определенный срок или без указания срока. Если срок определен, то в течение трех лет пользователь имеет преимущественное право заключить Договор с правообладателем на условиях не менее благоприятных, чем условия прекратившегося Договора (ст. 1035 ГК РФ). Правда, если правообладатель все-таки заключит новый договор коммерческой концессии с третьим лицом, то пользователь не сможет оспорить действительность этого договора или перевести на себя права и обязанности пользователя по этому договору. Если правообладатель нарушит преимущественное право пользователя, то последний вправе требовать возмещения убытков.
Если срок не определен, то стороны вправе во всякое время отказаться от Договора, уведомив другую сторону за шесть месяцев, если Договором не предусмотрен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ).
Условие о сроке желательно включить в Договор.
Территория использования объекта исключительных прав. Стороны могут определить территорию использования прав применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности пользователя. Это условие обычно встречается в лицензионных договорах.
Условие о территории нельзя путать с условием о том, что пользователь вправе реализовывать продукцию покупателям (заказчикам), имеющим местожительство на определенной территории.
В соответствии с п. 1 ст. 1033 ГК РФ договором коммерческой концессии может быть предусмотрено обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действия данного договора в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав.
Объем использования прав. Договор должен определять способ, каким используются переданные права.
Исключительность. Сторонам имеет смысл определить, вправе ли правообладатель предоставлять аналогичный комплекс прав для использования на территории, закрепленной за пользователем (п. 1 ст. 1033 ГК РФ). Исключительность использования пользователем комплекса прав может определяться не только территорией, но и сроком или видом деятельности. Например, если пользователь вправе использовать предоставленные права на территории всей страны в течение определенного срока, то правообладатель может быть обязан по Договору не предоставлять третьим лицам аналогичных прав до истечения указанного срока.
В мировой практике различают единичное соглашение о франчайзинге (Unit Franchise Agreement) и соглашение о франчайзинге с управляющим (Master Franchise Agreement). В первом случае предоставляется неисключительная концессия (правообладатель заключает Договор с различными пользователями), а во втором случае - исключительная (правообладатель не может заключать на территории страны пользователя Договор с третьими лицами, а пользователь получает исключительное право предоставлять субконцессии на территории своей страны).
Субконцессия. Стороны договора коммерческой концессии могут предусмотреть право (или обязанность) пользователя разрешать другим лицам (вторичным пользователям) использовать комплекс исключительных прав или его части (ст. 1029 ГК РФ). Если Договором это право пользователя не предусмотрено, то он не может предоставлять субконцессии третьим лицам без согласия правообладателя.
По договору субконцессии пользователь выступает в роли вторичного правообладателя, а другая сторона - в роли вторичного пользователя. Предоставленные на основе субконцессии исключительные права производны от прав, полученных пользователем по основному договору. Их объем не может выходить за пределы прав пользователя (п. 2 ст. 1027 ГК РФ). Превышение этих пределов может рассматриваться как нарушение пользователем его обязанностей по договору концессии.
Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор концессии, на основании которого он заключается. Если договор коммерческой концессии является недействительным, недействительны и заключенные на его основании договоры коммерческой субконцессии.
К договору коммерческой субконцессии применяются правила о коммерческой концессии, в частности, относительно оформления и регистрации договора, а также других прав и обязанностей сторон.
Для того чтобы вторичные пользователи не находились в зависимости от судьбы первичного Договора, законодатель установил, что при досрочном прекращении Договора договор коммерческой субконцессии не прекращается, а права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по Договору) переходят к первичному правообладателю. С другой стороны, пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей (п. 3, 4 ст. 1029 ГК РФ). Указанные нормы диспозитивны, т.е. стороны вправе установить и другие условия.
Обязанности сторон по договору
Стороны могут предусмотреть любые не противоречащие законодательству обязанности, однако некоторые обязанности возлагаются на стороны императивно (ст. 422 ГК РФ). Иначе говоря, Гражданский кодекс РФ устанавливает для сторон по Договору некоторые обязательные условия. Ниже приведен примерный перечень обязанностей сторон, установленных Гражданским кодексом РФ, также приведены некоторые обязанности, обычно устанавливаемые в договорах коммерческой концессии.
Правообладатель по Договору обязан (п. 1 ст. 1031 ГК РФ):
предоставить пользователю комплекс прав;
передать пользователю техническую (чертежи, схемы, описания, инструкции, правила и т.п.) и коммерческую документацию (паспорта объекта, расчеты экономического эффекта, лицензии и т.п.), иную информацию, необходимую пользователю для осуществления предоставленных ему прав;
проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
выдать пользователю предусмотренные Договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке (в соответствии с Законом об охране программ ЭВМ, Законом об охране интегральных микросхем, Патентным законом).
Если иное не предусмотрено Договором, то также (п. 2 ст. 1031 ГК РФ):
обеспечить регистрацию Договора;
оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем на основании Договора. При отсутствии такого контроля пользователь может причинить вред не только интересам третьих лиц (потребителей), но также серьезно подорвать деловую репутацию самого правообладателя.
Часто предусматривается обязанность:
не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, аналогичных данному Договору, для их использования на закрепленной за пользователем территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.
Также правообладатель:
несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) по Договору;
несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции правообладателя.
Договором могут быть предусмотрены и другие права и обязанности сторон.
Ничтожными признаются условия, в силу которых:
правообладатель вправе определять цену продажи товаров пользователем или цену работ (услуг), выполняемых пользователем;
круг покупателей (заказчиков) ограничивается.
Пользователь обязан (ст. 1032 ГК РФ):
уплатить вознаграждение правообладателю;
использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, а также другие права указанным в Договоре образом. Если же Договор предусматривает совместное использование фирменного наименования и коммерческого обозначения, то пользователь не вправе по своему усмотрению пользоваться тем или иным комплексом исключительных прав;
обеспечивать соответствие качества производимой продукции качеству аналогичных товаров, производимых самим правообладателем под своей фирмой, коммерческим обозначением, товарным знаком и т.п.;
соблюдать указания правообладателя по использованию комплекса прав, в том числе указания, касающиеся внешнего (например, установка световых табло, ярких вывесок, цветных изображений товарного знака, коммерческого обозначения и т.п.) и внутреннего оформления (например, применение особых жалюзи, торгового оборудования, стеновых материалов, мозаичного пола с использованием стилизованных форм товарного знака, фирменного наименования и т.п.) коммерческих помещений (торговых, ресторанных, гостиничных и т.п.), используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему Договором прав при использовании им практической предпринимательской деятельности;
оказывать дополнительные услуги (сопутствующие, услуги по доставке, гарантийному обслуживанию, услуг информационных и т.п.), на которые заказчики вправе рассчитывать, приобретая продукцию (работу, услуги) непосредственно у правообладателя. То есть применение фирмы (знака обслуживания, товарного знака и т.п.) по договору коммерческой концессии возлагает на пользователя серьезные дополнительные обязанности перед его контрагентами по различным договорам в области торговли, бытового обслуживания, строительства, перевозок и т.д.;
не разглашать (т.е. не предоставлять информацию не только средствам массовой информации, конкурентам правообладателя но и любым третьим лицам) секреты производства (ноу-хау) правообладателя, а также другую полученную от последнего конфиденциальную коммерческую информацию. Пользователь, исполняя эту обязанность, должен принять исчерпывающие меры, чтобы исключить неконтролируемый доступ к упомянутым объектам комплексам исключительных прав;
информировать всех покупателей (при реализации товаров как оптом, так и в розницу), а также заказчиков (при выполнении работ, оказании услуг по договорам с ними) наиболее очевидным для них образом (например, путем наклейки на все экземпляры товара товарных знаков, коммерческих организаций, путем предоставления заказчикам знаков обслуживания, путем оформления помещений, путем особого выделения этого в рекламных материалах и т.п.) о том, что пользователь при исполнении перед ними обязательств по конкретному договору использует тот или иной объект комплекса исключительных прав, полученный от правообладателя по договору коммерческой концессии;
Договором часто предусматриваются обязанности:
предоставить оговоренное количество субконцессий;
не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие Договора.
Пользователь вправе (ст. 1035 ГК РФ) при надлежащем исполнении своих обязанностей заключить Договор на новый срок на тех же условиях.
Форма и регистрация договора
Заключение договора. Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет его недействительность (ст. 1028 ГК РФ). Договор должен быть заключен путем составления одного документа, подписанного обеими сторонами. Несоблюдение данных правил влечет ничтожность Договора. Договор должен быть зарегистрирован органом, зарегистрировавшим правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то регистрацию осуществляет орган, зарегистрировавший пользователя.
Согласно п. 1 ст. 51 ГК РФ регистрация юридических лиц осуществляется органом юстиции.
Согласно п. 3 ст. 433 Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации. В отношениях с третьими лицами стороны Договора не вправе ссылаться на него до момента регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Незарегистрированный Договор, однако, определенным образом связывает стороны: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме (здесь - в письменной), но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется по решению суда (п. 3 ст. 165 ГК РФ).
В том случае, когда по Договору передается объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством, Договор подлежит также регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). При несоблюдении этого требования Договор считается ничтожным. Под объектами, охраняемыми в соответствии с патентным законодательством, понимаются:
изобретения, полезные модели, промышленные образцы (ст. 1 Патентного закона от 23 сентября 1992 г. N 3517-1);
товарные знаки и знаки обслуживания (обозначения, отличающие товары и услуги одного лица от однородных товаров и услуг другого лица).
Споры, связанные с регистрацией товарного знака и т.п., рассматриваются Высшей патентной палатой (письмо ВАС РФ от 8 декабря 1992 г. N С-13/ОС3-350).
В случае если Договор предусматривает передачу прав, требующую регистрации, правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные Договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке (п. 1 ст. 1031 ГК РФ). Иначе говоря, если правообладатель уклоняется от совершения необходимых для регистрации действий, то пользователь может требовать исполнения этих действий, а при отказе правообладателя - взыскать понесенные убытки.
Изменение и расторжение договора. Договор коммерческой концессии может быть изменен по общему правилу с согласия обеих сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Изменить его в одностороннем порядке можно лишь в случаях существенного нарушения условий данного Договора другой стороной (п. 2 ст. 450 ГК РФ), в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), а также в иных случаях прямо предусмотренных в самом договоре коммерческой концессии либо в законе.
При изменении Договора стороны вправе ссылаться на это изменение в отношениях с третьими лицами лишь с момента регистрации этого изменения, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать об изменении Договора (ст. 1036 ГК РФ). Изменение Договора должно быть оформлено в письменной форме согласно п. 1 ст. 452 ГК РФ.
Досрочное расторжение Договора, заключенного на срок, а также расторжение Договора, заключенного без указания срока, подлежит регистрации в том же порядке (п. 2 ст. 1037 ГК РФ).
Лицензии, необходимые пользователю
Помимо лицензий, предусмотренных Договором, которые правообладатель выдает пользователю в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК РФ, пользователю могут понадобиться и такие лицензии (разрешения), которые он должен оформить самостоятельно в соответствующих органах власти (лицензия на право торговли, лицензия на строительство и т. п.).
Приложение
Примерный договор коммерческой концессии
(франчайзинг)
г. ______________ "______"_________________________200___г.
__________________________________________________________________,
(наименование предприятия-правообладателя)
именуемое в дальнейшем "Правообладатель", в лице
___________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании
__________________________________________________________________,
(устава, положения)
с одной стороны, и
__________________________________________________________________,
(наименование предприятия-пользователя)
именуемое в дальнейшем "Пользователь", в лице
__________________________________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании
__________________________________________________________________,
(устава, положения)
с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Предмет договора
1.1. Согласно настоящему Договору Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение на указанный в договоре срок право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав:
1) право на фирменное наименование и коммерческое обозначение Правообладателя;
2) на охраняемую коммерческую информацию;
3) на товарный знак и знак обслуживания, указанный в _____________________________________________________________;
1.2. Коммерческая информация состоит из _________________________ и определена в приложении N _______ к настоящему Договору.
2. Территория и сфера использования прав
2.1. Пользователь использует принадлежащий Правообладателю комплекс исключительных прав только в сфере ______________________ на _________________________________________________________________ (указать территорию)
3. Обязанности Сторон
3.1. Правообладатель обязан:
1) передать Пользователю техническую и коммерческую документацию, предоставить иную информацию, необходимую Пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по настоящему договору, а также проинструктировать Пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
2) выдать пользователю в следующие сроки: ____________________________________________________________, следующие лицензии: _______________________________________________
3) обеспечить оформление лицензий в установленном порядке;
4) обеспечить регистрацию настоящего договора в установленном порядке;
5) оказывать Пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
6) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Пользователем на основании настоящего договора;
7) не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, аналогичных настоящему договору, для их использования на закрепленной за Пользователем согласно подпункту 2.1 территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.
3.2. С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой Пользователем по настоящему договору, Пользователь обязуется:
1) использовать при осуществлении предусмотренной настоящим договором деятельности фирменное наименование, коммерческое обозначение Правообладателя, иные права следующим образом:
____________________________________________________________;
2) обеспечивать соответствие качества производимых им на основе настоящего договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно Правообладателем;
3) соблюдать инструкции и указания Правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется Правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых Пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
4) оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у Правообладателя;
5) не разглашать секреты производства Правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
6) предоставить в срок _____ на условиях субконцессии указанные в настоящем договоре права следующим лицам: ___________________________________________________________________
7) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу настоящего договора;
8) не конкурировать с Правообладателем на территории, на которую распространяется действие настоящего договора.
4. Вознаграждение и порядок расчетов
4.1. Вознаграждение и пользование комплексом исключительных прав устанавливается Сторонами в виде фиксированных равных периодических платежей.
4.2. Размер одного платежа составляет ______________________ руб.
4.3. Оплата должна производиться каждый месяц не позднее _________ числа путем перечисления денежных средств на счет Правообладателя.
4.4. Первый платеж подлежит уплате в _________________ срок после подписания настоящего Договора.
4.5. В случае просрочки платежа Правополучатель обязан уплатить пеню в размере _____________________ от суммы платежа за каждый день просрочки.
5. Ответственность Правообладателя по требованиям,
предъявляемым к Пользователю
5.1. Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к Пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) Пользователем по настоящему договору.
5.2. По требованиям, предъявляемым к Пользователю как к изготовителю продукции (товаров) Правообладателя, Правообладатель отвечает солидарно с Пользователем.
6. Срок действия Договора и заключение на новый срок
6.1. Настоящий Договор действует с момента его регистрации в государственном органе, осуществившем регистрацию Правообладателя, или в органе в области патентов и товарных знаков по "______" ___________ 200___г. При досрочном расторжении Договор также подлежит регистрации Правообладателем.
6.2. Пользователь, надлежащим образом исполняющий свои обязанности, имеет по истечении срока настоящего договора право на его заключение на новый срок на тех же условиях.
6.3. Правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока настоящего договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал настоящий договор.
6.4. В случае если до истечения трехлетнего срока Правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены Пользователю по настоящему Договору, он будет обязан предложить Пользователю заключить новый договор либо возместить понесенные последним убытки. При заключении нового договора его условия должны быть не менее благоприятны для Пользователя, чем условия настоящего Договора.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания.
7.2. Договор составлен в __________ экземплярах по _______ для каждой Стороны.
7.3. Во всем ином, не урегулированном в настоящем договоре, Стороны будут руководствоваться нормами действующего действующего законодательства Российской Федерации.
7.4. Споры, которые могут возникнуть между Сторонами, подлежат рассмотрению в _______________________________________________ суде.
8. Адреса и банковские реквизиты Сторон:
Правообладатель ______________ Пользователь __________________
Подписи
Печати
О.А. Малышева,
аспирант Саратовского Государственного Университета
им. Н.Г. Чернышевского, кафедра экономической теории
и национальной экономики, специалист по региональной экономике
"Право и экономика", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Договор коммерческой концессии
Автор
О.А. Малышева - аспирант Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского, кафедра экономической теории и национальной экономики, специалист по региональной экономике
Родилась 19 августа 1985 г. в г. Саратове. В 2007 г. окончила с отличием СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
"Право и экономика", 2007, N 11